Источник

Частные меры против греха

Под этим заглавием я напишу о некоторых мерах, которые помогают бороться против греха, как главнейшей «беды» человека – грешника.

а)      Прежде всего надо держаться всеми силами крепиться в истине Божией, – то есть против нападений греха и диавола, – «отвергая ложь, мечты и злобу диавольские – в самом начале» их. «Тако да побеждаю в державе кротости Твоея, Господи, врагов невидимых и видимых, во вся дни живота моего, до последнего моего издыхания. Аминь». И приводит он такое сравнение из Ветхого Завета: – «Исав и Иаков-запинатель предоставляют в лицах ту борьбу, которая бывает внутри нас между добром и злом. В нас происходит почти постоянная, домашняя борьба: зло силится всегда перебить дорогу добру – первенствовать, а добро – злу, и также хочет первенствовать. Что же должно быть следствием этой борьбы? Добро должно знать искусство – запинать злу, низлагать его в самом начале. Например, положим, что в тебе восстают помыслы гордости. Не давай им усиливаться; а сейчас же пусть запнет и положит на их месте – смирение. По испорченности природы нашей, зло (Исав) имеет первенство; но по благодати, добро (Иаков) по справедливости должно запнуть его: сыны света должны быть мудрее сынов века сего: добродетель должна быть сильнее зла. И сейчас же! В начале же делай это, а не откладывай; иначе ослабеешь; а враг возьмет верх. Если же грех застарел, то уж трудно будет вырвать его сразу. И нужны будут тучи слез, чтобы отмыть застарелую грязь греха: так она прилипчива и едка!»

б)      «Тот грех, на который ты не соизволяешь, не вменяется тебе. Например, невольное преткновение на молитве, помыслы скверные и хульные, непроизвольная злоба, с которой мы усердно боремся, скупость, которой мы отвращаемся. Наше дело – терпеть, молиться, смиряться и любить. Безрассудно колебаться и возмущаться, тем более малодушествовать и унывать духом, когда приходят на молитве или в другое время мысли неверия, сомнения, хулы и другое подобное: это все – прелесть сатанинская».

«Хула на святыню, или помысл плотской нечистоты – есть диавол. Когда этот смрад из адской бездны будет беспокоить и душить тебя, тогда убедись только, только верь сердечно, что это диавольское дело: и от тебя отстанет эта грязь. Господь да прославит и утвердит!» «Дохнул диавол своею хулою в наше сердце, и мы сейчас колеблемся его хулою, смущаемся, унываем. Тогда как надо презирать все его хуления, или не обращать на них внимания как на мечты». «Многие принуждены плакать от его хулений, назойливо лезущих в ум и сердце. Понимающий, в чем дело, дует и плюет на духов лукавых, внушающих ему нелепости; и победит их именем Иисусовым и силою креста». «И святые отцы горько сокрушались и болезновали в своей жизни и в своих писаниях об испытанных ими в жизни наваждениях, наводнениях всяких скверных, лукавых и хульных помыслов, и о бурях бесовских». А тем более эти наваждения будут на нас, когда мы начнем жить благочестиво. «Эти чада смерти – подданные князя воздушного – в постоянной упорной войне с сынами жизни, то есть верными христианами. Тех, для коих грехи составляют как бы ежедневную потребность, они не беспокоят, потому что они – их собственность, пока они живут беспечно касательно своей души. Но обратись только они к Богу, сознай свои грехи вольные и не вольные, – и война запылает, полчища сатанинские поднимутся и поведут непрерывную брань». Но вот тут-то и не следует обращать на них внимания, а – презирать их хуления, не вменяя их ни во что! «Если же во время или вне молитвы враг запнет душу твою какими-либо хулами и мерзостями, не унывай от них. Но скажи с твердостью в сердце твоем: для очищения от таких-то и подобных им грехов и пришел на землю Господь наш Иисус Христос. И когда скажешь эти слова с верою, сердце твое тотчас успокоится: ибо Господь сердце твое очистит».

Даже без исповеди.

Вот некоторые из «грехов», на которые не следует обращать внимания.

в)      Не нужно также смущаться страданиями душевными и болезнями; потому что они содействуют освобождению от грехов: а в последних-то именно и заключается беда. «Скорби делают нас лучшими, укрепляют нашу добродетель, веру в Бога». «Настоящая жизнь есть тесный путь скорбей, лишений, болезней». «Скорби – великий учитель: скорби показывают нам наши слабости, страсти, защищают душу, низводят благодать, утверждают в вере и уповании на добродетель. Когда Господь поразит тебя сильною скорбию, или болезнью, или бедою; тогда будь благонадежен, что Он верно пошлет тебе и отраду (духовную). И соответственно твоим страданиям, подаст тебе потом благодать мира, силы и радости» духовной. «Христианину лучше жить в каких-либо скорбях». «Если плотскому человеку легко, то духовному тяжело. И это мы часто сами испытываем. Потому истинный христианин должен желать злостраданий внешних, плотских, мирских: они укрепляют дух его. О ропоте он и думать не должен. Болезни, бедность, несчастия, войны, голод часто – благодеяния душе». Поэтому, «чтобы сердце наше искренне и пламенно обратилось к Богу, для этого нужно растерзать его каким-нибудь горем. Взято из опыта», – говорит о.Иоанн. «Для очищения сердца нужны великие труды и скорби, частые слезы, непрестанная молитва внутренняя, воздержание; потому что они (скорби) врачуют болезнь греха, сжигают терния страстей. «Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14:22), – говорит св. апостол Павел. И все святые перенесли великие скорби для стяжания сердечной чистоты; и никто не был увенчан без скорбей».

г)      В частности, сюда же относятся и телесные болезни, – как скорби телесные, но действующие и на уменьшение грехов: а это главное.

«Когда какая-либо болезнь тяготит и подавляет энергию твоего духа, говори тогда с благопокорностью Господу: по грехам моим я достоин самых самых тяжких болезней! Буди благословен Промысл Твой обо мне,

Господи, посетивший меня болезнью!» «Как после того, как прорвется болезненный гнойный нарыв на какой-либо части тела, бывает легко всему телу; так и после того, когда пройдет болезненное накопление нечистот сердца, душе бывает также весьма легко. А скопление нечистот душевных, – или грехов, – еще болезненнее скопления нечистот телесных: оно обыкновенно проходит в слезах».

И про себя самого о.Иоанн рассказывает следующее наблюдение. «Замечательно, что многие болезни и болячки ведут к обновлению организма, или некоторых частей или оконечностей его. Болели у меня три перста правой руки: воспалились, сильно гноились, две недели болели. В конце всего вышло совершенное оздоровление внутренностей, прекрасное самочувствие, легкость всего тела. А две недели назад – нервность, раздражение во всем теле, крайняя чувствительность и боль оконечностей рук. Слава Богу, наказу ющему и милующему, мертвящему – чтобы оживить. Умерла некоторая часть перстов чрез нарывы и гной; а вместо нее – обновленная часть, новая кожица, обновленный перст». «Когда страдает от болезни плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения (грех, диавол), который болезнью обессиливается. И терпи великодушно болезнь свою во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего крест и смерть. Еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие за грехи: они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его. Помни, что в болезни – Господь с тобою: «с ним есмь в скорби» (Пс.90:15); что она произошла от мановения Владыки, отечески наказующего нас. Веруя во время благополучное, смотри, не отпадай во время напасти; но как мученик будь постоянен в вере, надежде и любви». И даже «благодари еще за то, что Он тебя, – безрассудно ввергающего себя в болезни, предвестницы смерти телесной, – часто избавляет от них, исправляет твои ошибки (грехи) и не лишает тебя земного живота; зная, что он (живот) дорог для тебя, что ты не готов еще к той вечной жизни. Благодари Его за все средства к жизни, за все радости и скорби жизни; ибо все – от Него, Благого Отца; все – от первой начальной Жизни, всем уделившей и взаимодавшей жизнь «земную».

Так советует о.Иоанн о болезнях. И сам он, – это мы увидим, – относился к болезням своим именно как ко благу, к очищению от грехов; хотя и терпел нелегко свои болезни, особенно перед смертью.

* * *


Источник: Отец Иоанн Кронштадтский / Митр. Вениамин Федченков. - Москва : Паломник, 2000. - 749, 2 c., 1 л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle