святитель Василий Великий

Глава 33. О том, что настоятели не должны давать воли подвижникам, оставляющим свое собрание, и принимать их в общежитие

Начальствующие над духовными обществами должны действовать в духе взаимного доброжелательства и, заботясь друг о друге, не разорять того, что устроено другими, и не принимать просто, без разбора, тех, которые оставляют другие братства. Ибо это есть совершенное замешательство, расстройство и разрушение духовного дела. Так, разумнейшие из братий твердо пребывают в добре, удерживаясь страхом Божиим, а ленивые и беспечные ведутся и направляются к добру стыдом человеческим и нуждою, налагаемою от людей; посему если беспечный увидит, что ему можно без страха убежать от трудов, назначаемых в избранном им однажды обществе, перейти в другую обитель и жить там без опасения и невоздержно, то он легко оторвется от союза, и поспешно принимающий его будет виновен в его погибели. И когда это зло размножится, то и хорошо живущих нередко будет совращать с прямого и правого пути, и погибель всех их соберется на главу того, кто подает повод к таким поползновениям. Итак, чтобы не случилось сего, будем отступающих от своих братий вразумлять и возвращать туда, откуда они вышли. Если же не послушаются нас, будем беречься и отвращаться от них, избегать встречи с ними и это же внушать и всем братиям, дабы или они сами, уцеломудренные таким отвращением, опять вошли в свою ограду и паслись от поставленного над ними пастыря, или ежели они пребудут упорными в своем отречении от общения духовного, то, по крайней мере, прочие, видя, как гнушаются ими, уцеломудрились бы их примером и, избегая стыда, боялись бы подражать им.

А чтобы показать, что это не мои слова, а ясные законы Духа, предложу вам глаголы Павла, которыми он обличал невоздержно живущих, подвергая наказаниям, вместе с другими, и пьянствующих, и поносителей: "аще бо, – говорит он, – ...будет блудник, или досадитель, или пияница,... с таковым ниже ясти» (1Кор. 5, 11). И в другом месте, указывая на «ничтоже делающия, но лукавно обходящия» (2Фес. 3, 11), говорит: «сего назнаменуйте и не примешайтеся ему» (2Фес. 3, 14). А что нарушающий обеты, данные Духу Святому, поступает хуже досадителей, пияниц и проводящих жизнь в праздности, это всякому очевидно. Итак, самый разум по праву убеждает нас тем людям, которые разоряют духовное благочиние, воспрещать и преграждать всякие сношения с хранящими оное. Отлучка брата из обители тогда только остается непредосудительною, когда это бывает по определению настоятеля для устроения дел монастыря.



Источник: Творения : в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с. / Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. 320-376 с. ISBN 978-5-91362-144-3

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Обет святитель Василий Великий

2. Книга пророка Иеремии – Глава 41 преподобный Ефрем Сирин

3. Опровержение Евномия – Книга одиннадцатая святитель Григорий Нисский

4. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

5. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 76. О правой мере преподобный Антиох Палестинский

6. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

7. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Украшения святитель Григорий Богослов

8. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Суд преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

9. Защитительное слово против ариан святитель Афанасий Великий

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Иларион препод. – игумен Далматской обители профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle