Источник

Том I. Вопросы и ответы

Содержание творений о.Иоанна, а особенно дневников его, так глубоко, что нет возможности сказать обо всем обстоятельно, но хочется, хоть кратко, выбрать некоторые его мысли. Правда, они, собственно, не новы по существу своему, а вообще – церковны, но иногда – ярко выражены или же – даже и своеобразны, а во всяком случае – весьма характерны для о.Иоанна, как пастыря.

А для большого интереса и ясности мы будем выражать его мысли в форме вопросов и ответов на них его собственными словами.

Иногда даже повторяться придется нам: это не будет бедою, потому что, возможно, наши выписки будут полнее, чем прежде, или с параллельными местами к ним. Да и то можно отметить, что у самого о.Иоанна некоторые мысли высказываются не однажды, а по нескольку раз. Больше обратим внимания и на I–III тома проповедей. И в результате получится сокращенный дневник его, а совместно с приведенными выше мыслями его личность о.Иоанна обрисуется полнее.

ВОПРОС: Важно ли памятовать о Боге, как Троичном Существе?

ОТВЕТ: Памятовать о Боге, говорит св. Григорий Богослов, необходимее, чем дышать.

Учение о Пресвятой Троице так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения, а все другие знания человеческие, относящиеся к земной жизни нашей и не касающиеся веры, – если взять их вместе, – то же, что едва заметная точка, потому что Бог есть Источник всякой премудрости и знания, и познание Бога во Святой Троице есть жизни вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет христианства.

Мы называемся христианами.

Значит, кто верует во Христа, тот непременно верует во Святую Троицу: в Отца и Сына и Святого Духа.

ВОПРОС: Постижимо ли уму это учение?

ОТВЕТ: Важно это учение. Но оно есть вместе и самое непостижимое. Только по снисхождению к нашей немощи Бог благоволил открыть таинство Пресвятыя Троицы под именем Отца и Сына и Святого Духа, а потому мы не должны принимать сие Имя (то есть Отца и Сына и Святого Духа) в том смысле, в каком принимаем о людях. Что же касается того, как во едином Боге Три Лица, как и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, то это выше всякого разумения. Троичность лиц Божества есть величайшая тайна. «Но где тайна, – говорит св. Златоуст, – там великое молчание, где тайна, там ум призывает к себе веру» (Златоуст, беседа 54). Так, братия, разум наш необходимо должен смириться и умолкнуть пред тайною Триипостасного Божества, и, чувствуя свое бессилие, постигнуть ее, призвать себе на помощь веру.

ВОПРОС: Обходится ли знание и естественного мира без тайн?

ОТВЕТ: «Смиренная простота веры необходима каждому из нас. Где нет тайны? Человек сам для себя – и в своей душе и в своем теле – есть тайна. Кто удовлетворительно объяснил, например, как соединена душа человеческая телом, как они взаимно действуют друг на друга, как сон восстанавливает силы человека и др.? Значит, прежде всего человек должен верить своим собственным тайнам. Есть бесчисленное множество тайн и в окружающей нас природе: человек так мало знает в сравнении с тем, чего еще не знает, несмотря на успехи естественных наук – что каждый из нас смиренно должен сознаться с одним из древних мудрецов (Сократ) в том, что мы знаем лишь только то, что ничего не знаем. Св. Писание свидетельствует, что мы «едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем со трудом» и за этим прибавляет: «а яже на небесех, кто изследи» (Прем.9:16)?

Итак, если есть тайны в нас самих и в окружающей нас природе, и мы должны принимать их верно, не постигая разумом, то не тем ли больше должны верить тайнам небесным и особенно высочайшей тайне Триипостасного Божества».

И св. Иоанн Дамаскин говорит: постижение Бога начинается с постижения непостижимости Его.

Это свидетельствует нам и собственной опыт наш.

ВОПРОС: Материален ли Бог?

ОТВЕТ: Бог – есть Дух, в Нем не может быть никаких частей, какие есть у человека: нет у Него главы, ни рук, ни ног, словом, ничего такого, что есть у человека. Потому и при рождении Божием не может быть ни страдания, ни отделения какого-либо. Как Дух, Бог и рождает духовно, непостижимо для нас, как то знает Он Сам, Сын и Дух Святый; Бог рождает или родил Сына прежде всех веков, вечно; не было времени, когда бы Отец не был Отцем Сына, как не было времени, когда бы Он не был Богом.

ВОПРОС: Что такое исхождение Духа Святого?

ОТВЕТ: Когда же мы слышим, что Бог Отец, родивши прежде всех веков Сына, производит и Духа Святого, то и это произведение или – лучше – исхождение должны представлять не чувственно, то есть не по человечески, а – духовно, как один Бог знает, равно как должны признавать Его отличным от рождения, хотя мы и не знаем, чем различается рождение и исхождение. Дух Святый также вечно исходит от Отца, как и Сын вечно родился от Отца; исходит, но никогда не отделяется от Отца. «Егда же приидет Утешитель, – говорит Спаситель, утешая учеников Своих в приближавшейся с Ним разлуке, – егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин.15:26). Так ясно учит Св. Писание об исхождении Святого Духа Бога от Бога Отца – и только от Него единого, а не от Сына вместе, как учат некоторые.

ВОПРОС: Почему Дух Святый называется животворящим?

ОТВЕТ: Слыша, что Дух Святый называется животворящим, мы должны представлять себе, что Бог Дух Святый вместе с Богом Отцом и Сыном дает жизнь всякой твари – разумной и неразумной, одушевленной и неодушевленной: небесные и земные твари получили жизнь от Него, особенно же ангелы и человеки своею духовною жизнью и преспеянием в ней обязаны животворящему Духу Божию. Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается.

ВОПРОС: Есть ли ангелы?

ОТВЕТ: Есть люди, которые имеют несчастье отвергать невидимый, целый мир духов, вопреки ясным свидетельствам Священного Писания и свидетельствам св. мужей, которые сами на земле уподобились, по святости жизни и любви к Богу, небесным Силам и были в содружестве с ними. Кому же больше надобно верить? Как во всяком другом, так особенно в этом деле, конечно, Св. Писанию и святым Божиим. Что ангелы есть, это выше всякого сомнения.

ВОПРОС: Отчего некоторые люди говорят, что нет ангелов?

ОТВЕТ: От того, что они не видят доказательств их бытия; а верить просто – не хотят: между тем они не видят, не осязают их. Это – люди, руководствующиеся даже и в вере низшею своею природою – чувствами. Но слепец не видит солнце, луны и звезд, украшающих небо и освящающих землю, но это невидение доказывает только то, что он – слеп. Светила сияют независимо от того, видит он их или нет. Спросим об ангелах людей святых и благочестивых, и они докажут нам ясно, как день, бытие мира духовного.

Священное Писание решительно удостоверяет нас, братия, в существовании особого мира духов.

ВОПРОС: Что же значит наша земная жизнь сравнительно с ангелами?

ОТВЕТ: За несколько лет нас не было и через несколько лет опять нас не будет. Это – мимолетная тень жизни. Вот там – на небе – будет жизнь наша. Нет, удобнее согласиться, что мы не существуем на земле, или ходим на ней подобно призраку (см.: Пс.38:7), чем согласиться, что ангелы не существуют.

ВОПРОС: А точно ли есть злые, падшие духи?

ОТВЕТ: Что злые духи есть – это выше всякого сомнения. Во время земной жизни Иисуса Христа они исповедывали Его устами бесноватых людей Сыном Божиим, свидетельствовали как бы невольно, что они осуждены Им на вечные муки, со свойственной им злостью, истинно адскою, мучили людей бесноватых – и с такой же злостью выходили из них по повелению Спасителя, ввиду многочисленного народа. Однажды вышедши по слову Спасителя из двух бесноватых, с тем чтобы войти в свиней, пасшихся неподалеку, они очевиднейшим образом доказали свое позорное бытие тем, что стадо свиней, в которое они вошли, гонимое и мучимое их силой, устремилось все в море и перетонуло (Мф.8:28–34). Св. Писание прямо между ними различает одного главного или предводителя, которого называет диаволом (1Пет.5:8–7), сатаною (Откр.20:2 и 7), князем мира (Ин.12:31), князем власти воздушные (Еф.2:2), князем бесовским (Мф.9:34).

ВОПРОС: Уверяет ли нас и опыт в бытии злых духов?

ОТВЕТ: Люди, наблюдавшие за самими собою, за состоянием своей духовной жизни, замечали, что душа их, прежде тихая и спокойная, как величественная река, ровно текущая в своих берегах, вдруг была возмущаема какою-то неприязненною злою силою и начинала смутно волноваться от напора нечистых помыслов и желаний страстных; усматривали, что внутри их иногда кто-то с силой устремляется на самые коренные, спасительные убеждения разума, что святые Божии в земной жизни своей были в постоянной борьбе с какою-то духовною, неприязненною силою, которая нападала на них и рано или поздно мучила их тягостным борением. Как объяснить это явление в нашей душе? Тут именно заметно действие посторонней злой силы, которая противодействует усиливающейся в нас доброй силе. Это – именно действие духов злобы поднебесных. Св. Апостол так решительно был уверен в действительности этой внутренней борьбы с злыми духами, что – как опытный духовный наставник – просил новообращенных христиан облечься в духовное всеоружие, чтобы быть в состоянии противостоять козням диавольским.

ВОПРОС: Связано ли христианство с бытием злых духов?

ОТВЕТ: Бытием злых духов весьма многое объясняется в судьбе и жизни человечества: падение человека, его развращение, безбожие, многобожие и другие гнусные пороки. На бытии злых духов основывается самое таинство искупления нашего Сыном Божиим, потому что Он пришел «разрушить дела диавола» (1Ин.3:8).

ВОПРОС: Каковы злые духи по своему характеру?

ОТВЕТ: Как духи злые, они злы до чрезвычайности; нам трудно и вообразить, как они злы. Только отчасти, по их делам в людях и животных, можно заключить о их злости. Так, одного бесноватого, которого исцелил Иисус Христос, демон часто приводил к огню, чтобы он сгорел, и – к воде, чтобы потонул в ней (Мф.17:14–21). У другого бесноватого демон связал язык так, что при языке он не мог ничего сказать.

При крайней злости своей злые духи очень умны на зло, потому что они и в начале получили от Бога ум, высший человеческого. Кроме того, они очень сильны, – что доказывают примеры бесноватых, которых иногда ничем нельзя было связать, а если и связывали в минуты их спокойствия, то они разрывали даже и железные цепи. Но яснее сила их видна над людьми нечестивыми и обладаемыми страстями, нерадящими о своем спасении, которых за нерадивость Господь предает во власть диавола.

Бесы очень злы – и самая жизнь их в том состоит, чтобы делать зло.

ВОПРОС: Возможно ли покаяние злых духов?

ОТВЕТ: Падение злых духов так велико и ожесточенно, злые дела их в Царстве Божием так пагубны, что они сами никогда не могут покаяться и потому их ожидают несомненные бесконечные муки во аде вместе с грешниками нераскаянными. Св. Писание неоднократно говорит, что Господь Бог блюдет их на суд великого дня второго и славного Своего пришествия, после которого они будет мучиться во веки веков (2Пет.2:4. Иуд.1:6).

ВОПРОС: Понятно ли творение мира из ничего?

ОТВЕТ: Непостижимо для ума нашего. Св. Писание же говорит о сотворении и о.Иоанн приводит библейское сказание.

Но если допустить и вечное, безначальное существование мира – это так же совершенно непостижимо уму, требующему всему начала, и потому еще более непостижимо, чем творение. Во всяком случае, в обоих случаях – крест для разума.

ВОПРОС: О чем говорит стройность мира?

ОТВЕТ: Из разнообразной красоты, примечаемой в тварях, которая при всем разнообразии есть что-то единое и общее всем им, заключаем, что есть одна высочайшая Красота, от которой происходит в мире всякая красота. Весь мир – есть единая красота, потому что един верховный Мудрец создал его. Будут и люди одним прекрасным стадом, когда «будет Бог всяческая во всех» (1Кор.15:28) в будущем веке.

ВОПРОС: О чем свидетельствуют твердые законы в мире?

ОТВЕТ: Все божественное – прочно и постоянно! Так тверды и неизменны законы Творца, данные твари, так неизменно определение Господне о Св. Церкви, что ее не одолеют и врата адовы, или вся сила адская, – и она будет твердо стоять до скончания века. «Созижду церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18), сказал Спаситель. Да радуется же смертный род, потому что всегда можно будет нам находить спасение в Св. Церкви – до скончания мира – и да прославляет Творца всякой твари.

ВОПРОС: Совсем ли человек потерял власть над зверями?

ОТВЕТ: Только праведность может возвратить тебе власть над зверями, как св. пророку Даниилу – над львами, как многим святым над теми же львами и другими хищными зверями.

ВОПРОС: Что такое образ и подобие Божие в человеке, – о чем так часто говорит о.Иоанн?

ОТВЕТ: Человек создан по образу Пресвятыя Троицы. Потому-то св. отцы находят в человеке как бы некоторый отпечаток троичности Лиц Божественных: ум, слово и дыхание («Богословие» св. Иоанна Дамаскина).

И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными (и зверьми), и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.

Вопрос: Что подразумевается под словами «дыхание жизни», вдунутое Богом?

ОТВЕТ: Господь, – говорит св. Григорий Богослов, – уделил ему Своей Божественной жизни, или послал в него дух, который есть струя невидимого Божества («Творения». Книга 4).

ВОПРОС: Можно ли к телу относиться пренебрежительно?

ОТВЕТ: По телу человек весьма ограниченное, немощное существо, и весь он не свой, а Божий.

Но несмотря на то, что плоть наша немощна и создана из земли, и в ней проявляется бесконечная премудрость Творца, и совершенно пренебрегать телом нашим не следует: оно есть прекрасное, живое орудие души нашей и сонаследник Царства Небесного; вместе с душою и тело наше некогда будет участвовать в блаженстве вечном.

ВОПРОС: Были ли первые люди так несчастны, как ныне?

ОТВЕТ: Первые люди сотворены были по образу и по подобию Господа Бога. А как Господь Бог обладает высочайшим, бесконечным блаженством, – то по тому самому и первые человеки, сотворенные по образу и по подобию вседовольного и всеблаженного Бога, были сначала также всем довольны и блаженны, или совершенно счастливы. Да, было им в чем быть довольными и счастливыми. Ум их был светел и без труда знал все окружающее: Сам Господь Бог был светом их разума, и самое первое, животворнейшее для них знание – было знание Господа Бога, сердце их было полно любви к Богу и друг к другу и блаженно сей любовью; предметы же мирской суеты, например, богатство, слава, излишние житейские удобства, прихоти, увеселения, нимало не удовлетворяющие бессмертному духу человеческому и сильно занимающие людей нынешнего света, тогда не могли иметь ни малейшего места в их сердце; «мир и радость о Дусе Святе» (Рим.14:17), неизменные, постоянные, обитали в сердцах прародителей, а с миром и радостью – сам Господь Бог. Воля была у них святая. Как невинные дети, первые люди Богом жили, Богом утешались, Богом дышали: и началом и концом их мысли и желания и дела был Господь Бог. Кроме того, причиною их блаженства был и самый прекрасный мир, только лишь сотворенный всесильным словом Божиим.

ВОПРОС: Искушает ли диавол и ныне, как искусил он Еву и Адама?

ОТВЕТ: Братия! Будьте всегда на страже своих мыслей и своего сердца: диавол и ныне приступает искушать всякого человека, который старается жить благочестиво, богоугодно и особенно в то время, когда человек занимается благочестивыми делами (свидетельств об этом полны разные молитвы, стихи канонов и песнопения), дерзко клевещет людям на Бога и всячески старается похитить от сердец их веру в Него (Лк.8:12). Даже Господь наш Иисус Христос после крещения возведен был духом в пустыню искуситься от диавола, по своему человечеству: вот доказательство, что диавольское искушение падает на всех людей, ревнующих об исполнении заповедей Божиих (Мф.4:1–11). Остерегайтесь исконного человекоубийцы; призывайте чаще и помощь Господа Иисуса Христа, победившего диавола и нам даровавшего крепкое оружие против него: Свое, страшное для демонов, Имя и Животворящий Крест.

ВОПРОС: Всем ли людям приходится вести борьбу?

ОТВЕТ: Эта борьба плоти и духа происходит в нас вследствие первородного греха. Все, даже великие святые, замечали в себе эту страшную борьбу между плотию и духом. Так, св. апостол Павел говорит о себе: «вем бо, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей доброе, еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю» (Рим 7:18). Св. Григорий Богослов так и говорит об этом странном противоречии в себе: «Я терплю непрекращающуюся тревогу брани между враждующими взаимно и плотию и душею, я – образ Божий и вовлекаюсь в греховность, худшее во мне несправедливо противится лучшему, или убегаю грехов и противлюсь им, но не без труда, после многих борений и при небесной только помощи. Ибо два, точно два во мне ума: один – добрый, и он следует всему прекрасному, а другой – худший, и он следует худому, один ум идет к свету, и готов покоряться Христу, а другой ум плоти и крови влечет во мрак и согласен отдаться в плен диаволу.

ВОПРОС: Для чего мы сказали о первородном грехе?

ОТВЕТ: Эту застарелую болезнь человеческого рода «исцелить» не было и нет у людей собственных средств. Для людей в их греховной испорченности и в их удалении от Бога необходима была – как и теперь необходима – Божественная помощь; нужен был, как и теперь нужен – Божественный Спаситель, без Которого они погибли бы во грехах своих невозвратно, навсегда... Сей-то Спаситель всего мира, Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос исполнил за нас все послушание Богу, «послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8) и, дав людям спасительные правила, показал Собою и в Своей жизни пример для нашей жизни и подал нам «вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию» (2Пет.1:3) так, что при Его благодати мы можем побеждать свои страсти и худые привычки и наклонности. Своею пречистою Кровию, за нас пролитою, и ныне приносимую в алтарях христианских церквей, Он обновил и обновляет растлевшее грехом естество наше так что «аще во Христе», тот «нова тварь» (2Кор.5:17), то есть истинный христианин становится совершенно новым человеком, святым, богоугодным.

ВОПРОС: В чем проявляется Промысел Божий?

ОТВЕТ: Мы не станем говорить здесь о том, как промышляет Бог об ангелах. Это промышление Господа о ближайших к Нему тварях таинственно и малоизвестно для нас. Разве то сказать, что если ангелы утвердились навсегда в добре и уже не могут делать зла, то их сохранил и хранит непреклонными ко злу Господь Бог за их любовь к Нему. Не станем распространяться и о том, что Бог промышляет о видимом мире. Это промышление – очевидно. Бог промышляет о царствах и народах, как Он премудро связал, скрепил множество народа в одно целое властями. Потому-то, кто противится власти, тот противится Божию повелению. «Тем же противляйся власти, – сказано, – Божию повелению противляется» (Рим.13:2). Кроме разных властей, свыше установленных, Бог промышляет о людях чрез совесть каждого человека. Совесть – это наш судия нелицемерный: она тщательно смотрит за нашими мыслями и желаниями, словами и делами: ничто от нее не укроется.

ВОПРОС: Зачем при Промысле посылаются скорби?

ОТВЕТ: Братия! Господь любя нас, наказывает. Свирепствует ли где кровопролитная война, – скажем себе: видно, грехи народа стали слишком велики и Бог войною наказывает и вразумляет народ – обратиться к вере и благочестию. Войны всегда были у Господа средством (между другими средствами) к наказанию грехов народа и к вразумлению его (Книга Судей). При виде несчастий, бывающих с людьми, нужно помнить, что величайшее, единственно ужасное несчастье – есть грех, а все другие несчастья служат или к очищению греха, или к достойному наказанию за грех и к вразумлению людей, видящих несчастье или слышащих об нем.

ВОПРОС: Можно ли на литургии воспоминать жизнь Иисуса Христа?

ОТВЕТ: Литургия есть воспоминание земной жизни Иисуса Христа от пелен Его до гроба, от воскресения и до вознесения на небо. Алтарь означает Царство Небесное или рай; Царские врата – двери райские или двери Царства Небесного; открытие и закрытие этих врат во время службы означает открытие и закрытие Царства Небесного или рая. Начало литургии означает начало искупительного служения Господа Иисуса Христа роду человеческому, а малый вход с Евангелием означает шествие его на проповедь Евангелия и первую нагорную Его проповедь, в которой Он ублажает исполняющих Его заповеди и обещает разные награды на небесах подвизающимся в этом мире Его ради. Видя открытые Царские врата, как врата Царства Небесного, и взирая сердечными очами на Господа, таинственно грядущего в малом входе, нам, земным странникам, изгнанникам из рая, естественно молить Господа, подобно благоразумному разбойнику: помяни нас, Господи, егда приидеши во царствие Твоем.

ВОПРОС: Почему мало в храмах знатных, ученых и богатых?

ОТВЕТ: Очень мало их. Почему? Потому, что многие из них говорят в себе: мы богаты, обогатились и ничего не требуем! Мы учены, у кого нам и чему еще учиться, о чем нам просить Бога, всем мы обязаны себе, своему уму, своим трудам, своему положению в свете, своему месту; за что и кого благодарить? Грешны мы, говорят они, – правда, но кто же не грешит? Так уже создан человек, говорят, чем же он виноват?

Первоначально Царство Божие, Небесное, было внутри человеков, в сердце их, как сказал Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21), но потом, вследствие преслушания воли Божией прародителями нашими, послушавшими искусителя-диавола, оно удалилось из сердца человеческого, и в сердцах людей стал царствовать грех с его виновником, сделав их из небесных земными и поработив их земной суете.

ВОПРОС: Как стяжать нищету духовную?

ОТВЕТ: Кто хочет стяжать истинное и глубокое смирение, тот должен как можно чаще и глубже входить в самого себя, привести на память и беспристрастно рассмотреть внутренними очами все свои греховные помышления, желания, намерения, дела от самой ранней юности до настоящего времени; тогда мы увидим, что утопаем в бездне грехов.

ВОПРОС: Могут ли быть нищими духом люди богатые?

ОТВЕТ: Конечно, могут быть, если не будут себя считать великими людьми потому только, что они обладают тленным богатством и с помощью его могут сделать все, что захотят. Как же они могут быть нищими духом? Когда искренно сознают, что их богатство, да и богатство всего мира ничего не значит в сравнении с бессмертной душой, – что оно есть дар Божий не нам только, но и ближним нашим, ибо избытки даются нам для вспоможения бедным; когда познают, что при вещественных сокровищах они крайне бедны и нищи духом и не будут высокомудрствовать о себе. Впрочем, так как богатство представляет много искушений ко греху, – то желавшие христианского совершенства, глубокой нищеты духа и непреткновенности на пути спасения, обыкновенно продавали свое имение и раздавали нищим, а сами удалялись в безмолвие, чтобы совершенно и без развлечения работать Богу день и ночь.

ВОПРОС: Можно ли христианину смеяться? И о чем плакать?

ОТВЕТ: «О горе вам смеющымся ныне, яко возрыдаете и восплачете» (Лк.6:25), – говорит опять Господь, Которого во время земной жизни никогда не видели смеющимся, но видели плачущим. Как? смеяться, веселиться тогда, когда мы находимся под гневом Божиим, когда проходим поприще отчаянной борьбы на жизнь или смерть, когда отовсюду беды, когда всегубительный и обольстительный грех с такою наглостью и свирепством повсюду губит души человеческие, кровию Сына Божия искупленные; когда это исчадие ада ежечасно угрожает низринуть нас в готовую разверзсться геенну огненную? Время ли смеяться и веселиться, когда повсюду соблазны, пороки, падения». Но плакать нужно! И подлинно, блажени плачущии. Если кто из нас имеет дар слез о грехах, тот по опыту знает, какое блаженство плакать о грехах своих или чужих; блаженство неразлучно с плачем евангельским, так что плачущий как бы естественно получает в награду утешение. Впрочем, есть плач мирской, печаль мира сего: плачет бессильная злоба, плачет униженная гордость, плачет неудовлетворяемая суетность, плачет оскорбленное самолюбие, но это слезы грешные, слезы бесполезные, слезы, крайне вредные для плачущих, ибо они причиняют смерть души и тела. Печаль мира сего смерть соделовает (2Кор.7:10). «Но о чем же должно плакать? Во-первых, плачь о том, что ты осквернил и непрестанно оскверняешь в себе образ Божий грехами своими. Подумай, человек: Бог изобразил Себя в тебе, как солнце изображается в капле воды, ты сделан как бы некоторым богом на земле, как сказано: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» (Пс.81:6), а ты ежедневно бросаешь в грязь. Достойно и праведно плакать об этом день и ночь. Плачь же! Плачь о насилиях и притеснениях богачей и сильным мира сего, о нищете и беспомощности бедных».

Многие святые угодники Божии всю жизнь плакали, день и ночь, при мысли о Страшном Суде и последующей за оным вечной муке нечестивых, а мы, как бы праведники какие, равнодушны к этому окончательному грозному решению нашей участи».

ВОПРОС: Как относиться к иконам?

ОТВЕТ: На иконе благодатно присутствует то лицо, которое на ней изображено, и при поклонении св. иконам, всегда возводите ум свой к первообразному, то есть к лицу, изображенному на ней.

ВОПРОС: Почему должно быть кроткими?

ОТВЕТ: Как нелепа и противоестественна злоба и ярость! Как, напротив, сродна природе нашей кротость! Посмотрите на лицо кроткого: как оно прекрасно, ясно, спокойно, невозмутимо, привлекательно! Какое духовное благоухание разливает в душах человек кроткий; глядя на него, и человек гневливый научается быть кротким. Кротость приносит с собою душевное спокойствие и радость, как говорит Господь: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым» (Мф.11:29). И молитва, при злобе на ближнего, обращается в грех и осуждение. Кротость доставляет нам любовь, уважение и благорасположение людей; кротость делает богоугодною молитву, умилостивляет к нам Бога и доставляет прощение грехов наших. К кротости побуждают нас примеры апостолов, всех древних христиан, особенно св. мучеников. Несмотря на неслыханные жестокости и притеснения язычников, они никогда не думали взяться за оружие для свой защиты, в продолжение трех столетий страдали от них, как агнцы, по примеру Своего Божественного Учителя, Который, будучи злословим, не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но придавал то Судии праведному (1Пет.2:23). Не взялись они за оружие, не стали сопротивляться и защищаться, хоть бы и могли, но претерпели все с кротостью за Христа, как агнцы. Наиболее мы должны чаще представлять пример Господа нашего Иисуса Христа, Который, быв кроток и смирен сердцем, всего более заповедал нам незлобие и долготерпение и Сам претерпел за нас крест и смерть.

ВОПРОС: Проявляется ли в праведности образ Божий?

ОТВЕТ: Как человек сотворен? По образу и подобию Божию, или, как говорит св. Апостол, в праведности и в святости истины (Еф.4, 24), то есть человек создан был праведным, безгрешным, святым, и в нем самом тек источник воды живой, так как он был в соединении с Богом.

ВОПРОС: Большое ли зло грех?

ОТВЕТ: О какой ужасный яд – грех для души бессмертной, созданной по образу праведного и всеблаженного Бога.

ВОПРОС: Что предало Иисуса Христа на страдания и крестную смерть?

ОТВЕТ: Их «Он приял и добровольно». Но определение это изрекла Правда Божия. За кого и за что? За нас и за грехи наши. А если с зеленеющим древом, каков был Иисус Христос, поступила так правда Божия, то что будет с сухими деревами, как мы грешные? Каковы будут наши мучения, если не обратимся и не покаемся? Что, страшат ли тебя, после этот, брат мой, суд и геенна?

ВОПРОС: Что всего нужнее человеку?

ОТВЕТ: Милость Божия, невзыскание по грехам нашим, продолжение к нам долготерпения Божия, дарование еще времени на покаяние, самое возбуждение души к покаянию, прощение грехов, а в конце концов – помилование на Страшном Суде Божием. Потому-то Церковь, от лица нашего, часто произносит: Господи, помилуй! «Ничто так не свойственно истинному христианину, как милость или милосердие к ближнему. Почему? Потому что христианская вера и Церковь непрестанно возвещают нам о бесконечном милосердии Господа Бога к людам, которое, непрестанно являясь во всем мире, открылось наипаче в ниспослании на землю Богом Отцом Сына Его единородного для спасения мира от вечной погибели, – и в основании на земле Церкви Христовой или общества спасаемых, которое наиболее являет непрестанно в роде христианском и особенно в семи св. таинствах, так, например, в Крещении, через которое мы все стали чадами Божиими, или в Причащении, в котором мы столь часто делаемся причастниками самого Тела и самой Крови Господа Иисуса Христа и в Нем – жизни вечной». «Никакое служение», – говорит св. Григорий Богослов, – так не угодно Богу, как милосердие, потому что оно всего более сродно Богу, Которому предходят милость и истина, и Которому должно приносить в дар милость прежде суда, – и праведный Мздовоздаятель ни за что так не вознаграждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие (Творения св. Гр. Богослова в рус. пер., слово 14 о любви к бедным). Указывая на одинаковость, природы в нас и в бедных, и этим взаимным сродством нашим побуждая нас к милосердию, он же говорит: «Они одинаковое с нами получили естество, из того же составлены брения, из какого и мы, или лучше – если должно упомянуть о важнейшем – они так же, как и мы, одарены образом Божиим и хранят его, может быть, лучше нас, хотя истлели телом, – в единого облечены Христа по внутреннему человеку, одинаковый с нами приняли в сохранение залог Духа».

ВОПРОС: Кому главная польза от милостыни? Кому ее давать?

ОТВЕТ: Являя плод благотворения, ты соберешь его сам для себя, пишет св. Василий Великий, потому что благотворность добрых дел возвращается к дающим. Подал ты алчущему? И поданное тобою делается твоею собственностью, возвратившись к тебе с приращением.

Кому и как должно подавать милостыню? Иисус Христос говорит: всякому просящему тебе дай (Мф.5:42), значит, должно помогать и благотворить всем, не делая разбора в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании. Каждому истинно нуждающемуся должно оказывать милость. Св. Григорий Богослов говорит: «Мы должны отверзать утробу милосердия всем бедным и по какой бы то ни было причине страждущим; должны, как человеки, приносить человекам дань благотворительности, какая бы ни заставляла их нужда искать помощи, вдовство ли или сиротство, или изгнание из отечества, или жестокость властителей, или наглость начальствующих, или бесчеловечие собирателей подати, или алчность врагов, или опись имения, или кораблекрушение. Ибо все они одинаковое имеют право на сожаление, и также смотрят на руки наши, как мы на руки Божии». «Нет примера... – говорит св. Златоуст, – чтоб слишком разборчивый в таковых случаях принял когда-либо святого. Но таковый всего чаще попадает на обманщиков. Посему, умоляю вас, будем все делать в простоте» (св. Иоанн Златоуст на Послание к Филиппийцам). Наконец, не должно много думать о своих добрых делах, а почитать себя только раздаятелем даров Божиих. «Ты никогда не будешь щедрее Бога, – говорит св. Григорий Богослов, – хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя, ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога» (св. Григорий Богослов в рус. пер. ч. 2, с. 25).

ВОПРОС: Откуда эта всеобщая греховная нечистота в людях, когда они сотворены по образу и «по подобию Божию, а Бог пречист и пресвят»?

ОТВЕТ: От диавола, братия мои, от диавола, который и называется чаще всего в Писании духом нечистым, а в церковных молитвах, именно – при заклинании злого духа – духом чуждым, скверным и омерзенным. Он-то, этот нечистый дух, сделавшись, после своего отпадения от Бога скверным сосудом всякой нечистоты греха, осквернил изначала своим нечистым дыханием сердца первых человеков, и глубоко заразив нечистотою греха все существо их, душу и тело, передает эту нечистоту, как наследственную порчу, всему их потомству, даже до нас, и будет осквернять, особенно неосторожных и неверующих до скончания мира.

Итак, нечистота сердца происходит от диавола, или от первого грехопадения человеков, после которого все люди сделались как бы пленниками и рабами его. И эта греховная нечистота так велика, так глубоко въелась в человеческие сердца, так трудно избавиться от нее, что даже святые угодники Божии, которые всю жизнь бдели над всеми движениями и помыслами своего сердца, ощущали в себе по временам как бы наплыв или бурю лукавых, скверных и хульных помышлений, и молили Господа и Пречистую Богородицу укротить эти свирепые и нечистые волны, утолить эту бесовскую бурю; так велика, что некоторые мужи, взошедшие уже на верх чистоты и святости, стремительно падали в грех нечистоты; так велика, что несмотря на наши молитвы, на благодать таинств и на поучение наше в слове Божием и на все наказания, которыми Бог посещает нас за нашу греховную нечистоту, она все еще остается в нас, и будет с нами жить до могилы, и в иных, к стыду человечества, обнаруживается пред самою могилою с особенной наглостью и бесстыдством.

ВОПРОС: Что нужно для очищения сердца?

ОТВЕТ: Для очищения сердца нужны великие труды и скорби, частые слезы, непрестанная молитва внутренняя, воздержание, чтение слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное, частое покаяние и причащение пречистых Таин и ежедневное самоиспытание, размышление о том, сколь чистым человек сотворен вначале, и как вошла в мир скверна греха, о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу, о искуплении нас бесценною Кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам – быть святыми во всем житии (1Пет.1:15), размышлении о смерти, о Суде и о геенне огненной. Нужны, говорим, великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние страстей. «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14:22), – говорит св. апостол Павел, и все святые перенесли великие скорби для стяжания сердечной чистоты.

ВОПРОС: Что такое мир духовный?

ОТВЕТ: Христос «есть мир наш, как сказано: «Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино» (Еф.2:14), и Который для того и сошел на землю, чтобы восстановить на ней мир, и положил в Церкви Своей слово примирения (2Кор.5:19). Итак, желающие получить вечное блаженство, должны быть миротворцами. Как же исполнять эту заповедь? Во-первых, каждый из нас, братия, не должен попускать страстям возмущать себя, а отражать в самом начале прилоги страстей, и всячески соблюдать себя в мирном расположении.

Почему всякий из нас обязан стяжать мирный дух, то есть привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался? Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях, лишениях, которые неминуемо бывают со всеми желающими идти по спасительным стезям Христовым. И кто не скажет, что люди, стяжавшие такое настроение духа, поистине блаженны, потому что стяжали Божественную благодать, источник мира и радости в Духе Святом (Рим.14:17), и ничем противным не возмущаются? Блаж. Феофилакт Болгарский говорит: «мир, иже к человеком, и в душе от страстей, мати бывает Божественныя благодати, и рождает сию в нас; возмущаемая же душа, и брани творящая с иными человеки, и сама с собою, не мню, дабы удостоилась Божественныя благодати» (Феофилакт Болгарский, предисловие к Евангелию от Иоанна). Эту истину знают многие из нас и по собственному опыту.

Но этот мир будет отражаться и на всей земной жизни. «Кто познал всю важность мира в жизни человека – церковной, гражданской и семейной, естественной и благодатной, и крайний вред несогласия и разора, от которых все приходит в расстройство, тот всеми мерами будет стараться и сам поступать со всеми согласно, и будет содействовать сохранению мира и согласия и между людьми: «в мир бо призва нас Господь» (1Кор.7:15).

ВОПРОС: Возможно ли иногда для христианина разногласие?

ОТВЕТ: Бывают случаи, когда разногласие бывает лучше мира, и надобно бывает пренебрегать самым миром: таков мир людей беззаконных, о которых говорит Давид: «возревновах на беззаконныя, мир грешников зря» (Пс.72:3). «Да не подумают, – пишет св. Григорий Богослов, – будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единогласие, но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Но когда дело идет об явном нечестии, тогда должно идти скорее на огонь и меч, нежели приобщиться лукавого кваса и прилагаться к зараженным» (св. Григорий Богослов, слово о мире, в рус. пер., т. I, с. 237). «Мир тогда особенно и водворяется, – пишет св. Иоанн Златоуст, – когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Ибо чрез сие только и возможно небу соединиться с землею. Ибо и врач тогда спасет части тела, когда отсекает от них неизлечимый член, и военачальник восстанавливает спокойствие, когда злонамеренных единомышленников приводит в разногласие». Любите же все, братия мои, правду, и ненавидьте неправду или грех всякого рода, высказывайте прямо и смело святую правду и обличайте с кротостью и терпением неправду, чтобы правда царствовала.

ВОПРОС: Отчего мир гонит истинную веру, благочестие, правду, которые столь благотворны для людей, внося в разрозненные общества человеческие – единство, взаимную любовь, добрые нравы, мир, тишину, порядок?

ОТВЕТ: Оттого, что «мир весь во зле лежит» (1Ин.5:19), люди возлюбили злобу, паче благостыни (Пс.51:5) и князь мира сего, диавол, действующий в сынах противления, ненавидит правду адскою ненавистью и гонит ее, так как она служит обличением неправде, колет ей глаза, стесняет ее. Всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали, и будут ненавидеть и гнать. Вера Христова встретила ужасные гонения в мире от иудеев и идолопоклонников: христиане были забиваемы в колоды и бросаемы в темницы, распинаемы на крестах, отдаваемы на растерзание зверям: их посекали мечом, топили в реках, терзали железными когтями, колесовали, отсекали у них руки или постепенно все члены тела; прободали копьями, обливали кипящим оловом или маслом или опускали в кипящие котлы, сожигали на горячих сковородах или в раскаленных медных волах, не говоря уже о ругательствах, насмешках, побоях, пощечинах, которым подвергались исповедники имени Христова.

ВОПРОС: Есть ли и теперь поношения и гонения за правду, за веру Христову?

ОТВЕТ: Есть и будут до скончания мира, еще не связан сатана и свободно обходит землю и проходит поднебесную. Только теперь он гонит не пытками, не казнями, а неверием.

ВОПРОС: Какая главная причина борьбы против христианства?

ОТВЕТ: Последователи Христа распятого должны были бороться не с людьми только, с их нечестием, невежеством и злобою, но с целым адом, с сатаною и его споспешною силою, ибо исчисленные гонения воздвиг на Церковь Христову сам сатана, имея своими орудиями нечестивых людей. Ублажая мучеников, Церковь поет: «вами врата адова, на церковь отверзшаяся, заключишася» (Канон ангелам и всем святым, стих. гл. 6). Если б не укрепляла их благодать Его, то, кто бы из них мог вытерпеть такие ужасные гонения, такие бесчеловечные мучения! А между тем историки Церкви об этом мотиве мучений христиан даже не упоминают! А он – самый главный. И лишь Церковь в своих службах постоянно говорит о нем.

ВОПРОС: В чем чудо веры?

ОТВЕТ: Чудесно насаждена на земле, исполненной многобожия и нечестия, святая небесная вера Христова! О поистине вера наша есть всегдашнее, дивное чудо силы Божией совершающейся в немощи, ибо ныне она совершает великие чудеса во всех истинно верующих, обновляя обветшавшее и растлевшее грехом естество их – душу и тело, помогая переносить с мужеством и благодарением великие скорби, напасти, которые без веры во Христа, могли бы подавить дух и сокрушить тело. Где же наглое неверие, отвергающее чудеса веры и объясняющее их естественными законами природы? «О, кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси

Бог, творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою» (Пс.76:14–15). Дивен Бог во святых Своих!

ВОПРОС: Всегда ли нужно говорить правду в глаза?

ОТВЕТ: Благоразумие требует – не всегда и не всякому высказывать правду (ср.: 2Тим.2:19), не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается, когда есть для этого люди, призванные своею должностью говорить правду (ср.: Лк.15:7), когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опасность, а пользы от нашего слова не выйдет ровно никакой. Тогда лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, или послал могущих и способных людей обличить неправду!

ВОПРОС: Христианская ли наша жизнь?

ОТВЕТ: Нынешние беззаконные христиане убиты духовно диаволом и влекутся им в бездну ада. О тех плакали отцы и матери. Об этих болезнует и плачет Церковь; об этих скорбят и плачут ангелы и святые. Братия! Бросим жизнь (...) одному имени, которое не принесет нам никакой пользы, а по делам, оставим свое идолоделание и идолопоклонство. Иначе увы – мы будем осуждены не только как идолопоклонники, но гораздо хуже, как христиане, уничижившие Христа и поправшие христианскую свою веру, которой нет ничего честнее и дороже на свете.

ВОПРОС: В чем спасение христиан?

ОТВЕТ: Апостол говорит о благодати или милости и силе Божией, то есть Христовой, спасительной для всех человек, не исключая никого, кто бы только ни принял эту благодать. Если бы не явилась эта спасительная благодать через Иисуса Христа и только в Нем, – то не спасся бы никто, ни один человек, и все погибли бы навеки во грехах, ибо грех естественно рождает смерть – временную и вечную. Но теперь явилась спасительная благодать всем человекам, и все верующие и покорные ей могут спастись; никто не может отговариваться невозможностью или неспособностью. Эта спасительная благодать находится в Церкви Христовой, держись ее, исполняй ее предписания и заповеди, участвуй в ее таинствах и богослужении, – и ты непременно спасешься. Нам ниспослана ныне от Бога, Отца щедрот и всякого утешения, спасительная благодать или спасительная сила, при помощи которой мы все можем спастись и ни один не погибнем, если только усердно ею воспользуемся вовремя.

ВОПРОС: Почему нужна была жертва Иисуса Христа и кому?

ОТВЕТ: Иисус Христос предал Сам Себя за нас в очистительную и примирительную жертву Богу Отцу, пострадав и умерши за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам, каков и должен быть народ христианский, то есть все мы, православные христиане.

ВОПРОС: Христиане ли мы делом?

ОТВЕТ: Опомнитесь христиане, осмотримся, куда мы идем? Что мы говорим и делаем? Где наш путеводный светоч? Где Евангелие, по коему должны мы жить? Слушаем ли, читаем ли его усердно? Получившие образование помнят ли то, что читали, что учили из этой священной книги книг? У необразованных, малограмотных и неграмотных нередко является более жажды слушать и исполнять слово Божие, чем у образованных, и образованные нередко хуже необразованных. Все мы живем во всегдашнем, искреннем покаянии, как всегдашние грешники, повинные суду Божию, или прилагаем грехи ко грехам? Стараемся ли усердно делать дела благие, для коих мы и созданы, или мы осуетились, измельчали и гоняемся за мечтами своего сердца?

ВОПРОС: Каково должно быть отношение христиан к власти?

ОТВЕТ: Апостол Павел внушает епископу Титу, к кому пишет свое послание или письмо, чтобы он напоминал христианам повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам.

ВОПРОС: Есть ли богословие – истинное христианское просвещение?

ОТВЕТ: Истинное христианское просвещение состоит не в грамотности только, или изучении разных наук, касающихся до земли и того что на земле, или до неба и небесной механики, – и даже не в изучении собственно христианской науки богопознания, – потому что можно быть и грамотным и богословом и не иметь в душе истинного просвещения; христианское просвещение состоит в просвещении сердечных очей светом Евангелия Христова, в удалении с помощью благодати Христовой чрез покаяние и молитву от всякой тьмы страстей.

ВОПРОС: Что такое Царствие Божие?

ОТВЕТ: Это то же, что Царство Христово, или Сам Христос, пришедший во плоти; Царство правды и святости, мира и радости в Духе Святом, прощение грехов, сыноположение или усыновление нас грешных – чрез веру и крещение и прочие таинства – Богу; дерзновение пред Богом; удаление от всяких земных пристрастий и взирание горе, к Богу; горячая любовь к Богу и ближним; сила и власть над страстями и над демонами, строящими непрестанно козни над людьми и ищущими ввергнуть их во всякие грехи и погубить их; царство Божие есть непрестанное восхождение от добродетели к добродетели, от земли на небо, от тления к нетлению, от смерти к бессмертию, от временной и исчезающей жизни к жизни конца не имеющей. Так как мы и в начале были созданы бессмертными по душе, со способностью к бессмертию и по телу, и уклонились в смерть, пагубу, в тление по своей вине: чрез грех, чрез бездну грехов наших, – то ясно, само по себе, что когда нам дана опять возможность к оправданию, освящению и бессмертию во Христе, наше оправдание должно совершаться чрез покаяние во грехах, чрез непрестанное покаяние, чрез множество, бездну покаяния, если можно так выразиться. Сколько раз падешь в грехи, столько и восстань чрез покаяние, и спасешься, говорит пророк. Покайтеся! Без покаяния невозможно удостоиться Царствия Божия.

Царство Небесное, или благодать Христа Спасителя нашего, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположение и готовность к нему: «Се, стою у двери (сердца) и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20), – говорит Господь.

ВОПРОС: Каков закон веры и спасения?

ОТВЕТ: Подобное соединяется с подобным. И весь чин природы так устроен: однородное стремится к однородному. Так и в людях. Грешник, пока он коснеет во грехе, есть чадо диавола, ибо чрез грех носит в своей душе его подобие и стремится на всякий грех. Так лукавый человек – есть подобие лукавого диавола.

Господь, видя в нас борьбу со злом и любовь к добру, поспешит к нам, воссоздаст в нас подобие Свое и с благоволением, как Всеблагий и Любвеобильный, вселится в сердце наше. «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). – Так приближается к нам Царствие Божие! Оно приходит к нам, вселяется в нас – чрез искреннее покаяние и исполнение воли Божией.

Покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное!

«И оправдана премудрость» лишь «чадами ее» (Мф.11:19).

ВОПРОС: Что такое благодать или Царство Божие?

ОТВЕТ: Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогою ценою куплено спасение наше (ср.: 1Кор.6:20, 7:23). Она с тобою и дома в уединении тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божии, – она беседует с тобою и в пути; стучится к тебе и в общественных собраниях, и при твоих трудах умственных и физических, и везде готова открыть тебе свои святые матерние объятия, только бы ты опомнился, почувствовал, уверовал, смягчился, просветился. – И многих, многих спасает тайно и явно благодать Божия, извлекая из бездны грехов, различными, одному Богу известными способами. Так близко к нам всегда Царствие Божие, и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожим своим спасением. Господь наш Иисус Христос чрез свое воплощение, чрез Свое житие на земле, чрез Свое учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо, излиял на землю, или лучше – на Церковь, всю бездну Своей благодати: просвещающей, милующей, очищающей, освящающей, обновляющей, утверждающей, руководствующей, спасающей, излиял целое море благодати.

ВОПРОС: Как относиться нам к скорбям?

ОТВЕТ: Терпите безропотно все посылаемые вам Богом скорби. Но не страшитесь страдания и скорби, ибо они приведут вас к вечным радостям на небесах, подобно тому, как и Господь, после страданий и крестной смерти Своей и Воскресения Своего вошел в вечную радость Царствия Небесного и по человечеству Своему. Кто из святых, начиная с Самой Преблагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа до последнего праведника, не скорбел в этой жизни и скорбию не вошел в Царствие Небесное? Никто. Все многими скорбями вошли в Царство славы.

ВОПРОС: Можно ли молиться о даровании нам искушений, если в молитве Господней сказано: «Не введи нас во искушение»?

ОТВЕТ: Отец Иоанн молился Богу так: «Не оставляй меня без искушений, – если премудрости и правде Твоей угодно и благопотребно будет, – ни единого дня живота моего: да насадится, да утвердится, да очистится и возвысится любовь моя к Тебе и ближнему моему, и да не явлюся на Суде Твоем «тощ» пред лицем Твоим.

Истинный христианин должен желать злостраданий внешних, плотских, мирских: они укрепляют его дух. О ропоте он и думать не должен... Болезни, пожары, похищения, бедность, несчастья, войны, голод – часто благодеяния душе».

Без искушений нашей веры, надежды и любви жить нельзя: испытания сокровенностей сердечных необходимы для самого человека, чтобы он сам мог видеть, каков он, и исправиться. Но нам, немощным, следует поступать по молитве Господней.

ВОПРОС: Какова высшая ступень благодати на земле?

ОТВЕТ: Мы, братия, люди маловерные, слабые и в молитве и в подвигах добродетели, и в нас, поэтому, духовная перемена или преображение внутреннее не столь заметно, не столь светло и славно, как во святых угодниках Божиих. Вот в них благодать Божия совершила чудное преображение, обновление, просветление. Были они люди, подобострастные нам, а посмотрите, что из них сделала благодать Божия при их вере и горячности любви к Богу, при умерщвлении в них всего плотского, греховного; из грешных людей они стали как бы ангелами святыми, из слабых – сильными благодатию Божией, из незнатных – славными, а многие – из смердящих сосудов всякого греха, из сосудов диавола – всеблагоухающими сосудами благодати Божией и всякой добродетели. Вот какое чудо преображения производит в человеках благодать Божия. И это – только начатки, только слабая тень того славного преображения, которое совершит Господь над любящими Его во второе Свое Страшное Пришествие, когда произведет окончательный Суд над миром: «тогда праведники просветятся, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43).

ВОПРОС: Каково значение Пятидесятницы?

ОТВЕТ: Событие это неизмеримо по важности, плодотворности и по спасительности для всей христианской Церкви: этот день – день действительного основания христианской Церкви, или христианского общества спасаемых во Христе; в этот день посвящены Духом Святым первые пастыри – апостолы, от коих преемством и мы, ваши пастыри, получили благодать священства; в этот день получили действия спасительные таинства, совершаемые поныне в Церкви через ваших священников. Апостолам и прочим верующим дан дар слова и премудрости для проповеди Евангелия всем народам и изобильный дар дивных чудес, коими они, и в то время и впоследствии, привлекли к вере во Христа и спасли множество душ человеческих. С того времени вошел Дух Святой в мир, иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный Ему, равносильный и соприсносущный Ему и Богу Отцу. Иисус Христос, совершив дело спасения человеческого рода, – чрез Свое воплощение и житие на земле, чрез Свою проповедь, бесчисленные чудеса, благодеяния страждущим, чрез страдания, смерть и воскресение из мертвых, – вознесся на небеса к Отцу и вместо Себя послал от Отца Духа-Бога, да устрояет Он дело спасения человеческого, ибо Три Лица в Боге единосущных и нераздельных, и каждое равно участвует в спасении человеческого рода. Дух Святой сделал святыми и прославил чудесами и нетлением мощей бесчисленное множество благоугодивших Богу людей и доселе содействует спасению каждого из нас.

Братия мои! Без Духа Святого нет истинной жизни в человеке, нет мира в душе, нет света Божия, нет правды, святости, истинной радости и блаженства. Без Духа Божия не может быть в нас и нет истинной веры, упования и любви, святой простоты, чистоты сердца, никакой истинной добродетели – и нет спасения.

ВОПРОС: Будет ли вечная жизнь?

ОТВЕТ: Братия, вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что она может быть двоякая: для праведников – блаженная, а для ожесточенных грешников – мучительная. И мы не знаем, далеко или близко она от нас. Будем готовы всегда стать на эту грозную границу между двумя жизнями.

ВОПРОС: Необходимы ли молитвы за нас Божией Матери?

ОТВЕТ: Уже тысячу с лишком лет существует царство Русское и трудно перечислить, сколько раз Небесная Заступница покрывала его от бед Своим молитвенным предстательством у Господа Сил. Но покровительствуя столько целому отечеству, народу, Она простирает державный покров Свой на города и веси и на частных лиц. Всякий православный знает это, потому что примерами Ее покрова и заступления полны города, селения и жизнь весьма многих благочестивых христиан.

Мы далеко, далеко не понимаем, братия, того, сколь необходимы молитвы за нас Пречистой Матери Господа, и чтобы видеть эту необходимость, нужно око или ум гораздо чище и светлее нашего. Будучи Матерью Бога-Слова, следовательно, находясь ближе всех к Престолу Божества, Она, естественно, много может ко благосердию или к умилостивлению Владыки. Богоматерь, точно, как стена нерушимая между Богом и людьми; Она отводит большую часть громов небесного правосудия, готового покарать грешников неблагодарных. Только за такою стеною мы часто бываем безопасны, между тем как мы думаем, что наша безопасность – есть следствие обыкновенного порядка вещей. Просите горячо, неотступно, так, как если бы вы видели Ее перед своими глазами в Ее Божественной славе, – и вы верно получите Ее помощь; Она верно осенит вас Своим покровом. Вы сами это увидите, почувствуете, осяжете, вам будет так легко, так мирно, весело.

ВОПРОС: Каково заступление Божией Матери над Россией?

ОТВЕТ: Славь, Россия, – славь каждый верный сын Церкви небесную Заступницу Свою, Матерь Божию, за матерние непрерывные милости Ее к России и к тебе. Только Ее ходатайством Россия доселе цела, могущественна, славна. Можно сказать смело, что если бы Россия всегда строго держалась благочестия, если бы русские все были крепко преданы вере своей и Церкви Православной, ее величие и благоденствие возрастали бы из года в год, и мира ее не было бы предела.

ВОПРОС: Какая благодать дается нам на Благовещение?

ОТВЕТ: О таинство чудное, превысшее всякого разума! О благодать Божия несказанная! Человеку падшему, достойному всякого наказания, подана такая безмерная милость! Да, милость поистине Божеская, безмерная; Бог делается человеком, чтобы человека сделать Богом, чтобы землю сделать небом, чрез обновление человечества, чрез насаждение на земле Церкви Божией с небесным учением, с небесными таинствами, с членам Церкви, живущими на земле небесно, каковыми и были все святые нашей Православной Церкви: апостолы, святители, мученики и мученицы, преподобные мужи и жены и все святые. Но как возможно было, скажете, человека грешника сделать богом, по причастию Божества? Не спрашивайте как возможно: Богу все возможно (Мф.19:26; Мк.10:27; Лк.18:27). Человеку не возможно такое превращение, а Богу это было возможно. Человек сотворен вначале по образу и подобию Божию, то есть правым, чистым, святым, разумным, свободным, бессмертным; говоря просто – первосозданные были живыми портретами Божества, но чрез грех утратили свою правоту и стали грешными, нечистыми, по образу прельстившего их диавола. Человек отпал от Бога и пристал ко врагу, которому продал себя за плод запрещенный, но пал по обольщению от диавола и, следовательно, заслуживал сострадания и избавления. Чтобы соединить опять образ с Первообразом, ввести в живой союз, Господь восхотел искупить погибшего, Сам прийти к нему на помощь в образе человека, просветить его омраченного, научить его и дать ему благодать и силу творить волю Божию, которая есть святость наша временная и вечная, – искупить его от греха, проклятия и смерти и для того – пострадать и умереть за него, смертию Своею по плоти победить нашу смерть и даровать всем падшим воскресение. И вот Сын Божий соделался Сыном человеческим – и сынов человеческих творит сынами Божиими чрез благодатные таинства Церкви Своей, чрез духовное поучение и руководство пастырей.

ВОПРОС: Часто ли можно причащаться Св. Таин?

ОТВЕТ: Мы подъемлем Господа, как Симеон, на руках своих каждую литургию, а вы, по крайней мере большая часть из вас, сподобляетесь счастья подъять Спаса своего только раз или несколько раз во год, и то всегда ли после достойного приготовления к этому? Дай Бог, чтобы все приступали к столь страшному таинству с должным приготовлением. Надобно удивляться маловерию и холодности христиан ко Христу, Жизнодавцу и Господу Своему! Источник бессмертия течет ежедневно: приходи, приготовясь, и пей, – тем более что многие больны и духом и телом, имеют и времени свободного немало, а многие и в праздности проводят его. И что же видим? Несмотря на то, что все чувствуем на душе своей бремя грехов и страстей, свою виновность, свое окаянство пред Богом, свое бессилие в борьбе со страстями – не приходим ко Господу, предлагающему Себя ежедневно в снедь верным и готовому явить всякую помощь труждающимся и обремененным. Что за невнимание к величайшей святыне! Господи, Жизнодавче Спасителю! До чего мы дожили? – Ты ежедневно выходишь в сретение нам во вратах храма Своего, а мы отвечаем Тебе равнодушием и даже самым несмысленным небрежением. Многие бегают от Него и в болезни и, когда им предлагают бессмертную пищу и питие и вместе всеисцеляющее врачевство Тела и Крови Жизнодавца, откладывают до будущего времени, которым не могут располагать наверное, потому что жизнь наша во власти Божией, и многие имеют тайную мысль, что причащаются только будто бы пред смертью. Христе Боже! И во Святых Тайнах не всем ли принимающим их с верою даруешь жизнь? Не часто ли Ты чудно исцеляешь болезни? Не всегда ли разрешаешь и очищаешь нас от грехов? Доколе же мы будем неразумны, маловерны и слепы?

ВОПРОС: Спасемся ли мы?

ОТВЕТ: Небесное Царство отверсто, рай опять отверст, старайтесь войти в него верою, покаянием, добродетелью. А сколько вошло в рай людей со времени смерти и воскресения Сына Божия доселе! Бесчисленное множество. И мы по примеру их туда же пойдем. А необходимо, надобно идти, пробиваться всеми силами, – если не пойдем, то в ад попадем – никуда больше. Идите, идите спешно, бодро, твердо, не озираясь назад. «Дние лукави суть» (Еф.5:16), да и кратки (сегодня жив, а завтра, пожалуй, и в большой угол положат на стол).

Храм Св. Духа.

Если ты хочешь соделаться благолепным храмом Духа Святого, достойно спраздновать настоящий праздник и видеть храм тела своего во свете и блаженстве вместе с душою на небе, содержи тело свое в чистоте, соблюдай сердце свое чистым. Целомудрие и чистота сердца особенно привлекают к нам Духа Божия, Который есть совершеннейшая святость и чистота.

* * *


Источник: Отец Иоанн Кронштадтский / Митр. Вениамин Федченков. - Москва : Паломник, 2000. - 749, 2 c., 1 л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle