профессор Яков Алексеевич Богородский

профессор Яков Алексеевич Богородский
Заслуженный профессор кафедры библейской истории КазДА, доктор богословия.
Яков Алексеевич Богородский родился 14 октября 1841 года в селе Богородском Нижегородской губернии, по одним сведениям, в семье крестьянина, по другим — сельского пономаря. В 1864 году окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Казанскую академию, которую окончил в 1868 году со степенью магистра богословия.
С 1868 по 1870 года Яков Алексеевич преподавал словесность в Казанской духовной семинарии.
В этот период он женился на Екатерине Михайловне Ястребовой, дочери священника. В 1870 году у Богородских родился сын Алексей. Вскоре Яков Алексеевич овдовел и с 6-тилетнего возраста воспитывал сына один. Алексей Яковлевич стал известным химиком, сам Менделеев удостаивал его похвал в личной переписке.
По прочтении двух пробных лекций «Об Аврааме», «Об идолопоклонстве евреев в период Судей» и по представлении труда «О фарисеях» Яков Алексеевич в декабре 1870 года был избран доцентом по кафедре библейской истории и утвержден в должности инспектора семинарии; в 1874–1881 годах преподавал русский язык в Родионовском институте благородных девиц. Яков Алексеевич был членом комиссии по объяснению непонятных слов в пророческих книгах, печатал статьи в журнале Казанской академии «Православный собеседник».
С 1882 году — экстраординарный профессор кафедры библейской истории Ветхого и Нового Заветов, впоследствии получил звание ординарного профессора; писал критические отзывы на сочинения, представленные на соискание премии митрополита Макария.
В 1884 году за диссертацию «Еврейские цари» Я. А. Богородский был удостоен степени доктора богословия и премии митрополита Макария (Булгакова). Как сказано в протоколах заседания Совета академии, «история еврейских царей рассмотрена полно, всесторонне, строго научным образом».
Второе крупное исследование Богородского, «Начало истории мира и человека по первым страницам Библии», посвящено первым главам книги Бытия. Для работ Богородского характерны ярко выраженная апологетическая направленность, нередко публицистический тон и в большей мере описательный, нежели аналитический, тип изложения. Они во многом оказываются близкими к научно-популярному жанру.
В брошюре «Что такое библейская история?», изданной в Санкт-Петербурге в 1889 году и посвященной критическому анализу «Библейской истории» А. П. Лопухина, Богородский отмечает, что задача курса библейской истории — прежде всего отражать историю именно религии Ветхого Завета, а бытописание должно в ней занимать незначительное место.
Рукописный подлинник дневников Якова Алексеевича Богородского хранится у его внучки И. А. Богородской. Дневники охватывают период с 1864 по 1869 год — всё время обучения в академии. Они очень интересны по нескольким причинам. Во-первых, автор — основательный и интересный богослов с энциклопедическими знаниями. Еще при жизни его имя было внесено в Полный православный богословский энциклопедический словарь.
Кроме того, этот дневник студента на данный момент — единственный документ подобного рода, позволяющий познакомиться с мыслями и чувствами молодого христианина полуторавековой давности.
У дневников Богородского, помимо большой эмоциональности, есть еще одна интересная особенность: к некоторым строкам несколько десятилетий спустя сделан иронический комментарий рукой самого автора.
Умер Яков Алексеевич Богородский в Казани 31 июля 1920 года, похоронен на Арском кладбище, в семейном некрополе рядом с могилой жены Екатерины Михайловны. Позже здесь был похоронен сын Алексей, внучки Екатерина и Ксения.
Многочисленные потомки Богородского до сих пор живут в Казани. Часть из них — в двухэтажном деревянном особняке, построенном в швейцарском стиле в 1911 году Алексеем Яковлевичем Богородским, сыном Якова Алексеевича (дом № 42 по улице Волкова).