Источник

184. Сухость и холодность происходят в душе от самонадеянных помыслов; должно укорять себя и смиряться. Господь отнимает у нас духовные утешения, чтобы мы видели свою нищету

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Письмо твое от 3 августа получил, но по немощи и недосугу не мог отвечать тебе доселе.

Пишешь, что была в Зосимовой пустыни, искренно исповедалась и причастилась Св. Таин, почувствовала себя хорошо и подумала, что уж теперь не будешь разлениваться. Но вскоре после этого почувствовала сухость, холодность и проч. Спрашиваешь, неужели это произошло от того, что подумала то и то? – Да, сухость и холодность произошли от того, что допустила самонадеянные помыслы: «Теперь уже так не рассеюсь» и проч. Между прочим, скажу тебе (а может быть, я уже и писал тебе, не помню), что в жизни сей временной ничего постоянного нет. Но как, по словам преп. Макария Великого, в видимой природе постоянно бывают изменения: то день, то ночь, то ясно, то пасмурно, то тепло, то холодно, – точно так же происходит и с нашими душами. И потому, когда приходит холодность и рассеянность, смущаться этим не должно, а должно в это время более укорять себя пред Господом и смиряться, считая себя грешнейшею паче всех человек.

Господь все устраивает нам на пользу душевную. Ибо как бы мы могли смиряться, если бы постоянно ощущали духовные утешения? Вот Господь и отнимает у нас их, чтобы мы видели свою нищету и наготу душевную.

Сестре Лидии передай мою записку.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.


Источник: Письма преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского. [Электронный ресурс] // Оптина пустынь

Комментарии для сайта Cackle