митрополит Вениамин (Федченков)

Заключение

Запрос монахине Анне1533

Эти незаполненные страницы прошу заполнить Вас. А именно:

1) Сначала напишите: как Вы думали по этому вопросу раньше? К каким чувствам, действиям это приводило Вас тогда?

2) Изменилось ли что-нибудь после прочтения всех этих материалов?

Какие Вы переживали чувства при чтении этих материалов? К чему вели они?

3) Есть ли недоумения, вопросы? Чего бы хотели Вы еще?

М.В.

10 июля (старого стиля) 1924 года.

Ответ монахини Анны

Я прочла все Ваши Письма об Искуплении, не спеша, вдумываясь, и решила написать, как Вы этого пожелали.

1) К стыду своему, должна сказать, что я не думала об этом. Даже удивляюсь – как было не думать об этом... Не думала я, грешная.

2) После прочтения этих Писем в душе многое изменяется... что-то назревает; или нет: новое рождается.

После прочтения первых Писем явилась какая-то радость особая в душе и вспомнилась молитва святителя Иоасафа Белгородского, которую он советовал читать при каждом бое часов: «Буди благословен день и час, воньже Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего (имярек), в странствии суща молитвами Богородицы и всех святых Твоих. Аминь».

Затем... я много думала... Отчего я раньше об этом не думала?! Ведь я читала и Евангелие, и святых отцов и в церковь ходила с 16 лет, а мне 59 лет... и со многими богословами много беседовала... а на ГЛАВНОМ-ТО я и не останавливалась!

А это так важно... это главное. А я с 16 лет думала о спасении своей души, а на мыслях об Искуплении не останавливалась.

По мере перечитывания – являлись и новые мысли:

а) Когда читала о страданиях Спасителя, о заплевании и проч., я жалела, что я во Христе не так относилась к «плевкам сербки» и П., как следовало бы... Они мне венцы несли, а я не приняла... Вообще, я не воспользовалась в Хопове, а могла спастись этим...

б) Новая мысль была о смирении, а это [эти Письма] выясняет, что такое смирение...

Смирение есть принесение себя в жертву...

Верная мысль. Это надо помнить.

в) Я всю жизнь ходила в церковь, а никогда во время того момента, когда священник говорит: «Твоя от Твоих – Тебе приносяще о всех и за вся»,– я не думала о том, о чём в эти минуты следует думать, и впервые 8 июля (на Казанскую) я думала: это тело Спасителя... это ЖЕРТВА за всех... и за меня и моих детей... живых и усопших... за близких... за всех...

г) Явилась мысль, что Вы правы... что если я поняла... что если я буду думать об Искуплении – этого мало. Ведь надо осуществить эту веру в Искупление. Осуществить жизнью... Это труднее, чем [просто] понять...

д) Церковь – всё... Без Церкви нет спасения, это мне ясно.

Если искать общения с Христом вне Цер- кви – придешь к мечтам... А в них нет спасения! Как мне это ясно!

Единение с Господом – главная цель нашей жизни... и служба ближнему – РАДИ ГОСПОДА, и смиряться ради Господа... Нельзя ставить на первом месте службу ближнему – это ошибка, и не выходит из этого пользы ни себе, ни людям... Об этом я давно слышала от епископа Феофана (Быстрова). Да и преподобный Серафим говорил Н. А. Мотовилову: цель жизни – стяжать благодать Святого Духа.

Вообще чтение этих Писем много вызвало чувств новых и мыслей новых... Я все это напишу... постепенно...

Далее послесловие читавшей

Я сделала надпись:

«Великое сокровище духовное».

Да! эти Письма – это великое сокровище.

Письма эти следует прочесть не только внимательно, но молитвенно, и не один раз, а читая, вникать в читанное...

Ведь это – суть нашей веры...

Много лет тому назад я собирала выдержки из святых отцов по разным вопросам...

И к стыду и прискорбию, не вникала никогда в вопросы об Искуплении. Я строила дом без фундамента. Мне это ясно.

Много раз, перечитывая эти Письма, душа моя, – наболевшая, измученная, грешная, впадающая в уныние, – чувствовала отраду от этих Писем, переживала минуты радости, сладкой надежды... любви к Искупителю... Припадала к Нему с мольбой, звала Его, когда теряла надежду на помощь и людей, и святых... И если не впала в бесовское отчаяние, то благодаря этим Письмам. И назвала их – «великое сокровище духовное».

Когда дошла до ясного сознания, что если в чем я не грешна, то это означает, что меня сохраняла благодать Божия... Что я даже не смею дать обещание: «не буду делать то или то», – а я должна сказать: «если Ты, Господи, меня сохранишь от этого греха... А если Ты не оградишь, я согрешу: не могу ничего без Тебя... сознаю свое бессилие...»

Я полюбила эти Письма – они дают надежду на спасение... они дают любовь к Искупителю. И я повторяю: великое сокровище духовное.

Сжато и кратко Письма дают понятие и о содержании Посланий апостола Павла.

Спаси Господи автора, собравшего сие сокровище и давшего и другим обогащаться от него.

...Эта книга может быть и великое утешение, в назидание... и во СПАСЕНИЕ. Автор работал и во славу Божию, и ради спасения людей... Книга переживет и его (автора), и будет любимой книгой ищущих спасения.

Автор спрашивает читателя: ведь ничего нового вы не услышали в этих Письмах? – Я скажу: да, все это не ново... и я бывала за богослужением и читала Евангелие и Писания. Но я отвечу словами этого же автора: мы часто слушаем лишь ушами, иногда и умом, но не сердцем...

* * *

1533

Монахиня Анна Обухова (1866–1938) – русская эмигрантка, духовная дочь архиепископа Феофана (Быстрова). Много лет переписывалась с владыкой Вениамином, была одной из первых читательниц его книг. Данное письмо написано ею в Сербии. – Ред.



Источник: Об Искуплении / под общ. ред. Христофора Силина. - М. Правило веры, 2016. - 816 с. ISBN 978-5-94759-214-6

Вам может быть интересно:

1. Пастырство Христа Спасителя: Часть основоположительная: Иисус Христос - основатель Христианского пастырства протоиерей Сергий Соллертинский

2. Православие в современном мире протоиерей Иоанн Мейендорф

3. О воспитании детей в духе христианского благочестия архиепископ Евсевий (Орлинский)

4. Сборник изречений архиепископ Варфоломей (Ремов)

5. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

6. Александр I. Сфинкс на троне Сергей Петрович Мельгунов

7. История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия митрополит Иосиф (Петровых)

8. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева профессор Константин Петрович Победоносцев

9. Слова и речи. Том I – Слово пред погребением тела в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита Никанора, произнесенное 21 сентября 1856 года, в... митрополит Никанор (Клементьевский)

10. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия – VI. Состояние её от времени выхода в свет труда последнего до введения в духовно-учебные заведения устава 1867 г. Александр Александрович Бронзов

Комментарии для сайта Cackle