святитель Василий Великий

Награда

Здешняя борьба праведных временна, а победа и тамошние награды вечны (1).

* * *

Почестей нисколько не должно домогаться подвижнику. Ибо если за труды и заслуги ищет он воздаяний здесь, то жалок тем, что через временное вознаграждение теряет вечное. Если же вознамерился он подвизаться здесь, а венцы получить на небе, то должен не только сам не домогаться почестей, но бегать и отказываться от тех, какие ему воздают, чтобы здешняя почесть не послужила к умалению тамошней славы. Ибо настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам, как и великий Павел, приближаясь к скончанию здешней жизни и к переселению в жизнь тамошнюю, говорит: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2Тим. 4:7, 8). И еще Спаситель говорит: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33); и опять тот же апостол говорит: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян. 14:22). Поэтому если хочешь царствовать в будущем веке, то ищи здесь не упокоения, не почести, а напротив, если в настоящее время и скорби потерпишь за слово, то есть за истину, знай, что впоследствии будешь царствовать. Ибо эта награда определена за здешнюю скорбь, подъятую ради доброго. Если же не терпишь скорбей, то не ожидай и тамошних венцов, как не выходящий здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов.

Потому подвижник нимало да не домогается почестей и предпочтения другим. Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11). Если подвижник будет возноситься, то есть у него тяжкий и сильный смиритель, который может низвести до ада. Если же будет смиряться, то блистательно и величественно будет вознесен, потому что Бог собственной силой возвышает смиренного. Итак, подвижник, жди Того, Кто прекрасно возвышает, и никак не малодушествуй ради настоящего. Ибо ты борец и делатель Христов, условившийся целый день провести в борьбе и претерпеть зной целого дня (см. Мф. 20:1–16). Почему же, не исполнив еще меры дня, домогаешься упокоения? Дождись вечера, предела здешней жизни, и тогда Домовладыка придет и отсчитает тебе плату. Ибо когда наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату (Мф. 20:8), а не в полдень, не при начале найма. Потому жди предела жизни и тогда достойно примешь награду; теперь же люби последнее место, чтобы тогда получить первое (5).



Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Образование (обучение) святитель Григорий Богослов

2. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Пастырь преподобный Ефрем Сирин

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ИСКУПЛЕНИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – НАГРАДА святитель Иоанн Златоуст

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Единство святитель Тихон Задонский

6. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ВРАЧ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

7. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве – Глава 28. О том, что настоятель должен с отеческим доброжелательством устраивать нужное для пребывающих в послушании святитель Василий Великий

8. Письма – 184. Сухость и холодность происходят в душе от самонадеянных помыслов; должно укорять себя и смиряться. Господь отнимает у нас духовныя... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 40. О клевете преподобный Антиох Палестинский

10. Послания – Послание 156(344). Ему же преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle