Источник

Иисус Христос

Однако Богородица нужна была нам для того, чтобы через Нее воплотился в человеческий образ Господь наш Иисус Христос, Сын Божий.

В Неделю св. отец о.Иоанн говорит новое поучение, где он объясняет, зачем именно Сын Божий делается от Богородицы Сыном человеческим. «Сын Божий единородный, единосущный, собезначальный Богу Отцу, всеблагий, всемогущий, ипостасная (то есть личная, особая – М. В.) Премудрость Божия, устроившая мир и все, что в мире, Сам Вседержитель, содержащий всю видимую и невидимую тварь, воспринял человеческое естество, вступил в родство с человеками, Им же Самим сотворенными по образу и подобию Своему, но согрешившими и по дерзкому преслушанию и крайне растлившимися по причине преступлений бесчисленных. Сын Божий соделался Сыном Человеческим, Человеком, во всем нам подобным, кроме греха, – не престав быть Богом безначальным и всемогущим. Какая благость! Какое милосердие! Какое снисхождение крайнее! Прияв наше обнищавшее грехами естество, Он и рождается в бедности, от бедной – хотя царского рода – и Пречистой Девы, в убогом вертепе. Он делается Братом человеков, Братом – скажу ближе – твоим, моим!.. Какие плоды от такого родства Сына Божия с нами – для нас? Чего требует от нас, – каких качеств, каких дел, – такое высокое, преблагородное родство наше с Богом? Не видите ли, что мы приняты в самое близкое родство с Сыном Божиим, чрез Его вочеловечение? Мы сделались, по благодати и дару Христа Бога, общниками Божественного естества, своими Богу, а не чужими. Чудное родство! Дивное благородие человека! Бог соделался Братом нашим по вочеловечению! И потому «не стыдится братию нарицати» нас, «глаголя: возвещу имя Твое братии Моей» (Евр.2:11–12); даже друзьями называет Он, Богочеловек, исполняющих заповеди Его: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:14). Если Господь явил нам такое бесконечное снисхождение, такую милость, такое благодеяние, то, конечно, мы должны со своей стороны принести нечто в жертву Богу; ибо вера наша есть святой завет и вечный неразрывный союз души с Богом, а в завете с обеих сторон соблюдаются неизменно известные условия. Пробегая мыслию время до Рождества Спасителя, мы встречаем здесь людей, водящихся в жизни и вере собственным омраченным умом и растленным сердцем, своими страстями, погруженных в нечестие и разврат. Они в то время, по слову пророка, «приложилися скотом несмысленным и уподобилися им» (Пс.48:13); между ними не было творящего благостыню, не было даже ни одного (Пс.13:3). Вера в единого истинного Бога – Существо всесвятейшее – не имела, за исключением народа еврейского, места в людях этих времен. Слава нетленного Бога изменена была «в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад» (Рим.1:23). Люди не знали своего Творца; и подобающую Ему честь воздавали различным тварям. Диавол, этот исконный враг человеческого спасения, истощил всю свою хитрость адскую, все злобные усилия для того, чтобы из темной области своей проложить путь всем порокам в бедный род человеческий, возлюбивший «паче тму, неже свет» (Ин.3:19). Избавителя не было: Он еще не явился. Лучшие из людей тогдашнего времени, правда, значительно возвышались над своими современниками некоторою чистотою своих мыслей и чувствований, некоторыми познаниями о Боге истинном, о цели и назначении души человеческой; а потому старались даже по своим силам угождать Ему. Но и они не были чужды заблуждений и пороков другого рода, неразлучных с повсюдным мраком идолопоклонства. А главное, они не могли никогда собственными усилиями дойти до надлежащего познания об истинном Боге; не имели веры в Будущего Искупителя человеков, которая одна оправдывала человека пред судом правды Божией; не было того Света, Который «просвещает всякаго человека, грядущего в мир» (Ин.1:9), а потому не было для них и возможности ко спасению. Но вот настает предопределенный конец времен. Растление людей дошло до последней крайности. Сам человек чувствует совершенное бессилие и изнеможение в борьбе со грехом и сильно желает и ожидает Высшей помощи. И милосердый Бог посылает Единородного Сына Своего на землю, чтобы подать всесильную помощь совершенно изнемогающему и нуждающемуся человечеству. Вместо прежнего подобия скотам несмысленным является в них теперь во всей чистоте и силе утраченное подобие Божие; вместо искаженного образа является образ, восстановленный во всем величии; так что люди соделываются «народом избранным, царским священием, языком святым, людьми обновления» (см.:1Пет.2:9) и делаются способными в собственной своей жизни являть добродетели. Вера в единого истинного Бога водворяется по городам, целым царствам, по всему миру. Уже апостол языков, Павел, благодарит Господа Бога за то, что вера римских христиан проповедуется «во всем мире» (Рим.1:8). Люди знают теперь хорошо и самих себя, свою душу, ее небесное происхождение и высокое назначение в будущем; знают, что «живот вечный дал есть нам Бог; и сей живот в Сыне Его есть» (1Ин.5:11); что «дарованы нам великия и драгоценныя обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалясь от господствующего в мире растления похотию» (2Пет.1:4). Человеку дарованы все «Божественныя силы... яже к животу и благочестию» (2Пет.1:3). При самом вступлении нашем в мир – мы просвещены святым Крещением; с самого рождения носим на себе священное имя христиан, именуемся сынами Света». Но все это вошло в мир чрез «единственное, чрезвычайное средство, которое Бог в предвечном совете Своем определил к нашему спасению, – чрез воплощение Сына Божия». Для чего же такое снисхождение, такое крайнее уничижение? – спрашивает (проповедник) в поучении на самый день Рождества Христова. «Нашего ради спасения» – отвечает Церковь. Мы погибали под темною державою; мы сидели в стране и тени смертной, содержались в узах адовых. И вот премилосердый Владыка, создавший нас в начале по образу Своему и по подобию, не терпя видеть, как мучит диавол род человеческий удалением его от Бога, омрачением его ума и сердца, привязанностию к земному, различными грехами и беззакониями, и прелести идолопоклонства, – пришел державно избавить нас от работы вражией. О премилосердый наш Господи! Нашего ради спасения в вертепе нас ради родивыйся и во яслех скотских возлегий! Славим недостойные рабы Твои, Твое спасительное о нас промышление; поклоняемся и Твоей по плоти Пречистой Матери, послужившей такому страшному таинству... Но как же нам должно, братия, воспользоваться к нашему спасению таким превысочайшим даром любви и милосердия к нам Отца Небесного? Как нам достойно принять Сына Божия? Все почтем за сор вместе с Апостолом, «да Христа приобрящу» (Флп.3:8) и вселим Его в сердцах своих. Дар бесценен: стоит того, чтобы на Него и весь мир променять, ибо приобретши Христа, мы приобретаем вечную жизнь и вечное блаженство; а потерявши Его, потеряем все, не узрим живота вечного, и гнев Божий на нас будет пребывать во веки веков. И Божественные намерения, Божественные планы касательно нашего возрождения, освящения и обновления совершились в человеках; то есть во множестве человеков спасенных, которые послушались зовущего их ко спасению гласа Божия и пошли путем спасительным. Бесчисленное множество святых угодников оправдали своею жизнью Божественный план спасения человечества: «оправдися» Божественная «премудрость от чад своих» (Мф.11:19), то есть от сделавшихся подобными Подобному Христу.

Но многие ли понимают и принимают этот премудрый и в то же время простой план нашего спасения? Многие ли принимают даруемые Богом средства ко своему спасению?.. Многие ли дорожат именем «христиан» и «чад Божиих» (см.: Деян.11:26; Ин.1:12)? Многие ли думают о небесном наследии, уготованном для них благостию Отца Небесного, ради Сына Его единородного?

О, как мы унижаем непрестанно свое человеческое достоинство, которое так возвысил, обожил Сын Божий Своим вочеловечением! В присутствии Небесного Царя, принявшего наш образ, мы бесстыдно и бесстрашно искажаем и пачкаем грязью страстей живой образ Его – души наши! Между тем, как с нашей стороны для поддержания и укрепления нашего союза с Богом требуется, братия, – говорит о.Иоанн, – искренняя, нелицемерная любовь к Нему, или исполнение заповедей Его; любовь друг к другу; ожидание исполнения обетования Его, как то: воскресения мертвых, будущего суда и праведного мздовоздаяния каждому по делам и жизни будущего века; требуется искреннее, всегдашнее покаяние и исправление жития, непорочная жизнь, незлобие, кротость, смирение, воздержание, чистота душевная и телесная, дела милосердия; вообще – жизнь святая. Апостол Петр поучает: «Как послушныя дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем; но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:14–16. Лев.19:2). Вот это – один из способов единения Бога с падшим человеком: воплощение Сына Божия от Пречистой Девы Марии. А другой это распятие на кресте, о чем говорит о.Иоанн в день Воздвижения Креста Христова, или воспоминание воздвижения на крест Самого Христа Господа. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий», то есть Иисус Христос, «сущий на небесах» (Ин.3:13). Никто из человеков не восходил на небо, потому что грех не допускал никого взойти на пречистое, пресветлое небо, на котором – престол Господа Бога Вседержителя. А за грехи еще не была принесена, с начала мира до пришествия на землю Сына Божия, Пречистая Жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом. Оно (примирение) сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи, Сына Божия. Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас отверсто, ежедневно нам возвещается открытием Царских врат на великой вечерне и великом входе и при выносе Св. Даров для причащения. И смотри, грешник, какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели. Мучительнейшая, поноснейшая смерть на Кресте единородного Сына Божия! Так возлюбил Бог мир, то есть бесконечною, превосходящею всякий разум любовью, ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, Сопрестольного Ему, Богу Отцу, Собезначального, Соестественного. О, любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную, и никто бы не спасся. А все спасенные спаслись кровию и смертию Сына Божия, все оправданы Его благодатию (то есть даром – М. В.). Святые стали святы Его святостию, правдою; украсились Его нетленною красотою; все спасающиеся ныне спасаются только кровию Сына Божия, или водою и кровию, ибо из прободенного ребра Его истекли кровь и вода, означающие два таинства: крещение и причащение. О дражайший Искупителю всего мира! Не ведали люди, что на Тебе отяготели грехи всего мира; что Ты терпишь, невинный и безгрешный, казнь за нас! Не ведали, что Сам Бог вступает в борьбу с адом и сокрушает могущество его и хочет извести из ада души, от века содержимые в узах его, и нас избавить от его ужасного мучительства. О, сколь дороги для Бога души человеческие, искупленные кровию Сына Его! О, сколь ужасен и губителен грех, для очищения и изглаждения которого нужна была смерть Сына Божия, и – смерть крестная!» И в другой раз в этот же самый праздник Воздвижения Креста Господня о.Иоанн говорит на слово ап. Павла: «Слово бо крестное погибающым убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» (1Кор.1:18). Это – «слово о спасении погибающего во грехах мира, страданиями и смертию Сына Божия единородного; это – слово о бесконечной любви Божией к миру; ибо «тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16). Это – слово о бесконечной правде Божией, потребовавшей бесконечной жертвы за бесчисленные и тяжкие грехи мира и за бесконечно оскорбленную Святость Божества тварями, созданными по образу и подобию Божию, за поруганные святейшие законы Божии. Для чего это страдание и смерть? Для чего крест, эта поносная казнь рабов, претерпенная Христом? Разве спасение человечества не могло совершиться иначе, как только такою позорною смертью? Для нас, испытавших и испытывающих непрестанно на себе спасительную силу Креста Христова, – говорит на это о.Иоанн, – решение этого вопроса очень легко. Кто был пострадавший на кресте? – Сын Божий, Божия сила и Божия премудрость. За кого пострадал, умер и погребен? – За нас, чтобы наши страсти, умертвившие нас, умертвить крестом. Чтобы Своею смертью нашу смерть умертвить, чтобы нас, врагов Божиих, примирить с Богом и сделать праведными из грешников, и Своим воскресением вечный живот даровать всем верующим в Него; чтобы нам, верующим в Него, даровать непобедимую силу в борьбе с грехами, с демонами, с искушениями в гонениях, в мучениях. А Бог есть бесконечная Святыня; и сотворил нас вначале праведными и святыми, человек же произвольно впал в скверну греха, Бог же как праведный и святой, не может не гнушаться всяким грехом, всяким беззаконием». Или иначе: Бог сотворил нас по «Своему образу и подобию», то есть святыми и блаженными. Потому Христос и вообразился в Свой же, созданный Им образ и подобие; потому Он и пострадал за нас; за наши грехи, ради нашего спасения. Поэтому и в Символе веры поем мы: «Распятого же за ны... и страдавша и погребенна». Так Рождество Христово соединяется с распятием Христа Господа, или – с Воздвижением креста Господня, что, в сущности, одно и тоже. И одно с другим неразрывно связано; только началось оно в убогом вертепе Вифлеемском, а кончилось крестом на Голгофе. А св. Афанасий Великий говорит, что для того Он – Христос – и родился, чтобы распяться. Отсюда вытекают и все другие частные последствия, которые связаны с образом и подобием Божиим. Именно:

а)      Например, – говорит о.Иоанн, – «люди стыдятся сознаться, что они не веруют в высокое достоинство и предназначение свое в то, что они – бесценный образ Божий, прелюбезный Богу; которому (то есть образу – М. В.) предуготовано и обещано бесконечно-великое блаженство на небесах, в единении с Богом. Как бедняк не верит, что он может сделаться богатым и весьма знатным человеком; так многие христиане не веруют, что они будут обладать богатством будущих благ, и будут спосаждены на небесах о Христе туне (см.: Еф.2:6). Мы дивимся, как, без особенных заслуг с нашей стороны, ожидает нас такая высокая честь и слава, такое богатство... Люди недоумевают и, сказать правду, многие не верят той чести, которая обещана праведникам в будущей жизни; потому что сатана унизил человечество в его собственных глазах. Но действительно такая почесть будет и на нее должно надеяться: человек – образ Божий; для того-то и воплотился Сын Божий, чтобы восстановить Свой образ. В Священном Писании развита эта мысль». И наоборот, – «только верные рабы Христовы дают истинную цену воплощению Сына Божия и смотрению Бога Отца и всей Святой Троицы о спасении рода человеческого. Только они истинно оценивают Пречистое Тело и Кровь Христову, а люди века сего живут как несмысленные животные, в печалех житейских, и в чувственных удовольствиях, не дорожа ни воплощением Сына Божия, ни Его Пречистыми Тайнами. И так как избранные Божии ценят, как должно, дела Божии и любовь к миру прелюбодейному и грешному; то и Бог ценит их и дивные дела соделывает чрез них. В них обитает Дух Святый купно со Отцом и Сыном: и «от чрева» их текут реки воды живы» (Ин.7:38); а знающие Бога идут пить к ним, как к источникам сладким». Даже сам о.Иоанн пишет про себя самого так: «Когда бываешь очень молод, или живешь жизнью мира грешного, тогда знаешь и Христа Спасителя, и врага Божьего и человеческого, сатану всезлобного, только по одному имени. И думаешь, что Христос от тебя далеко – на небе; а диавол где-нибудь есть, только никак не близко и не около тебя; и хотя слышишь, что он зол, но думаешь, что злость его до тебя не касается. Но когда будешь в летах зрелых и вступишь в жизнь подвижническую, когда будешь служить Богу чистою совестию, тогда испытаешь на сердце и «благое иго» Спасителя (см.: Мф.11:30), и тяжелое, несносное иго сатаны, который нещадно оскорбляет нас». Так же говорит о.Иоанн и о Духе Святом: «Долго я не знал во всей ясности, как необходимо укрепление нашей жизни от Духа Святого. А теперь Многомилостивый дал мне узнать, как оно необходимо. Да, оно необходимо каждую минуту нашего бытия, как дыхание, необходимо на молитве и во всей жизни. Без укрепления от Духа Святого чувствуешь, как сердце подмывается от различного зла и готово ежеминутно потонуть в бездне его. Тут-то надобно, чтобы сердце наше стояло на камне. А камень этот – Дух Святый». И наоборот: «Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим неискусни есте?» – приводит о.Иоанн слова ап. Павла (2Кор.13:5). «Воистину Христос во мне живет. Между тем, я до сих пор был неискусен: не помышлял и не знал твердо, что Господь во мне. Это Он, Всесвятый, так чуток во мне к малейшей нечистоте сердечной; это Он побуждает меня самый зародыш греха в сердце гнать вон из души. Но увы! И сатана – тут же, готовый пожрать меня на каждом шагу оспаривает меня у Господа!» Сатана там же, где и Св. Дух! –Вот и Христос такой же Заступник: «Христос – упование наше, очищение и освящение, воскресение, живот и покой – есть единое на потребу всем нам. И потому Св. Церковь непрестанно произносит эти слова. Все отымется от нас смертью, все земные блага: богатство, отличия, красота тела, красота одежд, простор жилища, все сладости пищи и пития. А Христос – вечное наше богатство, наша жизнь, и наша истинная красота, истинная слава и честь, наша одежда нетленная – вечно пребудет с нами. О доброта святая, неизреченная Лика Христова, которою желали насладиться все святые и из-за которой всеми силами старались очистить себя от всякой скверны плоти и духа, и подвизались усердно до смерти все апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные и все святые! Когда и я, наконец, узрю Тебя, Сладчайший Иисусе?! Ты готовишь меня к этому видению всякий день, очищая меня непрестанно от всякой скверны греха. Благодарю и славлю Тебя всякий день!» И таких мест у о.Иоанна о Христе Спасителе – множество!

б)      Дальше. Угодник Божий, о.Иоанн, отсюда выводит свои отношения к людям вообще, то есть из того же учения о человеке, как образе Божием и подобии. В самом деле: если верить искренно, что человек вообще есть подобие Божие; то Бог есть – любовь; а следовательно, и отношение ко всякому человеку должно руководиться тоже любовью же.

И об этом же у о.Иоанна часто и много раз говорится. Вот примеры: «Бог благ и преблаг; и ты, образ Его, будь благ. Он щедр ко всем; и ты будь щедр. А скупости, жаления ближнему вещественного, тленного – бегай, как величайшего несчастия и безумия». И еще: нужно почитать всякого человека, даже и при его греховности. «Помни, кто есть человек-то? Образ Божий, чадо Божие, христианин, наследие Царствия, член Христов. Почитать, поэтому, нужно всякого человека, хотя он и носит язвы прегрешений на душе своей. Язвы – язвами: они изрыты диаволом» и грехом; а образ – все образ Божий. О язвах его надо пожалеть, поболеть, да помолиться, как о своих. Ведь, мы все – одно тело: все – «от единыя крове» (Деян.17:26), «все бо от единаго хлеба причащаемся» (1Кор.10:17). Не обращай внимания на бесовские смущения, разделения и вражды. Тверди все одно: мы, – говори, – одно, «Бог есть любовь, а я – образ Божий; значит, и я должен быть весь – любовь. Бог есть простейшее благо, чуждое всякой тени зла. Я – образ Божий; значит и я должен быть также совершенно благим, без всякой даже тени зла».

И это о.Иоанн не один раз говорит в своем Дневнике. «Не слушай клевет врага на ближнего, мерзостей и разных злоб его и гордыни его. На всякого человека смотри просто, с почтением, как на образ Божий. И не думай о нем ничего худого без причины». А потом добавляет: «Верно. Из опыта взято. Ближнего благочестивого славишь – Бога славишь. Ближнему делаешь добро – себе делаешь добро. Ибо ближний – образ Божий; а Бог – все во всех. Христианину делаешь добро – Христа Сына Божия делаешь должником себе; ибо христиане Тело Его, члены Его. Христианина одолжаешь – Духа Святого одолжаешь, ибо христиане храмы Святого Духа (см.: 1Кор.6:19–20).

Высоко достоинство, как образа Божия. Почему человек, имеющий живую веру, может творить всякие чудеса, и быть некоторым образом богом для природы? Потому, что он образ Божий; потому что чрез веру «един дух есть с Господем» (1Кор.6:17).

в)      Также говорит о.Иоанн и о молитве, что основание ее лежит опять таки в образе Божием: «Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к Подобному». Также и стремление к молитве святым: «Господь имеет высокое уважение, особенно к делам рук Своих, одаренным разумом и свободною волею, то есть к ангелам и святым; и чрез них действует к нашему освящению и спасению. Посему не говори: я обращаюсь всегда прямо к одному Богу с моими нуждами, с молитвою. Иногда тебе надобно обратиться и к святым, Его орудиям или органам, чтобы не оставались праздными в деле нашего спасения святые храмы Его благодати, Его Божественного Духа». Поэтому каждый день, – говорит о.Иоанн, – посвящай какому-нибудь святому, как образу Божиему; и ему есть благоугождение.

Поэтому и молитвы выдающимся святым есть на каждый день недели: в понедельник, кроме Господа Иисуса Христа, – ангелам; во вторник, кроме Господа – Иоанну Крестителю; в среду и пятницу, кроме Господа, Божией Матери; в четверг апостолам и Николаю Чудотворцу; в субботу – всем святым и престольному святому храма. А в воскресенье – Господу Иисусу Христу Воскресшему и святому дня. Так получается, что каждый день посвящен какому-либо святому, как образу Божию. А особенно три дня – Господу Иисусу Христу, как Самому Сыну Божию, как образу Бога Отца и как воплотившемуся Богу, принявшему на себя от Пресвятой Девы Марии образ человеческий во всей его полноте кроме греха.

А Пресвятой Богородице тоже положено, в сущности, три дня: два дня в будничные дни и третий в воскресенье, – в канонах на утрени и на вечерни, не считая различных богородичных стихир и тропарей. Так Церковь чтит святых.

г)      Но кроме них христианство заповедует человеку чтить и себя самого, но именно опять как образ Божия. Вот как пишет об этом о.Иоанн: «Уважай себя как образ Божий. Помни, что этот образ – духовный; и ревнуй об исполнении Заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию: это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу.

Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов и страстей. Беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому.

Жизнь христианина должна быть постоянным вниманием к себе самому, то есть к своему сердцу. Следи за каждым движением сердца, смотри: угодно ли оно Троице? И не есть ли оно, напротив, движение твоего ветхого страстного человека? «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю» (Мф.16:25); то есть кто восхощет спасти своего ветхого, плотского, греховного человека, тот погубит жизнь свою, ибо истинная жизнь состоит в том, чтобы распять и умертвить ветхого человека с делами его и облечься в нового, обновляемого по образу Создавшего его (см.: Кол.3:9–10). Умерщвляй себя и оживишь. Ах, я сам чувствую, что, когда я здоров совершенно и не утружден, и не изнуряю себя трудами, я умираю тогда духом; тогда нет во мне Царствия Божия, тогда обладает мною плоть моя и с плотию – диавол». И даже один помысл может вредить человеку: «Кое бо причастие правде к беззаконию; или кое общение свету ко тме?» (2Кор.6:14) – спрашивает о.Иоанн. И тут же отвечает: «Ни малейшего!» Один помысл неправедный есть мерзость Господу» (см.: Притч.15:26). И Господь удаляется из того сердца, где гнездится этот помысл: что мы сами чувствуем на себе. Итак, для того чтобы Господу соединиться с кем-либо, надобно, чтобы тот человек был совершенно чист от скверны греха и благоукрашен добродетелями. Таким образом соединились с Господом и сделались святыми все святые. Как же свята Владычица Богородица, с Которою преискренне соединился Бог-Слово?.. Воистину пресвята, тверда, непоколебима, во всю вечность неизменяема в Своей высочайшей, Божественной святости. Твердо помни, что любовь мира есть вражда, крепкая вражда против Бога. Одно мгновение привязанности мирской к кому-либо и к чему-либо – и душа пленяется и разлучается от Бога. Вот как опасно страстно привязываться к кому-либо или к чему-либо даже на минуту. И справедливо! Человеческая душа сотворена по образу и подобию Божию – высочайшая честь и достоинство: ей были врождены святость и свет, правота, простота, благость, молитва, любовь к Богу пламенная».

д)      Даже если человек временно привяжется к какой-нибудь вещи на некоторое мгновение, и тогда Бог оставляет его. «Нехорошо, неразумно я поступаю, – пишет про себя о.Иоанн, – отыскивая долго какую-нибудь вещь, положенную куда-либо и забытую, и скорблю сердцем о ее потере или ненахождении ее налицо, и в то же время оставляя Господа мыслию и сердцем. Потерянная и не обретаемая вещь делается на время идолом сердца, предметом пристрастия и жадности. Все в мире суета и крушение духа! «Едино же есть на потребу» (Лк.10:42): это – Бог и все святое. А кто же эти наши «идолы» из вещей? Это какие-либо лица; затем временная жизнь. Это – многострастное и смертное тело и то, что для тела: пища и питие, одежда, украшение, деньги, жилище, убранство его. Когда борет тебя искуситель пристрастием к вещам видимым, надеянием на вещи видимые; тогда возведи твердо очи сердца к невидимому и вечному... Когда приковывает очи твои к плоти человеческой, помимо души его бессмертной, ты наипаче обращай мысленные очи на душу человека, по образу и по подобию Божию сотворенную, искупленную страданиями и смертью Сына Божия, соделанную наследницею вечных благ, усыновленную Богу, Храм Святого Духа, невесту Духа Святого. Бегай двойственности сердца». Мне приходилось слышать следующий, еще не напечатанный, рассказ о привязанности о.Иоанна к молитвослову, или к правильнику. Обычно он имел его на определенном месте; но на этот раз правильника там не оказалось. И о.Иоанн весь сосредоточился на искании его. А в это время он совсем забыл о Боге. Наконец вспомнил о Нем и сказал в себе и в слух Ему: «Прости меня, Господи, что я из-за твари позабыл о Тебе, Творце всего сотворенного!» И тотчас же нашлась забытая книжка...

Впрочем, сам о.Иоанн рассказывает о себе, как его прельщали иногда святые вещи. Вот, например, что он рассказывает об иконах. «Святые иконы дома и в храме блазнят. Крест Животворящий, все, все враг окутывает своим нечистым, смрадным туманом». И это говорится несмотря на то, что в иное время о.Иоанн сознавал необходимость и высоту иконопочитания. А в другое, – наоборот, – впадал в малодушие. Например, ему нравилось необычное какое-нибудь красивое обложение, или оклад, а не самая икона, не самое Евангелие и т. п. А в другое время он пишет о них, то есть иконах, твердо. «Употребление св. икон необходимо потому– сверх прочих причин, – что Господь, Пресвятая Богородица, святые ангелы и святые угодники недоступны нашему бренному зрению в их небесной чудной славе; а в святых иконах они доступны, осязаемы». Но когда сам о.Иоанн носил какие-либо* вещи из богатой и красивой материи, то он сначала боролся с эТим.А потом стал носить их, особенно к старости, – когда ему уже стало 50-летие его священнослужения. Вот что он говорил в своей выдающейся речи о чудных, золоченых одеждах духовенства: «Мирские люди ставят нам в укор золотошвейные одежды и митры, упрекая нас в роскоши. Но не Сам ли Господь Бог облек Своих священников в особенные благолепные одежды, повелел Моисею сделать для них одежды благолепия и красоты?! Земной начальник одевает своих слуг золототкаными мундирами и всячески отличает и награждает их! Царь ли неба и земли не имеет власти отличать Своих слуг, предстоящих Его страшному и славному Престолу, одеждами блистающими, как ангелов земных? Дай Бог только, чтобы мы старались соответствовать своему призванию и радели о спасении душ человеческих, да были бы светлы душами своими. Так и крайняя скромность, и необычайная роскошь тесно могут быть связаны с образом Божиим и подобием Его, – смотря по тому, с каким настроением ты носишь на себе эти золотошвейные одежды и митры».

* * *


Источник: Отец Иоанн Кронштадтский / Митр. Вениамин Федченков. - Москва : Паломник, 2000. - 749, 2 c., 1 л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle