Ахаав
Ахаавовым поревновала еси сквернам, душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище (жилище) и сосуд срамлен (постыдный) страстей: но из глубины твоея воздохни и глаголи Богу грехи твоя.
Ахаав был царь Израильский, восьмой после Иеровоама (3Цар. 16–21). Ахаав превзошел Иеровоама нечестием. Последний ввел поклонение тельцам – под образом тельца он думал почитать истинного Бога. Ахаав пошел дальше. Сочетавшись браком с язычницей Иезавелью, Сидонской царевной, он в угоду ей ввел в своем царстве служение сидонским божествам Ваалу (солнцу) и Астарте (луне), содержал 850 жрецов и лжепророков этих богов, воздвигал для них капища, в которых допускался разврат в честь этих богов, дозволял преследование пророков истинного Бога, особенно восстал против Илии Фесвитянина, который беспощадно обличал его за нечестие. Ахаав опозорил себя также преступлением против благочестивого израильтянина Навуфея, которого ограбил и погубил. Ахаав мог бы быть добрым царем – он был доступен раскаянию, которое проявил, выслушав обличение Илии за поступок с Навуфеем, но Ахаав был слабодушный человек и слабодушно вполне отдался влиянию своей нечестивой жены.
Ахааву, унизившему себя рабской угодливостью нечестивой Иезавели, подражают грешники, когда дают себя завлечь в общество людей развратных и нечестивых. Подобно Ахааву они в таком обществе делаются нечестивыми, развратными и обидчиками. Если справедливо, что общение с людьми благочестивыми и добродетельными благотворно в нравственном отношении, то, наоборот, худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15:33). Вступать в сближение с нечестивыми и развратными – то же, что прикасаться к смоле: нельзя не запачкаться, – то же, что ходить по раскаленным углям, класть в пазуху огонь (Притч.6:27–28): нельзя не обжечься.
Иной, понадеявшись на себя, входит в сближение с порочными людьми, не опасаясь вреда для себя, – он не боится ни запачкаться, ни обжечься. Сначала его приводит к ним одно любопытство. Но сделал один шаг – захочешь сделать другой. Любопытство незаметно переходит в сочувствие. Пример – азартные игроки.
Не вдруг они делаются таковыми. Сначала они только из любопытства присутствовали при игре, только смотрели на играющих. Потом были приглашены принять участие в игре затем лишь, чтобы попытать счастья. Приглашение принято, счастье на первых порах улыбнулось. Усилилось желание продолжить, чтобы продлить приятный вкус удачи. Следовало бы остановиться, но сил для этого уже недостает. Несчастный вовлечен в игру. За удачей следуют неудачи, которые только разгорячают несчастного игрока. Желание отыграться побуждает его не бросать игры, и он не бросает, пока совсем не проиграется. Советчики, вовлекшие его в игру, утешают его надеждой будущих удач, которая действительно по временам оправдывается, и он, постепенно втягиваясь в игру, делается записным, даже бесчестным игроком.
Указание на эту постепенность уловления в сети худых сообществ можно видеть в словах псалмопевца: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе (Пс.1:1). Значит, наоборот: несчастен, кто дал увлечь себя в общество губителей веры и нравственности; еще несчастнее, если он стал на их путь, утвердился в их образе мыслей, и гораздо несчастнее, если сел, засел с ними, сделался их товарищем в уловлении ближних. Такова пагубная постепенность падения! Крайняя степень падения является следствием первого необдуманного шага на пути к нему. Вовсе не следует сближаться с людьми нечестивыми и развратными, чтобы не сделаться подобными им, как не следовало Ахааву вступать в брак с Иезавелью, чтобы не перенять от нее нечестия.
Но если и душа Ахаава доступна была раскаянию, если и он плакал и сокрушался, когда был обличен в преступлении пророком Илией, – хотя это раскаяние и было непрочно, – то не тем ли паче свойственно раскаяние христианской душе, впадшей в глубину грехов, сделавшейся жилищем плотских скверн, постыдным сосудом страстей? Нравственным растлением она унизила в себе не только христианское, но и человеческое достоинство и потому пусть из глубины своего падения вздохнет и исповедует Богу свои грехи, и если она погрязла в этой глубине с тех пор, как дала увлечь себя злыми сообществами, пусть бросит их с таким же самоотвержением, какое потребно для того, чтобы дать совершить над собой для пресечения болезни операцию отсечения правой руки, вырывания правого глаза. Лучше пожертвовать привязанностями, пагубными в нравственном отношении, как это ни тяжело, чем обречь себя на вечную погибель.