мон. Таисия (Карцова)

Источник

Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец († 4 февр. 1532)

Память его празднуется 4 февр. в день преставления, 7 нояб. в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых

Прп. Кирилл был родом из галичских бояр из Костромских пределов. Пятнадцатилетним юношей он тайно ушел вКорнилиев Комельский монастырь.По дороге он встретил таинственного старца, который довел его до врат монастырских, благословил и стал невидим. Прп. Корнилий не сразу принял юношу, но предупреждал его о трудностях жизни монастырской и, лишь видя его неотступную ревность, велел ему служить братии и скоро постриг с наречением ему имени Кирилл. Через некоторое время родители узнали, что сын их спасается в Корнилиевом монастыре. Тогда мать его открыла мужу, что и сама желала бы постричься. По ее совету он отправился в Корнилиев монастырь для раздачи милостыни братии; братию собрали, но среди нее он не узнал сына – так подвиги изменили его. На другой день отец Кирилла открыл настоятелю цель своего прихода. Прп. Корнилий послал сына к нему на гостиницу. Кирилл пришел, крайне смущенный тем, что ему так и не удалось скрыться, и на коленях просил у своего отца прощения. Но к его великой радости, отец выразил желание постричься и остаться с ним. Прп. Корнилий постриг его с наречением ему имени Варсонофий и сам руководил им, а заботу о нем возложил на Кирилла. Через неделю они узнали, что мать Кирилла скончалась, приняв в постриге имя Елена. Тогда они раздали все имение нищим и освободили рабов. Через 3 года скончался инок Варсонофий, и тогда Кирилл сказал: «И я смертен» – и усугубил подвиги. Господь даровал ему дар молитвенных слез. Через 10 лет по вступлении его в обитель прп. Корнилий благословил ему удалиться из нее для более совершенной жизни. Прп. Кирилл избрал жизнь скитальческую. Он ушел на Крайний Север, на берег океана, и там бродил по лесам и болотам, одетый в лохмотья, питаясь грибами и травами. Потом пошел в Псков, Новгород и Москву, посещая по дороге все монастыри. Он старался не пропускать ни одного богослужения. Днем он шел, а ночью молился, но никогда не входил под крышу. Подвиги его были сверхъестественны. Раз он услышал с неба голос, говорящий ему: «О блаженный Кирилл, раб Мой, ты уже исполнил все доброе, ты соблюл заповеди, ты прошел путем узким и прискорбным. Иди теперь на Белоезеро, ты обретешь там место, где совершишь твое спасение».

И, увидев, что в стороне Белоезера заблистал великий свет, Кирилл пошел туда. По дороге он трое суток провел в Тихвинском монастыре, молясь на ступенях храма. Там явилась ему Пресвятая Богородица и тоже повелела ему идти на Белоезера. ВБелоезерском краюна одном из островов озера он увидел огненный столп. Остров этот называлсяКрасным.Владельцы его, жители деревни Шидзем, позволили ему там жить. Прп. Кирилл притянул ветви огромной ели к земле, устроил род хижины и поселился в ней. В ту же ночь явился ему ангел и сказал, что это и есть предопределенное ему место. Это было в 1517 г. Не прошло и года, как к нему собрались братия, и были воздвигнуты два храма в честь Воскресения Христова и Пресвятой Богородицы, а сам преподобный был рукоположен в священный сан. Братия жили в страшной нищете. Настоятель работал своими руками, созидая монастырь. Раз приехал к ним больной монастырский благотворитель – князь Иван Пеньков. Стояла лютая зима, и никто не был в состоянии выстоять богослужение в церкви, а преподобный служил в разодранной ризе и босой. После Божественной литургии он дал больному выпить святой воды и исцелил его. Вначале немало пришлось вытерпеть скорбей. Раз пришли грабить разбойники. Один из них вошел в келью преподобного, и его избили какие-то дивные юноши, которых никто не видел, кроме него самого, а остальные ослепли. Когда же они покаялись, то по молитве преподобного получили исцеление.

Раз крестьянин Евдоким, кравший монастырский лес, возвращался с награбленным, но лодка его опрокинулась, и он стал тонуть. Преподобный, наблюдавший за ним с берега, взял крест, осенил его, и сейчас же Евдоким схватился за край лодки, и ее прибило к берегу. С тех пор Евдоким стал почитать своего спасителя и часто его посещал. Раз воры украли колокола, но всю ночь проблуждали вокруг монастыря, не находя дороги, а утром их привели к преподобному. Он же ласково сказал: «Дети, от чужого добра никто еще не разбогател, но многие потеряли свое». И, приказав их накормить, отпустил с миром. При жизни чудотворец прп. Кирилл исцелил раз одержимого; особенно много он исцелял слепых. Раз ученик его Афанасий увидел сослужащего с ним таинственного диакона, который после литургии стал невидимым,– преподобный велел Афанасию не говорить об этом при его жизни. Прп. Александр Свирский (память его 30 авг.) послал к прп. Кириллу ученика своего Никифора Важеозерского (память его 9 февр.) учиться монашеской жизни. Прибытие Никифора было открыто прп. Кириллу на молитве, и он немедленно отплыл ему навстречу, а приближение прп. Кирилла было открыто прп. Никифору чудесным светом, явившимся с неба, и оба преподобные много утешались взаимными беседами.

Перед кончиной своей прп. Кирилл предсказал об имеющих наступить на Руси тяжких временах и о величии, которое ожидает Русь после того, и сказал: «Вот, я вижу царя на престоле и двух отроков, вооруженных и в венцах, предстоящих ему». Братию он учил пребывать в послушании и любви друг ко другу. Последние слова его были: «Слава Богу за все». Лик усопшего сиял необыкновенным светом. На погребение его собрались все окрестные жители.

Чудеса и исцеления, которых он столько совершил при жизни, продолжались и по его кончине, особенно при наступившей вскоре после того повальной болезни. Раз он явился во сне больному монаху Кириаку, рыбаку, и велел ему идти утром на рыбную ловлю. Больной проснулся исцеленным, а рыбная ловля была особенно удачной.

В 1542 г. прп. Кирилл явился царю Иоанну IV, который никогда о нем не слышал, и сказал ему не ходить в этот день в палату на заседание бояр. В три часа потолок этой палаты рухнул, и было много убитых. 30 июля 1620 г. он явился больной жене священника деревни Кемь, Антонине, и сказал ей, что муж ее не должен впускать в церковь троебрачных и враждующих непримиримо между собою лиц, и предупредил, что если будут нарушать посты и праздники, то Божие наказание ожидает землю. Антонина совершила паломничество и исцелилась, но дала обет совершать его ежегодно и этот обет нарушила. Прозрела она окончательно тогда, когда муж ее посетил монастырь вместо нее. С тех пор супруги стали вместе ежегодно посещать монастырь.

А в 1628 г. боярыня Анна Годунова просила дать ей немного земли с могилы преподобного, и когда сдвинули помост, лежавший на могиле, из нее вышло благоуханное облако, и совершилось много исцелений. Этот случай был расследован по приказанию царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета; исцеления были удостоверены.

После мятежа 1648 г. боярин Морозов временно укрылся в монастыре. В благодарность святому он стал воздвигать на его могиле храм Воскресения Христова; при этом были обнаружены нетленные мощи преподобного, и опять совершилось много чудес, и в 1652 г. прп, Кирилл был причислен к лику святых, Почивал он открыто в раке, находившейся над его бывшей могилой.

Корнилиев Комельскй монастырь находится в лесу, называемом Комельским на границе Костромского и Вологодского краев, в 80 верстах от Галича, родного города преподобного (ныне место обители в Грязовецком р-не Вологодской обл.).

Последний маршрут в страннической жизни подвижника пролегал через Тихвинский монастырь в сторону Белозерского края. Эта земля находилась в пределах Новгородских. Белозерье – обобщенное название края вокруг Белого озера. Монастырь, основанный прп. Кириллом в 1517 г., находится на острове Красном Нового озера, в 30 верстах от Велозерска Вся обитель построена на сваях. Место для монастыря преподобный увидел с Кобылиной горы, на которой в церкви долго хранилась принесенная им икона Тихвинской Божией матери. Чудеса, связанные с именем преподобного, многочисленны и вызывали внимание как со стороны царствующего дома, так и простолюдинов. В 1722 г. монастырь посещал царь Петр I, по повелению которого мощи преподобного были переложены в новую раку.


Источник: Русские святые : Жития святых русской церкви / Монахиня Таисия (Карцова) - Пальмира, 2017. – 720 с. ISBN: 978-5-521-00779-0

Комментарии для сайта Cackle