Папские ереси и заблуждения относительно будущей жизни
Римская церковь исповедует, что прежде всеобщего и страшного суда, умершие люди подвергаются частному суду, сообразно с которым они или наказываются или награждаются и отсылаются в ад или в рай на веки.
Кроме того она заявляет, что среди людей, перешедших в другую жизнь, есть такие, которые безусловно не заслуживают ни вечных наград, ни вечных наказаний. Поэтому она помещает их в среднем месте, называемом ею Чистилищем, где они претерпевают мучения от огня, заглаждая этим свои простительные грехи до тех пор, пока совершенно не удовлетворят правде Божией. После же этого полного удовлетворения, они переселяются в рай.
Души, заключенные в чистилище, могут получать облегчение посредством молитв и благотворений живущих людей; они даже совершенно могут быть освобождаемы от своих наказаний посредством применения к ним полной индульгенции; потому, что папа присваивает себе право давать полные индульгенции, применяемые к душам находящимся в чистилище.
Если это так, то не известно, для чего в римской церкви допущено существование чистилища, коль скоро папа легко может освобождать души, претерпевающие там мучения. Его долг состоял бы в том, чтобы ежедневно применять полные индульгенции к этим несчастным страждущим душам, и он мог бы соединять эти индульгенции со столь легкими благотворительными делами людей живых, которые неопустительно совершали бы их и применяли бы к умершим.
Таким образом, чистилище существует только по воле папы. Это истинно в двойном отношении: прежде всего оно истинно потому, что чистилище есть измышление пап; затем потому, что папы, если бы захотели, могли бы уничтожить его посредством своих полных индульгенций.
Среди римских богословов, наиболее ученых, каков был, например, Боссюэт, старались, сколько возможно, свести учение о чистилище к ближайшему сходству с православным учением. Собор Тридентский подал им пример подобных смягчений.186 Этот собор порицает предрассудки и ложные учения, причиной которых было чистилище, и сводит чистилище к месту, в котором души, содержащиеся в нем, могут быть облегчаемы молитвами и добрыми делами верующих, и преимущественно жертвоприношением во время литургии.
Но учение о чистилище является совершенно иным в практике римской церкви. Чтобы убедиться в этом необходимо только прочитать бесчисленные трактаты, каждый день обнародываемые по этому предмету, с одобрения церковной власти. На каждой странице их можно увидеть, что души, осужденные находятся в чистилище, страдают там от жестокого огня; что этот огонь очищает их и обладает искупительной силой. Наконец, эта же идея сообщается самим названием Чистилище.
Хотя Тридентский собор имеет свои причины смягчать, на сколько возможно, учение о чистилище по причине очень справедливых нападок протестантов, но богословы, официально толковавшие соборное учение, не держались подобных же предосторожностей. В самом деле, в римском катехизисе, известном под названием катехизиса Тридентского собора или катехизиса для приходских священников (ad Parockos),187 мы читаем следующее:
«Под словом ад, прежде всего, разумеется место, где пребывают осужденные... Еще более разумеется чистилищный огонь, от которого терпят души благочестивых личностей в течение определенного времени для заглаждения их грехов дабы им был открыт вход в вечное отечество, куда ничто нечистое не может войти».
Богословы, авторы катехизиса, заявляют притязание, будто это учение основывается на св. Писании и на апостольском предании; но это они не доказывают, и не доказывают по той причине, что об этом нет ни малейшего упоминания ни в св. Писании, ни в памятниках католического предания.
Все, что можно встречать в памятниках предания, состоит в том, что души умерших людей могут приобретать помощь посредством молитв и добрых дел людей живущих, и преимущественно посредством евхаристической жертвы; потому, что эти молитвы, эти добрые дела и эта жертва вызывают в пользу их милосердие Божие, в виду заслуг единого Искупителя нашего, Иисуса Христа.
Но в предании нет учения о том, будто некоторые души пребывают в чистилищном огне. А между тем, именно в этом преимущественно и состоит римское учение о чистилище.
Первенствующая церковь не допускала (окончательного) частного суда; все верили, что лишь страшный суд, который будет при конце мира, окончательно определит жребий избранных и отверженных. Все отцы церкви единодушны по этому предмету.
Следовательно, все души людей умерших находятся в состоянии предварительном, до всеобщего суда. Души святых предвкушают блаженство, которым будут наслаждаться вечно; а души виновных людей предощущают мучения от будущего, вечного осуждения. Притча о Лазаре и неправедном богаче не оставляет ни малейшего сомнения в этом отношении, но их жребий тем не менее неизменно будет определен лишь после решения Иисуса Христа на последнем, страшном суде. В ожидании этого решения продолжают существовать связи общения между живыми и умершими, которые могут, как и во время земной жизни, молиться одни за других, благоприятным для себя образом.
Чтобы понять различие, существующее между учением первоначальным и учением римской церкви, не будет бесполезным свести и то и другое учение к нескольким предложениям, совершенно ясным:
Учение первоначальной церкви может быть формулировано следующим образом:
После смерти души находятся в различном состоянии, сообразно с совершенными ими добрыми делами, или допущенными ими прегрешениями.
Одинаковые отношения общения существуют между живыми и умершими, как и между живущими на земле.
Они могут взаимно молиться друг за друга; так что святые могут плодотворно молиться за живых, и живые могут плодотворно молиться за тех, которые умерли, не будучи оправданными. Преимущественно же евхаристическая жертва усвояет им заслуги Иисуса Христа.
Верование же римской церкви может быть формулировано следующим образом:
Кроме неба, где святые пребывают с Богом, и ада, где страдают осужденные, существует еще место, называемое чистилищем, где находятся души тех, которые не могут быть подвергнуты вечному осуждению, но которые должны загладить грехи с минуты своей смерти;
В этом месте души претерпевают огненное мучение, и их страдания суть искупительные; они очищают их и доставляют удовлетворение правде Божией;
Молитвы и добрые дела верующих, и жертва литургии могут помогать этим душам, находящимся в чистилище.
Папа может дарить им индульгенции, даже полные.
Этого простого сближения двух учений достаточно для понимания существующего между ними различия.
В доказательство этих римских заблуждений мы можем сослаться не только на свидетельство римского катехизиса и Тридентского собора, но и на постановление Флорентийского собора, признаваемого вселенским в римской церкви. В самом деле, этот собор определил, что «души тех, которые умерли до принесения достойных плодов покаяния очищаются после смерти чистилищным мучением... Animos роеnis purgatorii post mortem purgari».
Авторитетный историк Тридентского собора, кардинал-иезуит Паллавичини, касаясь вопроса о чистилище, объявляет учение некоторых средневековых схоластиков ошибочным и абсурдным, учение которых очень сильно сближалось с учением первенствующей церкви.188 Поэтому он не упоминает о смягчениях Тридентского собора, и дополняет их согласно с катехизисом того же собора.
Вследствие своего заблуждения об определенном состоянии душ праведных и грешных тотчас после смерти, римская церковь допустила два других заблуждения: из них первое состоит в том, что праведные наслаждаются блаженным видением; а второе состоит в том, что папа может объявлять, что такая-то личность, которая была добродетельной на земле, переселена в небо, что называют канонизацией.
Папа Иоанн XXII, в пресловутой булле, провозглашенной ex cathedra и с торжественностью, припоминая православное учение, провозгласил, что блаженное видение наступит только после всеобщего, страшного суда, когда жребий праведников будет неизменно утвержден решением верховного Судьи, Иисуса Христа.
Но его преемники торжественно и равным образом ех cathedra осудили учение Иоанна XXII.
Непогрешимые не всегда бывали согласны друг с другом.
Раз усвоивши себе непосредственно заблуждение блаженного видения, папы таким образом завладели правом назначать перед Богом святых, канонизируя их. Таким образом, папы усвоили себе прямую власть, как в отношении к праведникам, так и в отношении к душам, находящимся в чистилище. Одних они посредством своей канонизации возносят до блаженного видения; а других они спасают своими индульгенциями.
Наконец, папа Пий IX не вознес ли даже и Пресвятую Деву, определивши догмат Непорочного Зачатия? А римские богословы не заявляют ли ежедневно, что этим определением он способствовал к наибольшему прославлению Матери Божией? Патер Ньюман, авторитетный богослов, не осмелился ли даже сказать, что посредством этого определения Троица сделалась более совершенной?
Нельзя было бы признать возможными в римской церкви подобные ереси и подобные нелепости, если бы их ежедневно не печатали с одобрения папы и епископов.
* * *
Concil. Trident. Sess. 25. Определение о чистилище; Боссюэт: Exposition de la doctrine catholique.
Cath. ad. Paroch. Р. 1. Art. 5, §§ 45.
Паллавич. История Тридентск. собора, кн. 1, гл. 8.