святитель Василий Великий

Глава 13. О кротости и о том, каким образом появляется любовь

Подвижник должен как можно более быть исполнен кротости, потому что он или приобщился, или желает приобщиться Духа кротости, а приемлющий в себя сего Духа должен уподобляться Приемлемому. Если же когда нужно и негодование, а именно на леность подчиненного нам, то негодование да будет растворено рассудительностью. Ибо и нож употребляют убийцы, употребляют и врачи. Но одни, поелику действуют ножом по гневу и жестокости, совершают им дела самые безрассудные, убивая подобных себе, а другие, поелику с рассуждением приступают к действию ножом, извлекают из сего великую пользу, потому что спасают жизнь находившихся в опасности. Так, умеющий негодовать с разумом делает великую пользу тому, против кого обнаруживает негодование, исправляя его леность или лукавство, а обладаемый страстью гнева не производит ничего здравого.

А что и заботящимся о кротости прилично благовременное негодование, явствует сие из следующего. И Моисей, о котором засвидетельствовано, что был «кроток... паче всех человек» (Чис. 12, 3), когда потребовали обстоятельства, вознегодовал и до того простерся в движении гнева, что негодование свое заключил убиением единоплеменных – однажды, когда соорудили они тельца (Исх. 32, 27), в другой раз, когда осквернились Веельфегором (Чис. 25, 5).

Поэтому и кроткому можно разгорячаться с разумом, не повреждая в себе совершенства кротости. Оставаться же неподвижным или не показывать негодования, когда должно, есть признак недеятельной природы, а не кротости. Но за кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь.



Источник: Творения : в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с. / Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. 320-376 с. ISBN 978-5-91362-144-3

Вам может быть интересно:

1. Нравственные правила – Правило 75. О рабах и господах святитель Василий Великий

2. Стихотворения исторические – Раздел II. О других святитель Григорий Богослов

3. Опровержение Евномия – Книга одиннадцатая святитель Григорий Нисский

4. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 112. Об отречении [от мира] преподобный Антиох Палестинский

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Введение во храм Пресвятые Богородицы профессор Александр Павлович Лопухин

6. Опыт православного догматического богословия. Том II – Церковно-богословское раскрытие и определение учения о Троице святитель Сильвестр (Малеванский)

7. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

8. Книга пророка Иеремии – Глава 19 преподобный Ефрем Сирин

9. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – НЕВЕРИЕ (См. также БЕЗБОЖИЕ, ВЕРА, СТРАСТИ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

10. Новости русской и иностранной богословской литературы протоиерей Евгений Воронцов

Комментарии для сайта Cackle