протопресвитер Василий Бажанов

Глава 5. Об обязанностях христианина в состоянии гражданском

Общие обязанности всех членов гражданского общества

Все обязанности Христианина в отношении гражданском соединяются в любви к Отечеству, которая есть не что иное, как Христианское человеколюбие, обращенное преимущественно к тому гражданскому обществу, среди которого кто родился, получил воспитание, встретил первых благодетелей, вкусил радости общественной жизни, и к которому поэтому привязан многими узами. Сия любовь к Отечеству выражается в живом участии во всех судьбах его и в ревностном действовании ко благу общему как главной цели гражданского соединения. Но так как главная цель сия не может быть достигаема, не может государство наслаждаться благоденствием без внутреннего благоустройства и внешней безопасности; то любить Отечество, значит:

1) Употреблять все способности и силы на пользу его, предпочитать общее благо своему собственному, охотно жертвовать оному своим достоянием и покоем и не ослабевать в своей общеполезной деятельности при всех неблагоприятствующих обстоятельствах, радоваться благоденствию, могуществу и славе Отечества и преимущественно успехам истинного Христианского просвещения, скорбеть о всяком вреде, причиняемом оному и особенно об упадке Религии и нравственности, как верном признаке близкого падения государства, и стараться сколько можно, противодействовать сему злу.

2) Любить и соблюдать порядок, т.е. уважать отечественные законы и постановления и сообразно с ними строго наблюдать свои отношения, уважать права других и действовать ко благу общему на том месте, на котором кто поставлен, совестным исполнением тех обязанностей, которые сопряжены с его званием, и тем менее позволять себе произвола в своих действиях, чем выше проходимое им в обществе звание.

И, наконец, 3) быть всегда готовым, в случае нужды, защищать права своего Отечества вооруженной рукой и за спасение его жертвовать своей жизнью; ибо таково свойство Христианской любви: О сем познахом любовь, говорит возлюбленный Ученик нашего Господа, яко Он по нас душу свою положи; и мы должны есмы по братии, душы полагати (1Ин. 3:16). Больше сея любве никтоже имать, говорит сам Господь наш, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13).

Сии общие всем членам гражданского общества обязанности видоизменяются и получают свою определенность в приложении к известному званию в обществе, и потому от общих обязанностей перейдем к изложению более определённых, каковы суть: Обязанности Государя, обязанности подданных в отношении к Государю, обязанности начальствующих и проч.

Обязанности Государя

Высоко звание Государя; велики и обязанности, сопряжённые с сим званием. Всевышний Правитель мира, облекая Его могуществом и силой, вверяет попечению и руководству Его миллионы людей, братьев его; и потому в отношении к подданным своим Он есть Наместник Божий на земле, орудие всеблагого провидения Его о них. Из сего высокого понятия о царском достоинстве открывается как то, с каким страхом и трепетом Государь должен принимать от Бога сие священнейшее из всех званий на земле, с каким глубоким смирением, с какой ревностью и напряжением всех сил должен проходить его; так из сего же открываются и самые обязанности Его. Как Наместник Божий на земле, подражая Богу и исполняя его волю, Он должен быть истинным отцом своего народа, – должен 1) стараться познавать существенные потребности и нужды его и изыскивать средства и способы к удовлетворению оных;

2) Распространять полезные науки и искусства и другие благодетельные учреждения, поощрять всякое полезное предприятие и постоянно стремиться к той цели, чтобы возвести народ свой на высшую степень могущества и благоденствия;

3) Пещись паче всего о внутреннем благоустройстве и порядке, при котором каждый из Его подданных, исполняя свои обязанности, безопасно и беспрепятственно со стороны других мог бы наслаждаться плодами трудов своих, плодами общеполезной своей деятельности и радостями жизни, и пользоваться принадлежащими ему правами, и для того не только издавать мудрые и ясные постановления и законы, по которым каждый легко мог бы знать и свои права, и свои обязанности, но и строго наблюдать за точным исполнением оных и тем более, чем известнее наклонность человеческой природы к произволу и притеснению слабых от сильных.

4) Не имея возможности сам собой повсюду действовать ко благу общему, повсюду лично наблюдать за исполнением законов, за соблюдением правосудия и собственными силами приводить в исполнение предначертания свои, клонящиеся ко благу общему, Он должен, в отеческом попечении и заботливости о своих подданных, избирать в помощь себе из среды их мудрых и Богобоязненных мужей, которые бы своими советами и точным совестным исполнением воли Его облегчали бремя правления Его и содействовали к удобнейшему достижению блага общего, – и облекая их властью, должен тщательно наблюдать за их действиями, уважать истинные заслуги, награждать усердие и ревность их в прохождении должностей их, и строго взыскивать за злоупотребление вверенной им власти.

5) Издавая законы и требуя от своих подданных беспрекословного повиновения оным, Государь сам должен служить для них примером уважения к оным и, пользуясь неограниченной властью, никак не должен позволять себе произвольных действий и несправедливости в отношении к своим подданным; ибо ничто столько не раздражает народ и не охлаждает его любви и преданности к Престолу, как несправедливость в Государе, от которого все ожидают защиты и покровительства против несправедливости. Правосудие и милость составляют самую крепкую опору и утверждение престола Царского.

6) При употреблении своей власти Он не должен иметь никакой другой цели, кроме блага своих подданных, ни отделять своих выгод от выгод их, более противополагать им; и потому для суетного величия или громкого титла не должен обременять народа своего тяжкими налогами, не предпринимать без крайней нужды войны, всегда разорительной для государства: признание в Нем истинного Отца Отечества должно быть для него вожделеннее и выше всех других наименований.

7) Не будучи обязан никому из людей давать отчета в своих распоряжениях и действиях, Он тем более имеет нужды поверять их с книгой Закона Божия (Втор. 17:18–20) и сколько можно чаще должен поставлять себя пред суд своей совести и вопрошать сего нелицемерного судью: ко благу ли Его подданных клонятся все Его действия и согласны ли они с волей Вышнего, от которого дана ему держава и сила (Прем. 6,3), и который некогда потребует от Него строгий отчет в употреблении дарованной Ему власти (Прем. 6:6).

8) Взирая на себя, как на орудие недремлющего Провидения в отношении к своему народу, Он должен постоянно и неослабно бодрствовать и трудиться над созиданием его благоденствия и крайне остерегаться, как самого опасного врага для блага государства, наклонности к забавам и удовольствиям чувственным и искать высшего удовольствия и радости в том блаженнейшем сознании, что Его жизнь и деятельность посвящена благу его народа.

9) Обладая верховной властью и могуществом, Он должен опасаться надмения и гордости, к чему так склонно человеческое сердце, особенно при действии хитрой лести, и что может ослаблять в Нем любовь к подданным и ревность – трудиться для блага их, и для сего Он часто должен напоминать себе, что по природе Он равен со всеми своими подданными (Прем. 7:1–6), что многие из них, может быть, превосходят Его душевными и телесными силами, что своим возвышением Он обязан благости Всевышнего и что некогда предстанет пред судище Его в равном бессилии с ними.

10) Зная свойство и действия любви, готовой ко всем пожертвованиям, Он должен стараться отеческой заботливостью о своих подданных, живым участием во всех судьбах их, покровительством вдов, сирот и беспомощных и особенно благодетельными распоряжениями и пособиями во дни общественных бедствий приобретать всеобщую любовь и доверенность, дабы тем удобнее можно было соединять все силы государства в одном общем направлении ко благу его.

11) Особенное должен обращать внимание на чистоту нравов и на утверждение истинного благочестия в своем народе, полагая оное в основание его просвещения, могущества и благоденствия, в том сердечном убеждении, что истинным сыном Государя и Отечества, готовым положить за них жизнь свою и свято исполняющим свои обязанности, может быть только тот, кто любит и боится Бога, и в Царе чтит Его Помазанника, – только истинный Христианин. И как глаза всего народа обращены на Государя, который по своему достоинству есть образ и Наместник Божий на земле (Пс. 81:1,6), то Он должен тщательное обращать внимание на то, чтобы не только не послужить камнем претыкания для своих подданных и не подать повода к ослаблению уважения к Религии, но и своим примером, своим уважением ко всему святому поддерживать силу наставлений в Религии, внушаемых Пастырями Церкви, и вообще стараться быть примером Христианского поведения, быть наилучшим супругом, наилучшим отцом семейства и проч. и в постоянной отеческой заботливости о своих подданных стремиться к той высокой и вожделенной цели, чтобы в день всемирного суда и воздаяния иметь дерзновение сказать пред престолом Судии-Сердцеведца: Се аз и дети, ихже дал ми еси Господи!

12) Заботясь о внутреннем благоустройстве своего государства, должен также ограждать и внешнюю безопасность его миролюбивыми сношениями с другими государствами, в случае же необходимости защищать его силой оружия. Но как эта необходимость есть самая жестокая для сердца Царя-Христианина, то Он должен стараться ревностным, сугубым попечением о внутреннем благоустройстве и постоянной готовностью к войне предотвращать все неприязненные нападения и покушения отвне.

И, наконец, 13) сознавая свои недостатки и немощи для надлежащего исполнения великих обязанностей, лежащих на Нем, Он должен постоянно обращаться с молитвой к Богу, испрашивать у Него себе мудрости и силы, призывать благословение Его как на все благие предприятия свои, так и на всех подданных своих. И Св.Церковь Христова, совершая над Царями священное Миропомазание и низводя на них благодать небесную, явно указывает при сем как на высокое достоинство и происхождение Царской Власти, так и на то, откуда Цари постоянно должны заимствовать мудрость и силы для достойного прохождения многотрудного и превышающего силы человеческие служения своего. Прекрасный пример отношения Царя к Богу и к своим подданным представляет в себе Давид.

Обязанности вообще подданных в отношении к Государю

Чтобы Государи, поставляемые Богом для блага народов, при верном и ревностном исполнении высоких своих обязанностей, могли созидать благо своих подданных, для сего необходимо, чтобы и подданные с своей стороны также свято исполняли свои отношения к Государям.

Обязанности, которые подданные должны наблюдать в отношении к своему Государю, суть следующие:

1) Иметь глубокое уважение к Нему, как лицу священному, как Наместнику Божию на земле, возседящему на престоле Господнем (1Пар. 29:23), и признавать в Нем власть Божественную (Рим. 13:2).

2) Питать к Нему в душе своей благодарную сыновнюю любовь, как к Отцу Отечества, неусыпно бодрствующему над созиданием его благоденствия, и отеческим попечением своим объемлющему все нужды и потребности своих подданных.

3) Беспрекословно и охотно повиноваться велениям Его, памятуя изречение Апостола: Противляяйся власти, Божию повелению противляется, и в том сердечном убеждении, что все они должны клониться ко благу общему.

4) Воссылать о здравии и благоденствии Его искренние молитвы к Богу и внушать это и своим детям с самых малых лет их (1Тим. 2:2); и, почитая жизнь Государя драгоценной для блага Отечества, охотно жертвовать за нее своей собственной жизнью.

5) Оказывать уважение и покорность поставляемым от Него властям.

6) Никак не позволять ce6е произносить легкомысленных и дерзких суждений о распоряжениях и действиях Его (2Пет. 2:10,11; Иуд. 8) и чрез то ослаблять в других должное к Нему уважение и доверенность, тем более что им обыкновенно бывают неизвестны истинные причины, почему так, а не иначе действует Государь, объемлющий все нужды и потребности целого народа.

И, наконец, 7) со всей исправностью и точностью платить подати, как вещи для благоустройства Государства необходимые.

Св. Писание ясно и многократно внушает нам сии обязанности:

Воздадите Кесарева Кесареви (Мф.22:21).

Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим. 13:1,2).

Повинитеся всякому человечу начальству Господа ради; аще царю, яко преобладающу; аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем (1Пет. 2:13,14).

Бойся Бога, сыне, и царя, и ни единому же их противися (Притч. 24:21).

Молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех, иже во власти суть; да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом (1Тим. 2:1–3).

Воздадите всем должная; емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; а емуже честь, честь (Рим. 13:7).

При сем должно заметить, что Христианство внушало сии обязанности в отношении к Государям в то время, когда они еще были язычники, и Христиане не переставали свято исполнять оных и среди самых ужасных гонений от них; и, следственно, тем с большим усердием и точностью должны быть выполняемы сии обязанности в отношении к Государям Православным, Помазанникам Божиим.

Обязанности начальствующих

Так как начальствующие избираются в помощь Государю для облегчения тяжкого бремени правления и суть не что иное, как орудия Его Отеческого попечения о благе подданных, орудия Его правосудия и благости; то они должны быть строгими исполнителями священной воли Государя и ревностными споспешниками Ему в созидании блага Отечества, – должны 1) стараться точнее познавать существенные потребности и нужды вверенных попечению их, изыскивать средства и способы к удовлетворению оным, и, открывая то и другое пред Государем, доставлять Ему как можно более случаев проливать отеческую благость свою на своих подданных.

2) Должны обращаться со своими подчиненными, как отцы с детьми, с любовью и кротостью, и стараться всегда бодрствовать над самими собой, дабы в минуты раздражения не причинить им незаслуженного ими чувствительного огорчения, иногда для них убийственного; не требовать от них того, чего они не могут или не должны делать, и тогда только позволять себе строгие меры против них, когда кроткие оказываются недействительными.

3) Должны тщательное обращать внимание на усердие и труды подчиненных своих, отличать, без всякого пристрастия, ревностно трудящихся от нерадивых, поощрять их чрез то к большей общеполезной деятельности и стараться быть для них примером тех добродетелей, которые они хотели бы видеть в них.

4) Те, коим вверены весы правосудия, должны быть глубоко проникнуты той благоговейной мыслью, что они не человеческий суд творят, но Господень, у негоже несть неправды, неже дивления лицу, не приятия мзды (2Пар. 19:6); и потому должны совершать суд справедливый и беспристрастный, без всякого лицеприятия и мздоимства, – должны тщательно стараться узнавать истину, ухищрениями человеческими так часто скрываемую, и, невзирая ни на какие обстоятельства и побуждения, ни на какие обольщения и угрозы, неуклонно держаться оной, памятуя, впрочем, что человеколюбие никогда не перестает быть обязанностью Христианина.

5) Должны стараться избегать как поспешности в суждениях и приговорах, от чего легко могут пострадать невинные, так и отлагательства и замедления в делах, что для подсудимых нередко бывает тяжелее самого наказания.

И, наконец, 6) будучи поставлены выше других и пользуясь преимущественными пред ними правами, начальствующие должны помнить наставление Спасителя: Болей в вас, да будет яко мний, и старий (начальствующий), яко служай (Лк. 22:26) и потому должны отличаться смирением и преимущественной пред другими ревностью ко благу общему и стараться отеческим попечением о благе подчиненных своих питать и поддерживать в них сыновнюю любовь и доверенность к Государю, как к Отцу, вверяющему их, как детей своих, попечению мудрых и добродетельных мужей.

Общее замечание касательно прохождения различных званий в обществе

В состав гражданского общества входит множество различных состояний и званий.Христианская Религия хотя и не дает наставления, в чем именно должны состоять обязанности каждого звания, – они определяются постановлениями и законами гражданскими; но она, однако ж, должна проникать всю жизнь и деятельность Христианина и быть постоянной его руководительницей во всех путях жизни, наставницей во всех встречающихся с ним случаях и обстоятельствах. Внушая нам, что Бог есть чадолюбивейший наш Отец и всемощный Покровитель, и что мы во всем находимся под Его отеческим водительством и управлением, Христианская Религия явно чрез то научает нас смотреть на занимаемое нами в обществе место, как на определение Божие, и стараться исполнять обязанности своего звания верно и по совести, не пред глазами только людей, но в чувстве вездеприсутствия Божия, и не из чаяния земных только выгод, но преимущественно из сыновнего повиновения Отцу небесному и из желания содействовать чрез то благу общему, зависящему от усердного прохождения назначенных каждому должностей. И – проникнутый духом Евангельского учения, Христианин так размышляет о своем звании в обществе: «Бог, над всем владычествующий и всем управляющий, назначил мне сие место в своем царстве, поставил меня в это состояние и возложил на меня сию обязанность; Ему угодно, чтобы я на этом, а не на другом месте, сим, а не другим образом, в этом, а не в другом кругу действовал ко благу общему; Он – Вездесущий – знает, где и к чему каждое творение Его способно и что каждое может выполнять. И так пусть место, занимаемое мной между людьми, будет несравненно ниже, пусть занятия мои сопряжены будут с несравненно большими трудами и пусть труды мои будут оставаться в совершенной неизвестности; я нахожусь и действую там, где Премудрому угодно, чтобы я действовал; я исполняю Его волю. Я нахожусь в служении Ему, – и служить Ему, где бы то ни было и как Ему угодно, есть моя пища, моя честь, мое блаженство». Так размышляет Христианин и так действует – во славу Божию и ко благу общему!


Источник: Об обязанностях христианина. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Рос. акад. наук, 1839. - [4], 221 с.

Комментарии для сайта Cackle