святитель Василий Великий

Глава 29. О том, что в обществе подвижников не должно быть дружеских связей между двумя или тремя братиями

Надобно братиям иметь любовь друг к другу, но не должно двоим или троим, согласившись между собою, заводить особенные дружеские связи. Ибо это не любовь, а возмущение и разделение и вместе доказательство порочности сдружившихся. Если бы они любили общее благочиние, то имели бы общую и равно внимательную любовь ко всем, а когда, отсекая и отделяя себя, они становятся обществом в обществе, то такой союз дружбы есть союз злой, и таких людей сводит что-нибудь отличающееся от общего дела, какое-нибудь нововведение против господствующего благоустройства. Посему не надобно допускать в обществах таких дружеских связей и кому-нибудь для сохранения любви вступать в сообщество с братом, который хочет действовать лукаво и нарушать уставы общего благочиния, а должно каждому быть в общении и единении со всеми, доколе все держатся доброго.

А если кто, захотев противиться господствующему устройству, привлекает к тому же брата, то здравый брат должен сначала втайне вразумить его, как болящего рассудком; если же не захочет наедине принять врачевство, то нужно пригласить и других братий, более рассудительных, для уврачевания его, по сказанному в священном Евангелии: "аще же тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два» (Мф. 18, 16). А когда и их не послушается, надобно объявить о душевном его недуге настоятелю; если же не примет и увещаний настоятеля, то должно смотреть на него, как на язычника и мытаря, и, как овцу, одержимую заразой, выгнать из стада, чтобы не заразить ему и прочих своим недугом. Но ежели никто не может потерпеть вреда от худого примера, то единственно в этом случае и уже по употреблении выше упомянутых средств можно дать место долготерпению в надежде исправления. Долготерпение же будет состоять в том, чтобы не отсекать его, а не в том, чтобы оставлять его без увещания и вразумления законными наказаниями.



Источник: Творения : в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с. / Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. 320-376 с. ISBN 978-5-91362-144-3

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Обет святитель Василий Великий

2. Книга пророка Иеремии – Глава 29 преподобный Ефрем Сирин

3. Опровержение Евномия – Книга одиннадцатая святитель Григорий Нисский

4. Слова – Слово 12 святитель Григорий Богослов

5. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 70. О смиренномудрии преподобный Антиох Палестинский

6. Защитительное слово против ариан святитель Афанасий Великий

7. Богословие деятельное – Часть I. Общие понятия, или начала божественного правоведения святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

8. Книга толкований на пророка Наума – Глава II преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

9. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 124. Мелетий Антиохийский. Подвиг жизни его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle