Пища для монахов
Содержание
Подвижничество и монашество в богословии отца Софрония Сахарова Вопросы и ответы Что мне нужно сделать, чтобы полностью доверять своему духовнику? Мой ум говорит мне, что он слишком строг на исповеди и из-за этого я не могу исповедоваться свободно. Я боюсь духовника. Хорошо это или плохо? На первом месте для меня находится духовник, а затем – Господь. Как это можно исправить? Как мне бороться с блудными помыслами? Я долгое время нахожусь в состоянии нравственной беспечности. Что мне делать? Как я могу примирить современные технологии, к которым у меня есть доступ: мобильный телефон, компьютер, автомобиль, – с монашеской жизнью, которой я желал и обеты которой давал? Являясь настоятелем, в какой степени должно уважать свободу ученика, чтобы это не нанесло вреда общине? И как можно сохранить баланс между частным лицом и общиной? Я недостаточно доверяю отцу-настоятелю. Что я могу сделать для преодоления этой ситуации? Мне кажется, что делаются различия между братьями. Вы считаете, что исповедь необходима перед каждым Причастием? Как часто вы советуете причащаться? Вне многодневных постов требуется ли для Причащения соблюдение других постных дней кроме назначенных? Почему мы не умеем прощать? Почему мы склонны отвечать злом на зло? Как вы объясните чувство отторжения к чему-то, что повторяется, как ежедневные Церковные службы? Стоит ли монахам получать образование? Находясь в Греции, я очень редко исповедуюсь, один раз в несколько месяцев, но каждый день я открываю игуменье все свои мысли. В таких случаях могу ли я причащаться почаще? Какое слово утешения или обличения, есть у вас для тех, кто по причинам, считающимся вескими, отказываются от монашеской жизни? Существуют ли для них смягчающие обстоятельства перед Христом? Сегодня практически во всех монастырях тебя обязывают исповедываться у тамошнего духовника, а я чувствую, что не смогу полностью раскрыться перед ним. Что мне делать? Почему Отец Софроний говорил, что отсутствие послушания в расположении человека есть верный признак душевной болезни? Как не замечать грехов ближнего и не осуждать его? В качестве молодого наставника, как я могу руководить общиной, которая находится на том же духовном уровне, что и я, и, в большинстве случаев, я вижу себя более других одолеваемым страстями? Может ли духовно преуспеть монах, который не доверяет своему настоятелю? Как мы можем сохранить душевный мир в среде, которая, кажется, исполнена злобы? Что мы можем сделать для того, чтобы любить окружающих, тех, у кого более тяжелый характер? Хорошо ли смиряться перед гордым, эгоистичным, завистливым человеком? Я думаю, что такой человек может воспользоваться нашим смирением и таким образом может быть поощрен ко греху. Обнаруживается ли ненависть к себе в том случае, когда страдаешь смертельным заболеванием, но не лечишься? Или это означает шаг к самоубийству? Как мне избавиться от смелости и самооправдания, которые я имею по отношению к игуменье и общине? Как можно спастись в апокалиптические времена? Что делать, если тебе завидуют за послушание, которое Бог дал тебе через наставника? Как молиться нам, монахам, за весь почивший свой род, когда мы происходим от родителей с очень тяжкими грехами, которые упокоились о Господе? Что значит простить себя? Как можно избавиться от комплекса неполноценности? Как мы можем преодолеть стагнацию в монашеской жизни и, в этом контексте, мысль, что милость Божия спасет меня, даже если я живу в пренебрежении? Как можно сохранять молитву и нерассеянность ума во время послушания, когда оно требует внимания и концентрации? Когда страдание приводит нас к отчаянию и от этого отчаяния рождается недоверие, даже недоверие к Богу, что Он может нам помочь или вызволить нас из этого состояния, как мы можем это преодолеть? Слово к общине Монастыря Путна Вопросы и ответы Возможны ли чистота ума и чистая молитва в таком монастыре как Путна, со многими послушаниями внутри или за пределами монастыря, со многими посетителями, с большой рассеянностью? Как мы можем начать покаяние, если в миру мы даже не знали, что оно необходимо? Иногда связь с людьми, в монастыре или за его пределами, нас смущает. Мы не знаем, хорошо ли давать им совет или нет, когда они его просят. Как нам поступать? В чем суть послушания? Видите ли Вы возможным спасение без страданий? Иногда слова настоятеля противоречат словам духовника. Как совершать совершенное послушание, не будучи лицемерами? Как не роптать на послушании, когда полученные указания нам не кажутся духовными? Что нам делать, чтобы не роптать в такие моменты? Как нам относиться к новым удостоверениям личности? В какой степени их принятие означает отречение от Христа? Каковы основные проблемы, которые должны быть исправлены в современном монашестве? Как лучше причащаться: чаще или реже? Что делать, когда мы чувствуем, что мы потеряли рвение? Слово к общине монастыря Сихэстрия Путней Слово к общине монастыря Вэратек Вопросы и ответы Вы упомянули слово Апостола о том, что «духи пророческие послушны пророкам». Но я знаю многих монахов, и не только монахов, которые не могут сдержать своих слез, не только в келлии, но и во время Божественной Литургии. Как им сдержать это состояние, чтобы не быть замеченными другими? Как можно преодолеть уныние? Можете ли вы рассказать нам что-нибудь из опыта Вашего Высокопреподобия с Отцом Софронием? Каким Вы его восприняли? Церковь учит, что самоубийцы не поминаются на службах. Но другое учение говорит, что спустя семь лет их можно поминать. Что Вы думаете о внутренних паспортах с чипами? Каким, Вы думаете, должен быть распорядок дня у монахини? Как можно сохранить благодать Святого Духа? Один человек думал прийти в монастырь, но затем начал бояться. Можем ли мы ему помочь? Расскажите нам что-нибудь про ад и как мы должны думать о нем. Что должно иметь большее значение для новичка: Иисусова молитва или другие молитвословия, как акафисты, молебные каноны? В монастырь мы идем, чтобы нести имя Христа Вы недавно были в Румынии. Какое впечатление произвела на Вас румынская молодежь? Что вы можете сказать румынскому народу и, особенно, румынской молодежи? Как выбрать наставника в духовной жизни? Как молодому человеку понять, есть ли у него призвание к монашеству? Как он может подготовиться к монашеской жизни? Расскажите нам о выборе монастыря и о первых шагах в монашеской жизни. Как должен жить начинающий брат? Каким должно быть поведение монаха? Как может монах или монахиня сохранить изначальное вдохновение, и, в случае потери, как его снова обрести? Как можно сохранить свой ум от плохих мыслей? Монах и дух времени Вопросы и ответы Мы просим Вас рассказать более подробно о бдительности во время сна, как ориентире в плане нашего спасения. В книге «Расширение сердца» Вы сказали, что Отец Софроний советовал вам входить в молчание Бога, но не оставаться в нем более 15 минут. Можете ли Вы рассказать нам, как войти в молчание Бога? В монастырях нас осаждают туристы и посетители. Как должны вести себя мы, монахи, чтобы сохранить спокойствие души и мир, но в то же время не отдалять посетителей чрезмерной холодностью? Существует ли разница между нашим пониманием о монашестве и пониманием Святого Василия Великого? Существует тенденция бросить вызов иерархии на основании того, что она якобы является скомпрометированной, экуменистической. Разве это не представляет опасность для нашего спасения? Можете ли Вы сказать нам пару слов о расписании богослужений в монастыре Вашего Высокопреподобия и об отношении общины к Причастию? А расписание богослужений монастыря Вашего Высокопреподобия? На собрании монахов из Молдовы в прошлом году Вы говорили о единстве общины, которое полагается в лице настоятеля, но также и в лице каждого монаха. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно. Жить с одной мыслью Пробуждение сердца через стыд, в таинстве исповеди Вопросы и ответы Священство дается навечно? Если да, то в чем будет состоять миссия священства в Царстве Небесном? Что Вас больше всего впечатлило в годы, проведенные рядом с Отцом Софронием? Что мне делать, когда я чувствую свое сердце черствым? Насколько Ваше Высокопреподобие знает, получил ли Преподобный Силуан Афонский дар Фаворского Света, просвещение? Можете ли Вы немного объяснить слова Святого Симеона Нового Богослова, что тот, кто чувственно, реально не познал Бога в этой жизни, не узрит Его и в загробном мире? Спасаются только православные или же и еретики, католики, неопротестанты, иудеи и мусульмане? Как я получу ответ на вопрос, зачем я живу, в чем смысл моей жизни? При каких условиях грех не может быть прощен? Или другими словами, существует ли такой грех, который не может быть прощен? Что нужно сделать, чтобы исповедь не стала привычкой без покаяния, всего лишь формальностью? Также и Божественная Литургия. Как можно переживать её истинно каждый раз, несмотря на то, что мы знаем её слова наизусть? Как мы можем избежать соревновательного духа, духа жесткой конкуренции, характерного для мира, в котором мы живем? Я не чувствую стыда на исповеди. Что я делаю не так? Что побудило Вас служить Богу? Как я могу избежать последствий своих грехов и грехов моих предков? Свои грехи я исповедал и получил прощение. Что такое любовь к врагам? В чем состоит важность чтения Писания в нашем совершенствовании? Я потерял благодать, которую имел в первые годы в Церкви. Как я могу её вернуть? Божественная литургия должна стать центром жизни христианина Как Вы познакомились с Отцом Софронием? Расскажите немного об уставе монашеской жизни, который Отец Софроний учредил в монастыре Вашего Высокопреподобия. Как мы можем расширить свое сердце? Какую роль играет раскаяние в своих прошлых поступках в деле покаяния? Означает ли это, что наше раскаяние, наше сожаление, на самом деле, – не о прошлых поступках, но о настоящем нашем состоянии? Внешне Священное Писание будто отсутствует в молитвенной жизни православного христианина. Что Вы думаете по этому поводу? Некоторые Отцы Церкви говорят о трех этапах духовной жизни: очищение, просвещение и обожение. Отец Софроний по-иному видит духовное восхождение. Расскажите, пожалуйста, немного об этом и о том, как он пришел к другому разделению. Почему человек приобретает больше духовного опыта только после некоторых трудностей? Не существует ли другого пути? Мы видим страдание как наказание. Современный человек молится меньше, на наш взгляд, чем наши предшественники. Что нужно сделать, чтобы больше молиться и приобрести молитву? Наша проблема, православных христиан в целом, состоит в том, что мы не читаем слово Божие, Священное Писание. Что нам делать? Как достичь того, чтобы не формально, но действительно переживать Божественную Литургию? Вы как-то сказали, что смирение является наукой и искусством. Не могли бы Вы объяснить более подробно, каким образом оно является наукой и искусством? Когда Вы говорите, что смирение – это наука, Вы имеете в виду, что эта наука может быть изучена? Но Вы сказали, что смирение – это искусство. Что Вы подразумеваете под тем, что смирение является одновременно и наукой, и искусством? Как мы можем не судить ближнего? Легко понять, трудно сделать. Какова позиция Вашего Святейшества относительно частого или редкого Причастия? Ваше впечатление о православной Румынской среде?
«Пища для монахов» является первым томом коллекции «Полевые лилии». Коллекция включает в себя слова современных – и не только – отцов, её целью является обеспечить духовную пищу душам, которые предали себя Богу в смиренном образе монашества. Слова эти, насажденные в полях сердец, окрыленных Божественной тоской, благодать Святого Духа соделает приносящими в качестве плодов прекрасные лилии добродетелей и чистоту ума – уникальный дар монашеского служения, молитвами и благодатью Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Матери монахов.
Иисусе претихий, монахов радость!
Коллекция ПОЛЕВЫЕ ЛИЛИИ издается по благословению Высокопреосвященнейшего Пимена, Архиепископа Сучавы и Рэдэуць.
Архимандрит Захария Захару является духовным сыном Софрония Сахарова (1896–1993), который, в свою очередь, является духовным чадом Преподобного Силуана Афонского (1866–1938). Родом из Кипра, насельник Патриаршего Ставропигиального Монастыря Св. Иоанна Предтечи в Эссексе, Англия – основанного Отцом Софронием – Отец Захария получил Бакалавр богословия в Свято-Сергиевском православном богословском Институте Парижа, а в Фессалоникийском Университете, он получил и степень доктора богословия. На румынском языке были опубликованы его книги: «Hristos, Calea vietii noastre – darurile teologiei Arhimandritului Sofronie» (2003) («Христос как путь нашей жизни – дары богословия архимандрита Софрония») и «Largiti si voi inimile voastre» (2009) («Расширение сердца»). Его слова и произведения свидетельствуют о сердце, полном любви и знаний, дарованных Святым Духом, сердце, которое воистину наслаждается духовным видением Спасителя Иисуса Христа. Своими книгами и конференциями Отец Захария вдохновил в истине и любви множество ищущих Бога людей во всем мире.
В период с 26 сентября по 3 октября 2011 г., по приглашению Высокопреосвященнейшего Феофана, митрополита Молдовы и Буковины, Отец Захария находился в паломничестве в митрополии Молдовы и Буковины, в ходе которого он поделился полезными мыслями с некоторыми монашескими общинами. В июне следующего года (2012), по приглашению Его Высокопреосвященства Андрея, митрополита Клужа, Марамуреша и Салажа, Отец Захария несколько раз обращался со словом к верующим Трансильвании.
В этой книге собраны некоторые из слов, произнесенных во время его визитов, слов, исходящих из деятельного сердца и необходимых сердцам, стремящимся стать таковыми.
Примечание ко второму изданию
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49)
Молитва является тем огнем, который Христос Спаситель принес на землю. В эти дни, сей огонь, кажется, едва мерцает в наших сердцах.
Слова Отца Захарии Захару, исполненные Божественного вдохновения, содержат в себе «великую науку» того, как заново зажечь и сохранить пламя этого священного огня. Говоря простым языком, эти слова могут ходатайствовать монахам связь с традицией обожения, связь, которая ослабла из-за отсутствия в наши дни опытных старцев.
Первое издание этой книги вышло в феврале 2012 г. и разошлось в течение нескольких месяцев. Летом того же года, отец Захария был приглашен Его Высокопреосвященством, Митрополитом Клужа, Марамуреша и Салажа, Андреем в Трансильванию, где несколько раз выступал с речью. Мы посчитали естественным, чтобы эти речи были добавлены к речям из первого издания, наряду с некоторыми избранными вопросами и ответами. Издание было дополнено двумя интервью Отца Захарии.
Благодарим Митрополитов, Феофана и Андрея, за то, что пригласили Отца Захарию выступить с речами перед румынскими верующими и монахами, и за благословение на то, чтобы эта пища для монахов была опубликована в таком виде.
Благодарим Отца Захарию за его жертву и за любовь, оказанную нам его приездом в Румынию. Также мы благодарны игумену Кириллу и всей общине Монастыря Святого Иоанна Крестителя в Малдоне, в графстве Эссекс, где проживает Отец Захария, за доброту, которую они оказывают своим румынским братьям, и которая проявляется и в согласии на публикацию данных текстов.
Не в последнюю очередь мы благодарим монахинь: Феклу, из Эссекса, и Мариам Викол, которые позаботились о переводе данных текстов.
Да будет так, чтобы добрая воля и жертва всех этих людей, принесли плод этих слов в сердца тех, кто призван сохранить горящим огонь, низведенный на землю нашим Господом.
Архимандрит Мелхиседек Велник, настоятель монастыря Путна
В день памяти Святой Мученицы Филофеи Румынской
Предисловие к первому изданию
Отец Захария является монахом, призванным Богом, чтобы свидетельствовать о Божьей любви как другим монахам, так и всем христианам в целом.
Родившийся на Кипре, получивший образование в науках мира сего в западных университетах, Отец Захария находит «Путь» у ног Отца Софрония. Через великого духовника Эссекса, он приобретает экзистенциальную связь с Преподобным Силуаном Афонским.
Десятилетиями Отец Захария, так же как и Отец Рафаил Нойка, питался духовными соками своего великого духовника, отца Софрония. С уверенностью можно сказать, что по внутреним артериям самой сущности Отца Захарии течет «живая вода», вытекающая из глубокого Колодца – Христа Господа, Колодца, из которого Преподобный Силуан и Отец Софроний испили с невыразимым стремлением и с тем же стремлением подарили её миру.
Вдоволь напоенный «живой водой», Отец Захария призван теперь свидетельствовать братьям и сестрам в монашестве, а также всем православным христианам, о пути, ведущем к той же «живой воде» – к Христу Господу.
«Расширьте свои сердца», чтобы «Первая любовь» замесила «Сокровенного сердца человека». Это свидетельство Отца Захарии, посредством трех опубликованных или ожидаемых на румынском языке книг.
«Пища для монахов» является результатом недавнего паломничества Отца Захарии по Молдове. Слова, сказанные перед монахами и монахинями, а также перед многими православными мирянами Молдовы осенью 2011 года, были размещены в этой книге, заботой отца-настоятеля Мелхиседека и монахов монастыря Путна.
Я совершенно уверен, что по милости Божией, «хлеб», предложенный Отцом Захарией, «хлеб» замешенный, квасной и запеченный в печи Преподобного Силуана и Отца Софрония, составит «пищу для монахов» в их борьбе за то, чтобы стать «ничем» через покаяние, самоопустошение и смирение, чтобы это «ничто» стало «подходящим материалом, из которого наш Господь сможет нас созидать1.
Феофан, Митрополит Молдовы и Буковины
День памяти Преподобного Максима Исповедника
Год Спасения: 2012-й, месяц январь, день 21-й / Месяц февраль, день 3-й
* * *
Архимандрит Захария Захару, Largiti si voi inimile voastre (Расширение сердца), перев. с англ. яз. монахини Мариам Викол, Изд. Reintregirea, Алба-Юлия, 2009, стр. 65.