Г.В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века
Вышедшая только что в свет книга проф. Г. В. Флоровского представляет лишь часть задуманного им большого труда по патрологии, имеющего в виду обнять всю историю святоотечественного богословия. Судя по той части, которая напечатана, труд Г. В. Флоровского не претендует на то, чтобы быть исследованием, однако в нем чувствуется большая самостоятельность и солидные знания. Автор владеет материалом вполне, дает законченные и ясные характеристики богословов IV века, с любовью, а подчас и увлечением вводит читателя в личную жизнь изучаемых им отцов Церкви. Стоя всегда на высоте проблем, которых ему приходится касаться, Г. В. Флоровский достигает часто чрезвычайной простоты и ясности в изложении. Самый метод, принятый им, выдвигает на первый план индивидуальность того или иного богослова, – отчего изложение идей становится более доступно и тоже более индивидуально. В этом огромное достоинство разбираемой книги – читатель, знакомясь с ней, сохраняет отчетливое и ясное представление об отдельных Отцах Церкви. Наиболее удалась Г. В. Флоровскому глава, посвященная св. Иоанну Златоусту: она написана с таким подъемом, с таким глубоким пониманием и в то же время с такой ясностью, что образ св. Иоанна Златоуста и его взгляды выступают с чрезвычайной силой.
Но в методе, принятом Г. В. Флоровским, лежат и его границы. Развитие богословского творчества слишком подчеркнуто у него в личном аспекте богословов и потому недостаточно выпукло выступает диалектика богословских идей, – часто может даже показаться, что автор и не хочет заметить, не хочет остановить на ней внимание читателя. Это оставляет досадное впечатление особенно потому, что IV век в развитии христианского богословия замечателен именно диалектикой богословских идей. Дыхание Церкви, как субъекта истины, как творческой силы богословского мышления, может почувствоваться только при этом, – и если Г. В. Флоровский поступит правильнее, чем Л. П. Карсавин (в его прекрасной, но слишком занятой раскрытием системы христианского богословия книге «Святые Отцы и Учители Церкви»), выдвинув момент личный, то все же у него получился перегиб в другую сторону. Между тем именно от нашего автора хотелось бы видеть тот синтез историзма и систематики, к которому он показал себя вполне способным в своих богословских статьях.
Книга Г. В. Флоровского – очень нужная и полезная книга, которую можно рекомендовать всем, кто стремится усвоить великие сокровища патрологий. Желательно только было бы, чтобы поскорее появился выпуск, предваряющий настоящую книгу – а то без этого немало мест окажутся трудными для среднего читателя. Целый ряд богословских терминов остается без объяснения – и если Г. В. Флоровский выпустил вперед часть труда своего, посвященную IV веку, то нужно было дать в примечании объяснение специальных терминов. Впрочем, этот дефект не может слишком ослабить значения изданной книги. Когда выйдут в свет все выпуски труда Г. В. Флоровского, мне кажется полезным снабдить им приложением – словарчиком богословских терминов с указанием мест, где они разъяснены.
В наше время – и этому можно только радоваться – богословствуют люди и не прошедшие специальный богословской подготовки. Это повышение богословских интересов при сравнительно низком уровне богословской культуры у нас требует со стороны авторов богословских трактатов сугубого внимания к беспомощности читателя, которым нельзя не дорожить.
В. В. Зеньковский.