Источник

Указание нужнейших духовных расположений и добродетелей

1

Глава и начало всем добродетелем есть, по возможности, непрестанная молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, по принятому для краткости выражению, Иисусова молитва; о ней сказано Апостолом: непрестанно молитися (I Сол. 5:17). То есть, надлежит призывать имя Божие всегда, аще убо беседуем, аще сидим, аще ходим, аще делаем, аще едим, аще что ино творим. На всяко бо время, и на всяком месте подобает призывать Имя Божие. Сице бо потребляется искушение вражие, пишет Златоуст. Бей ратники, глаголет Лествичник, именем Иисусовым, и ceго крепчайши оружия не обрящеши ни на небеси, ни на земли. Молитва есть печали и уныния прогнание, кротости и безгневия прозябение, радости и благодарения предложение; и бесчисленная благая приобретаются чрез молитву.

2

Самоукорению должно обучаться, то есть, всегда себя во уме своем винить, а не людей, себя укорять, а не других, и с строгим к себе недоверием обличать самому себя в прикрываемых самолюбием нашим недостатках, наших наклонностях ко грехам. Иметь самоукорение иметь покой, пишет авва Дорофей, и никогда же смущается. Таковому аще случится болезнь, обида, притеснение, и прочее какое несчастье, он все грехам своим причитает, и Бога благодарит. Такового аще настоятель наказует, или бранит, он все оное за благо приемлет и всякое суровое на себя изречение без ропота и прекословия приемлет, как суд Божий.

3

Само познание потребно; оно есть познание себя и особенно ограниченности своих способностей, своих недостатков и неискусства. От сего должно произойти то, чтобы мы всякой должности почитали себя недостойными, и потому особенных должностей не желали, а возлагаемые на нас принимали со страхом и смирением. Знающий себя, не внимает чужим грехам, а на свои смотрит, и о них кается всегда; о себе рассуждает, и себя осуждает, и ни во что кроме своей должности не вмешивается. Упражняющийся в самопознании, и веру имея, не доверяет ей, не престает испытывать её, чтобы приобрести большую и более совершенную, внимая слову Апостола: себя искушайте, аще есть в вере (2 Корф. 13:5).

4

Кротость стяжати подвизайся. О небесных добро- детелях, о кротости и смирении, сам Господь учит нас, глаголя: научитися бо от Мене: яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. (Мф. 11:29). Не от Ангелов, не от человеков, но от Мене, глаголет, научитеся, то есть от вышния премудрости. Внешняя кротость, да является в сем; кроткое да будет тебе хождение, кроткое седание, кроткие взоры, кроткое слово. Одеяние бо мужа, смех зубов и ступание ноги возвещает о нем. Душевная же кротость есть, по внутреннему человеку, удержание гнева, укрощение ярости, и егда кто от кого опечален быв, могий же отмстить не отмщевает, и приемля досады, взаимно не досаждает. Кротость есть, аще не досадити никому же ни а словеси, ни в деле, ни в повелении, но всякому человеку нравами своими усладить сердце. Глаголет Господь: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого? (Ис. 30:2). Пророческое слово глаголет: наставит Господь кроткие на суд (на благоразумие) и научит кроткие путем своим» Псал. 24:9). Яко благоволит Господь в людях своих и вознесет кроткие во спасение. (Пс. ХХХХХ:4). Кротцы и наследят землю, и насладятся о множестве мира (Пс. 36:11). А какой получает человек покой и мир от кротости, о том пишет Златоуст, глаголя: нет ничего крепче кротости, нет ничего сильнее; она душу нашу во всегдашней хранит тишине, и аки в пристанище ввести тщится, и всякого удовольствия виною нам бывает, а ничто так душу в покое и великой тишине не поставляет, как кротость и смиренномудрие. Сие всех венцов честнейше есть тому, кто стяжал оные добродетели; сие всякого достоинства и славы полезнее есть. Душа правая есть, глаголет Лествичник, сожительница смирению, а злая есть раба злобы; души кротких наполняются знанием, но гневливый разум покрывается мраком неведения. Кроткая душа приемлет словеса премудрости: многи бо высоцы и славни, но кротким открываются тайны, пишет Сирах (Сир, 3:19). Кто же ненавидит огорчевающих, тот ненавидит кротость. Бегай огорчевающих, бегает еще о Христе покоя; слова аввы Дорофея. В кротких сердцах опочивает Бог; а душа беспокойная представляет открытую дверь дьяволу. Кроткая душа есть престол простосердечия; но гневливый ум есть раб злобы.

5

Смирение наипаче стяжать потщися. Смирение есть истинное своего ничтожества познание и самого себе презрение, и егда кто немощь свою, грешничество и непотребство свое зная, ни мало не превозносится умом своим, но имеет себя хуже всех, грешнейша и последнейша всех, и у всех под ногами. Аще ли же и каковую добродетель исправит смиренный он приписует сие не своей силе, а Божьей помощи, в сходственность слов Иисуса Христа, глаголющего: аще и вся повеленная вам сотворите глаголите, яко раби неключими есмы (Лук. 17:10); и яко без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5). Смирение есть, еже разумети себе, и яже о себе яко ничтоже. Ко избежанию искушений, кротость со смирением духа и всегдашним бодрствованием ума, наилучше послужить может. Велия высота смирение, по словам преподобного Макария, знатное достоинство и честность смиренномудрия. Несть смиренного выше; и худейшего о Христе несть славнее. Нет благополучнейшего пути, возводящего на небо в жизнь вечную, паче смирения по свидетельству истины. Где нет света, там все тьмою покровенно, а где нет смиренномудрия, там все дела наши гнусны пред Богом, глаголет Лествичник. В смиренных Бог вселяется; от гордых же удаляется. Идеже бо смирение, там слава Божия воссияет. Гордость враждебница Христу, смирение же приятно ему есть, – слова Димитрия Ростовского. – Хотя бы кто бесчисленные добрые дела сотворил, и всякую добродетель совершил. а сам о себе высокомудрствует, таковый всех беднее и окаяннее, – Златоустовы слова.

Истинное благополучие человека, в сей жизни по словам святого Амвросия, состоит в смирении, а не в возвышении.

Ничто же тако творит сердце сокрушенно и душу смиренну, якоже уединяться в разуме, и от всех молчанию. Смирение есть основание Христианства.

6

Святое послушание старайся со усердием и без роптания, и со отвержением своей воли проходить. Определенную же должность со вниманием и рассуждением нести, аки от самого Господа наложенную. Понеже, писано есть: имей игумена аки самого Бога, братию же, яко Ангелы Божии; иже повинуется старейшине, рекше игумену, сей Ангелом подражает; противляйся же ему, дьяволу отверзает свое сердце. Господи помилуй! Страшно слово сие, еже пишет святой Ефрем Сирин. Христос Спаситель образ показал нам, сам собою, смирив Себе и послушлив быв даже до смерти. (Фил. 2:8) Иже укоряем, противу не укоряше, стражда не прещаше (1Пет. 2:23); а противо глаголяй, меч есть обоюдоостр, одним концом себя, а другим ближнего уколяет.

7

Совесть чистую и откровенную подобает иметь, глаголющу Апостолу: о сем подвизаюся аз, непорочну совесть иметь, всегда пред Богом и человеки (Деян. 24:16); уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всем добре хотяще жити. (Евр. 13:18). Яко же невозможно есть без облака излиятися дождю, тако не возможно без совести благие благоугодить Господу. Являемая свет, а не являемая тма; посему не точию яже говорим, но и яже помышляем, да открываем отцем. И мы некгда будем судиться не по книге знания и разумения, но по книге совести.

8

Поскольку молчание есть, по словам Преподобного Арсения, корень безгрешия, то новоначальным весьма нужно оное иметь; молчание же да будет до вопроса. Мало говори, и то тихо; а без нужды не говори. Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу; дерзлив же устами опорочит себя. Молчание собирает; многословие же расточает. Апостол Иаков учит, глаголя: буди скор услышати, а косен глаголати, и косен во гневе. (Иак. 1:19). Молчаливый есть мног а разуме.

9

Своей воли подвигайся не исполнять: и своего разума не составляй; тем избавишься роптания. Совлецыся своей воли, яко нечистой одежды; понеже своя воля, иногда и худых дел боле Послушники все спаслись, а своевольники повредились, иные же и погибли. Падение безмолвнику оставление молитвы; а послушнику составление своего разума: и аз ино падение иноку не вем, глаголет авва Дорофей, от еже составлять свой разум. И Петр Дамаскин: делание наше иноческо да вемы, яко всюду можем спастись, аще хотения наше оставим.

10

Когда же в чем яко человек согрешишь, в том пред Богом кайся. Аще ли укорен от кого, то без всякого прекословия с поклонением проси прощения, глаголя: прощения прошу, согрешил, виноват; добро бо есть противу всякому словеси, учит авва Дорофей, его же слышим, глаголати: прости. Аще ли кто тебя укорит, досадит тебе, или сем тебя обидит, то на того брата не гневайся, но отшедши, сотвори о нем молитву к Богу тако: Господи прости его; и ту обиду врагу невидимому причитай, понеже от нас научает друг друга обижать. Никому ни а чем никогда не лги, и зла на сердце никакого не держи; понеже ненавидяй огорчевающих, ненавидит кротость, бегай же огорчевающих, бегает еже о Христе покоя, Иже отметает наказание, ненавидит себе; соблюдай же обличения, любит свою душу. (Притч. Сол. XV, 32).

11

Сверх же сих добродетелей, обучаться подобает великодушному терпению, чтобы вся приключающаяся нам безропотно терпеть. Терпение же мы тогда будем иметь, егда вся приключающаяся нам, и веселая и скорбная равно, аки от руки Божией будем принимать. В терпении вашем стяжити души ваша, поучает нас Христос (Лук. 21:19). Терпи, рабе Господень, и приобрящеши твою душу, юже погубил еси грехами. В терпении собор есть всех, имиже души наши спасаются, добродетелей, глаголющу святому Ефрему: терпение стяжавый всякой добродетели касается; радуется бо в скорбях, и в бедах благоискусен, в напасти веселится, на послушание готов, любви исполнен, в досаждении славит, в укоризнах смиряется, в бедах непоколебим; терпение стяжавый, стяжал есть упование, и всякими добрыми делами украшен таковой. О прочих же добродетелях многих, как о вере, надежде и любви читай сам святые книги и слушай поучения, чрез это сделаешься мудрым и наследуешь вечная благая о Христе Иисусе Господе нашем, еже и буди всем нам получить, Его же помощью и благодатью божественной.

Идеже несть любви Божией и страха Его, Таможня всякое расстройство и злая вещь.


Источник: С.-Петербург. Типография И. В. Леонтьева, Басков пер., д. № 4. 1912.

Комментарии для сайта Cackle