Азбука верыПравославная библиотекаархиепископ Аверкий (Таушев)Отец Иоанн Кронштадтский - светлый образ Православия
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


архиепископ Аверкий (Таушев)

Отец Иоанн Кронштадтский — светлый образ Православия

   «О, чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой!» — так неоднократно любил восклицать наш великий праведник, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский.
   И это понятно! Ведь он сам в себе самом постоянно ощущал всю несравненную благодатную силу и духовную мощь чудного, животворного, Божественного Православия — этой чистой, неповрежденной, никакими человеческими заблуждениями и вымыслами неискаженной и не засоренной подлинной Христовой веры, единой истинной, единой спасающей. Откуда все величие и слава нашего дивного всероссийского праведника, приобретшего мировую известность, перед которым преклонялись и которого глубоко почитали, как истинного пастыря Христовой Церкви, даже многие иностранцы и иноверцы, испытавшие на себе всю чудотворную силу его молитв и предстательства за них пред Богом и только слышавшие о нем от других? От Святого Православия.
   Ведь Отец Иоанн — сын бедного благочестивого причетника и его столь же благочестивой супруги, отпрыск исконного духовного рода, — плоть от плоти и кровь от крови той Святой Руси, которая жила и дышала Святым Православием; вместе с молоком своей благочестивой матери он впитал в себя с ранних младенческих лет дух истинного православного благочестия, он вскормлен и вспоен живительными соками Святой Православной Веры; с детских лет получив крепкую духовную опору в молитвенной атмосфере своего родного сельского православного храма, он получил потом самое основательное духовное и научно-богословское воспитание и образование в наших русских православных духовных школах — Архангельском Духовном Училище, Архангельской Духовной Семинарии и С. Петербургской Духовной Академии. Отец Иоанн — наш православный пастырь, и отсюда именно все его величие и вся его слава! И он сам это всегда глубоко сознавал и переживал. Ибо он никогда и ни в чем не выступал от своего собственного имени и ничего не приписывал лично самому себе, а только — почивающей на нем благодати священства, которой удостоила его Святая Православная Церковь. «О, братие!» — говорил он в своей беседе с сопастырями, священниками нижегородской епархии (в 1901 году): «нам много дано от Господа Бога благодати, и если мы сохраним этот дар Божий, то мы непобедимы. Вот, досточтимые сопастыри, так я служу для славы Божией, для прославления Церкви Христовой и распространения веры православной». «Вера Христова православная» — так восклицает о. Иоанн в своем вдохновенном дневнике: «сколько в тебе открыто благ неизреченных! Как ты обновляешь, очищаешь, претворяешь нашу душу и самое тело чрез веру, надежду, чрез покаяние, молитву и особенно чрез животворящую Тайну Причащения! Сколько в тебе даров Божиих неизреченных! Какая Божественная жизнь! Какие чудные действия Духа Животворящего!.. Сколько в тебе благ, вера святая, православная! Какая ты богатая сокровищница Божественная! Какая неистощимая житница! Какой источник живой воды Духа Святого! Какое светозарное солнце всем, во мраке житейской ночи ходящим! Какой от тебя источник благоухания, святыни, нетления! Какая чудная ты соль земли, — для нас земных человеков, гнилостью греха зараженных до костей и мозгов! Благодарим Господа за такое небесное, святое, жизненное сокровище! Научи нас всех, Владыко, жить достойно такой веры, такого упования!..» («Мысли о Церкви» стр. 271). Разве видим мы на Западе, среди так называемых «инославных» что-либо подобное тому, что явил собою нам наш приснопамятный Батюшка Отец Иоанн, столь яркий выразитель духа истинного Православия, ревностный и непоколебимый поборник истинной Православной Веры и Церкви? Ничего подобного! Наш Отец Иоанн — явление совершенно исключительное, из ряда вон выходящее. Но его явила нам наша Св. Православная Церковь, и это нам необходимо всегда твердо знать и помнить: вне Православия такое явление было бы просто невозможно, о чем свидетельствует нам тот же сам о. Иоанн.
   Ко всем относился с любовью о. Иоанн, всех принимал, всем благодетельствовал — и римо-католикам, и протестантам, и иудеям, и мусульманам, и язычникам, и над всеми, без различия вероиспеведаний, совершал, по их просьбам, чудеса исцелений, но при этом постоянно учил, что спасающая Истина — толь ко в Православии, ибо все остальные исповедания «содержат Истину в неправде». «Ни одно исповедание христианской веры», — так учил о. Иоанн: «кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания неправославные «содержат истину в неправде» (Рим. 1:18), примешали суемудрие и ложь к Истине и не обладают теми Богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь» (там же, стр. 13—14).
   Слышите это, все современные модернисты, «экуменисты», все либералы, самонадеянно и самоуверенно заявляющие, что «Бог Один» и что потому все веры одинаковы и равноценны, и что все равно, поэтому, к какой церкви или вероисповеданию принадлежать, лишь бы только «быть хорошим человеком»! Говорит это величайший праведник нашего времени, несомненная святость которого и близость к Богу засвидетельствована поразительными чудесами, и вся изумительная жизнь которого невольно заставляет нас преклоняться перед его словами, перед его учением, как перед непререкаемым, неоспоримым авторитетом!
   «Вне Церкви», говорит он: «нет спасения, нет духа благодати» (стр. 8). А где истинная Церковь, на это указывает нам беспристрастная история: Истинная Церковь та, которая исповедует Истинную, никакими человеческими мудрованиями не извращенную, от самих Апостолов идущую подлинную Христову Веру. «Та вера (или то вероисповедание христианское)», — говорит о. Иоанн: «есть истинная, которая ежедневно и непрестанно истребляет в человеке верующем всегубительный грех, очищает его, освящает, просвещает, обновляет, оживляет, укрепляет, а не та, которая производит вражду, преследования, пытки, казни (католическая) или которая приводит к лжемудрованию, к господству растленного разума над Божественным Откровением, к отвержению иерархии, таинств, постов и почти всего того, что Дух Святый, действовавший в Св. Апостолах и Св. Отцах, установил для нашего спасения; не та церковь истинная, которая пресекла дерзновенно и нагло связь с «церковью первородных, на небесех написанных (Евр.12:23)», угодивших Богу, наслаждающихся блаженством в Боге, славящих Бога и непрестанно о нас, земных — живых — молящихся и способствующих нам в деле спасения своими молитвами; не та церковь истинная, которая дерзновенно, нагло, гордо прервала связь с умершими (или с церковью преисподнею) и считает молитвы за них недействительными (протестантизм)» (стр. 50—31).
   А вот собственные слова самого о. Иоанна, которые должны были бы быть столь убедительными для всех современных интерконфоссионалистов, старающихся нивелировать все веры и наших горе-политиков, уже заранее заявляющих о своем намерении в будущей свободной России насадить интерконфессионализм — преступное безразличие к вере под громким и модным лозунгом «веротерпимости», «отделения церкви от государства»:
   «Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учению Св. Апостолов, вселенских и Поместных Соборов и Св. Отец. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу. «Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу» (Лк.22:31). Это он, сатана, и сделал и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись единой истинной веры и Церкви» — так решительно завещевает нам наш великий пастырь. «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Ефес. 4:5). Самое Богослужение наше, подобного которому ни по красоте, ни по молитвенности, ни по проникновенности, нет ни у католиков, ни у протестантов, по словам о. Иоанна, является лучшим и для всех наглядным свидетельством о превосходстве, истинности и животворности нашей св. Православной Веры.
   «Где есть такие молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное богослужение, как в Православной Церкви?» — спрашивает о. Иоанн, и сам же решительно отвечает: «нигде» (стр. 38).
   И разве не видим мы теперь заграницей, как многие из иноверцев восхищаются и умиляются нашим православным Богослужением? Какое увлечение у многих иностранцев нашим древним церковным пением, нашей древней иконописью, как наиболее полно отражающими дух Православия? Сами римо-католики, с лукавой целью введшие у себя так называемый «восточный обряд», чтобы уловлять в свои сети православных, нередко искренне пленяются возвышенной красотой и глубиной его, что, быть может, даже чревато весьма неожиданными последствиями для них самих.
   Как ясно, хорошо, понятно и убедительно вскрывает о. Иоанн в своих замечательных «Мыслях о Церкви» ложь римо-котолицизма и протестантизма!
   «Самое вредное дело в христианстве», говорит он: «есть главенство человека в церкви, например, папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный, и беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих, выдумала католическая папская церковь — в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в Богослужении, в мертвящих злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам. И во всем этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств «ad majorem Dei gloriam» — к большей, якобы, славе Божией» (стр. 44).
   Еще резче и решительнее обличает о. Иоанн ложь протестантизма: «Лютеранство, прикрываясь именем христианской веры, есть в действительности отвержение веры, поблажка чувственности, с отвержением постов, монашества или жизни девственной, посвященной исключительно на служение Богу, поблажка лжеименному человеческому разуму с его философскими бреднями и его боготворение, отвержение божественного авторитета Вселенских Соборов и Св. Отцов, дерзкий разрыв со Вселенской Церковью и Ее Главою Христом — самочинное сборище, прикрывающееся именем «церкви» очищенной, реформированной» (стр. 38). «Кто не в Церкви», — поясняет о. Иоанн: «тот не со Христом, и общения с Богом ни здесь на земле, ни там на небе, иметь не будет. Поэтому необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос» (стр. 52). «Православная Церковь», — говорит о. Иоанн: «превосходит все церкви неправославные, во-первых, своею истиною, своим православием, соблюденным и завоеванным кровью Апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых; во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению — ровным, прямым и верным путем; что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, Богослужения, Таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать душу свою, наилучшим образом руководствует к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию» (стр. 38). Какое безумие поэтому — не дорожить своей принадлежностью к Св. Православной Вере и Церкви! В целом ряде своих вдохновенных слов, обращенных ко всему русскому народу, наш великий пастырь и предостерегал поэтому русских людей от все более и более распространявшегося индифферентизма к вере, безверия и нигилизма, грозя неизбежной карой Божией. Увы! не внял русский народ своему великому пастырю, молитвеннику, праведнику и чудотворцу, и эта страшная кара Божия разразилась.
   «Как хитр и лукав сатана!» — восклицает в одном из своих слов о. Иоанн: «Чтобы погубить Россию, он раздул в ней безверие и разврат чрез злонамеренных писателей и учителей, чрез русские средние и высшие школы и чрез так называемую интеллигенцию. На почве безверия, слабодушия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в населении России она не может устоять» (Слово 19 февр. 1906 г.). «Мы имели счастье родиться и креститься в Царстве Христовом — в Церкви Православной, и призваны быть наследниками Царствия Небесного, но множество из народа русского интеллигентного отреклись от Христа и Церкви Его, захотели управляться сами собою, жить по своей безрассудной воле... — и сами стремятся и Россию влекут к погибели» (Слово 5 окт. 1906 г.).
   И разве эти предостережения не исполнились?
   Что же делать нам теперь?
   «Доколе еще не поздно», — взывает к нам о. Иоанн: «обратитесь все неверующие к вере, к покаянию, в слезах и сокрушении сердца. Не опоздал бы кто! Может быть, завтра же последует тебе, человек, суд Творца» (Слово 15 апреля 1907 г.).
   «Братие, други! Любите церковь: в церкви ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из присно-текущего Источника Духа Святого... О, какое благо — церковь! О, веруйте, веруйте не словами только, но делами — во Святую, Соборную, Апостольскую Церковь, или общество спасаемых во Христе, украшаясь всякой добродетелью!»