Азбука веры Православная библиотека епископ Виталий (Гречулевич) Размышления о суде над господом Иисусом Христом пред Каиафою и Пилатом


епископ Виталий (Гречулевич)

Размышления о суде над господом Иисусом Христом пред Каиафою и Пилатом

Содержание

Размышление I Размышление II  

 

«Учись и размышляй, брат, – говорит св. Ефрем Сирин, – что такое ты слышишь: безгрешный Бог, Сын Всевышнего, ныне предан на суд, ныне поруган, ныне был поражаем заушениями, бичами биен был, терновый венец носил. Плачь каждый день, благодаря Бога за столь великие и многие страдания, которые понес за тебя Он, кроткий и преблагий Господь ‒дабы слезы твои в день пришествия Его послужили тебе к славе и возвышению пред оным страшным судищем!»1

Размышляя о суде над Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом перед Каиафою и Пилатом, мы, христиане, приходим к тому трогательному и вместе утешительному и спасительному для нас убеждению, что тогда как беззаконные судии для своей погибели совершали ужасное злодеяние вопреки Божеским и человеческим законам, – всеправедный Господь Бог для спасения рода человеческого совершал Такое дело, которое от века было предопределено и должно было совершиться по неисследимым законам Его премудрости, правосудия и благости, как совершилась и вся тайна искупления. Рассмотрим же это событие в духе веры Христовой при свете слова Божия и руководстве св. Церкви с двух указанных сторон:

1) как предопределенное свыше, и 2) как искупительное.

Размышление I

Господь наш Иисус Христос был предан суду и осуждению «по точному предопределению и проразумению Божию» (Деян. 2:23), так что не только приговор, произнесенный Каиафою и Пилатом, еще от века был преднаписан в «главизне книжне судеб Божиих» (Пс. 39:8), но и все, что ни случилось на этом суде, «рука Божия и совет преднарече быти» (Деян. 4:28). Это видно из того, что здесь действительно исполнилось все то, что за несколько веков предызображено было в писаниях пророческих, и на что указывал пророчественно сам Иисус Христос прежде самого события.

Так предсказаны были:

1. Внешние обстоятельства суда над Иисусом Христом, как-то:

а) Подкуп, предательство ученика, разсеяние учеников, отречение одного из них во время самого суда.

Подкуп предсказал пророк Захария, когда с точностью определил и самую цену «цененного от сынов израилевых – тридесять сребренник» (Зах. 11:12).

О предательстве ученика предрек пророк Давид словами: «Ядый со мною хлеб, воздвиже на мя пяту свою» (Пс. 40:10. Ин. 13:18). Указывая на сии слова, сам Господь Иисус Христос, за тайною вечерию, омочив хлеб в солило и подав его предателю, сказал ученикам своим: «Един от вас предаст Мя» (Мф. 26:21).

Разсеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: «Порази пастыря, и расточатся овцы стада» (Зах. 13:7). Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам своим: «Вcе вы соблазнитесь о Мне в ночь сию» (Ин. 13:18–26).

Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах св. псалмопевца: «Удалил ecи от мене друга и искреннего» (Пс. 87:17–19)2.

«Страха ради иудейского, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи»3. И сам Иисус Христос предрек Петру: «Аминь глаголю тебе, яко в сию ночь трижды отвержешися Мене» (Мф. 26:34).

б) Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что «отложенное Израилю чаяние языков – придет тогда, когда оскудеет князь от Иуды» (Быт. 49:32). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнести ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом.

в) Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников. «Вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным?» – взывал царепророк. «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс. 2:1–2). «И поистинне, собрались во граде Иерусалиме на святаго Сына Твоего, Владыко Боже, Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и людьми израилевыми» (Деян. 4:25–27). И сам Иисус Христос тоже предсказал ученикам своим: «Се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» (Мф. 20:18–19).

2. Предсказаны свойства и действия на суде виновников осуждения Иисуса Христа. Так свойства врагов Иисуса Христа, бывших главными виновниками Его осуждения, особенно в разительных чертах изобразил царь-пророк. «Обыдоша мя тельцы – юнцы тучнии одержаша мя. Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя. Врази же мои живут и укрепишася паче мене и умножишася ненавидящии мя без правды» и проч. (Пс. 21:13–14; 37:20–21). Сам Иисус Христос прямо назвал врагов – обвинителей и судей – грешниками: «Приспе конец, прииде час – се предается Сын человеческий в руки грешников» (Мк. 14:41).

Что касается до действий виновников осуждения Иисуса Христа, то вот какие из них указаны были пророками.

Лжесвидетельство на суде синедриона и оболгание перед Пилатом. Так св. псалмопевец сказал: «Воставше на мя свидетели неправедны, яже не ведях, вопрошаху мя» (Пс. 34:11). И в другом месте: «Ищущии злая мне, глаголаху суетная и льстивым (коварствам) поучахуся весь день, – оболгаху мя» (Пс. 37:13, 21)4.

Поругание Христа, именно: ударение в ланиту, заушение, заплевание, бичевание. Ударение в ланиту предвидел пророк Иеремия и сказал: «Подаешь ланиту свою бьющему, насытится укоризна» (Плч. 3:30). Заушение и заплевание предсказал пророк Исаия, говоря от лица Мессии: «Вдах ланиты мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний. Положих лице свое аки твердый камень» (Ис. 50:6–7). И псалмопевец: «Покры срамота лице мое» (Пс. 68:8). О бичевании предсказал Исаия: «Плещи моя вдах на раны» (Ис. 50:6), и Давид: «Аз на раны готов и болезнь моя предо мною есть выну» (Пс. 37:18). «Нa хребте моем делаша грешницы»5 (Пс. 128:3). «Бых язвен весь день» (Пс. 72:14. сн, Иов. 16:11–14). А вот о том же и слова самого Спасителя: «Сын человеческий предан будет архиереями и книжниками и предадут Его языком на поругание и биение, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его» (Мк. 10:33–34. Мф. 20:18–19).

Буйные вопли беззаконных обвинителей Иисуса Христа. Вот как пророки о них заявляли от лица Мессии: «Бысть Мне достояние Мое (народ избранный) яко лев в дубраве, даде противу Мене глас свой» (Иер. 12:8). «Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй» (Пс. 21:14). «Дом израилев, ждах, да сотворит суд, сотвори же беззаконие и не правду, но вопль» (Ис. 5:7)6!

Предпочтение Христу разбойника Варравы. Это предвозвестил пророк Иеремия в следующих словах: «Два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2:13). Такой смысл в них находит св. Церковь, когда говорит, что «источник воды животные», которого отвергнулся Израиль, есть Господь Иисус, а «кладенец сокрушенный» – Варавва, которого они избрали и отпустили7.

Недопущение на суде защиты Иисуса Христа. «Во смирении суд Его взятся» (Ис. 53:8). «Пророк сказал это, – по словам св. Златоуста, – показывая несправедливость суда над Иисусом Христом, т. е., что на оном суде никто не явил себя защитником Праведника8». «Поношение чаяше душа моя и страсть, – пророчески вопиял Давид, – и ждах соскорбящего и не бе, и утешающих и не обретох» (Пс. 68:21)!

Осуждение Иисуса Христа на смерть. «Во смирении суд Его взятся... яко вземлется от земли живот Его, – ведеся на смерть» (Ис. 53:8)! Так предвозвестил пророк Исаия. «Предан будет Сын человеческий, – говорил Сам о Себе Иисус Христос, – и осудят Его на смерть» (Мк. 10:33)!

3) Предызображены были и свойства и действия судимого Господа Иисуса Христа, показывающие, что Он был осужден совершенно несправедливо. Так например – Христос изображается в пророчествах, как благодетель, оклеветанный людьми неблагодарными, терпящий зло за добро... «Воздающии Ми злая возблагая, зане гонях благостыню (Пс. 37:21), – терпящии Бога ради: Боже Израилев! Тебе ради потерпех поношение» (Пс. 68:7–8)!

Предречено было и Его дивное молчание на суде, и дерзновенное глаголание истины. Молчание: «И той зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих (Ис. 53:7). И наказание Господне отверзает уши Мои. Аз не не противляхся ни противуглаголю» (Ис. 50: 5). «Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих, и не имый во устех Своих обличения» (Пс. 37:14–15). И дерзновенное глаголание: «Господь, Господь дает мне язык научения, егда подобает рещи слово. Кто пряйся со Мною? Да сопротивустанет Мне купно: и кто судяйся со Мною? Да приближится ко Мне»9 (Ис. 50:48).

Предызображены Его совершенная невинность и вместе искупительное принятие на Себя тяжкой виновности. Невинность: «Яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (Ис. 53:9). И вместе искупительная виновность: у пророка Давида тоже самое лицо, которое говорит, что преследовавшие его враги оболгали его за то, что оно постоянно следовало добру, вопиет: «Беззакония моя превзыдоша главу мою яко бремя тяжкое отяготеша на мне» (Псал. 37:5)10. Подобным образом и Исаия говорит, что сие лице ради беззакония людей «ведеся на смерть» (Ис. 53:8), и что, следственно, осуждение Его, Христа, имело быть искупительное.

Размышление II

Искупительную силу и значение суда и осуждения, которому благоволил подвергнуться Господь наш Иисус Христос можно видеть:

1) Из прямого отношения этого суда к суду Божию над первыми преступниками прародителями падшего рода человеческого.

2) Из учения св. Церкви, которая в различных обстоятельствах суда над Иисусом Христом находит таинственный смысл, указывая, как во всех внешних действиях выражалось здесь совершение дела искупления11.

1. В самом деле, если сравним суд Божий над падшими человеками с этим судом человеков над Восстановителем падшего рода человеческого, Сыном Божиим, то найдем ближайшее, так сказать, мздовоздаятельное соотношение между первым и последним.

И прежде всего,

а) что были за причины, по которым прародители наши оказались виновными, a Иисус Христос обвиненным?

И там и здесь главной причиной была зависть. «Завистью диаволею смерть вниде в мир», – говорит премудрый (Прем. 2:24). Не позавидуй диавол блаженству человека, – он не стал бы и искушать его в раю, – и наши прародители не оказались бы виновными. По зависти предан был и Иисус Христос. «Видяши Пилат, – по свидетельству евангелиста, – яко зависти ради предаша Его» (Мф. 27:18) Иисуса Христа иудеи, – те, которым сам Господь сказал некогда: «Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони» (Ин. 8:49).

A затем, – и там и здесь, влекли невинных в погибель коварство, ложь и клевета.

Сколько коварства было в лукавых словах древнего змия «что яко рече Бог: да не ясте» (Быт. 3:1)! – Мало ли коварства было и в словах иудеев, предуготовлявших, так сказать, осуждение Иисуса Христа «Рцы нам: что Tи ся мнит? Достойно ли есть дати кинсон?» и т. п (Мф. 22:15–18. сн. 26, 4); и на самом суде «аще Ты ecи Христос, Сын Божий» (Мф. 26:63)?

Гнусная ложь слышалась в словах змия «не смертию умрете» и проч. Не менее гнусная ложь высказывалась и в лжесвидетельстве иудеев на суде Каиафы (Быт. 3:4. Мф. 26:59).

Черная клевета на Бога слышна в словах диавола «ведяше бо Бог». А сколько самой черной клеветы высказано было иудеями на Господа Иисуса Христа в обвинениях Его перед Пилатом (Быт. 3:5. Лк. 23:2) и проч.

б) Далее, чем сделался виновен падший человек, и в чем обвинен Иисус Христос? Сущность вины наших прародителей, нарушивших заповедь Божию, состояла в том, что они возжелали быть яко бози ведяще добро и лукавое, присвоить себе царственную власть над самими собою и действовать по своей воле, а не по воле Божией (Быт. 3:5). И Спаситель обвинен был, хотя и не был виновен, в присвоении себе звания Сына Божия равного Богу (Ин. 19:7), – «тогда как Он не восхищением непщева быти равен Богу» (Флп. 2:6), ‒обвинен в возмущении против власти и посягательстве на царское достоинство (Лк. 23:2) тогда – как то и другое обвинение была одна клевета!

в) Обратим теперь внимание на свойства и действия на суде лиц подсудимых.

Виновные прародители, позванные на суд Божий обнаруживают на нем все признаки греховности: рабский страх, лукавство и т. п. (Быт. 3:10, 12, 13). Обвиняемого на суде человеческом Иисуса Христа даже виновники Его осуждения – сам игемон Пилат, даже предатель Иуда (Мф. 27:4, 24), признают невинным праведником...

Виновные прародители на суде молчат, когда бы нужно было говорить на слова Господа «Где еси» и исповедать грех свой, и говорят, где лучше было бы им молчать – когда лукаво оправдывают себя и тем еще более увеличивают вину свою (Быт. 3:29 и след.). Обвиняемый на суде Иисус Христос «говорит егдa подобало рещи слово» (Ис. 50:4), когда нужно было исповедать истину или обнаружить заблуждение, ослепление, врагов Его; и молчит, когда требовалось явить свою невинность и без всякого оправдания очевидную.

г) Посмотрим на участь, какой подсудимые подверглись на суде.

Господь Судия обрекает праматерь на болезни чадорождения и праотца на пожатие терния и волчцев от той земли, которую должен возделывать в поте лица (Быт. 3:16–19). Иисус Христос на суде отдает плещи свои на болезненные раны и, после кровавого пота (Лк. 22:44), венчается тернием, выращенным землею проклятою в делах человека!

Осужденных праотцов Господь Судия облек в кожаные ризы. Это с одной стороны видимый знак поругания за грех, так как они заменили собой райскую одежду невинности, а с другой – остаток царственного их величия так-как кожаная риза некоторая дань со зверей, созданных на службу человека – царя (Быт. 3:21). И, когда, таким образом, вместо райской одежды невинности наши прародители облеклись в одежды кожаные, Бог сказал: «Се Адам бысть яко един от нас – яко Бог еже разумети доброе и лукавое» (ст. 22)! И Господь наш, Искупитель облечен был на суде в ризу багряную – одежду поругания, а вместе и таинственное знамение царственного Его величия. И когда в таком виде, в такой багрянице, изъязвленный, венчанный тернием, Он представлен был народу, – Пилат воскликнул: «Се человек (яко един от нас)! Се Царь ваш» (Ин. 19:5, 14)!

Осужденные прародители осуждены были на смерть (ст. 19). И на Иисуса Христа изречен был приговор: «Повинен смерти, должен есть умрети» (Мф. 26:66. Ин. 19:7).

Враг первозданных, вовлекший их в бездну виновности, поражен был от праведного Судии проклятием (Быт. 3:14). «Проклятие на себя и на свое семя или потомство изрекли и распинатели Иисуса Христа: «Кровь Его, – кричали они, – на нас и на чадах наших» (Мф. 27: 25)!

Но милосерд Господь и в самом действии правосудия: возвестив бедствия, Он, в тоже время, и утешил их надеждой на избавление: «Той, обетованный Сын Девы, сотрет главу змия» (Быт. 3:15). Иисус Христос терпел суд, страдания и уничижение; но в тоже время и указывал на грядущую славу свою, на свою власть судить мир: «Отсели, узрите Сына человеческого седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных» (Мф. 26:64). Видно было, что здесь-то, при Его суде и осуждении сбывается обетование, дарованное праотцам на самом суде их!

Нет сомнения, что такое разительное соотношение между судом Божиим над первыми человеками и судом человеческим над Адамом вторым совершенно согласно с той мыслью, что этот последний суд есть суд искупительный.

2. Искупительность суда, совершившегося над Иисусом Христом ясно можем видеть по указанию св. Церкви Христовой: а) в различных принадлежностях этого суда, – в орудиях тех страданий, которым Господь Иисус благоволил подвергнуться на нем, и б) в некоторых обстоятельствах сопровождавших суд.

а) Св. Церковь не только вообще учит, что Христос благоволил подвергнуть Себя суду и осуждению, чтобы нас избавить от осуждения за преслушание, но и дает особенное значение всем тем истязаниям, какие Господь претерпел от врагов, осудивших Его на смерть, так что и узы Христовы, и ударение Господа в ланиту, и оплевание Его, бесчестие, покрытие лица, заушение, разоблачение, венчание тернием, облачение в багряницу, вручение Ему трости, и т. п.,– в священных песнопениях Церкви выражает символическое значение страданий Спасителя.

Иисус Христос Сын Божий послушлив быв Отцу (Флп. 2:8), судится и осуждается для того единственно, чтобы избавить Адама и его потомство от осуждения за преслушание. Эта мысль выражена в следующих песнях церковных: «Невидимый Судия во плоти како виден был ecи? И идеши от мужей беззаконных убиен быти, наше осуждение осуждаяй страстию Твоею!»12 «Судии неправедному еврейскою злобою предан быв Всевидец, и всей праведне судяй земли, Адама древнего избавил еси осуждения!»13 «Осуди древле во Едеме преслушание, но волею судим бысть, преступльшему разрешая прегрешения, пребожественный отцев Бог и препрославлен»14.

Иисус Христос был связан – для того, чтобы нас разрешить от уз греховных и от клятвы, а врага диавола связать узами. Эта мысль высказана в следующих церковных песнях: «Да отпустиши мя от уз греховных, Человеколюбче, Твоею волею связан был еси»15. «Разрешаеши мя от уз летных, в лето безлетный быв»16. «Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится. Неосязаемый удерживается: вяжется Разрешаяй Адама от клятвы»17. «Разрешается от уз греховных человечество, Тебе, Слове, плотию связану бывшу»18 – «Связан быв волею, гордого узам нерешимым отслал еси, Владыко19», – «Вечными узами связуя, Спасе, врага отступника20; и связуется мучитель яко птица от всех верных поругаем»21.

Иисус Христос претерпел ударение в ланиту от раба, чтобы нас освободить от рабства диавола: «Предстал еси судии, судим неправедно, Судяй праведно всей земли, и претерпел еси ударение в ланиту, свободити мя хотя, порабощенного, Господи, лукавому миродержцу»22.

Иисус Христос понес оплевание и бесчестие, чтобы нас почтить обесчестившихся: «Всякия чести пребольший обесчеститися претерпел еси, яко да мя, зле обесчестившегося почтиши, Человеколюбче»23.

Иисусу Христу покрывается лице – для очищения греха Адама, преступившего видением, – «во отъятие падения, еже подъят Адам, украден быв, видения ради24», а в отношении к врагам Его, – как бы во исполнение слов самого Бога: «Скрыю лице Мое от них» (Втор. гл. 32, сн. 2Кор. гл. 3).

Иисус Христос заушается, чтобы «заушить» злобу древнего змия и избавить нас от его лести: «Ядовитую заушил еси змия злобу, заушен быв»25. «Заушения претерпел еси, Долготерпеливе, и уничижения, хотя всех избавити лестца, едине Жизнодавче»26. Иисус Христос разоблачается (в претории), чтобы нас, обнаженных облечь в одежду нетления, и обнаружить вражии коварства: «Да облечеши мя одеждою, Слове, нетления, обнажился еси волею»27. «Одеждою нетления обнаженный ны облещи возжелав, совлеклся еси, – обнажил еси, вражии, Христе, коварства»28.

Иисус Христос венчается тернием – для того, чтобы с одной стороны искоренить терние Адамова преслушания и проклятия, и насадить в нас семена богоразумия, с другой ‒чтобы искоренить в самом естестве нашем терние страстей, – и, наконец, чтобы потребить царство лукавого.

Первая мысль выражена в следующих церковных песнях: «Из корене, Христе, прозябл еси Иессеова, воплощаем, и искоренявши израстшее терние Адамова, преступления, венец посяй тернов!»29 «Венча тернием Тя, Царю бессмертне, собор законопреступный, из корени изсецающа прелести терние»!30 «Венцем от терния исплетенным, увязлся еси поруганно, Царю всех, запрещение, Спасе, терновного греха истерзал31, и разрешая древнее проклятие»32. «Стояше судим, Человеколюбче, иже судити хотяя всем: венцем же терновым увязлся еси хотительне, Спасе, своею волею, преслушания, Христе, терния, из корене истерзал, всем же насаждая Твоего благоутробия познание»33. «Тебе тернием, Царю, людие законопреступши венчавают, славою венчавшегo человека, и преслушания Адамова терние искоренившего, Христе, и насадившего всем богоразумия прозябение»34.

Вторая мысль высказана так: «Венчался еси, Долготерпеливе, тернием, посекая страстей терние»35. «Тернием венчався иже венчавый цветы всю землю, страстей моих терние из корене сечеши, Слове, и насаждавши во мне Твой разум». «Славы Ты, Господь еси, иже славою венчавый человека, тернием венчался еси, яко да терноносное естество наше сотвориши плодоносно, Садителю божественных деяний»36.

Вот выражение и третьей мысли: «Досаждение претерпел еси, Спасе, тернием, Царь, волею, Христе Боже, венчаваем». «Венцом терновным увязлся еси, якоже Царь царствующих Христе, лукавого потребляя царствия, на спасение нас поющих, Избавителю Боже, благословен еси»37.

Иисус Христос облекается в багряницу – яко Победитель диавола и Искупитель, прикрывающий грехи человеческие, и восприемлющий царство мира. «Когда, – говорит св. Афанасий Великий, – совлекали с Господа одежды и облекали Его в багряницу, то через это самое невидимо воздвигался трофей над диаволом. Чудо новое и неимоверное, знамение величайшей победы! Кого в посмеяние и поругание били и облекали в триумфальные украшения, багряную ризу и венец терновый, Тот посему самому, облеченный такого рода одеждою, шел на смерть, для того чтобы явить, что Он одержал победу, и не тщетно, но ради нашего спасения, яко Искупитель!»38 «Своею багряницею, – замечает блаженный Иероним, – Он прикрывает кровавые дела язычников»39. «Через багряную ризу, – прибавляет св. Кирилл Александрийский, – как бы ознаменовалось, что Христос посредством веры восприимет царство мира»40.

Иисус Христос приял в руки трость, чтобы написать нас в книге живота, и укрепить своей божественной силой нашу слабость, которой символ – трость, а с другой стороны, – для того, чтобы написать святотатство иудеев и сокрушить врагов своих:

«Рукама Твоима трость прием, – воспевает Церковь, – в горней книге написал еси всех нас, в Тя веровавших»41.

«Трость приемлет Христос в руки, – говорит св. Амвросий, – для того, чтобы слабость человеческая уже не колебалась, подобно трости, ветром колеблемой, но, подкрепленная делами Христовыми, была бы тверда, или, по сказанию св. Марка, тростию били Его по голове, – для того, чтобы от сильнейшего соприкосновения нашего состава (изображаемого тростию) к Божеству, не мог он уже поколебаться»42.

«Трость держал Христос в руке, – по словам блаженного Иеронима, – для того, чтобы написать святотатство иудеев»43.

«В десную Мою руку, – говорит сам Господь устами своей Церкви, – вдаша трость, да сокрушу их, врагов, яко сосуды скудельничи»44.

б) Особенное значение св. отцы видели и в некоторых обстоятельствах сопровождавших суд над Иисусом Христом. Так:

В участии иудеев и язычников в этом суде они видели указание на то, что оправдание, приобретенное Христом через Его осуждение, имело принадлежать как иудеям, так и язычникам. Это мысль св. Златоуста45. В примирении Пилата и Ирода по случаю предоставления ими друг другу права суда над Иисусом Христом св. отцы видели знамение того, что вследствие осуждения и крестных страданий Иисуса Христа, имеют примириться два враждовавшие народы, которых представителями были здесь Пилат и Ирод. «Христос, – говорит св. Амвросий, – как бы знаменуя, что имеет примирить крестом два народа, иудейский и языческий, убив вражду в Себе самом, благоволил показать это даже через примирение, последовавшее по случаю суда над Господом»46.

В беззаконном раздрании Каиафою первосвященнической одежды – видели конец ветхозаветному первосвященству перед лицом великого Архиерея, по чину Мелхиседекову. «Каиафа, – рассуждал св. Лев Великий, – для усиления ненависти к ответу Иисуса Христа, растерзал ризы своя, и, не разумея, что он выражал этим безумием, лишил себя, таким образом, первосвященнического сана. Где ум души твоей, Каиафа? Где пояс воздержания? Где нагрудник добродетели? Ты сам себя разоблачил от таинственного и священного одеяния и собственными руками беззаконно разорвал архиерейские ризы. Когда уже отчуждался от тебя этот сан, ты сам сделался обличителем своего позора, и вместе обнаружил кончину древнего постановления»47.

Наконец, в предпочтении Иисусу Христу Варравы иудеями, «единонравными48» сему последнему, – св. отцы и учители Церкви видели некоторое предзнаменование того, что и перед кончиной мира неверные иудеи вместо Христа изберут антихриста. Так рассуждали бл. Иероним и св. Амвросий. «Имя Варравы, – говорит св. Амвросий, – значит: сын отца... И его-то избирают те, которым сказано «отца вашего диавола есте», избирают сына своего отца, вместо истинного Сына Божия; и тем предобразуют, что и перед кончиной изберут вместо Христа антихриста»49.

Изъяснив таинственный смысл некоторых принадлежностей суда над Господом Иисусом Христом, блаж. Иероним делает такое заключение: «Подобно тому, как Каиафа сказал, что одному надлежало умереть за всех, не ведая, что говорил, – и они, все вообще соучастники в осуждении Спасителя, «что бы ни делали, хотя и с другим намерением делали, однако же нам верующим представили нечто таинственное»50.

Подобным образом, и мы, показав значение суда над Господом Иисусом Христом, можем сделать из сказанного справедливое заключение, что, действительно, тогда как виновники осуждения Иисуса Христа, прикрываясь личиной законности, на самом деле допускали беззаконие за беззаконием, – они же, сами не ведая, творили то, что должно было совершиться и совершилось по премудрым законами благодати Божией, от вечности предопределившей даровать оправдание грешному человеку, через осуждение единого Всеправедного!

Протоиерей Василий Гречулевич

Дозволено цензурой С.-Петербург, 9 марта 1867 г.

Извлечено из духовного журнала «Странник» за Апрель, 1867 г.

* * *

1

Св. Ефр. Сир. Орр. tom. 8, pag. 240 , 8.

2

О сем пророчественном месте, а равно и о всех последующих местах, на которые указываем здесь, довольно заметить, что все они взяты из чтений (Часов и Паремий) во св. вел. пяток, и, следовательно, самой Церковью прилагаются к Иисусу Христу.

3

Постн. триодь, в пят. на 3 часе, в. четв. на повеч. п. 5, тр. 5.

4

S. Augustin, tract, in joh. 114.

5

Делаша евр. «харешу» выражает собственно биение кузнецов молотом по наковальне или еще значит избороздить землю оранием: таково было бичевание!

6

S. Нiеrоnym. in h. 1.

7

Вел. пят. на блаж ст. 4. Снес. Деян. 3:14. К месту припомнить здесь и прообразовательный закон о двух жертвенных козлах, из которых одного, как бы обремененного исповеданными на нем беззакониями сынов израилевых, надлежало отпускать в пустыню, a другого приносить во всесожжение за грехи людей. И отпустивший козла измывал себя водой... (Лев. 16:5–26, Мф. 27:20–25).

8

Злат. рассужд. прот. иуд. и яз. о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Хр. чт. ч. 47.

9

См. часы и паремии в великий пяток.

10

S. Augustin, tract, in Iohan. 114.

11

Признавая суд над Иисусом Христом «искупительным», мы не думаем через это утверждать, что наше искупление совершилось единственно или даже главным образом через суд над Иисусом Христом: сила нашего искупления, по учению апостольскому, – в крестной смерти Иисуса Христа. А суд, совершенный над Ним, имеет искупительную силу и значение потому самому, что он есть непосредственное предуготовление, и даже начало самых крестных страданий Спасителя. Посему-то, если бы надлежало вполне показать значение рассматриваемого события в догматическом отношении, то мы должны были бы взять его в связи с другими важнейшими истинами христианского вероучения. Здесь же мы ограничились той лишь стороной его, с которой оно может быть рассматриваемо отдельно.

12

Постн. триодь: Вел. понед. утр., по 2 стихослов.

13

Октоих гл. 3, ед. кан. п. 5, р. 1.

14

Гл. 2, нед. кан. п. 7, тр. 1.

15

Окт. гл. 4, пят. кан. п. 4, тр. 1

16

Там же п. 8, тр. 1.

17

Вел. пят. на Госп. воззв., и ныне

18

Окт. гл. 8. сред., кан. п. 6, тр. 2

19

Гл. 4, пят. кан. п. 8, тр. 1.

20

Гл. 5, сред. кан. п. 8 тр. 2

21

Гл. 8, сред. кан. п. 6, тр. 2.

22

Гл. 4, пят. кан. п. 3, тр. 2

23

Октоих, гл. 4, сред., кан. п. 6, тр. 1.

24

Гл. 6, вторн., на Госп. воззв. ст. 2.

25

Гл, 6, сред. кан. п. 7, тр. 1.

26

Гл. 6, четв, на Госп. воззв., ст. 2.

27

Гл 5 сред., кан, п, 7, тр. 2.

28

Гл. 8, пят. кан. п. 5, тр. 1.

29

Гл. 8, сред. кан. п. 8, тр. 1.

30

Гл. 5, сред., кан. п. 7, тр. 1– п, 9 тр. 2

31

Гл. 8, четв. веч., на Госп. воззв. ст. 2.

32

S. Hieronym in Malth. 27.

33

Октоих гл. 4, пят. кан. п.9, тр. 1.

34

Октоих гл. 7, средю, кан. Богород., п. 3, тр. 2.

35

Гл. 6, сред., кан. п. 6, р. 1.

36

Гл. 2, пят., кан. п. 5, 1. Гл. 1, сред., кан. п. 1, тр. 2.

37

Гл. 6, пят. кан. п. 7, тр. 2. Гл. 5, сред., п. 6. тр. 2.

38

S. Athanus. M., serm. de cruse et passione.

39

S. Hieronym in Malth. 27.

40

S. Cyrill 46. XII in Juhan.

41

Октоих., гл. 3, четв. веч., на Госп. воззв. ст. 2.

42

S. Ambros. in Luc. cap. 22.

43

S. Hieronym. loco cit.

44

Вел. пят. на хвал., слав.

45

Ноmil. in Joh. 84.

46

S. Ambros. in Luc. c. 22.

47

Избр. размышления на страдания Господ. Хр. чт. 1845 г. ч. 2.

48

S. Crysost. Homil. in Joh 84.

49

S. Ambros. in Luc. c. 22.

50

S. Hieronym in Matth. XXVII.


Источник: Размышления о суде над господом Иисусом Христом пред Каиафою и Пилатом / [Прот. Василий Гречулевич]. - [Санкт-Петербург], ценз. 1867. - 16 с.

Вам может быть интересно:

1. Собрание слов и речей. Том 5 архиепископ Арсений (Брянцев)

2. Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке. Часть II епископ Виталий (Гречулевич)

3. Старец Алфей. Народное предание в стихах архимандрит Пимен (Благово́)

4. Самовоспитание и его средства архиепископ Алексий (Дородницын)

5. Слова и речи протопресвитер Василий Бажанов

6. Слова и речи. Часть 2 архиепископ Феофан (Прокопович)

7. Бремя епископа. Слово, сказанное в Гелатском соборе при архиерейской хиротонии святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

8. О цветах Божьего сада архиепископ Варфоломей (Ремов)

9. Слово истины епископ Виссарион (Нечаев)

10. Духовное завещание архиепископ Антоний (Амфитеатров)

Комментарии для сайта Cackle