святитель Василий Великий

Настоящее

Один у нас запинатель, заграждающий нам пути к спасению: его препобедим благоразумием. Он внушает нам медлительность, – восстанем на делание.

Он обольщает сердца наши пустыми обещаниями, – не останемся в неведении о его замыслах. Не он ли, хотя не советует нам сегодня делать грех, однако же, убеждает нас спрятать правду до завтра? Поэтому Господь, разрушая его лукавые советы, говорит: ныне если глас Мой услышите (Пс. 94:7). Тот учит: «сегодня» – мне, а «завтра» – Богу. Господь вопиет против этого: ныне услышите глас Мой. Пойми врага: не смеет он советовать, чтобы совершенно отпали мы от Бога, – знает, что христианам тяжко это слышать, – но обольстительными средствами достигает своего предприятия. Он мудр на зло (Иер. 4:22). Видит, что мы, люди, живем настоящим и что всякое дело у нас делается ради настоящего; потому, ухищренно похищая у нас «сегодня», оставляет нам надежды на «завтра». Потом, когда настает завтра, опять приходит этот злой наш половинщик и требует «сегодня» – себе, а «завтра» – Господу. Так и всегда, отнимая у нас настоящее посредством удовольствий и представляя нашим надеждам будущее, незаметно уводит нас из жизни.

Такую хитрость видел я однажды в догадливой птице. Птенцов ее по слабости их сил поймать было легко: она сама кинулась, как готовая добыча, и, вертясь под руками у охотников, себя не давала взять ловцам без труда и их не приводила в отчаяние остаться без добычи, но разными способами маня их надеждами, пока занимались ею, дала время птенцам на безопасное бегство, а потом наконец и сама улетела. Бойся, чтобы и тебе не испытать подобного, в надежде на сомнительное упуская явное (1).

* * *

Весьма блажен покой праведных, упокоение на небесах бесконечно. Подлинно, это – дары бессмертного Щедролюбца! Ибо Чье естество неизменяемо, у Того и даяние нескончаемо (1).

* * *

По признакам, объявленным нам в Писании, узнавая о настоящем времени, каково оно, и соображаясь с этим, должно располагать свои дела (4).

* * *

Не должно беспокоиться о собственной своей нужде и возлагать надежду на приготовленное для настоящей жизни, но надобно препоручать себя Богу (4).



Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Начало святитель Григорий Богослов

2. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Оскорбление преподобный Ефрем Сирин

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – НАСМЕШКИ праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ХИЩЕНИЕ святитель Иоанн Златоуст

5. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ВИДЕНИЕ (См. также ОТВЕРЗЕНИЕ ЧУВСТВОЩУЩЕНИЕДУХОВНОЕ,СОЗЕРЦАНИЕ). святитель Игнатий (Брянчанинов)

6. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве – Глава 32. О том, что братия не должны огорчаться, когда слабосильным оказывается пощада святитель Василий Великий

7. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 62. О добрых речах преподобный Антиох Палестинский

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IX – Кеплер профессор Александр Павлович Лопухин

9. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Жертва святитель Тихон Задонский

Комментарии для сайта Cackle