Источник

В. Новый завет

§ 22. Божия Матерь

Пророк Исаия говорит, что Спаситель имеет родиться от святой Девы. Так и сбылось: в городе Назарете жила одна святая Дева, дочь престарелых праведных Иоакима и Анны8. Ее с трех лет привели во храм Иерусалимский для воспитания и образования, где Она и пробыла до 149. Ее звали Мариею. Она была после того в Назарете уже сирота; Ей было 14 лет; в Назарете она любила читать святые книги Моисея и пророков. Во время чтения книги пророка Исаии, Она увидела пред собою Ангела, который и объявил ей, что предсказанное у пророка Исаии сбудется над Нею; Она – Дева – родит Спасителя10 миру по наитию на нее Духа Святаго. Дева Мария сказала Ангелу: "я раба Господня, пусть будет по слову твоему». Это было 25-го марта. Это событие называется Благовещением.

Можно выучить при этом молитву: «Богородице Дево».

§ 23. Рождество Христово (25 декабря)

Чрез девять месяцев после Благовещения, Пресвятая Дева родила Спасителя нашего по пророчеству Михея в городе Иудейском Вифлееме и притом, за теснотою помещения в городе из-за множества собравшегося в Вифлеем народа, родила не в доме, а в пещере, куда загоняли на ночь или от дневного жару скот, и положила Христа в ясли. Об этом Рождестве Спасителя тотчас воспели на небе Ангелы11; сообщено ими же тотчас и пастухам, бывшим вблизи этой пещеры.

Пастухи, услышавши на небе неслыханное пение и Ангелов над собою, пошли по указанию Ангелов и нашли там в яслях спеленатым Божественного Младенца и поклонились Ему, как Спасителю нашему и Богу.

Христос в 5508 году от сотворения мира во плоти родился согласно с писанием пророков.

§ 24. Сретение Господне (2 Февраля)

В сороковой день по Рождестве Христа Его по закону принесли в храм для представления Его Господу и для принесения благодарственной жертвы Богу. По бедности Божия Матерь могла принести в храм только двух голубей.

Лишь только внесли сорокадневного Младенца Христа в храм, как Его встретил и принял на свои руки праведный старец Симеон, которому Господь судил и открыл умереть не раньше, когда он своими глазами увидит Спасителя. Симеон увидел Его; принял на руки: прославил Его; предсказал скорби Божией Матери из-за ее святого Сына и с радостию ожидал себе смерти, утешаясь что Господь Спаситель спасет кающихся грешников.

Божественный Младенец вскоре после этого, принявши поклонение от мудрецов, пришедших из дальней страны, удалился сначала в Египет от злости Ирода, царя Иудейского, а потом возвратился в Галилейский город Назарет, где и провел время до 30-ти лет в послушании у своей матери Марии и Иосифа.

§ 25. Крещение Господне (6 Января)12

До тридцати лет Христос не вступал в общественное служение. С 30-ти лет у евреев дозволялось еврею иметь общественную должность: поэтому-то Христос и явился на берег Иордана, где уже проповедал об нем недавно начавший проповедь Иоанн Предтеча, и уже крестил людей, готовя их ко Христу.

Христос Спаситель и Сам от Иоанна Предтечи крестился в Иордане. Когда Христос выходил из воды, вдруг раскрылись небеса и Дух Божий в виде голубя сошел на Него, и слышан был с неба от Бога Отца голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение.» Праздник этот называется Крещением Господним или праздником Богоявления, потому что во время крещения явилась вся Святая Троица: Бог Отец с неба говорил; Сын Божий крестился; Дух Святый сошел на Христа в виде голубя.

§ 26. Учение Христа

Христос между прочим говорит: «Покайтесь! покайтесь! и веруйте во Евангелие13; кто будет веровать и крестится, тот спасен будет»14.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем помышлением твоим».

«Возлюби ближняго твоего», т. е. всякого человека, «как самого себя».

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Mф.7:12), т. е. никогда не делайте другим того, чего себе не желаете.

"Блаженны15 нищие духом: ибо тех есть царство небесное.»

«Блаженны плачущие: ибо они утешатся».

«Блаженны кроткие: ибо они наследуют землю.»

«Блаженны алчущие и жаждущие правды: ибо они насытятся.»

«Блаженны милостивые: ибо они помилованы будут.»

«Блаженны чистые сердцем: ибо они Бога узрят.»

«Блаженны миротворцы: ибо они будут наречены сынами Божиими.»

«Блаженны изгнанные за правду: ибо их есть царствие небесное.»

«Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах»16.

«Вы будете в мире иметь скорби»17; терпите и «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»18.

Иногда Христос излагал свое учение и не прямо, ясно, а притчами, т. е. в примерах и подобиях из мира видимого, напр. притчи о поле и жатве, о доброй пшенице и плевелах среди ее, т. е. о добрых людях и дурных в Церкви Христовой; о неводе и рыбах разного рода и качества, попавшихся в невод; или есть притчи о мытаре и фарисее, о богатом сластолюбце и бедном, голодном, больном Лазаре19.

§ 27. Притча о неводе и рыбах разного качества (Mф.13:37–49)

«Царство небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода. Когда в море невод наполнился рыбами, то его вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.»

Что означает эта притча?

Невод изображает Церковь Христианскую.

Море – это вся земля.

Рыбы – это люди.

Невод закинут в море – это значит: Церковь Христова или общество верующих рассеяно по вселенной и, подобно неводу, собирает ко Христу и Его учению людей всякого звания и племени.

Рыбы разного рода и достоинства попавшие в невод – это люди-христиане, принадлежащие к единой Церкви Христовой, но не одинакового, не все благочестивого настроения.

Берег моря – это предел, конец земной жизни.

Разбор рыбы худой и хорошей на берегу моря – разбор людей по смерти, и праведных от злых, после кончины века. «Изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных. И ввергнут злых в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.»

Примечание. Здесь можно по моим картинам рассказать и показать несколько притчей.

§ 28. Дела Иисуса Христа

Христос всем, всюду и всегда готов был творить добро, лишь бы люди способны и достойны были принимать Его милости. Он обращался среди старцев, мужей и женщин; беседовал с юношами; любил и ласкал детей; возлагал на них Свои руки, обнимая их.

Христос совершил бесчисленное множество чудес. Совершал Он их или посредством какого-либо вещества, напр. плюновения, смешанного с землею, посредством воды или чрез непосредственное прикосновение, особенно напр. чрез руковозложение (Мк.6:5), или, наконец, и вовсе без прикосновения, а только словом и повелением Своим.

Он исцелял всяких больных и бесноватых; изгонял бесов, давал зрение слепым; глухие получали слух; расслабленные укреплялись тотчас по слову Христову. Христос воскрешал и мертвых. Во святом Евангелии говорится о трех событиях воскрешения мертвых Христом: о воскрешении двенадцатилетней дочери Иаира, о воскрешении молодого сына Наинской вдовы и о воскрешении друга Христова Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе.

Но при всех чудесах безмерно милостивого Христа, Его окружали постоянные враги – начальники еврейского народа – так называемые книжники и фарисеи. Они порицали Его и за то, что Он добрые дела творил по субботам, что имеет беседы и вкушает пищу вместе с людьми грешными, а не с ними, начальниками народными; и за то, что Он отпущает грехи, и за то, что обличал их самих, начальников, так как они были упорны в зле и самый народ держали в слепоте, в невежестве.

§ 29. Ученики Христовы

Между свидетелями и очевидцами чудес Христовых и между слушателями Его учения были и преданные Христу люди; таковы были двенадцать апостолов и много других учеников и учениц.

Имена Апостолов суть следующие: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, иначе Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариотский.

Петр, Иаков, Иоанн были самыми близкими учениками Господа. В присутствии их Христос и воскресил дочь Иаира, и преобразился па горе, и молился в саду Гефсиманском.

Почти все апостолы были из простого звания, и все галилеяне.

§ 30. Преображение Господне. 6 августа (Мф.17:1–9, Мк. 9 глав., Лк. 9 гл.)

В последний год своей земной жизни, Христос однажды взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна и повел их одних помолиться с Собою на высокую гору Галилейскую (по преданию на Фавор). Ученики же по дороге к горе той утомились и на горе заснули. Когда они пробудились от сна, тогда Иисус уже стоял преобразившимся: лице Его сияло, как солнце, а одежда Его была бела, как снег. При Христе находились Моисей и Илия. Эти два праведника беседовали со Христом о предстоящей Ему смерти. Петр апостол воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть. Хочешь ли, мы сделаем здесь три шатра: один Тебе, один Моисею и один Илии,» И когда апостол еще говорил, вдруг облако светлое осенило, т. е. покрыло апостолов и был слышен из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение: слушайте Его.» Ученики, с благоговением выслушав это, пали на лица свои и очень испугались. Христос подошел к ним, коснулся их, и сказал: «встаньте и не бойтесь». Апостолы подняли свои взоры, но явление уже исчезло; они никого уже не увидели, кроме одного Иисуса. Когда они сходили с горы, то Христос не велел говорить об этом видении никому до Его воскресенья. См. изд. 100 картин.

§ 31. Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

В последний год Своей земной жизни Христос за шесть дней до Пасхи пришел в Вифанию и оттуда торжественно на молодом осле, покрытом одеждами апостолов, направил Свое шествие в Иерусалим. Лишь только распространилась молва об Его приближении к городу, как весь народ еврейский, в огромном количестве собравшийся со всего света к празднику,20 поспешно вышел к Нему на встречу с пальмовыми ветвями; по дороге евреи подстилали Ему одежды свои, рвали ветви21 с деревьев и бросали их на дорогу, и в радости восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый (тот, кто идет) во имя Господне, Царь Израилев. Осанна в вышних! »22 Это приветствие вот что значит: Осанна (помоги, Господи, Сыну Давидову; подай ему все доброе); Он Царь Израилев. Его вход благословен для всего мира – потому что он совершается во славу Божию. «Осанна в вышних», т. е. помоги Всевышний.

Не радовали Христа эти народные восклицания. Он знал, что тот же самый народ чрез несколько дней будет кричать на Него: «распни! распни Его!» Потому-то среди радостных приветствий, Христос, приближаясь к Иерусалиму и его упорным, неверующим жителям, скорбел душою. А когда приблизился к самому городу, то, смотря на него и предвидя его погибель, заплакал. В слезах Он сказал: «Иерусалим! Иерусалим! О, если бы ты хоть в этот день твой (для твоего вразумления назначенный) понял и восчувствовал и признал Того, Кто служит для твоего спасения, – узнал то, что служит к миру твоему. Но и ныне (и в эти-то последние минуты) твои очи ослеплены; ты не видишь, своего спасения и Спасителя.»

Слепые, услышавши радостные крики, шли за толпою. Христос входит в храм; вошли за ним и слепые вместе с хромыми. Христос всех их исцелил.

В самом храме дети еврейские повторяли приветствие своих старших родных; и они взывали тоже: «Осанна Сыну Давидову!» Фарисеи еще более разозлились и сказали Христу: «слышишь, что и они говорят?» Христос ответил им: «а разве вы не читали: «в устах юных и грудных детей Ты приготовил Себе хвалебную песнь.» (Пс.8:3).

Фарисеи с этой минуты еще ревностнее стали искать случая убить Его.

Христос осмотрел все в храме. Но на ночь удалился с Своими учениками из Иерусалима в Вифанию.

См. изд. Сто картин.

§ 32. Страстная Седмица. – Среда. Предательство Иуды. (Лк.22:1–16, Мк.14:1–2, Мф.26:3–5, 14–16)

За два дня до Пасхи, т. е. в среду, собрался весь Синедрион23 во дворец первосвященника Каиафы и стали советоваться, как бы им взять Христа хитростию и умертвить, лишь бы не в самый праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. В то время как первосвященник и книжники на совете еще не решили, каким способом и где бы им схватить Иисуса, является к их услугам изменник Иисуса Христа, близкий ученик Его, сребролюбивый Иуда Искариот. «Что вы мне дадите,» сказал Иуда, «я вам продам Его?» Рады были такому предложению члены синедриона. Они предложили ему за его услугу сумму, именно: тридцать серебренников (т. е. на наши деньги от 18–25 руб.). Иуда рад был и этой сумме; он принял ее. После этого опять возвратился в общество учеников Христовых слушать последние завещания Спасителя. С этой минуты Иуда искал случая схватить Иисуса где-нибудь в уединенном, безлюдном месте. Это было в среду.

§ 33. Великий Четверг. (Ин.13:21–30)

Под вечер в четверг Христос пришел в Иерусалим на Пасху в приготовленную, убранную горницу, никем незанятую. Ученики вошли вместе с Ним. Он умыл ноги ученикам Своим и внушал им служить другим также, как Он служил им самим.

Наступил час вкушать пищу; сели за стол. Ученики стали пить из чаши. Христос, предвидя, что Его собеседник предаст Его, возмутился духом. Вслед за чашею началось обыкновенное вкушение пищи. Христос с скорбию при этом сказал: «истинно, истинно говорю вам: один из вас, идущий со Мною, предаст Меня.» Ученики изумились; от слов Христа опечалились; стали озираться друг на друга; все (кроме одного из них – Иуды) недоумевали: ужели найдется между ними кто-нибудь такой злой и неблагодарный. Осмелились спросить Самого Господа, кто это из них предатель. «Не я ли, Господи? Но я ли?» раздались в горнице голоса учеников. Христос на эти расспросы тихо, ясно и прямо говорит любимому своему ученику Иоанну: «из вас предаст Меня тот, кто теперь со Мною обмакивает в блюдо, и кому Я, обмакнувши кусок хлеба в блюдо, подам его.» Такой кусок подал Господь Иуде. В Иуду вошел сатана. После этого Иуде уже невыносимо было долее оставаться в обществе святых и чистых, добрых душ. Христос, жалея Иуду, но, не стесняя его свободы, сказал Ему: «что делаешь, делай скорей.» Иуда встал и вышел. Была уже темная пора: была глубокая, темная, страшная ночь...

§ 34. Учреждение Св. Евхаристии (или Таинства Причащения в Великий четверг). (Mф.26:26–29, Лк.22:19–20)

В горнице остался Христос за столом с одиннадцатью учениками. Христос берет со стола один хлеб, благословляет его, преломляет его и, раздав его ученикам, сказал: «приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание.» Ученики вкусили Пречистого Тела под видом хлеба. В конце вечери Христос берет чашу с вином растворенным водою, и говорит: «пейте из нея все, потому что сие есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая в оставление грехов.»

Ученики приобщились святой чаши. Так Господь установил Святое Таинство Причащения, без которого нельзя иметь жизни вечно блаженной.

После вечера Христос на прощанье с учениками советовал иметь и содержать всегда любовь между собою, и терпеливо переносить скорби, какие их ожидают.

Ночью с четверга на пятницу Он долго со слезами молился в саду Гафсиманском. И во время Его молитвы к Нему приблизился Его ученик Иуда Искариотский. Иуда чрез лобзание указал и предал своего Божественного Учителя пришедшим с ним воинам и толпе народной. Христа связали и повели окруженного оружием и палками.

Здесь можно выучить молитву: «Вечери Твоя Тайныя».

§ 35. Христос на суде у евреев с четверга на пятницу

Ночью еще с четверга на пятницу Христа привели на суд сначала к старому архиерею Анне, а потом к настоящему – Каиафе, и у того и у другого Христу наносили побои, делали заплевания, били по щекам, насмехались над Ним. И уже порешили казнить Его смертию в следующий день в пятницу непременно.

§ 36. Великая пятница

Утвердить и исполнить приговор смерти сами евреи не могли без гражданской власти римлян. Поэтому они и пошли с просьбою о том к Пилату, наместнику Римского императора в Иудее.

Слабый, бесхарактерный Пилат был в затруднительном положении. Он знал невинность Иисуса; хотел оправдать и отпустить Его па свободу; но боялся народного волнения, а особенно гнева Римского императора, если евреи донесут императору на него. Поэтому и порешил распять Христа по желанию евреев.

Христос был распят за городом Иерусалимом, на холме Голгофе, среди двух разбойников. И в то самое время, как Христос висел на кресте, над ним продолжали насмехаться евреи и даже один из разбойников.

Но Христос и на кресте молился за врагов Своих. В 3-м часу пополудни Он умер. Вечером в пятницу Христос был снят со креста Своими учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом, обвит чистою плащаницею и погребен в новом каменном гробе в Иосифовом саду в пещере, а вход в пещеру был завален тяжелым камнем.

При этом можно выучить стих: «Кресту Твоему».

§ 37. Великая суббота

Поутру в субботу враги Христовы, уже зная, что Христос умер, не остались в покое. Они все опасались Христа и Его учеников. Поэтому они просили у Пилата позволения поставить ко гробу Христову строгую стражу, чтобы ученики Господа не украли тела Его, и не сказали, будто Он воскрес. Пилат позволил; и враги к камню, закрывшему пещеру гробницы, приложили печать и к пещере приставили стражу. Но эта же стража и была свидетельницею воскресения Христова.

В то самое время, когда тело Христово лежало во гробе, человеческая душа Спасителя вместе с Божеством Его сходила в ад, к душам людей, с верою ожидавших пришествия Спасителя. Христос явился к ним; они уверовали в Него. Господь разрушил над ними власть сатаны и вывел их с Собою из ада в Царство Свое.

§ 38. Воскресение Христово24

Ночью после субботы воины, стерегшие гроб Христов, вдруг почувствовали, что земля трясется; и тотчас же увидели Ангела в белых, блестящих одеждах, который отвалил камень от гроба и сел у гроба Христова. Христос воскрес Своею Божественною силою в третий день, согласно с писанием пророков. Сторожа разбежались и в городе стали рассказывать о случившемся. Но сторожей-воинов архиереи подкупили и внушили им говорить, будто бы тело Христово ученики украли в то время, когда они, сторожа, спали. В эту же ночь некоторые женщины – Мария Магдалина, Мария Клеопова и Саломия – с купленными ароматами подходили уже ко гробу, чтобы помазать тело Христа. Вошли в сад и увидели, что камень отвален от гроба. Мария побежала в город и рассказала все, что только увидела. А другие женщины проникли в пещеру и увидели ангелов, которые и возвестили им, что Христос воскрес из мертвых. И они пошли к ученикам и рассказали за верное, что Христос воскрес; но ученики не поверили.

На рассвете Христос явился Сам Марии Магдалине в саду же Иосифовом.

Под вечер в тот же день Он был среди двух Своих учеников, шедших в Еммаус; беседовал с ними на пути. Ночью явился в Иерусалиме всем ученикам, кроме Фомы. Чрез неделю Он опять явился им, когда Фома был с ними. Фому уверил в Своем воскресении.

В Св. Евангелии говорится о десяти явлениях Христа по Воскресении Его.

Христос в течении сорока дней по воскресении Своем пребывал с учениками; поучал их; просвещал, как им устроить общество верующих и утешал их в виду предстоящей разлуки.

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

§ 39. Вознесение Господне. (Мк.16:15, 19, Деян.1:4–12, Лк.24:4, 9–53)

В сороковой день после Своего воскресения, Христос, за десять дней до еврейского праздника Пятидесятницы, явился Своим ученикам в Иерусалиме и сказал им: «вы не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, (т. е. Духа Святаго), о Котором вы слышали от Меня. Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.»

После этого Христос вывел учеников из Иерусалима на соседнюю гору Елеонскую; поднял руки Свои; благословил учеников, и когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Он поднялся, и облако скрыло Его из виду их. Они стояли и в недоумении смотрели вверх. Пред ними явились светоносные ангелы в белой одежде, которые и сказали им: «что вы стоите и смотрите на небо. Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет опять в таком же (славном) виде, в каком вы видели Его восходящим на небо.» Тогда они поклонились вознесшемуся Господу, возвратились в Иерусалим с радостию великою и здесь ожидали себе обещанного Духа Святаго.

Примечание. История Вознесения Господня воспоминается на литургии во время последнего явления святых даров при словах: «всегда: ныне и присно и во веки веков.»

§ 40. Сошествие Св. Духа на Апостолов. (Деян. 2-я гл.)

Апостолы в ожидании Духа Святого каждый день, особенно в часы молитвы, бывали в храме Иерусалимском. Наступил день Пятидесятницы – великий праздник. На этот праздник взрослые евреи из дальних стран приходили в Иерусалимский храм для молитвы.

И ученики Христовы, до того времени каждодневно посещавшие храм, в этот день в первый час молитвы, в 3-м часу дня, по нашему счету в 9-м часу утра были все вместе в Сионской горнице не далеко от храма. Вдруг послышался шум, как бы от сильного ветра. Вдруг видит каждый апостол над головою своей огонь в виде языка. Это Дух Святый сошел на них, и они начали говорить разными языками.

Все окружавшие удивились. Св. Петр объяснил им, что это Дух Святый сошел на них. В этот день обратилось ко Христу три тысячи человек. В этот-то день и составилась первая Христианская церковь.

Дух Святый пребудет в церкви Христовой до скончания века. Он ее освящает своею благодатию. Преподает каждому верующему Свои дары для спасения нашего. Святая церковь при участии освященных людей устрояет спасение наше, помогает нам своими средствами, напр. чрез Св. Таинства и слово Божие, иметь страх Божий и хранить закон Божий.

Мы веруем в Духа Святого, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже с Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. Веруем во едину Святую, соборную и апостольскую Церковь.

Молитва Святому Духу. Царю Небесный.

Примечание

После, а не раньше изучения краткой Священной Истории во многих школах нужно изучать общеупотребительные ежедневные молитвы по программам и по Сокращенному Молитвеннику, 4-е изд., Свящ. Михайловского; молитвами закончить первый учебный год в школ.

А во 2-й год уже предлагать систематически вероучение и объяснение священнодействий здесь, в III Отделе отпечатанное. При этом, на втором же году изучить по указанному Молитвеннику и др. молитвы и песнопения церковные с изъяснением.

* * *

8

Этот праздник Рождества Богородицы бывает у нас 8-го сентября.

9

Праздник Введения во храм Пресвятой Девы Марии на 4-м году ее жизни у пас бывает 21-го ноября.

10

Об этом воспоминается на вечерне, когда бывает вход в царские врата с кадилом, когда поют песнь в честь Божией Матери, называемую Богородичном.

11

О Рождестве Христовом воспоминается в самом начале утрени словами: «Слова в вышних Богу и на земли мир».

12

См. изд. мое «Сто картин».

15

Блаженный – счастливый, обладающий благами.

16

Mф.5:3–12.

18

Mф.5:44.

19

Эти и другие притчи можно читать по Евангелию в классе с детьми, чтобы они в классе же и повторяли прочитанное. Хорошо иметь при этом и сто картин, изданных В. Михайловским, ц, 50 к.

20

Во время праздника Пасхи евреев в Иерусалиме насчитывали около 2-х миллионов (свид. Иосифа Флавия).

21

И у нас в праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся в церкви стоят с ветвями вербы, как раньше других распускающейся. От того самое Воскресенье называется вербным.

22

Осанна (сн. Пс.117:25 и др.) значит: спаси, помоги, даруй счастье, все доброе. Таким же приветствием встречали в Иерусалиме Александра Македонского и Агриппу.

23

Синедрион – это было высшее судилище евреев.

24

История Воскресения Христова воспоминается на всенощном бдении в то время, когда поют: Хвалите Имя Господне.


Источник: Начальное обучение православной вере / Соч. свящ. Спасобочар. Тихв. церкви, в С.-Петербурге, близ Литейного Моста, на Выборг. стороне, Василия Михайловского. - 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и комп., 1876. - [2], II, 88 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle