патриарх Никон (Минин)

Эпистолярное наследие патриарха Никона

Содержание

Переписка с современниками, исследование и тексты

Предисловие

Часть I Глава 1. Письма патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу и традиции русской деловой прозыНовгородский период (1650–1652 гг.) Московский период (1653–1656 гг.) Воскресенский период (1658–1666 гг.) Ферапонтовский период (1667–1675 гг.) Глава 2. Переписка патриарха Никона с греками 2.1. Переписка патриарха Никона с иконийским митрополитом Афанасием и Саввой Дмитриевым и традиции поздневизантийского письма 2.2. Послание патриарха Никона к газскому митрополиту Паисию Лигариду Глава 3. Видения патриарха Никона и их роль в структуре его посланий царю Видения, прославляющие Иверский монастырь Видения, связанные с епископским служением Никона Новгородское видение Соловецкое видение Воскресенское видение Царское видение Монастырское видение Глава 4. Методы авторского самовыражения в посланиях патриарха Никона Образ патриарха Образ патриарха – духовного наставника царя Образ защитника царской чести Образ страстотерпца Образ просителя царской милости Просьбы к царю о прощении Просьбы о вещах первой необходимости Просьбы о монастырском строительстве Образ молитвенника о государевом милосердии Образ домостроителя Глава 5. Методы работы патриарха Никона с библейскими источниками I. Цитата как единичный фрагмент, целостная текстовая единица библейского источника 1. Цитата обозначена как слово, произнесённое самим Богом, Его последователями и учениками 2. Источник указан по имени автора библейской книги или названию самой книги 3. Общее указание на инкорпорируемый текст: отсылка к источнику обозначена безличными конструкциями со значением говорения и письма II. Объём цитаты и её цельность; работа с макроцитатами и цитатами-выписками III. «Хождение» одной цитаты по разным сочинениям патриарха Никона и повтор цитаты в пределах одного произведения автора IV. Работа с лексикой цитаты. Цитата и фрактата V. Пересказ цитаты – парафраза VI. Топики Священного текста; расширение повествовании за счёт освоения традиционного текста VII. Работа с библейскими источниками на уровне сюжетов и эпизодов VIII. Объединение разных по объёму и способу выражения фрагментов библейских источников в единую смысловую конструкцию IX. Цитирование библейских фрагментов из вторичных источников Глава 6. О келейных библиотеках патриарха Никона (к вопросу о его круге чтения и источниках) Состав келейной библиотеки патриарха Никона в Воскресенском монастыре Особенности состава келейной библиотеки патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре Заключение Часть II. Приложения Приложение 1. Археографический обзор основных рукописных источников г. Москва г. Санкт-Петербург Приложение 2. Переписка новгородского митрополита Никона с царём Алексеем Михайловичем в 1650–1652 гг. (Новгородский период) тексты II. Челобитные и «отписки» новгородского митрополита Никона царю, составленные во время путешествия в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа (март-июль 1652 г.) Приложение 3. Переписка патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем в 1653–1656 гг. (московский период) тексты 1. Письмо патриарха Никона о пребывании во Владимире (27 января 1653 г.) Примечания 2. Письмо патриарха Никона о чудесном явлении огненного столпа в Иверском монастыре (27 февраля 1654 г.) Примечания 3. Письмо патриарха Никона о проезде ночью через Можайск (2 февраля 1655 г.) Примечания 4. Письмо патриарха Никона о прибытии в Москву после морового поветрия (3 февраля 1655 г.) Примечания 5. Письмо патриарха Никона с просьбой о помиловании Романа Боборыкина (сентябрь 1656 г.) Примечания 6. Письмо патриарха Никона о кончине инока Саватия (16 декабря 1656 г.) Примечания Приложение 4. Переписка патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем в 1658–1666 г. (воскресенский период). Тексты 1658 г. 1659 г. 1661 г. 1662 г. 1663 г. 1664 г. 1665 г. 1666 г. Приложение 5. Переписка патриарха Никона с царём Алексѣем Михайловичем в 1667–1675 гг. (ферапонтовский период). Тексты 1667 г. 1668 г. 1671 г. 1672 г. 1673 г. 1674 г. 1675 г. Приложение 6. Переписка патриарха Никона с греками в 1662–1666 гг. Приложение 7. «Видение» патриарха Никона. Тексты Примечания Приложение 8. Библейские источники эпистолярных текстов патриарха Никона Книги Ветхого Завета Книги Нового Завета Литература  

 

Книга представляет собой комплексное исследование и издание эпистолярного наследия шестого всероссийского патриарха Никона, одного из самых известных деятелей русской истории и культуры XVII в. В научный оборот вводятся как уже опубликованные, так и новые тексты разных типов писем и посланий патриарха Никона современникам, уточняется их датировка, атрибуция; публикация текстов сопровождается историко-филологическим комментарием. Книга предназначена для филологов, историков и всех интересующихся историей и культурой России XVII в.

Светлой памяти моего папы Севастьянова Климентия Романовича посвящаю эту книгу

Предисловие

Древнерусская эпистолография – одна из наиболее актуальных тем современной медиевистики1 и наименее изученная литературная форма славянского Средневековья2. Специфика эпистолярного жанра, определившая и сложность его изучения, заключается в том, что этот жанр на Руси всегда был пограничным между литературой и делопроизводством. «Между этими крайностями – литературным посланием и деловым письмом – существовали разнообразные переходные формы. Степень их „литературности“ различна, порой качественно не соотносима»3. Интенсивное взаимодействие литературы и форм деловой письменности особенно ярко проявилось в XVII в. В эпоху «переходного» периода роль эпистолярного жанра возрастает.

Авторы, книжники и писатели XVII в., оставившие после себя огромное эпистолярное наследие, давно привлекают внимание литературоведов. Хорошо исследована литературная и книжная деятельность идеологов раннего старообрядчества – протопопа Аввакума4, дьякона Фёдора5; монастырских книжников6 и царя Алексея Михайловича7; патриархов Иосифа8 и Иоакима9; архиереев Афанасия Холмогорского10, Димитрия Ростовского11, сибирских Нектария и Симеона12; грекофилов – писателей патриаршего круга и их идейных противников – «западников»13. На этом фоне крупная историческая фигура патриарха Никона – «белое пятно». Между тем личность патриарха Никона – знаковая для истории и культуры России XVII в.; деяния и характер шестого российского патриарха до сих пор не получили однозначной оценки, несмотря на заметно возросший в последнее время интерес к ним14.

Произведения эпистолярного жанра занимают в творчестве патриарха Никона особое место. Подавляющее большинство эпистолярных текстов Никона введены в научный оборот в XIX в. как исторические источники и материалы к «делу» Никона15, переизданы в наше время16. Однако внимание современных исследователей привлекли лишь несколько эпистолярных текстов патриарха Никона. А.С. Елеонская на примере семи опубликованных писем Никона выявила некоторые литературные особенности его посланий, основное внимание уделив раскрытию патриархом темы соотношения священства и царства17. Е.К. Ромодановская указала на близость литературной манеры Никона и писателей «московской школы» – первых расколоучителей: Аввакума, дьякона Фёдора, Авраамия и др.18. Н.В. Шухтина опубликовала одно послание патриарха Никона в ряду памятников древнерусской литературы, снабдив издание текста историко-филологическим комментарием19. М.Ю. Люстров исследовал стихотворные вставки в посланиях патриарха Никона20. Однако этого недостаточно. Ведь именно эпистолярные сочинения дают возможность объективно оценить роль и место патриарха Никона в культурно-исторической ситуации, сложившейся в России в середине XVII в., выявить его взгляды на самые актуальные вопросы современности, способы и средства, при помощи которых он их выражает и формулирует, источники, на которые при этом опирается, очертить круг общения и реального окружения, характер взаимоотношений с современниками, соотнести его судьбу с судьбами крупнейших исторических деятелей XVII в. По словам современного историка, «значение писем не ограничивается информацией, которую хотел сообщить автор адресату: форма писем, случайно употреблённые слова и устойчивые выражения, некоторые скрытые, но подразумеваемые факты и явления – всё это в целом рисует „портрет эпохи“, передаёт её дух»21.

В эпистолярном наследии патриарха можно обнаружить разные типы писем, разные эпистолярные сочинения: официальные грамоты «братьям во Христе» – патриархам и митрополитам русской и восточной церквей, ставленые и разрешительные грамоты – сочинения, подчинявшиеся законам деловой письменности и находящиеся за пределами книжной культуры; «отписки» из охваченного народным волнением Новгорода и из населённых пунктов и мест отдыха на пути в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа и обратно, подчиняющиеся законам приказного делопроизводства; частные дружеские письма, «грамотки», составленные в традиции переписки членов царской семьи друг с другом; «утешительные» послания грекам-сторонникам, пострадавшим в России за сочувствие к опальному московскому патриарху; «обличительные» послания к недругам (газскому митрополиту Паисию Лигариду и вологодскому архиепископу Симону), дидактические и увещательные послания к царю Алексею Михайловичу, которые по стилистике и тематике, по использованию средств выразительности можно связать с традицией пастырских поучений и проповеднических слов самого патриарха Никона, образцы которых сохранили изданные при его жизни окружные послания о Крестном монастыре и моровой язве; наконец, огромное количество челобитных патриарха Никона из Воскресенского и Ферапонтова монастырей, составленных после оставления Никоном патриаршей кафедры, осуждения его и ссылки, содержащих просьбы к царю не только хозяйственного и бытового характера, но и обращения к царю о проявлении государем чувств христианской любви к нему, Никону.

Очевидная особенность эпистолярных сочинений Никона состоит в том, что в основе подавляющего их числа лежит традиция послания-поучения – основного типа письма, характерного для всего периода древнерусской письменности22, поэтому поучительный характер имеет большинство древнерусских писем.

Другая особенность эпистолярных сочинений Никона в том, что они балансируют на грани делопроизводства и собственно литературной традиции древнерусской книжности, отражая тем самым специфику эпистолярного жанра, присущую ему амбивалентность: смешение и переходность форм письма свойственны самой его природе23. XVII век – время формирования частного письма, и порой довольно трудно отделить частные письма от официальных посланий. Именно поэтому почти во всех посланиях патриарха Никона можно обнаружить, с одной стороны, традиционные эпистолографические правила, с другой – топику приказного делопроизводства, сухие и типичные формулы и выражения делового письма. Благодаря этим свойствам многие сочинения патриарха Никона, адресованные его современникам, отличаются жанровой аморфностью. Прежде всего, это относится к посланиям патриарха Никона царю.

Третья особенность эпистолярных сочинений патриарха Никона состоит в том, что они представляют собой отклик на современные ему события, участником, а порой и организатором которых становился он сам. Послания Никона – это живая и непосредственная реакция патриарха на ситуацию, сложившуюся после оставления им патриаршей кафедры. В XVII в. роль жанра послания чрезвычайно возрастает в публицистике24, чему способствует синкретичность формы послания, открытость в использовании различных художественных средств и отражении актуальных вопросов русской действительности. В посланиях царю, газскому митрополиту Паисию Лигариду, восточным патриархам Никон показывает себя абсолютно правым. В этих сочинениях наиболее отчётливо сформулированы представления Никона об идеальном православном правителе и свойствах и качествах патриарха. Однако в посланиях Никона его концепция о священстве и царстве и связанные с ней темы не оформлены в стройную систему, поданы фрагментарно и в связи с конкретными событиями. Личная тема, конкретные факты биографии патриарха Никона, описания его внутреннего состояния, переживаний и эмоций никогда не становились предметом его повествования; все сочинения патриарха Никона имели внелитературные цели. Между тем тематика его посланий, содержание его высказываний об актуальных вопросах современности, способы изложения материала органично вписывали эпистолярные тексты патриарха Никона в культурно-исторический контекст второй половины XVII в. и делали их заметным явлением в русской публицистике и культуре «переходной» поры.

Предметом специального изучения стали около ста разных типов писем и посланий патриарха Никона, адресованных его современникам. В основном это собственноручные письма патриарха или записанные под его диктовку и имеющие подпись-автограф их автора, иногда содержащие авторскую правку. Это и сугубо официальные послания, составленные по всем правилам делового письма или в соответствии с требованиями официально-деловой переписки, и пи́сьма, отличающиеся индивидуальным стилем. Эпистолярные сочинения патриарха Никона сохранились в двух рукописных собраниях г. Москвы – РГАДА и ГИМ. Хронологически послания патриарха Никона охватывают почти весь период его пребывания у власти – сначала в сане новгородского митрополита, затем патриарха, а также период после низложения и ссылки в Ферапонтов монастырь. По содержанию, видам источников и характеру работы с ними, по способам изложения собственных идей и представлений эпистолярные тексты патриарха Никона органично связаны с другими его сочинениями, и прежде всего с «Наставлением царю» и «Возражением».

В конце книги помещены девять Приложений, пять из которых (№ 2–6) содержат тексты писем и посланий патриарха Никона его современникам. Расположение как самих Приложений, так и текстов внутри них подчинено хронологическому принципу. Для удобства пользования текстами и для оформления ссылок мной приняты следующие обозначения: в круглых скобках после цитации проставляется год, соответствующий конкретному Приложению, после тире – номер текста по Приложению и через запятую листы по рукописи, например: 1650–№ 1, л. 124. Для обозначения текстов переписки патриарха Никона с греками – его сторонниками перед датой письма проставляется имя адресата: Савва (для посланий к греку Савве Дмитриеву) и Афанасий (для посланий к иконийскому митрополиту Афанасию). Единичные послания патриарха Никона к представителям Греческой Церкви обозначаются только по имени адресата: Паисий (для послания Никона к газскому митрополиту Паисию Лигариду) и Дионисий (для обозначения «перехваченной» грамоты к константинопольскому патриарху Дионисию).

* * *

1

Понырко 1992; Калугин 1998; Подтергера 2000; Титова 2003; Федотова 2005 и др.

2

Буланин 1991, 173; Буланин 2004, 231.

3

Калугин 1998, 137.

4

Библиография исследований о протопопе Аввакуме, изданий его сочинений обширна; см.: Шашков 1992, 23–30; Буланин 2004з, 650–657. Эпистолярные тексты протопопа Аввакума в сопровождении историко-филологического комментария издавались В.И. Малышевым, Н.С. Демковой, Н.К. Гудзием, В.Е. Гусевым, А.С. Елеонской, А.И. Мазуниным, А.Н. Робинсоном, А.Ф. Замалеевым, Е.А. Овчинниковой и др.

5

Титова 2003.

6

Бубнов 1984, 39–46; Бубнов 1985, 37–58; Чумичева 1989, 59–76; Чумичёва 1992, 87–135; Сапожникова 1998, 346–350; Сапожникова 2001, 350–357; Сапожникова 2005, 546–600; Панченко 2006, 688–793.

7

Душечкина 1978, 184–188; Кротов 1989, 149–178; Шунков 1999, 176–184; Шунков 2006; Люстров 2000, 8–14; Гусев 2004, 82–101.

8

Белокуров 1887а, 79–80; Голубцов 1888, 327–381; Булычев 1988, 187–196; Люстров 2000, 15–20.

9

Зиборов 1993, 53–57; Буланин 2004и, 718–719.

10

Панич 1996.

11

Федотова 2005.

12

Ромодановская 2002, 330–345.

13

Елеонская 1990; Сазонова 1990, 300–324; Панченко 1992а, 309–313; Панченко 1998, 362–379; Исаченко-Лисовая 1992, 287–296; Исаченко 2005, 109–121; Сазонова 1998, 608–615; Сазонова 1998а, 615–623; Панич 2004; Буланин 2004, 790–793; Буланин 2004к, 700–701; Буланин 2004л, 695–698 и др.

14

Никоновские чтения 2002; Никоновские чтения 2005; Патриарх Никон 2002; Патриарх Никон 2004; Патриарх Никон 2005; Лобачёв 2003; Царь и патриарх 2005.

15

Ламанский 1861; Дело 1897; Гиббенет 1, 2.

16

Шмидт 2004, 105–136.

17

Елеонская 1967, 53–77; Елеонская 1978, 19–78.

18

Ромодановская 1990, 58–64.

19

Шухтина 1988, 514–522, 669–674.

20

Люстров 2000, 29–36.

21

Гусев 2004, 82.

22

Понырко 1992, 4.

23

Античная эпистолография, 4.

24

Елеонская 1978, 11.

Комментарии для сайта Cackle