Источник

Богородица Приснодева

«При созерцании дивной святыни и прославления величия Пресвятой Девы, соделавшейся Матерью Самого Бога, для нас от Нее воплотившегося и вочеловечившегося, я задаю себе и вам вопрос: что сделало Ее столь возлюбленною Богу-Творцу? Где первопричина столь дивного, страшного и вместе спасительного для рода человеческого величия Ее? Почему Сам Всетворец воплотился от Нее и, пребывая вечно Богом, сделался человеком по всему нам подобным, кроме греха? Прежде всего отвечаю, что Господь возлюбил Ее за чистоту и богообразную красоту Ее внутреннего храма душевного или за серафимовскую чистоту и красоту Ее, за Божественное благолепие образа и подобия Своего в Ней. Возвеличило Ее смирение: «призре на смирение рабы Своея» (Лк.1:48), – вещает Она Сама Духом Святым. А Творец воплотился от Нее для того, чтобы восстановить в нас падший Свой образ; ибо все мы, помните, сотворены по образу Божию; но все, начиная с первого человека, находимся в бедственно-ужасном состоянии падения греховного; и по воле и неволей ежедневно искажаем в себе образ Божий, делая всякие грехи, оскверняем его. И через то крепко, тяжко прогневляем Бога, удаляемся от Него, падая в демонский мрак, тьму, злобу, зависть, гордость, в скверну всякого греха, и имеем опасность подпасть вечной погибели. Восстановить же в нас образ и подобие Божие можно было не иначе, как через вочеловечение Сына Божия, врачуя подобное подобным.

Итак, Бог воплотился для восстановления в нас падшего, оскверненного, поруганного образа Божия. И воплотившись от Пречистой Девы, соделал Ее Своею Материю, да по благодати – и нашею. Творец Сам восхотел сделаться для всех нас образцом человека, величайшим Праведником, и, – искупив нас Своими страданиями и смертию от греха, проклятия и смерти, – даровал нам чрез веру и покаяние и прочие таинства благодать и силу сделаться, при содействии и нашего усердия к добродетели, совершенными и праведными...

Итак, обратите самое тщательное, самое ревностное внимание на образ Божий, по которому сотворена наша душа: вот что в нас особенно дорого и любезно Богу и чем должны быть все любезны и дороги друг другу. Дорога Богу наша душа, Его образ, Его портрет живой; и мы друг другу любезны должны быть особенно ради образа в нас Божия. И образ Божий состоит в простоте и святости (см.: Еф.4:24), в свете разума, любви, в кротости, незлобии, смирении, чистоте, терпении, в свободном стремлении ко всякой добродетели, в бессмертии, или вечном пребывании наших душ.

Итак, вот первый залог величия Божией Матери и причина к Ней величайшего благоволения Божия: Ее чистейший в душе и в теле образ Божий и подобие Божие; далее причина Ее величия, как Божией Матери, есть беспредельная любовь Божия к Своему падшему образу в человеках и восстановление его через тесное общение с человечеством и возведение его к первобытному совершенству. Таким образом, Матерь Божия соделалась, по выражению Церкви, (орудием), чрез которое Господь соделал очищение падшего человеческого рода – стамною, или златою чашею небесной манны, – Христа, питающего, очищающего и обновляющего нас Своим пречистым Телом и Кровью.

Итак, христиане, ревностно попечемся все о восстановлении в себе падшего образа Божия и о хранении восстановленного образа всегдашним к себе вниманием и усердным покаянием, и Божественным причащением. Будем поддерживать непрестанную связь с Первообразом, то есть Богом, непрестанным взиранием к Нему, молитвою, чтением слова Божия, хранением Его заповедей, благодарным славословием; в общежитии же простотою и чистосердечием, кротостию, смирением, незлобием, воздержанием, чистотою, готовностью на всякое доброе и полезное дело. Господь бесконечно много даровал человеку, создав его по образу и подобию Своему, покорив ему всю тварь земную».

Вот как говорил о.Иоанн на Введение Богоотроковицы Марии; а почти тоже самое говорит он и в день Благовещения Пресвятой Богородицы.

«О таинство чудное, превысшее всякого разума! О благодать Божия несказанная! Человеку падшему, достойному всякого наказания, подана такая безмерная милость! Да, милость поистине Божеская, безмерная. Бог делается человеком, чтобы человека сделать богом; чтобы землю сделать небом через обновление человечества. Но как возможно было, скажите, человека грешника сделать богом, по причастию Божества? Не спрашивайте: как возможно! «У Бога же вся возможна» (Мф.19:26). Человеку невозможно также превращение; а Богу все возможно. Впрочем, есть основание, почему это было возможно. Человек сотворен в начале по образу и подобию Божию, то есть правым, чистым, святым, разумным, свободным, бессмертным: говоря просто – первозданные были живыми портретами Божества. Но через грех утратили свою правоту и стали грешными, нечистыми, по образу прельстившего их диавола. Человек отпал от Бога и пристал ко врагу, которому продал себя за плод запрещенный; он пал по обольщению диавола; и следовательно, заслуживал сострадания и избавления. Чтобы соединить опять образ с Первообразом, ввести в живой союз, Господь восхотел искупить погибшего, Сам к нему на помощь приити в образе человека; просветить его омраченного, научить его и дать ему благодать и силу творить волю Божию, которая есть «святость наша» (см.: 1Сол.4:3); и в исполнении которой – жизнь наша, временная и вечная. И вот Сын Божий соделался сыном человеческим и сынов человеческих творит сынами Божиими. Итак, братие и сестры, оцените по возможности все величие милости к нам Божией, явленной в воплощении Сына Божия от Приснодевы Марии. Помните, что Бог для того сошел на землю, да нас на небеса возведет. «Сын Божий, сын человеч бывает, ...человек(-ом) бывает Бог, да Бога(-ом) Адама соделает» (стихира на хвалитех). Как мы, братия и сестры, почтены воплощением Сына Божия Пречистой Девы, возвеличены, обрадованы и утешены. С нами Бог!»

Так Батюшка о.Иоанн утешает нас своими проповедями на Введение и Благовещение Пресвятой Богородицы! И показывает нам возможность и величие Богоотроковицы, Марии, сохранившей в себе образ и подобие Божии, или – что тоже – святость. «Что такое святость?» – вопрошает он во втором томе своего Дневника. «Свобода от всякого греха и полнота всякой добродетели», – говорит он именно о Пресвятой Богородице. «Этой свободы от греха и полноты добродетельного жития достигают только немногие усердные; и то не вдруг, постепенно, продолжительными и многими скорбями, болезнями и трудами, постом, бдением, молитвою. И то – не своею силою, а благодатию Христовою. Только Владычица Богородица, с самой ранней юности, от самой утробы матерней освятилась; и потом во Святом Святых освятил Ее Господь совершенным освящением через Ее непрестанную молитву, чтение слова Божия и размышления о нем; чрез наставления небесных, чистых, бесплотных сил; особенно чрез Свое внутреннее озарение. Святыня соответствует в природе свету солнечному и белизне снега; а грех – тьме, чуждой света, и грязи или ржавчине». Вот как объясняет о.Иоанн «святость», или сохранение образа и подобия Божия во Пресвятой Богородице. Правда, и теперь остается непостижимым сохранение этого образа Божия в Ней. И только сравнение со святой Ее теткою Елисаветой, про которую в Евангелии сказано вместе с мужем: «Беста же праведна оба пред Богом, ходяще во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна» (Лк.1:6). Сказано и про Симеона Богоприимца, что «человек сей праведен, и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем» (Лк.2:25). Но в обоих этих людях были все же недостатки: Захария не верил в рождение сына Иоанна Предтечи; Симеон же вошел в храм «Духом» и увидел пару родителей. И лишь одна Богоотроковица Мария сумела просто поверить безмужному воплощению в Ней Самого Бога, чрез Духа Святого; и поэтому на слова Архангела Гавриила: «Яко не изнеможет у Бога всяк глагол», сказала только: «се раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:37–38). Такой простотой веры могла ответить лишь Пресвятая Богородица и единственная Богоотроковица! Поэтому Батюшка о.Иоанн, и сам человек великой веры, не смущается умом, а радуется сердцем, что Мария сохранила образ Божий» и благодарит и славословит, а не вопрошает Господа: «Благодарю Тебя, радость мою, Господа Славы, яко приял еси образ мой человеческий чрез воплощение от Пречистой Девы и почтил, и возвысил, обожил человечество! Благодарю Тебя, «Господа Славы», яко от тления паки к нетлению возводиши мя, скверны моя очищаеши, немощи и болезни врачуеши, скорби в радость претворявши; тесноты греховные обращаеши в пространство (в широту – М. В.) оправдания Твоего... Слава милосердию Твоему!»

И хотя Она сама в песни к Елисавете говорит о Зачавшемся в Ней, как о «Боге Спасителе Моем», – что Он первую Ее «спас» от первородного греха и даровал Ей величие, Сильный, Всемогущий (см.: Лк.1:47 и 49): но этим Она не Себе приписывает данное Ей «величие», а воплотившемуся в Ней Христу Богу, или лучше сказать, – Богу в Троице: Бог Отец благоволил, Сын воплотился, Дух Святой сошел на Нее. Поэтому и мы более не станем вдумываться в эту истину – сохранения в Ней образа и подобия Божия. А будем благодарить и славословить «Господа Славы», «Радость» нашу, что Он принял «образ» Свой чрез воплощение от Пречистой Девы.

* * *


Источник: Отец Иоанн Кронштадтский / Митр. Вениамин Федченков. - Москва : Паломник, 2000. - 749, 2 c., 1 л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle