Азбука веры Православная библиотека Виктор Иоасафович Фаминский Совершение спасения рода человеческого Христом и усвоение сего спасения человеком

Совершение спасения рода человеческого Христом и усвоение сего спасения человеком

Источник

Слово, произнесенное в церкви Киево-Братского монастыря при воспоминании страстей Христовых, в великий пяток (26 марта 1904 года)

Совершишася! (Ин. 19:30)

Торжественный и вместе глубоко скорбный момент вспоминаем мы, братия, собравшись теперь под сению святого храма сего. Пред нашим духовным взором совершается теперь заключительный момент того великого дела, ради которого воплотился и ради которого жил и страдал Сын Человеческий. Совершишася! Совершилось, окончено это великое дело и вот мы зрим уже Спаса нашего «во гробе лежаща и пеленами повита», благоговением лобызаем Пречистое Тело Его, копьем пробеденное, целуем длани Его и стопы, гвоздями пронзенные, с душевным трепетом преклоняемся главе Его, терновым венцом венчанной! Чудная, таинственная картина предносится взору нашему: Невместимый во гробе вмещается, «одеваяй небо облаки» плащаницею обвивается! Зрим мы этот скорбный вид, это смертное состояние Божественного Страдальца и в уме невольно возникает вопрос: почему и зачем потребовалась такая великая жертва? – Но недоумевает наш слабый ум и, бессильный проникнуть в тайну смерти Богочеловека, понять глубочайший смысл ее, с сердечною тугою взывает к «Лежащему во гробе»: открой нам Ты Сам, Божественный Страдалец, тайну страданий Твоих и тайну смерти Твоей, объясни, «что сие, еже о нас бысть таинство».

«Очисти твое сердце, христианин, слышим мы из гроба кроткий голос Христа, стань здесь у подножия этого временного жилица тела Моего и слушай, что будет вещать тебе во гробе лежащий и пеленами повитый Господь твой и Бог твой. Ты недоумеваешь, видя Мою позорную смерть на кресте, видя Меня во гроб снизошедшего?» – Но не об этом ли все пророки предвозвестили? «Не сия ли подобаше пострадати Христу» (Лк. 24:26).

В лице Адама, прародителя твоего, ты некогда оскорбил правду Божию, расторг союз неба и земли, навлек на себя и на весь мир праведный гнев Божий. Тебе предстояла вечная жизнь во грехе, вечное проклятье за него и вечное отчуждение от Бога. Но еще в предвечном Совете Я по любви к тебе сказал Отцу Своему: «се иду, еже сотворити волю Твою, Боже», иду искупить человека. И вот, «егда прииде кончина лета», Я явился в мир. «Сый во образе Божии, Я принял зрак раба, в подобии человечестем быв» (Фил. 2:6–7). «Сам не зная греха» и «не имея скверны и порока», Я поднял на рамена Свои все бремя грехов твоих. Вся жизнь Моя на земле была непрерывным состоянием истощения. Не имея нужды в очищении, Я принял от раба Своего крещение; «Сам испытующий сердца и утробы», Я допустил князя тьмы искушать Меня. Я понес людям свет истины, давно жданную весть Евангелия, проповедь приближения Царства Божия; с любовью звал Я их к Себе: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Но не любовью, а злобой и ненавистью ответили мне закосневшие в грехе люди. Враги истины, они восстали на Меня, Бога Истины и саму Истину; презрители правды Божией, они подняли на Меня, «иже исполнити приидох всяку правду», крик: «распни! распни Его»! Тяжел был Мой крест. Сильно скорбела иногда душа Моя, скорбела «даже до смерти» (Мф. 26:38). Моя человеческая воля изнемогала под тяжким бременем. В ту страшную Гефсиманскую ночь с кровавым потом и с тугой сердечной Я взывал к Отцу Моему: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия»! Но сознание величия принятаго на Себя дела укрепило Мой дух и Я покорно предал Себя воле Отца Своего (Мф. 26:39). «Яко овча на заколение», Я пошел на крест и претерпел все, что придумала злоба людская и что назначила Мне правда Божия, претерпел, «о срамоте не радив» (Евр. 12:2). То был последний вопль ослабевшего духа человеческого во Мне, когда, испытывая невыносимые крестные мучения, слыша справа хульные слова беззаконного разбойника, видя пред Собою пылающие злобой и ненавистью лица врагов Своих, созерцая скорбный лик «бессеменно Родившей Меня», воспринимая слухом, душу раздирающий, тихий плач ее – Я воззвал к Отцу Моему: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил»? Но и это последнее колебание победил Я и уже с твердой душой произнес Свои предсмертные слова: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой»!

«Совершишася»! – Совершено, окончено дело, ради которого Я пришел на землю, и Правда Божия получила удовлетворение. Завеса, разделявшая небо и землю, ниспала и человек примирен с Богом. Царство диавола разрушено и на земле положено прочное основание Моему Царству, Царству Божию. Я кончил Свое дело и Мне остается только «духом низойти в дольния страны», дабы окончательно победить ад, прекратить его торжество, умертвить греховное жало смерти. А тогда, воскресши силою Своею, «Я пойду к Отцу Моему и Богу Моему», чтобы и по человечеству воспринять славу, которую Я имел у Него, «прежде мир не бысть» (Ин. 17:5). Вот почему, недоумевающий о тайне смерти Моей человек, Твой «Владыка зрится мертв и во гробе новем полагается истощивый гробы мертвых» (Похвалы на утр. Вел. Субб.)!

«Совершишася!» Мое дело кончено. Теперь, возлюбленный Мной «даже до смерти» человек, наступило время твоего дела. Я совершил твое спасение, но Я не могу сделать его твоим достоянием, если ты сам не пожелаешь этого, ибо я даровал тебе свободную волю. Я основал Царство Мое, но Я не могу против воли твоей привлечь тебя к участию в этом Царстве. Не может быть внешне даровано тебе почетное и спасительное звание члена этого Царства, а должно быть тобой самим заслужено, собственными усилиями воспринято. «Царствие небесное силою берется и (только) употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Терниями устлан путь в это Царство, скорбями и бедствиями наполнен он. Да иначе и быть не может. Это – Мое Царство; Крестом и Кровью стяжал Я его; крест же заповедую Я и всем последователям Моим. «Иже аще хощет по Мне идти..., да возмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8:34). Я не говорю тебе: «возьми Мой Крест», этот Крест не под силу тебе, немощному духом и телом, обремененному грехами. Нет! Я говорю: «возми свой крест», крест, тебе предназначенный, тебе определенный и неси его на себе так же безропотно, как безропотно нес Свой Крест Я в течение жизни Своей. Ты облечен властью? На тебе лежат заботы о подданных твоих? Ни днем, ни ночью не знаешь ты покоя, охраняя благо их? Не ропщи и переноси – это твой крест! Ты пахарь, трудами и потом своим возделывающий землю? Не унывай, если она «терния и волчцы» произращает тебе! Продолжай свой труд – ибо это – крест твой! Ты раб, не имеющий дома и крова своего, принужденный изнурением тела приобретать свое дневное пропитание? Не жалуйся на судьбу. В этом – крест твой. Ты богат? Борись с искушениями от богатства твоего, бойся развращения от него. Богатство твое – это крест твой! Ты беден? Не сетуй и не завидуй! Бедность – это крест твой! Болезнь постигла тебя? Смерть похитила близкого и дорогого тебе? Злоба и ненависть врагов твоих окружили тебя? Сила и могущество «власть имущих» давит тебя? Тебя притесняют, злословят, гонят, оскорбляют? Не давай возмущаться сердцу твоему, напротив, люби врагов твоих, безропотно все переноси, ибо здесь – крест твой! Иди с ним по стопам Моим. Добро и правду приходил Я возвестить миру, а потому и Царство Мое есть Царство добра и правды. Поборник зла и неправды не может быть его участником; посему, если ты хочешь стать членом Моего Царства, «возлюби правду и возненавиди беззакония». Исторгни всякий злой помысел из сердца твоего, изгони злые влечения из существа твоего. «Совлекись ветхаго человека, тлеющаго в похотех и облекись в новаго, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины» (Еф. 4:24). Борись с тем «иным законом, который противовоюет закону ума твоего», стремящегося к добру. Борись! Ибо эта борьба – подножие твоего креста. Самоотвержения и самоотречения требует она от тебя, ко смирению и покорной преданности воле Божией зовет она тебя. «Иже бо аще хощет по Мне ити, да отвержется себе». С «этого отвержения себе», с этой покорной преданности воле Отца Своего начал и ею кончил Свое дело Я, с нее же должен начать дело своего спасения, дело созидания Царствия Божия, и ты. Ибо в тебе «должны быть те же чувствования, как и во Мне» (Флп. 2:5). Я явился в мир исполнить волю Отца Своего – и для тебя эта воля должна быть предметом осуществления во все дни жизни твоей. Я претерпел искушение врага Моего, диавола, и мира, «во зле лежащаго» (Ин. 5:19), и для тебя – борьба со всем антихристианским, мирским, является прямым долгом. Я подъял на рамена Свои и пригвоздил ко кресту грехи твои; распни на кресте самоотвержения и смирения свои грехи и ты. Я возлюбил тебя до того, что душу Свою положил за тебя; пусть самоотверженная любовь будет основным началом и всей твоей жизни, ибо «больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». Только этим тернистым путем ты можешь войти в Царствие Мое, только через него ты можешь участвовать в страданиях Моих, а чрез то соделывать спасение свое. Не унывай и не падай духом, если труден и непосилен покажется тебе этот путь! Не ощущай слабости и колебания, если под гнетом креста твоего начнет сгибаться выя твоя! Не одиноким борцом оставляю Я тебя. С тобой – образ страданий Моих! Напечатлей его в своем сердце и проникнись величием его. Одного уже созерцания его, одной мысли о нем достаточно, чтобы колеблющийся дух твой укрепился и получил новые силы для продолжения многотрудного пути крестоношения. И если ты сделаешь это, то как бы ни тяжел был твой крест, как бы ни велики были скорби твои, ты можешь смело сказать с апостолом: «я отовсюду притесняем, но не стеснен, я в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваюсь, я гоним, но не оставлен, низлагаем, но не погибаю, я всегда ношу в теле мертвость Господа» (2Кор. 4:8–10). И благо тебе будет! Ибо «сила Божия (не преминет) в немощах твоих совершитися» (2Кор. 12:9). Эта благодатная сила Божия, даруемая тебе ради крестных заслуг Моих, в которых ты участвуешь, страдая ради Меня, ради Царствия Моего, всегда подаст тебе руку помощи, вольет крепость в дух твой и даст ему силу бодро вознестись над немощною плотью. И блажен будешь ты, если победишь все препятствия, превозможешь все скорби! Двери Царствия Моего тогда открыты для тебя. Оглянувшись на свой пройденный путь, ты уже с легкой душой тогда можешь сказать: «Совершишася! Я сделал все, что должен был сделать ради Христа, страдавшего за меня, я жил ради Него, я и страдал за Него, я и умер с верою в Него, дабы с Ним и воцариться, разделить славу Его». – «И вера твоя спасет тебя, ибо «побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3:21).

Итак, братья, нам понятна теперь тайна смерти Владыки нашего. Полный глубокого смысла, сияющий нравственной красотой образ Божественного Страдальца за нас и грехи наши ясно встает теперь перед нашим взором и сердце наше трепещет при сознании глубины падения человека, с одной стороны, и величия совершенного Христом дела, с другой. Эта смерть Богочеловека – начало нашей жизни; этот гроб –начало нашего царствия Божия, эти язвы – начало нашего исцеления, этот терновый венец – начало нашего венца победного. Все для нас, все ради нас! И вот теперь из Гроба Своего Божественный Страдалец кротко и любовно зовет нас к Себе, к следованию за Собой. Неужели же сердце наше останется глухим и черствым, в то время как взор наш зрит скорбный лик Его во гробе с печатью смерти на челе; в то время, как наши греховные уста лобызают пречистые уста Его, целуют спасительные язвы Его? Да не будет! Раскроем двери сердца нашего, изгоним из него все нечистое, очистим в нем место для Христа-Страдальца, перенесем Его с плащаницы на внутренние скрижали сердца нашего, напечатлеем и отобразим Его в себе! Пойдем по стопам Великого Крестоносца, взявши крест свой и сделавши его частью Креста Христова. Преклоним колена пред Святым Гробом Его, облобызаем пречистое тело Его, прилипнем устами к спасительным язвам Его, веруя и надеясь, что «еще вмале» и – мы узрим Его воскресшим из мертвых и весь мир наполнившим радостью воскресения Своего. О, Господи Христе, язвами Своими исцеливый нас, крестом Твоим клятву разрешивый и диавола упразднивый! Поклоняемся страстям Твоим! Покажи нам и Святое Воскресение Твое. Аминь.

В. Фаминский


Источник: Фаминский В.И. Слово, произнесенное в церкви Киево-Братского монастыря при воспоминании страстей Христовых, в великий пяток (26 марта 1904 года) : Совершение спасения рода человеческого Христом и усвоение сего спасения человеком // Труды Киевской Духовной Академии. 1904. № 4. С. 511-519.

Комментарии для сайта Cackle