иером. Макарий Симонопетрский

Память святых священномучеников, епископов Херсонеса: Василея, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора

Около семнадцатого года правления Диоклетиана (300) св. архиепископ Иерусалимский Ермон послал епископов в различные страны, чтобы они проповедали Евангелие, подобно новым апостолам. Благовестники дошли до Крыма и скифских земель.

Св. Василей прибыл в Херсонес54 и незамедлительно начал проповедовать Благую Весть идолопоклонникам. Он призывал их оставить ложных богов и вступить на путь добродетели, чтобы достигнуть жизни вечной. Язычники гневно обрушились на него, обвиняя в том, что он желает низвергнуть их предания, и изгнали св. Василея из своих земель, осыпав ударами. Тогда святой решил обосноваться в пещере под названием Парфений и молиться там об обращении неверных.

Священномученики, епископы Херсонеса: Ефрем, Василей, Евгений, Агафодор, Капитон, Еферий и Елпидий. Императорский минологий. XI в.

В ту пору умер сын одного из первых людей Херсонеса. В туже ночь он явился в видении рыдающим родителям и попросил позвать проповедника, которого они изгнали, чтобы он помолился о нем. Когда святой погрузился в молитву и крестил мальчика, тот вернулся к жизни. Его родители и все бывшие при этом уверовали во Христа и просили преподать им святое крещение.

Однако другие жители, закосневшие в язычестве, со страхом наблюдали возрастание христианства. Вместе с иудеями они напали на святителя и поволокли его на веревке по улицам и площадям. Так святой мученик украсил первым победным венцом епископский престол Херсонеса.

Св. Ефрем был послан в Скифию и с убежденностью проповедовал Христа среди язычников всюду, где проходил.

Немного позже в Херсонес прибыли новые епископы-миссионеры: Евгений, Агафодор и Елпидий. Они также обрели мученический венец.

Через несколько десятилетий архиепископ Иерусалимский послал св. Еферия занять епископскую кафедру Херсонеса. Зная о диких нравах местных жителей, он отправился в Константинополь, где заручился защитой властей для христиан. Императорским эдиктом неверные были изгнаны из города, поэтому стало возможно возвести первую христианскую церковь. Чтобы поблагодарить императора Феодосия за его благодеяния, епископ второй раз ездил в столицу. На обратном пути Еферий был отнесен противным ветром к устью р. Днепр, где и скончался на о. Алсос. Над его могилой херсонесцы воздвигли памятный столп с крестом наверху.

По просьбе христиан Херсонеса, оставшихся сиротами, император послал им нового епископа – св. Капитона. Окруженный большой толпой по прибытии в город, он затем приступил к строительству храма во имя апостола Петра, для чего приготовил печи, обжигавшие известь, но был остановлен язычниками, которые потребовали от него испытания огнем, чтобы проверить истинность его проповеди. Епископ облачился в богослужебные одежды и после продолжительной молчаливой молитвы повелел диакону возгласить: «Вонмем!» Затем он торжественно вошел в горящую печь и спустя мгновение вышел невредимым, причем его фелонь была покрыта пылающими углями. Народ вскричал в один голос: «Нет другого Бога, кроме Бога христианского, Он велик и славен!» И все население Херсонеса приняло святое крещение. С тех пор вера беспрепятственно укреплялась в этих землях. Об этом чуде епископ рассказал императору на Соборе в Константинополе.

По преданию, через несколько лет после того, как св. Капитон возвратился из путешествия в Константинополь, он почил в мире 22 декабря55.

* * *

54

На территории современного Севастополя в Крыму. Освященная еще в апостольские времена св. Климентом Римским, эта область стала впоследствии местом изгнания многих исповедников веры в период гонений. Именно отсюда началась христианизация Руси.

55

Некоторые Синаксари помещают его память отдельно, в этот день.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle