Источник

АЛЛИЛУИА, АЛЛИЛУАРИИ, КАЖДЕНИЕ И ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ

Чтение Евангелия на литургии предваряется пением аллилуиа со стихами из псалмов, каждением и тайной молитвой священника.

1. Как перед чтением Апостола всегда произносится прокимен, так к слушанию чтения из Евангелия Церковь приготовляет нас пением аллилуиа и соединенными с ним псаломскими стихами42.

Еврейское слово аллилуиа значит: хвалите Господа. Возглашение аллилуиа в христианском богослужении освящено употреблением его в Ветхозаветной Церкви, судя по многим псалмам с присоединением к ним аллилуиа, в их начале и в конце (Пс. 103; Пс. 104; Пс. 111–117). Также примером Самого Иисуса Христа и Его апостолов, певших по окончании Тайной Вечери. Псалмы, известные у евреев под именем Великого аллилуиа (Пс. 114–117), – те же самые, какие пели евреи на пасхальной вечери. Наконец, примером самой Небесной Церкви, как это открывается из свидетельства апостола Иоанна Богослова в его Апокалипсисе. Во время одного из описанных тайнозрителем видений, аллилуиа было возглашаемо небожителями в честь Агнца, сидящего на престоле, до четырех раз, и в последний раз так громогласно, что слышался как бы глас многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы глас громов сильных (Откр. 19, 1–6). Весьма благоприлично на литургии аллилуиа провозглашается в то время, когда верующие готовятся узреть Иисуса Христа в образе книги Евангелия и услышать Его слово при чтении Евангелия. Как подданные приветствуют громогласными восклицаниями своего царя, к ним приближающегося и готового обрадовать их милостивым царским словом, так и мы приветствуем громогласным аллилуиа Господа Иисуса Христа, нашего Царя, перед тем мгновением, как Он с высоты престола предстанет перед нами в Своем Евангелии и изречет Свое Божественное, радостотворное слово.

При пении аллилуиа чтецом произносится стих из Писания, который в богослужебных книгах называется аллилуарием, или также словом аллилуиа (Типикон, гл. 35, 53 и 55). Аллилуарий, как и прокимен перед Апостолом, имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или к службе праздника и потому называется аллилуиа дне, аллилуиа гласа (в воскресные дни), аллилуиа праздника. И как за прокимном следует стих, ему соответствующий, так и вслед за аллилуарием следует стих, тоже ему соответствующий по содержанию. Аллилуарии со стихами обыкновенно берутся, как и прокимны, из псалмов. В доказательство их соответствия дневным и праздничным службам приведем два примера.

В воскресный день 4-го гласа аллилуарий и его стихи заимствованы из 44-го псалма, пророчествующего о Христе и Его Церкви (ср. Евр. 1, 8–9). Аллилуарий: Наляцы и успевай, и царствуй, истины ради и кротости, и правды (Пс. 44, 5). Мессия в этих пророческих словах изображается как победоносный Царь. Он будет против врагов Своего Царства наляцать Свой лук и успевать, т.е. с быстротой стрелы, пущенной из лука, Он будет преследовать и расточать врагов Своего Царства. Но так как Царство Его не от мира сего, а духовное, то и средства к защите, утверждению и распространению этого Царства будут употреблены чисто духовные – истина, кротость и правда. Только этими средствами Царь Христос будет приобретать и расширять Свою власть над сердцами людей и ниспровергать враждебные против Него и Его Царства замыслы. Стих: Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие. В этих словах содержится подтверждение сказанному выше о том, чем будет крепко Царство Христово.

K празднику Воскресения Христова рассмотренные псаломские стихи применены потому, что изображаемая в них царственная власть Христа Спасителя дана Ему, по самому человечеству, не прежде как после воскресения из мертвых. Только тогда Он мог изречь Своим ученикам: дадеся Ми всяка власть на Небеси и на земли (Мф. 28, 18).

Аллилуарий на праздник Благовещения: Снидет яко дождь на руно и яко капля каплющая на землю (Пс. 71, 6). В псалме, из которого взят этой аллилуарий, содержится пророчество о царе, который будет правосуден, даст мир народу, будет покровительствовать истинной вере, расширит пределы Своего Царства и будет источником благословения для всех племен земных. Ближайшим образом этот псалом относится к Соломону, царствование которого было самым цветущим временем в истории израильского народа, – но относится только отчасти, потому что Соломон не мог быть источником благословения для всех племен земных. Во всей полноте все сказанное в псалме приложимо к Иисусу Христу, которого, как Царя мира и правды, Соломон только прообразовал, – которого Царство объемлет все племена земные, обретшие в Нем своего Спасителя. Слова псалма: снидет яко дождь на руно и яко капля каплющая на землю, в приложении ко Христу, по объяснению святых отцов, имеют тот смысл, что Сын Божий снидет во чрево Девы Марии и воплотится от Нее так же чудесно, как чудесно сошла с неба обильная роса на руно Гедеоново, не коснувшись окружающей его земли, и что Он, родившись от Пресвятой Девы, Своею благодатью иссохшее от зноя страстей и многобожия человечество оросит и воззовет к новой духовной жизни, как обильный дождь орошает и оплодотворяет жаждущую землю. Стих: Будет имя Его благословенно во веки, прежде солнца пребывает имя Его. «Как Он имел славу, как Единосущный Отцу, прежде бытия мира (Ин. 17, 5), так будет имя Его благословенно, по самому Его человечеству, в основанном Им на земле Царстве благодати, до скончания века, и в Царстве Славы во веки веков».

2. Во время пения аллилуиа дьякон, как следует по уставу, кадит ладаном святую трапезу (престол), весь алтарь и священника. Воскуривание благовонных веществ было одной из ветхозаветных Бескровных жертв. На ветхозаветных священниках лежала обязанность ежедневно, утром и вечером, воскуривать фимиам (ладан) во святилище на кадильном алтаре; а в день Очищения, когда в Святое Святых входил первосвященник, он должен был возлагать фимиам на огонь в ручной кадильнице, чтобы облака дыма от фимиама покрыли очистилище (Лев. 16, 12–13). Дым от воскуривания, восходящий кверху, знаменовал восхождение молитв к Богу; как видно из слов псалмопевца: Да исправится (да вознесется) молитва моя, яко кадило перед Тобою (Пс. 140, 2). Благоухание фимиама от прикосновения к нему огня было выражением желания, чтобы эти молитвы, возносимые от сердца, согретого любовью к Богу, были так же Ему приятны, как человеку приятно ощущать благовоние, и низводили благоволение Божие на молящихся. По примеру Ветхозаветной Церкви, воскуривание фимиама употребляется и в Новозаветной Церкви с тем же значением, как это видно из молитвы при благословении кадила. Священник в этой молитве просит Христа Бога, да приимет Он в Пренебесный Свой жертвенник курение, приносимое Ему в воню (в запах) благоухания духовнаго, и да ниспошлет на нас благодать Пресвятаго Духа, т.е. чтобы на внешний обряд каждения Он воззрел как на свидетельство внутреннего, идущего из глубины души, воспламеняемого огнем любви молитвенного к Нему стремления, и чтобы оно было столь же Ему приятно, как приятно людям обонять благовоние, и чтобы подвигло Его к ниспосланию на нас благодати Пресвятого Духа. Поэтому каждение совершается не только перед Богом в посвященных Ему святынях, но и перед людьми, чающими получить от Бога благодать Святого Духа и усладиться ею, как услаждается обоняние приятным запахом. Из общего понятия о значении каждения открывается, для чего оно соединяется с пением аллилуиа перед чтением Евангелия: для того, чтобы Господь принял от нас это пение, как воню благоухания, и чтобы ниспослал нам благодать Пресвятаго Духа, просвещающую разум к разумению Евангелия и возбуждающую любовь к Слову Божию в сердце. Апостол Павел благодарит Бога за то, что Он распространяет благоухание познания о Себе во всяком месте (2Кор. 2, 14), т.е. что Он благодатию Своею споспешествует к тому, что проповедь об истинном Боге с радостью всеми приемлется. Желание испытать то же действие благодати выражается и в каждении перед чтением Евангелия.

3. Мысль о потребности в благодати Христовой к усвоению умом и сердцем евангельского учения также выражается в тайной молитве, читаемой священником во время пения аллилуиа и каждения. Священник молит Господа Иисуса Христа, да озарит Он наши сердца светом богопознания, да отверзет мысленные наши очи к разумению евангельской проповеди и да вложит в нас страх перед Его заповедями, потребный для богоугодного мудрствования и действования. Подобно этому молился псалмопевец: Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18). Действительно, доколе благодать Божия не коснется нашей души, доколе не озарит и не оросит ее, дотоле не может быть надлежащим образом нами воспринято семя Слова Божия, подобно тому, как и вещественное семя не может укорениться и взойти даже на хорошей почве без влаги и солнечного света.

* * *

42

То, что пение аллилуиа относится к чтению Евангелия, как предварение этого чтения, а не к Апостолу, за которым непосредственно следует, видно из того, что в заглавии месяцеслова при Служебнике, содержащего с именами святых и праздников указание на прокимны и аллилуарии, – сказано, что этот месяцеслов содержит в себе прокимны Апостолов и аллилуарии Евангелий.


Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Комментарии для сайта Cackle