Аннотация Источник

Аннотация АВ

Вернувшись из путешествия по важнейшим аскетическим центрам христианского Востока, свт. Василий Великий составил «Нравственные правила», в числе 80, причем многие из них подразделяются еще на главы. Примерное время написания сочинения – 360-364 гг.

По жанру произведение напоминает «учительные книги». Правила изложены словами Священного Писания и определяют всю христианскую жизнь и деятельность как вообще, так и в разных состояниях (проповедники Евангелия, предстоятели, лица, живущие в супружестве, вдовы, рабы и господа, дети и родители, девы, воины, государи и подданные).

Священное Писание служит не только путеводителем в вероучительных вопросах, но и позволяет ориентироваться в здешнем временном бытии. Оно определяет всю жизнь христиан как учеников Господа. Поэтому «слушатели, наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учители, и согласное с Писаниями принимать, а несогласное отметать и держащихся таковых учений еще более отвращаться» (Правило 72, гл. 1). Священное Писание служит не только путеводителем в вероучительных вопросах, но и позволяет нам ориентироваться в здешнем временном бытии: «По признакам, объявленным нам в Писании, узнавая о настоящем времени, каково оно, и соображаясь с сим, должно располагать свои дела» (Правило 17). Все нормы поведения христиан и их внутреннее устроение души регламентируются Божиими глаголами. Вследствие чего они «как ученики Христовы, которые сообразуются с тем единственно, что во Христе видят или от Христа слышат» (Правило 80, гл. 1), должны направлять жизнь свою к единственной цели – Царству Небесному.

Правило 2 О том, что тщание желающих благоугодить Богу должно быть ни с чем противным не соединяемо и чисто

Глава 1. Вмешивающийся в дела чуждые благочестию не в состоянии будет служить Богу

(Мф.6,24): «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне».

(2Кор.6,14–16): «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?»

Глава 2. Вступивший в послушание Евангелию должен, прежде всего, очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы чрез это соделаться благоприятным Богу в делах святыни.

(Мф.23,25–26): «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».

(2Кор.7,1): «имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».

Глава 3. Не может стать учеником Господним, кто пристрастен к чему-нибудь настоящему, или терпит при себе что либо хотя мало отвлекающее от Божией заповеди.

(Мф.10, 37–38): «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

(Мф.16, 24–25): «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее».


Источник: Творения : в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с. / Нравственные правила. 19-101 с. ISBN 978-5-91362-144-3

Комментарии для сайта Cackle