Коллектив авторов

Источник

Равноапостольный Ростислав, князь Великоморавский

870 г.

Прославлен Православной Церковью Чешских Земель и Словакии 29 октября 1994 г.

Имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в 1994 г. Память празднуется 11 (24) мая

Определение Священного Синода Православной Церкви Чешских Земель и Словакии от 12.06.1994 г.

Священный Синод Православной Церкви Чешских Земель и Словакии на своем заседании 12 июля 1994 г. в Вилемове (Чехия) постановил на основании волеизъявления 8-го поместного собора и по результатам комиссии по канонизации торжественно провозгласить Ростислава, князя Великой Моравии, святым благоверным князем.

Святой князь Ростислав оставил по себе добрую память в сердцах наших народов, а также в сердцах всех славян. Церковное Предание говорит о нем как о князе, промыслом Божиим выбранном, чтобы позвать для проповеди христианской в наших землях в IX столетии святых равноапостольных братьев Кирилла-Константина и Мефодия с их дружиной из Византии, от них же православная вера и набожность как добрый закон жизни распространялась.

Желанием святого Ростислава было, чтобы святые Кирилл и Мефодий для наших предков на Великой Мораве, а потом и для всех славян, которые были бы верны православной традиции, основали народную православную Церковь, которая вошла бы в семью святых православных Церквей. К тому святые братья положили основание тем, что учили наших предков возносить молитвы Богу на языке родном, старославянском, учили жить народ по Евангелию и следовать житиям святых, которые также были переведены на родной язык с языка греческого. Тем самым культура наших народов была поднята на высший уровень и сохранена их самобытность.

Князь Ростислав был по воле Божией инициатором и заступником этой святой миссии. Поэтому ему, как и остальным князьям, которые просветили свои народы светом Христовой истины, принадлежит наше почитание.

Священный Синод Православной Церкви Чешских Земель и Словакии решил, чтобы провозглашение князя Ростислава святым произошло 29 октября 1994 г. в Кафедральном храме святого Александра Невского в городе Пряшев (Словакия) и на следующий день, 30 октября 1994 г. в Кафедральном храме святого Вячеслава Чешского в городе Брно (Чехия).

Священный Синод также постановил, чтобы днем памяти святого благоверного князя Великой Моравии Ростислава стал день 28 октября31.

Время правления святого Ростислава на Великой Мораве32 (846–870) ознаменовано постоянными воинскими конфликтами с франкской империей за полную свободу Великой Моравии от притязаний франкских баронов. После 850 г. Моравия отделилась от франкской империи. Уже в 846 г. святой Ростислав понял, что присутствие и деятельность миссионеров из Пассау на территории его государства не приносит ожидаемых плодов ни с точки зрения духовной, так как богослужение ведется все-таки на языке непонятном, ни с точки зрения культурной. Политически же наносился прямой ущерб. Было очевидно, что пассавские миссионеры использовали свое апостольское служение в целях сугубо политических в угоду франкским баронам и подчеркивали преимущество восточной Франкской империи, воспитывая народ в послушании ей. Дальновидный князь Ростислав, желая иметь у себя в государстве самостоятельную церковную организацию, обратился сначала в Рим к папе. Но папа Николай I не удовлетворил его желание. Тогда в 862 г. моравский князь обратился в Византию к царю Михаилу III и через своих послов передал следующее: “Людем нашым поганства отвергшимся и христианского закона держащимся, учителя не имамы таковаго, иже бы нам истинную веру христианскую в наш язык сказал, како да иныя страны на нас зряще, уподобилися быша нам. Того ради молим, владыко, посли нам епископа и учителя таковаго” (Слав. Житие святого Константина).

1999_html_2d1972e4

Царь Михаил созвал собор (тогда патриархом был святитель Фотий), на котором было постановлено выслать на Великую Мораву миссию, тем самым удовлетворив просьбу моравского князя. Царь написал святому Ростиславу также следующее: “Приими их (святых Константина и Мефодия) как дар больший и честнейший паче всякого злата и сребра, каменя же драгаго и богатства преходящаго!”.

В 836 г. святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию. Святой князь Ростислав вместе с огромным множеством ликующего народа вышел навстречу святым Кириллу и Мефодию перед воротами столицы, где их торжественно приветствовали как представителей византийской миссии от императора Михаила, и получил от них как письмо, так и богатые дары, которые ему прислал император. По всей вероятности, это происходило на территории современного города Зноймо, что на южной Мораве, где в то время находилась столица Ростиславова государства.

До 870 г. (год мученической смерти святого Ростислава) святые братья пользовались неограниченной поддержкой святого князя. До этого года святой Ростислав успешно оборонял свою землю от притязаний франкских баронов. Но в 870 г. он был предан князем Святополком и выдан в руки франкского короля. Святой Ростислав был под конвоем доставлен в Рим, где в присутствии папы и короля Людовика был приговорен к смерти. Святой был ослеплен и брошен в одну из баварских темниц. Там он и скончался в муках в конце 870 г. Пункты обвинения на суде не носили исключительно политического характера. В вину святому Ростиславу ставился и его труд на ниве духовной, в частности, и то, что он позволил совершать богослужения на языке “поганском” и, более того, переводить на этот язык тексты Священного Писания.

К этому году уже почил в Бозе святой Кирилл, а святой Мефодий также томился в одной из темниц франкской империи.

Святой благоверный князь Ростислав трудился на ниве Христовой вместе со святым Кириллом, мучился в темнице вместе со святым Мефодием и умер за свой народ и за дело Христово. Ученики святого Мефодия после смерти учителя были выгнаны из страны и проданы рабство. Но Господь сохранил их жизни для благословенного апостольского служения у южных и восточных славян. Планы святого Ростислава были осуществлены расцветом православных Церквей и культур у славянских народов Болгарии, России, Сербии. Официальной канонизацией святого благоверного князя Ростислава Православная Церковь Чешских Земель и Словакии отдает дань памяти боговдохновенному правителю, который стоит у истоков нашей христианской духовной культуры.

* * *

31

Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 ноября 1994 г. имя равноапостольного Ростислава внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Память празднуется в тот же день, что и память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, – 11 (24) мая.

32

Историческая справка. В V-VI вв. территории нынешних Чехии и Словакии заселяют славяне. До этого данные территории населяли кельтские племена. В конце VII в. в Баварии поселились путешествующие ирландско-шотландские монахи. Впоследствии они миссионерствовали также у славян, но это было в основном в Нижней Паннонии (территория Боснии, Ховатии). Ирландско-шотландская миссионерская деятельность в этих местах достигает своей вершины в 754–784 гг. благодаря инициативе и руководству святого Вергилия, ирландского епископа в Зальцбурге. Не исключена возможность, что некоторые ирландские миссионеры трудились в конце VIII в. и в южной Моравии. С 739 г. святой Вонифатий, апостол Германии, основал в Баварии 4 епископские кафедры: Регенсбург, Фрайзинген, Пассау, Зальцбург. На территорию Чехии и Словакии миссионеры посылались из трех баварских епископий. Моравию окормлял в основном Пассавский епископ, Словакию – архиепископ Зальцбургский. Власть епископа Регенсбургского впоследствии ограничилась Чехией. Было бы неправильно считать, что баварские миссионеры проповедовали в Чехии и Моравии новую веру непонятным для населения языком. Знание языка местного населения было для каждого миссионера необходимо. Известно, что в Регенсбурге в капитуле у святого Еммерамуса изучался и славянский язык, как об этом свидетельствуют самые древние сохранившиеся манускрипты этой капитулы. Запись в летописях фульдских (845 г.) говорит, что Людовик Немец принял 14 богемских воевод, желающих принять христианскую веру, и они крестились вместе со своей свитой. Но можно сказать, что Чехия до прихода миссии святых Кирилла и Мефодия оставалсь в большей части языческий. Около 830 г. Зальцбургский архиепископ Адалрам освятил церковь в Нитре в Словакии (возможно это была первая церковь, построенная на территории Великой Мравии). Местный князь Прибина тогда еще христианином не был, но был женат на христианке – немке благородного происхождения. Предшественник святого благоверного князя Ростислава Моймир был уже по всей видимости христианин.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle