Е.Н. Погожев

Св. благоверный князь Михаил Черниговский и Св. боярин Феодор

Св. благ. кн. Михаил Черниговский и Св. боярин Федор

Усыпальница московских великих князей и царей, Архангельский собор, в особой гробнице хранит нетленные останки зарубленных в мученичестве за Христа тел Михаила князя Черниговского и его боярина Феодора. Благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский принял мученический венец в первые годы татарского ига.

Батый требовал к себе по очереди русских князей. Когда пришел черед Михаила, духовник его епископ Иоанн сказал ему: многие князья ездили в орду и, прельстясь славой мира сего, ходили сквозь огонь, вкушали оскверненную пищу, но ты, князь, не подражай им.

– Желаю пролить кровь мою за Христа и за веру чистую, – был ответ князя.

Он был один из тех цельных людей, которые не отступают ни на черту от того, что считают своими долгом, и как ревностный христианин считал мерзостью совершить какой-нибудь языческий обряд. Вместе с князем Михаилом то же решение в сердце своем положил и верный его боярин Феодор. Епископ Иоанн благословил их на смерть и дал им на случай муки за Христа запасные Дары.

Вот уже Михаил в орде с юным внуком своим Борисом Ростовским и боярином Феодором. Батый приказал исполнить над ними все языческие обряды. Жрецы требовали, чтобы князь и боярин прошли сквозь огонь.

Михаил отказался. Батый предложил ему выбор между языческим обрядом и смертью.

– Готов поклониться царю, – ответил Михаил, – ему вручил Бог судьбу царств земных. Но я христианин, и не поклонюсь, чему кланяются жрецы.

Внук князя, Борис, со слезами молит деда поберечь жизнь. Бояре ростовские вызываются принять на себя и на весь народ епитимью за этот грех князя, только боярин Феодор поддерживал его в твердости. Князь сбросил с плеч своих знак достоинства своего, княжескую шубу, и воскликнул: «Не погублю души моей порочной славой мира сего тленного, не хочу ее»!

Вельможи татарские пошли донести Батыю этот решительный отказ князя, а князь с боярином Феодором в это время пели псалмы и приобщились запасными Дарами.

Батый осудил их на смерть. Палачи, растянув князя за руки и за ноги по земле, били кулаками и палками по груди, а затем, повернув лицом к земле – ногами. Наконец, один русский изменник отрезал князю голову. Его предсмертное слово было: «Я христианин». После него был замучен и верный Феодор. Это совершилось двадцатого сентября 1246 года.

Татары бросили тела мучеников псам, но тела остались невредимы. Над ними стоял столб светлый, горели огни и слышалось небесное пение. Мощи мучеников были перенесены в Чернигов, а затем в Москву. Вскоре по кончине святой князь с верным боярином своим Феодором явился в видении дочери своей преподобной Евфросинии Суздальской, подвизавшейся в иночестве, и возвестил, что они оба стяжали небесную славу. Потомство святого князя доныне процветает на Руси многочисленными родами.

† 1246 г. Мощи почивают совместно в Архангелъском соборе. Память празднуется 14 февраля и 20 сентября.

Комментарии для сайта Cackle