Источник

АНТИФОНЫ НА ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ

За начальными молениями, или великой ектенией, на литургии оглашенных следует пение псаломских и новозаветно-церковных стихов во славу Бога и святых Его. Это пение исполняется антифонно, т.е. поочередно двумя ликами (хорами), отчего и сами эти стихи называются антифонами.

Антифонное пение первоначально было введено в Антиохийской Церкви святым Игнатием Богоносцем и затем распространилось по всем Поместным Церквям, сперва на Востоке, затем на Западе.

Антифоны на литургии оглашенных разделяются на три части, из которых первые две сопровождаются малой ектенией, заключающей в себе начало и конец великой ектении. Малая ектения как здесь, так и в других случаях произносится для того, чтобы внимание предстоящих не утомлялось однообразием песнопений или чтений. Перед каждой сменой антифонов священником читаются три тайные молитвы. В первой тайной молитве священник просит Господа, да призрит милостиво на святой храм и на собравшихся в нем для молитвы. Во второй молит Бога, да спасет людей своих, да сохранит исполнение (целость) Церкви, да освятит любящих благолепие храма и да воздаст им милостью за Его прославление. В третьей просит Бога, чтоб Он исполнил общие и согласные молитвы рабов Своих, открыл им истину или верность Свою через исполнение данного Им обещания внимать собравшимся во имя Его и даровал нам вечную жизнь.

Тайные молитвы составляют большую часть молитв, читаемых священником на литургии и в прочих суточных церковных службах. На чем основан обычай тайного моления? Понятно, почему не вслух, а тайно нужно читать молитвы, составляющие чин освящения Святых Даров на литургии верных: этой тайны от служителей алтаря требует само содержание этих молитв, высокое и таинственное, и справедливое опасение, что чтению их во всеуслышание не все из предстоящих могли бы внимать с надлежащим благоговением. Византийский император Юстиниан в начале VI века издал указ, чтобы все епископы и пресвитеры не в молчании, а с возглашением, в услышание народа, совершали Божественное возношение (Новелла 137, глава 6). Но последствия показали, что этот указ себя не оправдал. Случалось, что некоторые дети, играя в поле, повторили слышанный ими чин Евхаристии, используя вместо престола камень. И огонь, упавший с неба, истребил предложенное на камне и сам камень, так что не осталось и следа того и другого. Блаженный Иоанн Мосх, живший немного позже Юстиниана и описавший этот случай в своем Лимонаре (слово 194), свидетельствует, что рассказ об этом случае он слышал от префекта той области, где происходило событие, и прибавляет, что он сам видел в обители монаха, одного из тех, которые, в детстве, совершили подражание чину Евхаристии (играли в обедню). Таким образом, тайное чтение священником молитв Евхаристии, вероятно, имеет целью предотвратить подобные случаи. Но почему положено, чтобы священник читал тайно, не вслух, и такие молитвы, в которых нет ничего таинственного, каковы молитвы на литургии оглашенных? Вероятно, основанием этому могло послужить понятие о священнике, как посреднике между Богом и людьми в совершении Евхаристии, которому свойственно молиться не только вместе с присутствующими в храме людьми, но также и за них самих. Священник имеет преимущественный доступ к Богу, по подобию приближенных к земному царю, пользующихся особым его доверием, и потому может отдельно от прочих тайно приносить Богу свои моления. Кроме того, некоторые молитвы потому читаются священником тайно, что в них он молится об одном себе.

Антифоны на литургии оглашенных бывают разные по различию дней богослужения:

1) антифоны вседневные (в будни);

2) антифоны воскресные;

3) антифоны праздничные (на великие праздники).


Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Комментарии для сайта Cackle