святитель Василий Великий

Наказание

Вторым из обещанного было: познати наказание (Притч. 1:2)79. А наказание есть некоторое полезное для души образование, которое часто очищает ее от пятен греха не без труда, и в это время кажется не радостью, а печалью: но после наученным через него доставляет мирный плод во спасение (Евр. 12:11). Поэтому познати сие наказание не всякому уму возможно; потому что многие, отказавшись от трудности настоящего, по невежеству не ждут полезного окончания дела, но, огорчаясь суровостью прилагаемого о них попечения, остаются в недуге невежества. Потому достойны удивления слова праведных, которые говорят: Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня (Пс. 6:2). Они желают избыть не наказания, но гнева. Подобно этому и следующее: наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем (Иер. 10:24). И: наказание Господне отверзает уши мои (Ис. 50:5)80. Как малые дети, нерадивые к учению, после лоз, которыми высечет их учитель или приставник, сделавшись внимательнее, начинают понимать уроки, и то же слово, которого до побоев не слыхали, после боли от лоз, как бы через это отверзались у детей уши, и слухом приемлется, и удерживается в памяти, так бывает и с теми, которые не внимают Божию учению и презрительно относятся к заповедям. Когда Бог нашлет на них наказание, тогда те особенно Божия повеления, о которых всегда им было говорено и которые всегда оставляли они без внимания, приемлются ими, как в первый раз коснувшиеся их слуха. Поэтому сказано: наказание Господне отверзает уши мои...

Поскольку же наказание вразумляет бесчинного, как сделал Павел, предавший сатане как мучителю, который вывертывает члены и бичует для того, да накажутся не хулити (1Тим. 1:20)81, и поскольку мятежного возвращает оно к долгу, подобно тому, о ком сказано, что последи пленения его покаяхся (Иер. 31:19)82, то нужно знать силу наказания, к чему оно полезно. Потому Соломон, зная пользу его, советует: не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (Притч. 23:13, 14). Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? (Евр. 12:7). Это наказание для рассуждающих здраво дороже множества денег. Потому Соломон говорит: приимите наказание, а не сребро (Притч. 8:10)83, чтобы во время нужды, когда или тело больно, или домашние дела в расстройстве, не возыметь тебе лукавой мысли о Боге, но со многим терпением принимать Его удары, вразумляясь, в чем ты согрешил, и познав наказание, говорить: гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих. 7:9). И: благо мне, что Ты смирил меня (Пс. 118:71). Таков был Павел, который говорит: нас наказывают, но мы не умираем (2Кор. 6:9). И: обличаемые от Господа наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11:32).

Поскольку же и обучение наукам называется наказанием, по написанному о Моисее: и наказан бысть Моисей всей премудрости Египетстей (Деян. 7:22)84, то немаловажно для спасения не какими ни есть заниматься науками, но знать полезнейшее наказание. Ибо иные, упражняясь в геометрии, которую изобрели египтяне, или в астрологии, которая была в уважении у халдеев, или вообще вдаваясь в выспренные умствования об образах и тенях, презрели изучение Божия слова. А многих занимали пиитика85, риторика и изобретение софизмов, для которых содержанием служит ложь; потому что пиитика не может обойтись без басни, риторика – без искусства в слововыражении и софистика – без ложных умозаключений. Итак, поскольку многие при тщательном изучении всего этого вознерадели о познании Бога, состарившись в исследовании предметов пустых, то необходимо познание наказания, чтобы избирать обучение полезное, избегать же обучения неразумного и вредного (1).

* * *

Тщательнее вникнувший в каждое слово точнее может узнать намерение Божественного Писания, то есть что оно не дозволяет нам, чтобы душа каждого из нас, будучи поползновенна ко греху, вводила себя в заблуждение какими-то обманчивыми мнениями, думая, что иные грехи наказываются, а иные оставляются без наказания. Но что говорит Павел? Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (1Кор. 10:4, 5), так что всякий грех, по причине презрения к Божию повелению, называется превозношением, восстающим против познания Божия, что яснее выражается в Kниге Чисел. Ибо когда Бог, исчислив непроизвольные грехи и установив за них жертвы, восхотел уже дать народу надлежащие законы касательно грехов произвольных, тогда начинает так: душа яже сотворит рукою гордости ( рукою же гордости называет дерзость согрешающих произвольно, что апостол именует превозношением, восстающим против познания Божия), итак, говорит, душа яже сотворит рукою гордости от туземец, или от пришельцев, Бога сия разгневает, и потребится душа та от людий своих, яко слово Господне презре и заповеди Его разсыпа, сотрением да сотрется душа та; и грех ея на ней (Чис. 15:30, 31)86.

Потом апостол говорит: и пленяем всякое помышление в послушание Христу, – всякое помышление, а не то или другое; и готовы наказать, – и здесь опять не то или другое, но всякое непослушание (1Кор. 10:5, 6). Следовательно, обманывает нас эта злейшая привычка, следовательно, причиной великих бед служит для нас это превратное человеческое предание, которое одних грехов отвращается, а другие допускает равнодушно; на иные, как, например, на убийство, прелюбодеяние и тому подобные грехи, представляется сильно негодующим, а иные, как, например, гнев, злословие, пьянство, любостяжание и другие тому подобные, не почитает достойными и простого выговора, между тем как на эти последние во Христе глаголющий Павел и в другом месте произнес тот же приговор, сказав, что делающие такие дела достойны смерти (Рим. 1:32). А где всякое превозношение, восстающее против познания Божия низлагается, и всякое помышление пленяется в послушание Христу, и всякое непослушание равно наказуется, там ничто не оставляется неочищенным, ничто не остается вне послушания Христова. Ибо апостол Павел показал, что всякое непослушание есть вообще величайшее нечестие, сказав следующее: хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога (Рим. 2:23) (4).

* * *

Налагающему наказание с каким расположением надо делать это?

В отношении к Богу с расположением, какого достиг Давид, сказавший: видел я неразумных и сокрушался, что слов Твоих они не хранили (Пс. 118:158); а в отношении к наказываемому с расположением, какое принял бы Отец и врач, с состраданием и сердоболием искусно врачующий своего Сына, особенно когда присоединяется скорбь и тяжел способ врачевания (5).

* * *

С каким расположением должно принимать наказание?

С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому Отцом и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания, – с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания (5).

* * *

Если один бит будет много, а другой мало (Лк. 12:47, 48), то почему же иные говорят, что нет конца мучению?

Что в некоторых местах богодухновенного Писания сказано, по-видимому, обоюдно и прикровенно, то уясняется сказанным открыто в других местах. Так, Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную (Мф. 25:46), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41), а в другом месте именует геенну огненную и присовокупляет: где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9:47, 48); и еще древле о некоторых предрек через пророка, что червь их не умрет, и огонь их не угаснет (Ис. 66:24); потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех, то это, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить этого о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение «вечный»? Идут сии, сказано, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46). А согласившись в этом, надо знать, что выражения бит будет много и бит будет меньше (Лк. 12:47, 48) означают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный Судия, не только добрым, но и порочным воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, но или слабейшего, или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять причиняющего боль или более легкую, или более жестокую, по достоинству каждого, и иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов. Сама тьма кромешная (внешняя), без сомнения, показывает, что есть нечто и внутреннее. И сказанное в Притчах: в глубине преисподней (Притч. 9:18) дает разуметь, что некоторые находятся во аде, однако не в глубине преисподней, подвергаясь мучению более легкому. Это можно и ныне заметить в телесных страданиях. Ибо один болен лихорадкой с припадками и другими недугами, другой чувствует только лихорадку, и этот не одинаково с другим; иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, опять и этот больше или меньше другого. Но и это много и мало сказано Господом по обыкновенному словоупотреблению, как и иное тому подобное. Ибо знаем, что подобный образ речи употребляется часто о страждущих одним каким-нибудь недугом, например, когда говорят о человеке, который болен только лихорадкой или чувствует боль в глазу, дивясь, сколько он потерпел или какие вынес нужды. Почему опять повторяю, что много и мало быть битым означает не продолжение или скончание времени, но разность наказания (5).

* * *

79

В русском переводе: познать… наставление.

80

В русском переводе: Господь Бог открыл Мне ухо.

81

В русском переводе: чтоб они научились не Богохульствовать.

82

В русском переводе: когда я был обращен, я каялся.

83

В русском переводе: примите учение мое, а не серебро.

84

В русском переводе: и научен был Моисей всей мудрости Египетской.

85

Пиитика – поэзия.

86

В русском переводе: Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего, ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.



Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Возмездие святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Пир брачный святитель Григорий Богослов

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – НАКАЗАНИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Вразумление преподобный Ефрем Сирин

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Епитимия святитель Тихон Задонский

6. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – НАГРАДА святитель Иоанн Златоуст

7. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – АД (См. также ЖИЗНЬ ЗАГРОБНАЯ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве – Глава 32. О том, что братия не должны огорчаться, когда слабосильным оказывается пощада святитель Василий Великий

9. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 40. О клевете преподобный Антиох Палестинский

Комментарии для сайта Cackle