протоиерей Вячеслав Резников

Пятидесятница

О единстве церкви

Пятидесятница

Деян. 2:1–11

Ин. 7:37–52:8:12

Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. и исполнилось все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1–4). Апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: «Именем Моим будут изгонять бесов … будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17–18). Безусловно, подобные дары и раньше давались людям. Вчера, например, мы слышали в паремии, как Бог послал Духа Своего на 70 избранных Моисеем мужей. Вспомним еще хотя бы пророка Елисея, который, когда на нем почил Дух Божий, – смог и разделить иорданские воды, и от проказы очистить человека, и даже мертвого воскресить. И сами Апостолы Христовы еще до Пятидесятницы – и больных исцеляли, и бесов изгоняли, и огонь могли сводить с неба, и другие чудеса совершать. Но все же в Пятидесятницу совершилось великое и небывалое. В этот день Дух Святой сошел не для того, чтобы просто совершить какое-либо частное дело Промысла Божия. Вчера на всенощном бдении мы слышали слова, которых Он никогда не говорил никому: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21–23). А в сегодняшнем Евангелии Он обращается ко всем тем, к кому Он послал своих Апостолов: «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:37–39).

Когда Святой Дух излился на старейшин израильских, то целью было просто дать народу мудрых судей; когда Дух сошел на пророка Иону, целью было отвратить от греха жителей города Ниневии. А в Пятидесятницу Дух Святой излился затем, чтобы положить на земле начало Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Поэтому он излился только на учеников Христовых, на тех, кто единодушно пребывал вместе, в одной горнице, под одной крышей, в едином молитвенном устремлении к Богу. Так Святой Дух сошел только в один единственный день, в одном единственном месте и тем самым открыл на земле один единственный источник живой воды, призванный напоить всю жаждущую вселенную.

И если до Пятидесятницы могло быть такое – помните? – однажды Апостол Иоанн спросил: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами» (Мк. 9:38). Господь тогда ответил: «Не запрещайте ему». Теперь же Святой Дух подается только через тех, кто получил его в Пятидесятницу, подается или по их молитвам (Деян. 8:15); или при их проповеди, как у Корнилия сотника, или сразу после крещения.

Почему же только один такой животворящий источник открылся на земле? Да по тому что Бог – Един, и путь к Нему может быть только единым; чтобы жаждущие знали, куда им идти, чтобы уже имеющие могли в простоте сердца дать, а не имеющие – не сомневаясь, получить, чтобы могли во Святом Духе соединиться через Бога Сына с Богом Отцом, соединиться в единое тело Христово, оживотворяемое единым Духом.

Вот какому великому источнику мы с вами причастны. И как в зерне, маленьком и невзрачном, содержится растение, так и когда после крещения преемник Апостолов, епископ или священник, помазал нас Святым миром со словами «Печать Дара Духа Святого», – мы получили ту же благодать, что и Апостолы. Оно в нас, это семя, полное животворящей силы; оно может всегда прорасти и принести плоды Духа, такие же, как и в Апостолах, – если только мы потрудимся сделать землю своей души не такой холодной и сухой, как она есть. Подумайте, какое сокровище мы носим в себе, и какая страшная ответственность лежит на нас, если Посеявший придет и увидит его в небрежении, среди всякой нечистоты! Подумайте, какая страшная будет беда, если Дух Святой со Своими небесными дарами так и останется Сам по Себе, а мы тоже сами по себе со своими страстями, со своею суетой; если земная жизнь пролетит, а небесная так и начнется? Царю Небесный, очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша!

О чуде Пятидесятницы

Пятидесятница

Деян. 2:1–11

Ин. 7:37–52:8:12

Сегодня – праздник Пятидесятницы, день, когда по обетованию Господню на Его учеников сошел Святой Дух, и началась Церковь Христова на земле. В этот день ученики «находились единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им просвещать». Собранный необыкновенным шумом народ стал свидетелем и участником великого чуда, он «пришел в смятение»: «все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились…?» – и далее перечисляется полтора десятка различных наречий. Но чудо – не в том, что Апостолы вдруг заговорили каждый на каком-то новом языке: в этом случае никто не расслышал бы ни единого слова. чудо Пятидесятницы в том, что вдруг совсем исчезли языковые барьеры. Кондак праздника напоминает, когда эти барьеры появились: когда «разделяше языки Вышний», чтобы прекратить безумное строительство Вавилонской башни. Теперь же, Господь «огненные языки раздаяше, в соединение вся призва». И все как бы все забыли, и одно только было и в них, и вокруг них, и во всем мире: небесный голос говорил «о великих делах Божиих». Этот голос от Апостолов и исходил, и не исходил, поэтому кто-то слышал их говорящих его наречием; а иные видели их как бы отчужденно от этого голоса, как бы не в себе, и, «насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». Чудо Пятидесятницы на миг показала людям, на что они способны в общении с Богом и друг с другом, для чего они созданы, к чему должны стремиться, и что такое Церковь.

Но все же только Апостолам схождение Святого Духа навсегда принесло полноту, осуществления ожидаемого, потому что только они были научены за три года общения с Господом нашим Иисусом Христом. Дух Святой не может соединить тех, кто сам еще не стремится к единению, кто еще словесно не научен ни истинам веры, не должному отношению друг к другу.

И сегодня Святое Евангелие дает нам первый урок. Однажды в синедрионе, где снова возводились обвинения против Иисуса, встал праведный Никодим и сказал: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушивают его и не узнают, что он делает?». Иными словами, выслушав обвинение, спроси обвиняемого: так ли это? А если не можешь спросить или если он скажет «нет», и если вину нельзя доказать, то никто не смеет называть его виновным… Какое простое требование здравого смысла! Мы справедливо возмущаемся тем судом, который только на основании доноса уже готов обвинить; но не зря говорит господь: «Каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:2). Пока мы сами не разучимся верить сразу и передавать другим услышанное дурное о человеке, – до тех пор и нас будут судить таким же пристрастным, бесчеловечным судом. И если на этом гнилом месте застанет нас Господь и разрушит оболочки наших душ, то мы окажемся в страшном смятении, потому что тогда со всей ясностью обнажится наша чуждость и друг другу, и Самому Богу.

Пусть же всегда, когда кто-то будет нам говорить или писать, или показывать недоброе о наших знакомых или незнакомых, о великих или о малых мира сего, шептать на ухо или трубить на весь мир, – пусть всякий раз в нашем сердце и нашими устами прозвучат эти слова праведного Никодима: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушает его?». Если же мы не способны даже на это, то никогда не будет для нас и высшего единения в любви во Святом Духе.



Источник: Издательство братства Святителя Алексия, - Москва, 1999.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Екрон профессор Александр Павлович Лопухин

2. О говении протоиерей Григорий Дебольский

3. Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога»). Часть 1 святитель Николай Сербский

4. Патриарх Павел профессор Жан-Клод Ларше

5. Проповеди и поучения святителя Тихона, патриарха московского и всея Руси, просветителя Северной Америки святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси

6. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Маркелл, Игумен митрополит Евгений (Болховитинов)

7. Sermons – On Hilarion Антоний, митрополит Су́рожский

8. Послания – Послание 339(527). Чаду Аммону преподобный Феодор Студит

9. Письма преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)

10. Библейская энциклопедия – Ахинадав архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle