иером. Макарий Симонопетрский

Память святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска

Свв. мученики Евтропий, Клеоник и Василиск были соратниками и друзьями св. Феодора Тирона [17 фев.]. Родные братья Евтропий и Клеоник происходили из Каппадокии, а Василиск, племянник св. Феодора, был родом из Амасии Понтийской, однако связывавшая их взаимная любовь была столь сильна, что все трое называли друг друга братьями.

Св. Феодор выдержал все выпавшие на его долю испытания и, молясь, чтобы и его друзья сподобились принять мученический венец, предал душу Господу. Истязавший его правитель Амасии Публий бесславно погиб, на его место был назначен Асклепиодот, отличавшийся жестокостью и бесчеловечностью. Теперь ему предстояло воплощать указы императора Максимиана Галерия.

Желая разобраться в событиях, взволновавших город, Асклепиодот велел, чтобы ему прочли судебное дело о мученичестве Феодора, и весьма дивился стойкости и мужеству святого. Он приказал привести трех друзей Тирона, также упомянутых в постановлении суда и с тех пор томившихся в городской тюрьме вместе с другими христианами. Увидев, что они отправляются на суд, их товарищи по заключению стали проливать горькие слезы. Тогда Евтропий ласково сказал им: «Не плачьте, братья, ибо мы увидимся вновь. Лучше молите Господа, чтобы Он укрепил нас на битву, которая нам предстоит!»

Ободренные гласом, обращенным к ним с небес, три брата во Христе явились перед правителем с лицами, исполненными радости. Асклепиодот, удивившись, спросил о причине их настроения, столь необычного для осужденных. Св. Евтропий отвечал: «Воистину мы счастливы, ибо во все дни Христос – наша радость и единственная надежда, и так сбываются для нас слова: Веселое сердце делает лицо веселым (Притч. 15:13)». И поскольку святой продолжал смеяться над угрозами правителя, тот приказал воинам бить его по устам. Но и под ударами Евтропий не прекратил высмеивать безжизненных идолов и порицать Асклепиодота, так что последний, боясь послужить посмешищем для потомков, велел писцам прекратить записывать происходящее.

Затем Асклепиодот обратился к Клеонику и Василиску, угрожая предать их страшнейшим пыткам, если они откажутся принести жертвы языческим богам. Святые же в один голос ответили: «Мы стоим на незыблемой скале веры так твердо, как об этом сказал наш брат Евтропий. Ничто не сможет разобщить нас, ибо мы связаны верой во Христа; подобно тому как едина и нераздельна Пресвятая Троица, и мы останемся неразлучны в жизни и смерти».

Мучеников долго подвергали побоям. Их стойкость вызвала удивление всех присутствовавших и самих истязателей. Евтропий обратил взор к небесам, чтобы возблагодарить Господа, Который удостоил их пострадать за Его имя. В этот момент вдруг сделалось землетрясение, разрушившее оковы братьев, и перед ними предстал Сам Господь Иисус Христос в сопровождении множества Ангелов и святого мученика Феодора. Он избавил братьев от ран и наполнил их сердца верой и радостью. Пораженные этим зрелищем, палачи отдали орудия пытки правителю, который один только ничего не увидел, и отказались продолжать свое дело. Многие из присутствовавших там язычников стали громко провозглашать имя Спасителя.

Святые мученики Евтропий и Клеоник. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIV в.

Асклепиодот, видя, что дело может обернуться мятежом, приказал казнить новообращенных и решил собрать всех горожан, чтобы они вместе с христианами, находящимися в тюрьмах, публично принесли жертву в храме Артемиды. На следующий день на крики глашатаев собрался весь город, и многие из жителей почтили богиню жертвами. Когда же настал черед трех воинов Христовых, Евтропий вознес молитву Господу, напоминая Ему о той помощи, которую Он оказал прежде трем отрокам в печи, пророку Даниилу во рву львином и, наконец, св. Феодору. Едва успел он закончить свою мольбу, как капище содрогнулось, а статуя Артемиды обрушилась от страшного землетрясения и с неба раздался глас, призывая святых обратить это место в христианский храм.

Большинство язычников в страхе рассеялись, но правитель, подобный разъяренному хищнику, приказал вскипятить три котла со смолой и облить кипящей жидкостью привязанных к столбам святых. Смола, словно вода по мрамору, заструилась по их телам – милостью Божией мученики остались невредимыми. Тогда Асклепиодот повелел заживо снять со святых кожу, а затем бичевать. Но когда они, истекая кровью, были брошены в темницу, Христос вновь явился утешить их.

На следующий день они предстали перед судом. Евтропий и Клеоник были приговорены к казни как волхвы, а Василиска правитель, по наущению диавола – сеятеля всех раздоров, приказал снова заключить в тюрьму, чтобы разрушить их достойный восхищения союз. Все язычники города с жадным любопытством последовали к месту казни за двумя приговоренными. Когда каждого из мучеников пригвоздили ко кресту, они вознесли хвалу Господу за честь уподобиться в смерти Ему Самому. Тогда с небес раздался голос, возвестивший, что они войдут в обители святых.

Тела их были погребены недалеко от Амасии в двух разных местах, которые впоследствии стали для христиан обильными источниками благодати.

Василиск весьма скорбел, что не смог вместе с ними обрести мученический венец. Когда он плакал и сетовал на это в своей темнице, ему явился Христос и уверил, что имя Василиска также записано в Его Царствии и что он пребудет вместе со сподвижниками, уже принявшими мученичество.

Правитель Агриппа повелел доставить святого в Команы Каппадокийские. Вместо того чтобы принести жертву Аполлону, Василиск горячей молитвой разрушил его статую и зажег капище. Убедившись в том, что мученик тверд и неколебим, магистрат вынес ему смертный приговор. Василиска вывели из города, в место под названием Диоскор, и обезглавили.

Один христианин выкупил его тело у палачей, привез в Команы и достойно похоронил, а на месте погребения построил церковь17.

* * *

17

См. подробный рассказ о подвиге св. Василиска под 22 мая, в день, когда его память отмечается отдельно.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle