Приложение. Владимир Малышев. Рукопись протопопа Аввакума
В Библиотеке Академии наук в особом шкафу, рядом с уникальными произведениями древнерусской литературы, стоит небольшая рукописная книжка в деревянном переплете, обшитом темной оленьей замшей. Больше половины книги исписано одним мелким твердым, уверенным скорописным почерком. Весь вид рукописи, запятнанной и потертой, наглядно говорит о том, что она прошла долгий путь, побывала во многих руках.
Что же это за книга и почему она так бережно хранится учеными? Это – автограф знаменитого «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного», одна из первых в русской литературе художественных автобиографий, «жемчужина древнерусской литературы», по определению А.М. Горького.
Почти никому неизвестно, где и когда была найдена рукопись Аввакума. А между тем история того, как она была обнаружена и приобретена, представляет большой интерес.
В 1912 году в Петербурге, на Тамбовской улице, в доме старообрядца Пылина помещались молельня и контора по регистрации браков. Со всех концов России приезжали сюда представители «старой веры». Многие из них приносили с собой старинные рукописи и свитки.
Однажды, перебирая рукописные материалы старика Пылина, секретарь конторы Н.И. Визгунов наткнулся на рукописный сборник XVII в., который показался ему интересным. О своей находке он рассказал любителю старины Ф.А. Каликину. А этот в свою очередь сообщил о ней известному археографу В.Г. Дружинину, владельцу большого собрания древних рукописей. Ученый приобрел рукопись за 60 рублей. Никто из этих трех лиц тогда не знал, какую ценность для науки они держали в руках.
Возможно, что рукопись так и осталась бы на полке у Дружинина безвестной, если бы не помогла вышедшая в том же 1912 году книга Я.Л. Барскова «Писания русских старообрядцев» (СПб., 1912). Рассматривая как-то опубликованные в этой книге снимки с подлинных писем Аввакума, ученый-археограф обнаружил большое сходство почерка их с приобретенной рукописью. Неужели это автограф «Жития» Аввакума? Он стал сверять внимательно почерк, букву за буквой. Призванные на помощь крупнейшие знатоки рукописей подтвердили правильность предположения.
Интересно отметить, что в 1914 г. старообрядцы московской Рогожской общины, почитавшие Аввакума своим святым, узнав из печати об автографе его «Жития», направили к Дружинину целую депутацию и предложили за рукопись 30 тысяч рублей золотом. Но ученый отказал им, не желая, чтобы рукопись Аввакума использовалась не в научных целях. От В.Г. Дружинина сборник поступил в Академию наук, а отсюда со всем его собранием – в Библиотеку Академии наук.
В настоящее время «Житие» переведено на многие западноевропейские языки, вошло во все вузовские хрестоматии по древнерусской литературе.
Журнал «Нева», 1957 г., № 3. С. 220–221.