С.Е. Недумов

Источник

Месяц май

1 мая

Память св. Пророка Иеремии

Св. Иеремия родом из Анафофа, скончался мученически, будучи убиен камнями от Иудеев, погребен в Египте. Могила пророка находится на месте селения фараонова, и Египтяне чтут память его, получив от него много благодеяний, молитвами его избавившись от вредоносных животных. Перст от могилы св. Иepeмии исцеляет до сего времени обращающихся с верою, от уязвлений аспидов.

Древнее предание свидетельствует, что Александр Македонский, быв на могиле пророка, и узнав о совершающихся на ней чудесах перенес мощи его в Александрию, где воздал оным подобающее чествование.

В своих писаниях пророческих св. Иepeмия так говорит, провидя страдания Христовы: Я как Кроткий Агнец ведомой на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: положим ядовитое дерево в пищу Его, и отторгнем Его от земли живых, чтоб и имя Его более не упоминалось. (Иер. 11:19, по переводу Русской библии, Синодального издания 1875 г.) Предсказал св. Иеремия и жрецам Египта падение идолопоклонства с рождением на земли Спасителя миру. Древнее предание свидетельствует, что царь Птолемей видел, как Египтяне покланяются младенцу, положенному в яслях, и вопрошал, что сие значит? Тогда ответствовали ему Египтяне: св. пророком (Иеремию) заповедан обычай сей отцам нашим, и мы ждем разрешения тайны сея.

Далее писатель пролога вносит в рассказ свой, такое таинственное описание таинственных действий пророка, прежде запустения церковного взял св. Иеремии ковчег закона, и то, что находилось в нем, и положил его в особое вместилище, и сказал предстоящему народу: от Сиона отошел на небо Господь, и опять придет Законодавец в Сион. И будет знамением пришествия Его то, что все страны Древу поклонятся. И сказал: никто не может взять ковчега того, токмо Аарон и всего того, что вмещает в себе ковчег тот, никто не может коснуться, токмо Моисей, избранник Божий. Находится вместилище ковчега того в пустыне, посреди двух гор, где лежат Моисей и Аарон, и никто не знает места того.

Память св. мученика Ваты

Св. Вата родом из Персии, верою Христовою просвещен от прадед своих. Тридцатилетним мужем оставил он отца, матерь, жену и детей своих, все, что дорого сердцу человека и, раздав имение свое нищим, принял сан иноческий, в коем, достигая высшего совершенства, воспламенился желанием венца мученического, какового и сподобился по воле Христа. Когда воздвигнуто было гонение на христиан, и все иноки удалились из монастыря, св. Вата один остался в обители. Мучители взяли святого и, после безуспешных принуждений поклониться огню, отрекшись Христа, предали его разным мучениям: то вешали на дерево, отчего члены выходили из составов своих, то били, то ужасно ругались над ним среди улиц города. Непобедимый воин Христа претерпел все, и наконец, мечем усечен за имя Христово.

Сказание о том, что за любовь к ближнему, Господь прощает грехи

Два брата одной обители отправились на торжище продавать изделия свои. Когда разлучились они между собою, один из них пал в любодеяние. Увидав, по прошествии некоторого времени, падшего брата и не зная о падении его, начал другой брат звать его в келлию свою, но падший не хотел идти, сознавая себя великим грешником. Тогда, желая возвратить его обители и спасти душу его, сказал ему брат его: и я пал в тот же грех, когда разлучился с тобою, идем и будем вместе каяться в грехе своем. Умилился согрешивший и пошел вместе с братом, своим, по зову его. В обители сказали они старцам о грехе своем и дана была им обоим епитимия. Немного времени после сего, открыто было Господом одному старцу благочестивому, что за многую любовь не согрешившего к согрешившему ближнему своему прощен грех согрешившего. Подлинно, видна здесь готовность одного положить душу, за ближнего своего.

Слово из пророчества св. Иеремии о богоугодном пути ведущим ко спасению

(По переводу Русской Библии Синодального издания 1875 года, С.-Петербург)

(Иер. 21:8–14, 22)

Так говорит Господь: вот Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти. – С раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость моя не вышла как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит. Вот, Я против тебя, жительница долины, скала равнины, говорит Господь – против вас, которые говорите, кто выступит против нас, и кто пойдет в жилища наши? Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь, и зажгу огонь в лесу вашем и пожрет все вокруг его. Так говорит Господь: производите суд и правду, и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте. Горе тому, кто строит дом свой неправдою, и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром, и не отдавать ему платы его. Кто говорит: выстрою себе дом обширный и горницы просторные, и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит краскою красною.

2 мая

Повесть из Патерика (отеческих писаний) о том, что подвиг послушания бывает иногда выше подвига постнического

В одной обители проходили иноческое житие два родных брата, сиявшие один постничеством, другой безусловным, послушанием. Постник, по научению врага, задумал однажды искусить послушание своего брата. Испросив благословение у своего настоятеля для отлучки из монастыря, пригласил он с собою и брата своего. Подшед на пути к реке, в которой были крокодилы, сказал постник брату своему: сойди в реку сию, и перейди ее. Послушливый исполнил приказание братское, и вышел невредим от крокодилов, которые подходили к нему, ласкались и лизали тело его. Отошед далее от реки, встретили они лежащего, обнаженного мертвеца и когда постник сожалел, что нет с ними никакого рубища, чем бы прикрыть наготу умершего, послушливый сказал ему: будем молиться мы и может быть воскреснет мертвец сей. И стали тотчас на молитву они, и когда молились, восстал умерший. Постник сказал тогда: ради постных подвигов моих воскрес мертвец сей.

Между тем игумену обители той было открыто Господом об искушении братом, брата своего и о том, что мертвец воскрес по заслугам послушливого. Когда возвратились братья в обитель, то настоятель обличил постника, и сказал: за послушание воскрес мертвец тот, и ты не искушай впредь никого, да не погубишь подвигов своих.

3 мая

Память св. Петра Чудотворца

Отечество Св. Петра Константинополь. Благочестивые родители благочестивого Петра, вместе с другими своими сыновьями, братьями св. Петра, приняли сан иноческий. Св. Петр превзошел в подвиге монашеском всех своих сверстников. Бывший в то время Епископ Николай возлюбил святого за его добродетель и старался возвести его в сан Епископа, но св. Петр сознавая себя недостойным такового назначения, и уклоняясь избрания, удалился в Коринф. По смерти Епископа Николая, в Коринфе явились вельможи из Аргоса к св. Петру с просьбою быть их архипастырем. После тщетных усилий уклониться избрания, св. Петр видя определение Божие, согласился принять превыспренний сан Христова служителя.

В великом сане Епископа великий Петр показал великие добродетели, сияя милосердием настолько, что для прокормления вдов и сирот жертвовал последнею ризою. Скончался стар, источая чудеса и по смерти, как источал оные при жизни.

Повесть о св. Сисое, воскресившем словом мертвеца

Некогда в гору св. Антония к отцу Сисою шел один простолюдин со своим сыном, который на пути в обитель скончался. Не опечалился отец до конца смертью своего детища, но дошел до келлии аввы Сисоя, пал к ногам его вместе с мертвецом. Поклонившись сам и оставив мертвого при ногах св. Христова угодника, вышел отец из келлии св. Сисоя. Не зная, что лежит мертвый, а полагая, что живой человек припал к ногам, св. Сисой сказал: восстань и ступай в место свое. И восстал мертвый и пошел из келлии к отцу своему. Тогда отец умершего и воскресшего сына, вошел в келлию великого Сисоя и рассказал ему о чуде сем. Опечалился святой угодник сожалея, что совершилось то, и запретил ему рассказывать сие до кончины своей.

4 мая

Сказание из Патерика о св. Виссарионе, словом изгонявшим бесов

Пришел некогда один бесноватый в скит один, и начали иноки молиться о нем, но демон не исходил из него, будучи особенно жесток. Тогда решили клирики обратиться к св. Виссариону. Сей св. отец, строго исполняя уставы иночества, не исходя из келлии, являлся только в Храм Божий в определенное время, и потому иноки решили посадить бесноватого в церкви на то место, где всегда становился святой. Когда вошел в храм Божий св. угодник Христов и увидел на своем месте сидящим бесноватого, то полагая, что он спит, сказал ему: восстань и иди отсюда, и тот час демон вышел из него, и исцелел бесноватый в час тот. Богу нашему слава во веки веков.

5 мая

Повесть, показывающая силу покаяния

Некая постница дева, девятнадцать лет пребывала в затворе обители одной. По научению врага рода человеческого, вздумала она однажды отворить окно келлии своей, и увидев одного певца, ввела его в келлию свою и сотворила блуд с ним. Господь судил взять от нее плод беззакония, чадо ее умерло. И начала согрешившая сокрушаться о грехе своем, отдалась всецело покаянию и посту, простиравшемуся до того, что едва не умерла от голода и жажды. И вот, было открыто одному достойному пресвитеру, что падшая сия угодила Господу Богу подвигом покаяния более, нежели подвигами девства. Никто да не осуждает согрешающих, ибо никто не может знать совершаемых в тайне подвигов покаяния.

6 мая

Повесть из Патерика

Одному старцу, бывавшему у аввы Зинона, был предложен вопрос: если кто имеет какое-либо искушение, и в писаниях отеческих читал о средствах избавиться от оного, таковому следует ли открыть искушение свое духовному отцу или не сказывая, самому принять меры к избавлению? Старец ответствовал: следует в таких случаях открыться опытному отцу, но не полагаться на себя самого, ибо никто лечить сам себя не может. Со мною, в юности, продолжал старец, случилось нечто подобное, будучи обуреваем одною страстью, я имел много раз намерение идти к отцу Зинону, о коем слышал, что многих врачует он духовно, дабы открыть ему душу свою, но диавол удерживал меня от исполнения намерения моего, представляя в мыслях моих: зачем же я пойду к старцу, когда сам знаю, как можно избавиться от страсти сей? я могу только соблазнить отца Зинона, своею исповедью. Кроме того самая страсть утихала во мне, когда я решался идти к святому, но опять восставала с новою силою, когда я оставлял намерение свое. Много раз, беседуя с отцом Зиноном хотел я открыться ему, но стыд удерживал меня. Святой видел, что я имею нечто в себе, но не вызывал моего признания, а ожидал добровольного. Наконец решился я открыться ему, многие издалека приходят, думал я, к отцу сему за исцелением недугов душевных своих, а я, имея духовного врача возле себя, доселе остаюсь не исцелен. И восстал я, и пошел к старцу тому. Побеседовав с ним, я не решился и на сей раз открыться ему. Но восстал, чтобы идти в место свое, тогда св. отец Зинон, провидя душу мою, прикоснулся груди моей, говоря: Что имеешь? скажи, я сам человек есмь. В минуту сию будто раскрылось само собою сердце мое и я пал со слезами к стопам его, говоря: помилуй меня, ты знаешь, чем смущен я. Но старец отвечал: сам скажи добровольно то что имеешь, что стыдишься ты предо мною? я сам такой же человек есмь, вот уже около трех лет ты ходишь сюда, имея смущение и до сих пор таишь его. Я же лежал у ног его и просил помощи у него, и вот совет мудрого Зинона мне: иди в келлию свою, не ленись молиться Господу и не клевещи ни на кого. С тех пор, молитвами святого, я более не возмущался страстью своей. И поведал нам после св. Зинон следующее: раз пришли к нему, два брата, обуреваемые помыслами, и молитвами святого один из них был исцелен, а другой остался не исцеленным, и тогда открылось, что один молился с сокрушением сердечным о грехах своих, другой же просто, без душевного напряжения, просил себе молитв старца. Старец заключил слово свое тем, что советовал молиться с сокрушением духа, чистосердечно исповедуя грехи свои, а молящиеся с нерадением не только не получает цельбы, но приемлют осуждение.

7 мая

Воспоминание явления на небе изображения Честного и Животворящего Креста Господня, во Иерусалиме

При царе Констанции, сыне Великого Константина царя, при патриархе Иерусалимском Кирилле, во дни св. Пятидесятницы в третьем часу дня, явилось на небе светообразное изображение честного и животворящего Креста Господня, видимое всем. Изображение сие простиралось от Голгофы до горы Елеонской. Тогда все верующие от малого до великого поспешали в храм Божий, воздать благодарение за ниспослание великого знамения победы. Патриарх Кирилл писал о сем царю Констанцию, утверждая его в вере Христовой.

Слово св. Петра Александрийского

Добровольно искать напастей, идти самому, без всякого вызова и побуждения на мучения, изобретать для себя самого непосильные труды и страдания, хотя бы ради Христа, несообразно с учением Христа. Таковые не внемлют, значит, слову Христову блюдите, да не внидите в напасть, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Когда приблизилось время страданий Господа нашего Иисуса Христа, то не явился Он Сам пред глаза врагов, но Иудеи пришли к Нему с оружием и дрекольми. Посему неразумно, и против заповеди Христовой поступают те, кои сами себя намеренно поставляют в опасность.

Предсказывая апостолам беды и гонения, Христос Спаситель говорит: предадят вы на сонмы, и в соборищах их бьют вас. (Mф. 10:17). Не сказал Христос: сами себя вы предадите, но предадят (другие): и пред владыки и цари говорит, ведены будете Мене ради, а не сказал: сами себя приведете, сами пpидете. При гонениях заповедал Христос убегать из места бед, в другое; егда гонят вы во граде сем, бегайте в другой. Господь не хочет, дабы мы сами добровольно побуждали врагов своих изобретать для нас разные страдания, подвергать нас разнообразным видам смерти, но так заповедует Он: бдите и молитесь, да, не внидите в напасть. Так св. первомученик Стефан взят был во Иерусалиме силою, законопреступным народом, и приведен в толпу, где камнем за Христа побиваемый, прославился, молясь среди страданий за своих мучителей: Господи, не постави им в грех сего. Так св. Иаков, во второй раз взятый посланными от Ирода, скончался убиенный мечем. Так и первый из апостолов (св. Петр), много раз заключаемый в темницах, наконец распят был в Риме. И превознесенный Павел апостол, много испытавший бед, благовествуя св. Евангелие, хвалящийся своими страданиями, наконец, в том же Риме усечен мечем. Радуясь своим страданиям за Христа, св. Павел говорит однако, что в Дамаске он избег преследования языческого царя, будучи свешен в корзине со стены дома, в коем находился.

Повесть о Кассиане епископе

В городе Нероне епископ Кассиан, весьма милостивый, имел обычай ежедневно совершать службу церковную. Только однажды не служил он один день и было тогда повелено иерею одному в сонном видении, сказать епископу, дабы не переставал он совершать ежедневно службу божественную, за что в Риме, в день памяти свв. Апп. Петра и Павла, воздано ему будет во время свое. Иерей убоялся поведать епископу сновидение cиe, которое повторено было ему во второй и третий раз, причем за ослушание получил иерей раны на теле своем. Только после третьего раза решился он открыть епископу видение свое, и пришел, пал к ногам его, подробно рассказывая все, и раны свои показывая ему. С тех пор не опустил епископ дня одного без службы церковной.

Три года спустя после сего события, пришел епископ тот в Рим в день памяти первоверховных Апостолов, увидав отшествие свое из мира сего, и разрешено было ему служить в день тот Божественную Литургию соборно. Во время Литургии просветилось лицо его, и еще не окончилось вполне Богослужение, сел епископ, преподал благословение и, поучив народ любви Христианской, предал душу свою Господу в церкви свв. Aпп. Петра и Павла. Тогда все прославили Господа, прославляющего угодников Своих.

Сказание об одном, бывшем разбойнике, публично исповедовавшем грехи свои, при вступлении в чин монашеский

Я, Иоанн, так начинает рассказ свой, очевидец истории сей, страшную вещь видел, быв в Александрии: я видел человека, который был прежде разбойником, а теперь вступал в чин монашеский. Благочестивый настоятель и врач духовный Иоанн повелел принять его по прошествии семи дней покаяния, только в число кающихся, увидав от него решительное намерение быть иноком, игумен спросил его: что он делал доселе в жизни своей? Тогда начал кающийся подробно исчислять грехи свои, игумен же сказал ему: я хочу, чтобы ты вслух всей братии исповедал то, что открываешь предо мною. Если угодно тебе, отвечал кающийся, то всему городу повем дела мои.

Тогда решено было игуменом, собрать всю братию, числом до двухсот тридцати человек, в Храм Божий к Божественной Литургии, которую положили совершать в тот день соборно. И вот, по окончании чтения св. Евангелия, повелел игумен вести бывшего разбойника из келлии к храму, облачив его во власяницу, связав руки его и покрыв платом главу его. Назначенные иноки вели его, как преступника, слегка ударяя по нем в продолжение пути. Дивились тогда все видевшие то, плакали и воздыхали, не зная, что значить сие? Когда шествие приблизилось к дверям храма, настоятель возгласил тогда: остановись здесь, недостоин ты дальнейшего пути. Пал тогда кающийся на землю, ужаснувшись гласа из храма изошедшего, который слышался ему громом небес, как он после с клятвою рассказывал о сем. Повалено было в дверях церковных подробно исповедать все содеянное, человеку тому, и рассказывал он ужасные и отвратительные преступления свои, кои страшно и не прилично слышать и не достойно предавать письменно.

Удивляясь таковому игуменскому распоряжению, говорит очевидец, я после, наедине спрашивал игумена, для чего он повелел устроить такое трогательное и ужасное зрелище? Премудрый игумен отвечал мне: ради двух причин нашел я нужным поступить так: во-первых, ради пользы самого кающегося, некто поведал мне после, что видел некоего страшного имевшего исписанную всю хартию, и тростью изглаждавшего написанное по мере того, как человек тот исповедал грехи свои; во-вторых ради пользы всей братии, дабы побудить всех к чистосердечному покаянию, без чего не едино согрешение не отпустит Бог, Ему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

8 мая

Сказание об одном пустыннике, принимавшем пищу от Господа

Один черноризец (монах) много лет жил в глубине пустыни, сияя всеми добродетелями, и до старости не испытав нападений врага. Сподоблялся он и многих откровений, и во сне и наяву, все его внимание было устремлено на небеса, не заботился он ни о чем земном. Господь посылал ему невидимо пищу, чрез каждые два дня он обретал три хлеба, коими и питался. Достигши такой высокой степени совершенства духовного, живший на земле, можно сказать, небесною жизнью, подвижник сей, едва не упал с высоты духовной в бездну погибели. Диавол вселил ему мысль, что он достиг крайнего совершенства, и по заслугам своим превосходит всех человек. Вследствие согласия его с сею мыслью, явилась в нем леность, желание покоя телесного, а потом и злые, безнравственные хотения, невидимо подаваемые ему хлебы, являлись не так чисты и вкусны, как бывало прежде, чем Господь давал ему вразумление. Чем далее шло время, тем все более и более инок сей погружался в земное и худое. Наконец, пришел в себя, признав немощь плоти своей и хитрость диавола, начал он горько плакать и каяться, и опять достиг прежнего совершенства. Если бы не помог мне Бог, говорил подвижник сей, то вселилась бы в ад душа моя.

Повесть из Патерика

Брат один вопросил отца Силуала: что мне делать, дабы стяжать умиление, меня очень одолевает скука и сон по утрам, когда восстаю я, сильно одолевает меня немощь, и мне стоит больших усилий петь псалмы. Старец ответствовал: пение псалмов – есть первая опасность впасть в гордость, т. е. может явиться мысль, я пою, а брат мой не поет. Посему, лучше, чем петь псалом, когда стоишь на молитве, внемли мысли стихов, и думай, что ты находишься пред лицом Бога, испытующего сердца и утробы. Когда восстанешь с одра твоего, прежде всего прослави Бога устами своими, и тотчас начни свое правило не спеша (легко) и тихо, поминая грехи, содеянные тобою, за кои предлежит мука вечная. Брат сказал ему: я, отче, с тех пор, как поступил в число иноков, правило свое по октоиху пою, от этого, отвечал ему старец, и бежит от тебя умиление, обрати внимание, великие отцы были люди малограмотные, не зная ни гласов, ни напева тропарей, а только некоторые псалмы, и просияли в мире, как светила. Я могу указать тебе например на Павла Простого, на Антония, Памву, на Аполлоса и других, кои воскрешали мертвых, имели власть на духи не чистые, и делали то молитвою и постом, а не песнями, гласами и тропарями, не сладкопение спасает человека, но страх Божий и соблюдение Его заповедей, пение же изнеживающее слух погубило многих, многие приходят и в Храм Божий для того только, чтобы усладить слух свой. Ты же, чадо, возлюби смирение Христово, и блюди ум свой, особенно во время молитвы. Не выставляй никогда себя умным и учителем других, но показывай свое смирение, и дарует тебе Христос умиление.

Иная статья из отеческих писаний

Отец Афанасий некогда изрек следующее: много раз я слышал возгласы, нынче нет уже гонений и мучений за веру христианскую. Но попробуй умереть греху, умертвить уды, сущие на земле и ты узнаешь, что значит быть добровольно мучеником. Мученики Христовы боролись с царями и князьями, имеешь ты и в настоящее время против себя диавола, царя греху и князей бесовских. Первых христиан принуждали идти в капища идольские и приносить жертвы ложным богам, если будешь внимателен, то увидишь, что и для тебя ныне есть и капище, и жертвенник и кумир. Капище, например, ненасытное лакомство, жертвенник это сладостные вожделения, кумир это дух вожделения. Предающийся блуду, пребывающий в плотском вожделении, отрекается Христа и поклоняется идолу сладострастия. Кто придается несправедливому гневу и ярости, отрицается Христа и идолу поклоняется, коего язычники называли Арис (бог гнева). Сребролюбец не милосердный к ближнему своему, отрекается Христа, идолу поклоняется, возлюбил бо таковой тварь паче Творца своего. Но если ты противишься всем греховным влечениям, побеждая врага, ты добровольный мученик за Христа являешься и Ему слава во веки веков.

9 мая

Память св. Исаии пророка

Св. Исаия родом из Иерусалима. Умер мученически от Манасии, будучи препилен надвое, и положен под дубом Ароллем, близ колодца, который засыпан по приказанию Езекии царя. Купель Силоамская явилась по молитвам Исаии, который, истаявая от жажды во время болезни своей, молился о ниспослании ему воды, название Силоам с еврейского означает посланный. При Езекии царе, когда еще не ископан был колодец, молитвою св. пророк Исаия извел воду на месте колодца того, дабы не погиб град, в то время кругом обложенный иноплеменниками, и лишенный воды. Неприятель удивлялся в то время, откуда осажденные в городе берут воду для себя, и поставил стражу на месте Силоама. Но вода иссякала, лишь только иноплеменники подходили к месту тому, и опять исходила, когда подходили евреи с св. Исаиею. И доныне в те часы, когда приходил св. пророк к месту тому, истекает вода. Близ места Силоамского находится и могила Исаии. Здесь же находятся могилы других пророков и царей. Находящаяся здесь же могила Давида царя, устроенная Соломоном, на месте недоступном, весьма искусно, не может быть узнаваема и ныне. Тут находились драгоценности Соломона. Езекия царь имел неосторожность показать их вавилонским пришельцам, осквернившим кости отцов его и предал Бог племя его за cиe в рабство врагам.

10 мая

История об одном иноке, много раз уходившем из обители

В России, в городе Киеве, в обители преподобного Феодосия, жил слабо один черноризец, часто уходя из монастыря и опять возвращаясь к блаженному. Преподобный с радостью принимал его, говоря: Господь определил ему в сей обители окончить земную жизнь свою, несмотря на то, что он и часто отсюда отходит. Раз, после долгой отлучки, явился инок сей к преп. Феодосию, моля Его принять в обитель, как заблудшего, св. с радостью исполнил просьбу, причтя его к братии. Инок сей предлагал преподобному изделия рук своих, он работал предметы одеяния, но святой сказал ему: если желаешь быть истинным монахом, возьми все свои изделия и вверзи в огонь, этим покажешь свое послушание. Тогда инок сей сделал по слову препод. Феодосия, сжег все изделия свои, пожив мирно в обители св. Феодосия, скончался тут же.

Слово на пользу душевную

Человек! все, что имеешь ты, разум, искусство, все дано тебе от Господа, Господом покорено власти твоей все, что есть на земле, в горах, в воде, в воздухе, в пищу дано также от Господа, то, что Им благословлено. Получив дары от Создателя, потщися воздать и ты за благодеяния любовно к Своему Создателю, смирением, кротостью, милосердием. И Господь на небеси воздаст тебе то, что и ухо не слыша, и око не виде, и на сердце человеческое не взыде. Доколе ты живешь здесь, на земле, ты все равно, находишься на торжице. И так купи себе: милостью – помилование; смирением – славу; правдою – бесконечную жизнь; чистотою – венец; кротостью – право входа в Рай; молитвою – дружбу ангелов. Купи себе трудами – покой; бдением – лицезрение Господа; постом – наслаждение. Обрати внимание! если смотришь кверху – помни Господа. Небо Престол Его есть, если взглянешь вниз, на землю, помни мало по малу все туда пойдем. Пусть, посему уши твои слушают только полезное, дыхание твое пусть будет вместе воздыханием о грехах; язык пусть знает одну истину; уста – молитву; руки – раздаяние нищим; сердце-любовь; тело – чистоту; чрево воздержание; колена-частые преклонения Господу. Если все сохранишь сие, то будешь ты чадом света, сыном царcтвия, наследником радости, гражданином Иерусалима Небесного.

11 мая

Обновление царя–града

Когда град Византийский перешел во власть великого царя христианина Константина, то по его повелению град сей расширен и обновлен, и назван именем царя Константинополь. Оградив его стенами, построив в нем, здания и св. церкви, царь вместе с триархом того времени, возблагодарил Господа торжественною молитвою, и с крестным ходом дошел до места торга, неся на главе своей гвозди, коими пригвожден был ко кресту Господь наш Иисус Христос. С того времени Св. Церковь не престает воспоминать молитвенно это событие доселе.

Повесть из Патерика

На вопрос некоего брата одному из отцов: каким образом диавол вводит в опасности святых? Старец рассказал следующую историю.

Св. отец Никон, пребывал, спасаясь, на Синайской гope. Некто, быв в доме одного гражданина, пал с его дочерью, и для сокрытия греха своего, научил ее сказать, что виновник ее греха есть отец Никон. Отец девицы, лишь только узнал о сем, воспылал гневом на святого, и взяв меч, отправился с тем, дабы поразить отца Никона, но как только поднял он руку на угодника Христова, иссохла рука его. Тогда, разгневанный, отец принес жалобу братии, и вызван был преподобный, как преступник, тут его били и положили изгнать из обители. Угодник Христов не отговаривался от взводимого на него преступления, но лишь просил оставить его в монастыре для покаяния. Тогда, за мнимую вину заключили невинного страдальца в уединение на три года, с тем, дабы никто не имел с ним свидания. Незлобивый Никон перенес срок своего искушения. Но вот, спустя некоторое время начал бесноваться тот человек, который согрешил с девицей и признался он пред всеми, что оболгал святого отца. Тогда все пошли к отцу Никону просить прощения. Простить вас, прощаю, сказал святой, но здесь оставаться не могу я более, ибо среди вас не нашелся ни один, имеющий рассуждение, дабы разобрать добросовестно дело cиe и отошел тогда святой сей из места того. Теперь видим, заключил рассказывающий сие, как диавол вводит в напасти Святых.

12 мая

Повесть из жития св. Епифиная о продавце хлеба

Некогда настал великий голод в стране, где епископствовал св. Епифаний. Были хлебные запасы в городе, но они находились в руках некоего Фавстиана, человека неверного. Угодник Христов Епифаний обращался к сему лицу с просьбою снабдить его пшеницею в дом, но получил отказ.

Один раз, в ночное время, св. Епифаний ушел в церковь св. мучеников и молился слезно Господу о ниспослании хлеба, для прокормления бедствующих. Около того места стояла кумирница, под названием твердь Дия (языческого бога), к которой никто не подходил, будучи убежден, что приступившего к ней поразить неминуемая смерть. И был глас святому с неба: иди в кумирницу, Св. угодник подошел тогда к ней, и двери ее растворились сами собою, и оказалось там большое количество золота. И вот, на чудесно найденные деньги, св. Епифаний начал покупать у Фавстиана пшеницу, таким образом все запасы из житниц Фавстиана перешли в дома христиан, кои наполнили хранилища свои хлебом. Выписанный Фавстианом вновь хлеб из далеких стран погиб в морском крушении, тогда неверный начал хулить Господа и св. Епифания. И сбылось слово Псалмопевца: богатии обнищаша и взалкаша, взыскающие же Господа не лишатся всякого блага. Ибо Господь никогда не оставляет на Него уповающих.

13 мая

Слово о добрых и злых делах

(Относящиеся преимущественно к иноку)

Страх Божий прогоняет всякий грех, а леность прогоняет страх Божий. Преданность полная греху лишает человека всего хорошего. Четыре есть средства ведущие на путь спасения, хранение заповедей Божиих: смирение внутреннее, воздержание на словах и умеренность в жизни. Четыре есть средства возвышающая душу, милосердное отношение ко всем, незлобие, терпение, не осуждение ближнего и постоянная молитва. Четыре средства есть для почитающего соделывать свое спасение, занятие полезным постоянное, бдение деятельное, безусловное послушание и молчание. Душа оскверняется четырьмя грехами, мерзостными действиями, любовью к сластолюбию, объедением, излишним сном и заботами об украшении себя по внешности. От четырех причин помрачается ум, ненавистью к ближнему, гордостью, осуждением и злословием. От четырех причин блуд возбуждается: от объедения; от излишнего сна, от праздных бесед и от желания показать себя пред другими превосходящим их по разуму. От четырех причин гнев возгорается: от чрезмерного занятия мирскими делами, от постоянного действия по своей воле, от высокого о себе мнения и от любви славы человеческой. Всякий грех можно разделить на четыре вида: грех невежества, грех нечаянности, грех нужды и грех добровольный.

Легчайший грех есть грех, содеянный по незнанию, когда кто совершает не законное, не зная, что это не дозволено. Менее тяжкий в сравнении с другими есть грех нечаянности, когда кто не думая предварительно, и не желая совершить греховное действие, по увлечению или забвении совершает оное, и тот час раскаивается. Более тяжкий в сравнении с предыдущими есть грех, совершаемый хотя по побуждениям невольным, так сказать по нужде, но сознательно. Тягчайший грех есть грех добровольный, сознательный, совершаемый с любовью.

14 мая

Повесть о старце Серапионе

Св. Серапион был монахом от юности. Ничего не имел он с млада, но жил подобно птицам небесным. Не имея ни жилища, ни одежды кроме одной хламиды, для покрытия наготы своей, ходил святой сей будто бесплотный, нося постоянно с собою небольшое Евангелие. Много раз встречали сего угодника вне города плачущим и на вопрос, о чем он плачет, ответствовал св. Серапион, поручено было мне имение моим хозяином, и я растратил его все, теперь предстоит мне наказание за cиe. Слыша cиe, люди думали, что он говорит им о материальном имуществе, и давали ему, кто что мог, кто хлеб, кто овощи, говоря: бери cиe, а о растраченном не плачь, Бог может вознаградить тебя. И говорил святой на утешения сии, аминь, аминь. Раз в Александрии, в холодное время, встретился св. Серапиону нищий дрожащий от холода по причине худого oдeяния и начал размышлять св. отец: я считаюсь постником и последователем Христа, а ношу одеяние, а сей нищий дрожит от мороза, если я не обращу внимания своего на человека сего, и умрет он от холода, то в день суда взыщется с меня от Господа, явлюсь пред очами Христа убийцею я и сняв одеяние свое, последнее, дал нищему, оставшись сам совершенно нагим, и сел, держа св. Евангелие. Один знакомый его, проходя мимо, спросил: отец Серапион! Кто это раздел тебя? Он же показывая Евангелие, отвечал: вот кто раздел меня. На конец, продал св. Серапион и св. Евангелие, дабы заплатить долг одного несостоятельного. Когда он возвратился в свое место, то спросили его: где же одение твое? Я послал его вперед, отвечал святой, в то место, где ожидаем лучших одеяний. А где же малое твое Евангелие, спросили его, отвечал старец: истинно сказую я, всякий день читал я в Евангелии, иди продай имение твое, и даждь нищим и я сотворил cиe.

Странствуя из места в место, св. Серапион прибыл в Грецию, в Афины, где пробыл три дня, не имея ни куска хлеба, ни малой монеты денег. На четвертый день голод замучил святого, и он, взойдя на высокое место, начал взывать слезно: помогите мне, мужи Афинские! Греческие мудрецы собравшись вопрошали его: откуда ты? и что за причина плача твоего? отвечал им святой: родом я Египтянин, трем заимодавцам должен я, с тех пор, как оставил отечество свое, два из них не беспокоят меня, с ними я рассчитался, а третьего не могу удовлетворить, дабы не искушал мне. Кто же твои заимодавцы, спрашивали его. Тогда святой просто сказал им: от юности нападали на меня – сребролюбие, блуд и желание насытиться, от первых двух избавился я, а от последнего не могу освободиться, три дня я не ел ничего, и вот на четвертый дошел до голода.      Ученые мужи, думая, что человек сей обманывает их, стараясь приобрести от них деньги, дали ему золотую монету, и издали следили, что будет делать он. Подойдя к продавцу хлебом, святой Серапион положил монету ему, а сам взял один хлеб, и ушел из места того. Тогда философы убедились в полной нестяжательности святого человека, и взяли назад у торговца золотую монету, заплатив за взятый хлеб должное.       Наконец угодник Серапион достиг Лакедемонии, где продал себя некоему гражданину, человеку доброму, но зараженному Манихейскою ересью и чрез два года обратил он человека того со всеми домашними от ереси к православию. Тогда возлюбил его гражданин тот, почитая его отцом вторым.

16 мая

Сказание об Авве Феодоре

Один человек, быв у аввы Феодора, рассказывал следующее:

Я пришел к св. Отцу сему в жаркое время и нашел его в драной одежде, полуобнаженным. Спустя немного времени постучался в келлию его некто из мирян, и авва вышел к нему в том виде, и в дверях начал разговаривать с ним. Тогда я взял, что было под руками, и накрыл перси его, дабы не видно было наготы, но старец отбросил одеяние сие. Когда мы остались наедине с ним, я спросил его: Авва! для чего ты сделал то, что сбросил одеяние, возложенное мною на тебя? Мирянин тот для чего приходит к тебе, получит ли пользу, или соблазниться? Старец ответствовал неужели еще нужно нам угождать человеку? Я говорил ему то, что ему нужно было, а на все прочее не нужно обращать внимания. Кто зачем приходит, тот то и получает, кто ищет пользы, получает ее, а кто соблазна, тот получает соблазн. Я всегда пред всеми являюсь таким, каким бываю наедине с собою. И ученику своему поручил авва Феодор, дабы всем спрашивающим его, всегда отвечал о нем то, что действительно делает он.

Повесть Григория собеседника об одной отроковице

Не могу умолчать о происшествии, слышанном мною от раба Божия Прова, случившемся с его малолетнею сестрою, именем Мусою. Он мне рассказывал, что в одну ночь сестра его видела во сне Пресвятую Богородицу, которая окружена была малолетними отроковицами. Муса желала, но не смела присоединиться к их сообществу. Пресвятая Дева Богородица спросила во сне отроковицу ту, желает ли она жить вместе с видимыми ею сверстницами и когда Муса ответствовала, что желает, тогда взято было с нее обещание, что она не будет заниматься ничем пустым, воздержится от смеха и детских игр и чрез тридцать дней будет находиться в сообществе виденных ею отроковиц. Спустя 25 дней после сего сновидения, отроковица сия впала в горячку, в тридцатый день видение ей повторилось, и она отошла от мира сего.

17 мая

Рассказ св. Дионисия Ареопагита, показывающий, что грешников проклинать не следует

Св. великий Дионисий Ареопагит рассказывал, что бывши в Крите, он был принят священным мужем, Карпом, по чистоте души своей сподоблявшимся многих откровений. Сей священный муж Карп некогда огорчен был одним из неверных тем, что сей совратил некоторых православных в нечестие. Тогда св. Карп показал гнев свой на совратителя, приближалось уже к полуночи, когда, стоя на молитве, святой скорбел и тужил, и в горечи душевной начал молиться Господу, дабы наказал Господь и совратителя и совращенных. Когда он молился так, явилось ему видение, видит он стоящим себя среди храмины, которая разделилась надвое сошедшим с небес огнем. Когда св. Карп взглянул к верху, то увидел Господа нашего Иисуса Христа, окруженного бесчисленным множеством ангелов, и чудился святой, смотря на видение сие. Когда же он взглянул вниз, то видит глубокую пропасть, и те мужи, о покаянии коих молился он, стоят на краю пропасти той умиленные и трепещущие, ожидая с минуты на минуты падения своего в пропасть. Во глубине пропасти лютый змий всячески старается поглотить мужей тех, а стоящие здесь же еще люди бьют и тащат тех мужей на дно пропасти. Тогда святой Карп готов был забыть небесное видение и весь погрузился в видение зрелища внизу, и желая скорейшего наказания мужей тех, начал опять молиться. Взглянув вверх, видит он, что Господь Спаситель помиловал их, сходит с небес к ним и простирает им руку Свою для спасения; и Небесные силы утверждали людей тех. Тогда Господь Иисус Христос сказал ему: Я готов всегда пострадать для спасения человека, смотри, что лучше: быть ли тебе в бездне сей, или жительствовать в сообществе святых Ангелов.

Слово о покаянии и о пьянстве

Молю всех, хотящих каяться, воздерживаться от многого употребления вина, вино возжигает страсти плотские в человеке и прогоняет страх Божий. Проси у Господа, дабы Он вселил в тебя страх Свой и избавил тебя от нападающих на тебя страстей. Внимай себе, если совесть твоя говорит тебе, что ближний твой имеет нечто на тебя, не медли, но иди помирись с ним, и если есть что-либо, действительное оскорбляющее со стороны ближнего твоего, прости ему и будь милосерд. Враг всячески старается возбуждать гнев между людьми, но Бог и совесть нудят нас смиряться и любить ближнего своего. Не будем говорить о полной нищете духом, но отдадимся Богу Господу всем сердцем своим.

Слово о том, как подобает стоять в Храме Божьем

Всякому христианину дан ангел хранитель от Господа, да пребывает с ним везде и всегда. Но, как пчел прогоняет дым, и голубей неприятных запах, так грехи человека, удаляют ангела хранителя. Не даждь-б, сказано, на подвижения ноги твоея, да не воздремлет храняй тя. Как нехорошо и ни с чем несообразно поступил бы тот, кто, беседуя с царем, оставил бы его, и предстоя ему, призвал бы слуг и начал с ними при очах царя беседовать, так крайне грешно поступает и тот, кто стоя на молитве, развлекается в мыслях своих. Даже небесные силы со страхом и трепетом предстоят Господу, как же нам не стараться уподобляться им, когда находимся в храме Творца? Ему слава ныне и присно, и во веки веков.

18 мая

Слово св. Ефрема Сирина о том, как нужно читать священные книги

Возлюбленный! Нашедшее на тебя искушениe отгоняй мечем духовным, который есть страх Божий, а вместо трубы употребляй священные книги. Как труба среди войска сзывает воинов: так чтение священные книги собирает помыслы ко страху Божию, как трубою даются знаки на войне для нападения на врага, так чтение святых книг побуждает к благим делам и воодушевляешь в борьбе со страстями. Посему, возлюбленный, как можно чаще и прилежнее читай святое писание, дабы собрать свои мысли, кои враг наш старается рассеять, дабы избежать сетей врага, дабы узнать путь к спасению, чтение священных книг восстанавливает чистоту ума, и делает его способным понимать божественное. Сказано: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог. Видишь возлюбленный мой, что тот, кто упражняется в чтении святых писаний, сподобляется разуметь божественное. Духом Святым сказано (в псалме), как олень стремится на источники воды, так душа моя к Тебе, Боже. Будь же ты, как олень, жаждущим духовного пития, которое есть чтение святых писаний.

Питием сим ты погасил жажду свою, возбужденную пламенем страстей. Вы знаете возлюбленные, что Христос зовет нас на брачную вечерю? Что же мы медлим, и не стараемся запастись новою одеждою, горящими свечами и сосудом елея? Не одетый никто не внидет туда, да если же и внидет, вы знаете что будет таковому, по доведению царя свяжут его, и ввергнут его во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов.

Св. Иоанна Златоустого слово о молитве

Нужно нам часто молиться, но не многословить в молитве, Господь и Павлу повелел молиться часто и кратко. Если кто в молитве много употребляя слов и выражений многосложных и среди молитвы возленится, таковой подает случай удобный диаволу смутить его, и уничтожить в душе смысл выражений. Если ты и краткие творишь молитвы, но часто и везде, то можешь быть невредимым от врага. Твори молитвы постоянно и с сознанием и вниманием, и не говори, неудобно когда-либо молиться, например занятому житейским делом, или потому, что нет близко молитвенного дома. Где бы ты ни был, везде можешь творить молитву, никакое место никакое время никогда сему не препятствуют.

Ты совершил вполне молитву, если внутренне обратился ко Господу своими мыслями, хотя бы не воздел рук к небу, не преклонил колен, не ударил себя в перси. Удобно молиться в пути, удобно молиться занимаясь продажею, покупкою, и всяким другим делом, хотя бы и не было возможности быть в церкви. Господь не гнушается никаким местом, но одного требует – чистоты души нашей. Если спросим, что же говорить в молитве? А то, что говорила Ханея Христу: помилуй мя, яко дщи моя зле беснуются. Говори и ты, помилуй меня, ибо душа моя люто беснуется. Грех, это страшный бес.

Сказание из Патерика

Некоторый старец говорил: Когда получаешь ты милости от Бога, и замечаешь в душе своей умиление, тогда часто, по научению диавола возникают в тебе мысли о житейских делах. Сатана всячески старается, дабы ты был развлечен и лишен сладости плача. Если же человек разумеет это сатанинское наваждение, тогда может отразить оное от себя. Более всего прогоняет из души умиление, гнев и ярость.

Еще сказал: если хочешь иметь плач, возлюби нищету, и смирение и не желай обставлять жилище свое лучшими вещами. Когда душа твоя возжелает чего – нибудь, но остановиться не на чем ей в житейской обстановке твоей, тогда она воздыхает и смиряется, и Господь утешает такового, дарую ему в преизбытке умиление. А когда человек поймет сладость божественную, тогда возненавидит даже свою необходимую одежду, и самое тело свое. Я прямо скажу, тебе, сын мой: если не возненавидит человек тело свое, но будет угождать требованиям его, таковой никогда не будет свободен от сетей врага. Диавол искушает человека, особенно юного, большею частью чрез тело его, как о сем пространно поучает авва Исаия.

19 мая

Память св. мученика Калуфа египтянина

Св. Калуф, живший в царствование Максимиана, родом из Фиваиды Египетской, за веру Христову взят был язычниками и предан суду. С камнем на шее повешен был святой страдалец стремглав, и биемый в таком положении, говорил вслух мучителей, я жду будущую славы, и охотно терплю раны сии. По сем, снятый с древа, предан был огню, где скончал течение свое.

Слово судьям о правом суде

Имей ввиду всегда суд праведный и внимательно разбирай всякое дело, и не будь подкуплен. Не оправдывай виновного, хотя бы он был другом тебе, не обвиняй невинного. Пусть суд твой будет истинен, как суд Божий. Гнев Божий на неправедных судей придет рано или поздно, и смертью лютою осуждены будут все судящие неправедно, ради слез, невинно проливаемых осужденными. Имея ввиду то, не внимай тайным наветам доносителей. Не обращайся грубо с невинным, не выходи из хладнокровия во время суда. Не гордись властью, в которую облачен ты, от Господа бо дана она.

Из притчей Соломона

(По переводу Русской библии Синодального издания. С.-Петербург 1875г.)

Притчей Соломон, гл. 6:20–35

Сын мой! храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей, навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь оне будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, а наставление свет, и назидательные поучения путь в жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, (да не уловлен будешь очами твоими) и да не увлечет она тебя ресницами своими, потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять огонь за пазуху, чтоб не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горячим углям, чтоб не обжечь ног своих.

Слово о звании в царство небесное

Господь говорит в Евангелии, применяясь к разумению человеческому: уподобися Царство Небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему. Всех созывает царь на вечерю свою, но многие из званных отказываются явиться под разными предлогами, и чрез то лишаются участия в блаженстве. А между тем число отказывающихся восполняется новыми приглашенными. Когда пир готов был открыться, увидел царь в числе явившихся одного человека не в одежде брачной и велел слугам, связав его, ввергнуть в тьму кромешную. Отрекается от звания в царство небесное, тот, кто не приемлет веры Христовой, кто предан идолослужению, кто принял еретичество, или будучи христианином, оскверняется мерзкими грехами, не идя к покаянию, или живет вопреки требований закона Христова. Вот те, кои изгнаны будут из райского, блаженного пребывания святых. Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков.

20 мая

Из Патерика

Монах Моисей сильно возмущаем был плотскою страстью, так, что хотел оставить обитель свою, но удержан был от сего аввою Исидором. Сей возвел Моисея на крышу здания и показал ему чудное видение, на западной стороне множество демонов, а на восточной множество святых человек. Авва Исидор объяснил тогда Моисею, что сии святые посылаются Господом на помощь от нападений демонов и прославив Христа, Моисей надеясь на Господа, возвратился в келлию свою.

Старец сказал: Бог терпит грехи в мире, но в пустыне не терпит. Ты знаешь, брат мой, что будет жестоко истязан по смерти грешник, хотя он и жил в мире, потому что от него требовалось много такого, что он должен был исполнить по закону Христа. Посему, что же постраждем мы (монахи), отрекшиеся мира, и всего, я же в нем? Лютые люди предлежат увидевшему волю Господа и презревшему оную и своей воле последовавшему. Утешая себя, и наслаждаясь тленным, говорят некоторые: я имею только то, что необходимо для жизни. Хорошо, если ты только то собираешь, что действительно необходимо. Но нет ли таких, кои имея много, желают еще большого, употребляя необходимую пищу изыскивают еще лучшей?

21мая

Явление Честного Креста Господня

Константин Великий первый царь христианин. Отец Константина не верил идолам, но признавал во всем волю Бога невидимого, истинного обличал участь христиан, терпевших тогда гонения от неверных, и сына своего Константина учил просить помощи у Господа, а не у идолов. По смерти отца, Константин в войне с Максентием, видев на небе изображение св. Креста, и слова: сим побеждай, сделал образ креста из дерева. Узнав, от христиан, что знамение cие св. Креста есть знамя веры Христовой, св. Константин сам сделался христианином, и пред кончиною своею принял крещение. Матерь сего царя, св. Елена царица была в Иерусалиме, где обрела св. Крест, на коем пригвожден Спаситель наш Христос, и святые гвозди. Множество народа приведено к вере Христовой сими царем и царицею, кои прославлены св. Церковью с наименованием равноапостольными.

Слово св. Иоанна Златоустого о воспитании детей

Долг родителей, при заботе о своей добродетельной жизни, заботиться и о воспитании детей своих, отвлекая их от порока. В детстве, так сказать, зарождается зло, которое укореняясь все глубже и глубже, возрасти может до того, что его нельзя уничтожить ни увещаниями, ничем другим, а те, кои закоснеют во зле, бывают пленниками сатаны, который водить их туда, куда хочет. Диавол такие влагает тогда стремления, кои охотно приемлются молодыми людьми, единственно потому, что удовлетворение их доставляет минутную приятность, а о последующих бедствиях, таковые и не помышляют. Посему умоляю, подадим руку помощи детям своим, чтобы после самим не потерпеть наказания за злые дела их. Уже ли вы не знаете, что старец Илий пострадал за то, что не так как бы нужно было, исправлял пороки сынов своих? Если бы какая язва требовала отсечения члена, а врач стал врачевать оную пластырем, то рана могла бы сделаться чрез то неизлечимою, так точно и старец сей, когда должен был наказать детей за их противозаконные поступки, оказал им снисхождение, а чрез то сам сделался участником наказания. Посему прошу вас всех, имеющих детей, убоясь примера сего, позаботиться о их воспитании. Скажу вообще, пусть всякий заботится о живущих с ним вместе, и попечение о спасении ближнего своего да вменяет за великую себе честь, тогда все, утвердившись в добродетели, будут способны избегать искушения, и получат помощь свыше, чего да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу и Святому Духу слава, держава и честь, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Из Патерика

Один брат пал в любодеяние, когда он возвращался в келлию свою, сатана возмущать стал мысли его, представляя в уме, нет теперь мне спасения, зачем идти теперь в кeллию и скрываться от мира. Тогда познав, что диавол хочет окончательно победить его, вовлекши в отчаяние, сказал брат, откуда сии мысли идут ко мне! Я не согрешил (непростительно) и сказав cие вошел в келлию свою и предался безмолвию, как было и прежде. И открыл Господь старцу одному, соседу его, что брат твой пал и победил. Пришел старец спросил его: как живешь ты? и сказал брат ему: хорошо отче! тогда старец сказал ему: мне открыто Господом, что пал ты, и победил. Тогда рассказал ему брат подробно все и отвечал старец: подлинно рассуждение твое сокрушило всю силу врага.

22 мая

Слово св. Амвросия Медиоланского о надежде воскресения

Не следует сожалеть, как о потере чего-либо, о смерти других, но мы лучше готовы, и способнее к тому, чтобы скорее забыть умершего, нежели утешиться в смерти его, легче для нас воспоминать о усопшем с воздыханием и горечью, нежели с утешением и надеждою. Когда мы с ужасом воспоминаем о усопших, то тем показуем, что мы более сомневаемся, нежели надеемся на их спасение, скорее почитаем их осужденными, нежели оправданными. Ты говоришь, мы лишились того, кого любили, но это свойственно всему в мире, ибо порученного нам на время, не можем иметь при себе вечно. Самое небо не всегда сияет звездами, коими иногда украшается, как какими-нибудь коронами. Не всегда блещет солнечным светом, но по временам покрывается тьмою. Что приятнее света? Что лучше солнца? но хотя каждый день скрывается оно от очей наших, однако мы не жалеем о захождении его, надеясь опять на его возвращение. Это научает тебя иметь терпение в переменах. Если не скорбишь о потере большего, для чего же сетуешь лишаясь человека? пусть будет жалость, но растворяемая утешением, как в счастии, так и в несчастии следует соблюдать умеренность. Если глупо чрезмерно радоваться чему-либо временному, тем более недостойно чрезмерно предаваться печали о временном. Посему нет причины бояться смерти, и соболезновать чрезмерно об умерших, когда жизнь, кончившаяся на земле, вновь начинается в той мере, в какой укажут вера и добродетель. Никто никогда и не желал оставаться вечно на земле. О Иоанне (Богослове) говорят, что ему обещано бессмертие до конца мира, но это говорят неправильно, это зависит от неправильного толкования слов Евангелия. Сам св. Иоанн Богослов говорит, что Ему не обещано не умирать, дабы другому сей пример не послужил к напрасной надежде. Как желать вечной на земле жизни есть дерзкая и несбыточная надежда, так еще более безрассудно предаваться чрезмерной скорби о смерти других и своей собственной. Надежда воскресения утверждается фактами, ибо многие воскресли. Поскольку человек состоит из души и тела, будущее же награждение или наказание будет определяться делами человека, то нужно, чтобы душа и тело вместе приняли должное, каким образом судима будет одна душа, когда дела совершены ею совокупно с телом? Воскресение обещано всем, но есть люди, кои сомневаются в сем и это потому, что воскресение есть не заслуга наша, но дар Божий. Истину воскресения подтверждает все самый мир, состояние всех вещей, порядок родов, следующих друг за другом, рождение и смерть, день и ночь переменно сменяющие друг друга.

Земля не производила бы плодов, если-бы влажность, испаряющаяся от лучей солнечных, по Божественному определению, не восстанавливаемая была ночными росами. Что сказать о плодах? не умирают ли они, когда упадают в землю, и не воскресают ли опять, когда произрастают? Что посеяно, то воскресает, и что умерло, то опять воспроизводится последующим родом. Как земля произрастает плоды, так и человек подчиняется тому же закону. Отчего сомневаться в истине воскресения! Сеется зерно, зерно же и произрастает; в землю упадает яблоко, и произрастает опять яблоко; зерно украшается цветом, облекается кожею: подобает бо тленному облещися в нетленье, и мертвенному облещися в бессмертие (Кор. 15:18). Цвет воскресения есть бессмертие и нетление, ибо что вожделеннее может быть вечного покоя и блаженства? Плоды воскресения многоразличные, смотря по достоинству умершего. Верь, что земля, которая возвращает с избытком брошенные в нее семена, не удержит в себе и человека. Если Божественное провидение так восстанавливает растения, то не более ли оно печется о человеке? Когда не гибнет то, что дано для употребления человеку, то попустит ли Господь погибнуть человеку, созданному по образу и подобию Христа? Если ты не понимаешь, каким образом воскреснут мертвые, то скажу тебе: безумне! ты еже спеши, не оживет, аще не умеретъ: воскресает же всякий cyxий плод. У Даниила пророка читаем следующее: и в то время спасутся люди твои вси, обретыися вписаны в книги многие из спящих в землю воскреснут, сии в жизнь вечную, а оные во укоризну и стыдание вечное и смыслящие просветятся как светлость тверди и от праведных многих аки звезды вовеки. (Дан. 12:1–8) хорошо сказано пророком: многие из спящих, дабы ты знал, что смерть не есть вечное состояние бессознательное, но подобное сну, отсюда же видно, что будущая жизнь несравненно лучше той, какую проводим мы на земле, ибо она сравнивается со звездами, и светлостью небес. Eвaнгeлиe указывает тебе примеры воскресения, Христос воскрешением Лазаря воскресил веру всех людей, когда ты читая, веруешь, то мысль твоя, прежде мертвая, воскресает вместе с твоею верою. Пришел ко гробу усопшего Лазаря, Христос Спаситель сказал: Лазаре гряди вон! Для чего воскликнул Господь, когда мог повелеть молча? Для того, дабы подтвердить то, о чем сказано: вострубить бо, и мертвые восстанут нетленны, вскоре, во мгновенье ока, в последней трубе. Для чего Христос называет усопшего по имени: Лазаре иди вон? Для того, дабы один воскресший не был принят вместо другого, чтобы воскресение не показалось случайно, но видно бы было, что оно произошло велением Христа. Не удивляйся сему, зная, кем совершено cиe. Христос Иисус есть Бoжия сила, жизнь, свет, воскрешение! Сила восставила лежащего, жизнь подала хождение, свет прогнал тьму, возвратив зрение, воскрешение даровало жизнь. Не сей один пример воскресения показан Господом, многих и других воскресил Господь, да ты уверуеши. Воскресил юношу, на погребениe несомого. Юноша сел и начал говорить: Иная есть сила благодати, и иной порядок природы. Душа праведная по смерти перейдет в вышний Иерусалим, где будет воспевать Господа, как говорится в Апокалипсисе. (Апокал. 14:4).

23 мая

Повесть Григория собеседника

Один воин в нашем городе умер от свирепствовавший в то время болезни, и опять воскрес. То, что видел он, будучи мертв, после сам рассказывал многим. Вот рассказ его: течет большая река, чрез которую идет мост, под мостом тьма, смрад, зловоние. Пред мостом же зеленые луга, пестреющие цветами, издающие приятный запах, тут много людей, одетых в белые одежды. Благоухание тут настолько велико, что живущие близ места сего им питаются и бывают насыщаемы. Тут стоят многоразличные обители, блистающие многим светом, тут же строился великий дом и наполнялся золотою утварью, но кому предназначалось жилище cиe, было неизвестно. По берегу реки также много было строений, в некоторых из них находилось зловоние, но в других не было его нисколько. На вышеупомянутом мосту происходило то, что, если пройти хотел по нем грешник, то ниспадал в бездну, праведники же проходили по нему свободно. Там видел я одного знакомого, умершего тому назад около четырех лет, висящим стремглав, и связанным железными узами. Когда я спросил: за что сей страдает? то мне отвечали: за то, что будучи обязанным по своей должности наказывать виновных, исполнял cиe больше по жестокости своего характера, нежели по обязанности. Об этом знают все, его знавшие.

25 мая

Повесть о чудесном спасении от смерти

Монах Палладий рассказывал нам следующее: В Александрии был один благоговейный муж сиявший милостью и страннолюбием, человек женатый, имевший шестилетнюю дочь, по занятию купец. По делам торговли, нужно было ему, оставив свое семейство, отправиться в Константинополь. Когда он шел на корабль, жена вопросила его: на кого же ты оставляешь здесь? И ответствовал он: поручаю я вас Пресвятой Владычице. По отъезде купца того, случилось следующее, диавол научил прислужника, дабы он убил жену ту с дочерью ее и забрав их имущество себе, бежал бы, тогда прислужник взяв нож, подошел к дверям комнаты, где жена купца работала, сидя вместе с малолетнею своею дочерью. Но в дверях комнаты прислужник поражен был внезапно слепотою, и остановился посреди, не зная куда идти и стал звать госпожу свою, дабы она подошла к нему, а та удивлялась, что он стоя в дверях, зовет ее, и не подходила к нему, тогда прислужник ударил себя ножом и упал обливаясь кровью. Испуганная сим поступком жена созвала соседей своих и блюстителей общественного порядка (от претора) и узнали все тогда от прислужника, который был еще жив, как он внезапно поражен был слепотою за свое диавольское намерение. И все прославили тогда Господа, чудесно спасшего матерь с дочерью ее.

26 мая

Сказание о том, как диавол изводит из Храма Божия людей прежде окончания Богослужения

Старец Матвей в Печерском монастыре был прозорливец. Раз видел он во время утрени беса, который обходит стоявших на пении монахов, имея образ светского человека (в славян, ляха), и нося в подоле платья цветки (в славян, липки), кои метал в стоявших и певших. И видел старец, как некоторые, к коим прилипал цветок, брошенный диаволом, оставляли пение, и под предлогом чего-либо, уходили из храма в келлию свою, и там ложились спать, между тем как другие отстаивали всю службу церковную, и к ним не прилеплялся цветок, брошенный сатаною. Старец поведал о сем видении братии обители своей и все тогда решили, никому не исходить из храма до окончания богослужения. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

28 мая

Повесть о подвижнике в мире

Один чиновник (в подлиннике: царев писец) рассказывал следующее:

Один раз, это было в пятницу, вечером, отправился я в храм Пресвятой Богородицы в Халкопратии, дабы усладиться чтением и пением. В полночь (всенощное бдение в монастырях древних продолжалось до утра) я увидел там одного бедняка особенно усердно молившегося и обратил на него особенное свое внимание. Под утро вышел он из храма (в подлиннике: в куроглашение) и я пошел также вслед его. Дорогою, проходя мимо церкви св. Иоанна Богослова, человек тот подошел к дверям церковным, и когда преклонил колена свои для молитвы, отверзлись двери те, видя cиe, удивлялся я, стоя в потаенном месте. По окончании молитвы его, двери опять затворились сами собою. Идя вслед его, я заметил место его жительства, и в понедельник следующий отправился к нему. Тут встретил я женщину, которая оказалась женою человека сего и она рассказала мне, что муж ее ремеслом сапожник, и теперь отправился продавать изделия свои. Тогда я, видя бедность их дал жене той денег (в подлиннике: три златника) дабы купила она пищи, и сказал, будем мы обедать здесь вместе. После обеда я повелел жене выйти вон из храмины, и наедине рассказал человеку тому, как видел я чудо в церкви во время молитвы его, и просил его откровенно сказать мне подробности жития своего. Тогда он, взяв с меня слово, никому не рассказывать до смерти его, сказал мне следующее: ты видишь – я сапожник все, что достану трудом своим, разделяю на три части- одну на нужды по семейству своему, другую для нищих, третью на покупку товара, постимся все дни, и все ночи проводим в молитве. Вот уже двадцать семь лет, как женился я, и доселе мы оба пребываем в девстве. Когда скончался дивный муж сей, я рассказал услышанное мною всем, на пользу душевную.

29 мая

О милостыне

Монахи монастыря Феодосиева рассказывали следующее:

Нашим настоятелем, о. Феодосием установлен обычай был такой, в великий четверг ежегодно приходили в обитель бедные и получали пшеницу, вино, мед, хлебы и несколько деньгами (в подлиннике: по пяти медниц). Случилось раз, что пшеница вздорожала, по причине неурожая. Великим постом этого неурожайного года, просили монахи своего настоятеля, дабы он на сей раз отменил заведенный обычай, в виду скудости запасов, и дороговизны. Настоятель настаивал, дабы устав св. Фесодосия исполнить, и высказывал надежду на ходатайство св. Феодосия пред Богом, но братия представляли ему невозможность исполнить на сей раз сего обычая, тогда игумен со скорбью сказал: делайте, как знаете, таким образом один год оставлен был, давно заведенный, святой обычай. И вот один раз заведующий хлебом монах вошел в житницы и видит, все хлебные запасы покрылись плесенью до того, что негодными сделались к употреблению. Тогда игумен обратился с такою речью к братии: так всегда наказывается всякий, преслушающий заповеди отца своего. Если бы раздать, по обычаю, часть хлеба бедным, то этим мы и нищих бы утешили, и заповеди соблюли бы отца нашего Феодосия. По крайней мере теперь убедились, в неусыпности Божия промысла и в том, что святой Феодосий надзирает доселе за своими чадами.

Из книги Иисуса, сына Сирахова о неправедных судьях3

(По переводу Русской Библии Синодального издания 1875 года, С-Петербург)

Премудрости Соломона 6:1– 6

Итак слушайте цари и разумейте, научитесь, судии концов земли! внимайте обладатели множества, и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава и сила от Вышнего, который исследует ваши дела, и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его Царства, не судили справедливо, не соблюдали закона, и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится, и строг суд над начальствующими. Ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны.

Из жития св. отца нашего Иоанна Милостивого

Преподобный отец Иоанн услышал раз, что один юноша терпит крайнюю нищету, из расспросов людей, знавших того юношу, преподобный узнал следующее, юноша тот был сыном богатых родителей, кои будучи чрезвычайно милостивы, раздали все свое имение нищим. При своей смерти отец того юноши, призвав его к себе сказал: что хочешь, сын мой, оставлю тебе я в наследство, десять литр злата, или икону Пресвятой Богородицы? Тогда юноша тот взял св. икону Небесной Царицы, оставив золото для раздачи нищим. Дошел до крайней нищеты, юноша тот и день и ночь пребывал в храме Пресвятой Богородицы. Тогда удивлялся св. Иоанн добродетели и разуму сего юноши, и с тех пор, как истинный отец, начал пещись о юноше том. Раз призвал к себе святитель своего эконома и секретно приказал ему сделать следующее, взять ветхую бумагу и написать на ней от имени некоего, умершего мужа Феопемпта, что юноша тот близкий родственник умершему (в подлиннике искренний), а между тем Феопемпт был роднею св. Иоанну. Когда эконом исполнил это приказание своего святого владыки и привел с собою того юношу, то святитель начал целовать его, как родного, и дал ему много имения, дома, и все нужное, показывая тем, что Христос не оставляет уповающих на Него, Ему же, со Отцом и Святым Духом слава всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.

30 мая

Повесть о жене, которую встретил блаженный Марк на одном острове

Блаженный отец наш Марк черноризец рассказывал следующее:

В то время, когда я ехал на корабле из Рима в Константинополь, поднявшийся ветер заставил причалить корабль к одному острову, где простояли мы долго. Один раз я сошел с корабля на остров тот, и прохаживаясь по оному, увидел вдали как бы тень, нагого человека, и поспешил по направлению оной, когда приблизился, то услышал голос: человек Божий! если хочешь видеть, и благословить меня, (в подлиннике: молитву даровати моему смирению), то брось мне одну из твоих одежд, ибо я женщина. Я, совлекши с себя одну ризу свою, подал жене сей и оделась она. Потом, обратившись лицом к востоку, и преклонив колена, возопила жена та великим голосом, воздев руки на небо: Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий! Который исполнил мое желание, и сподобил меня увидеть иерея Твоего! сказав cие, обратилась ко мне и поклонившись мне, а я ей, сели мы, сотворив молитву. Я спросил ее: откуда ты? и как поселилась тут? и сколько лет проводишь на месте сем? Жена отвечала мне: Я, честный отче, родом гречанка (в подлиннике: от Елладския страны есмь) из города Лария, дочь бедных родителей, по смерти коих осталась сиротою. Некто из боляр взял меня, из сострадания, и воспитал хорошо, все равно какj дочь родную свою. По достижении мною совершенного возраста, болярин тот отдал меня за своего единственного сына, не погнушавшись моею бедностью. Но родные и друзья мужа смеялись ему, что такую бедную i жену избрал ему отец его, (в подлиннике: поношаху) я, видя постоянные укоризны, просила мужа, дабы он отпустил меня в монастырь, а сам женился бы на другой более богатой. Но он говорил, что любит меня и предпочитает всем. Тогда я, видя, что продолжают поносить его за меня, решилась бежать. Ночью, я ушла из дома, не взяв с собою ничего, кроме того, что было на мне. По неисповедимым судьбам Промысла Бoжия я сошла на сей остров с корабля, на котором ехала, не зная даже того, что была беременна. Что претерпела я здесь, не могу подробно и рассказать тебе, наконец я родила сына, и своими последними одеждами повила его, и вот уже тринадцать лет теперь ему, он пребывает в пещере со мною, поя Господа на всякое время. Я постоянно молилась, дабы Господь послал иерея Своего крестить сына моего и вот Господь избрал тебя для сего, исполнив желание мое. Молю тебя, соверши крещение, принеси нужную одежду, и совершив богослужение, сподоби нас Божественного напутствия тела и крови Христа нашего, но о мне не говори никому. Тогда я возвратившись в корабль, и взяв нужное, пошел и просветил св. крещением отрока, и совершив службу, причастил его с матерью Св. Божественных Таин. Тогда, возвратившись прослезился, возблагодарив Господа, показавшего мне святых сих. Пришед в Константинополь, я рассказал всем cию чудесную историю.

Повесть из писаний отеческих

Три монаха одной обители пошли однажды на жатву, взявшись обработать шестьдесят участков (в подлиннике: нив). Один из них на первой же заболел, и возвратился в место свое, тогда оставшиеся решили, что, хотя заболевший и отсутствует, но молитва его пособит им окончить успешно дело свое. По окончании работ, они приглашать стали и болевшего идти за получением платы. Но он отказывался взять, говоря, что я не присутствовал на работе с вами. Тогда пошли они к одному великому старцу для разрешения недоумения сего. Старец сей решил созвать всех для рассуждения о сем, тогда собрание решило, да примет неработанный брат плату свою и опечалился брат сей. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

31 мая

Из слов св. Иоанна Златоустого о смирении

Молю вас братия, возлюбите смирение, которое возлюбил и Сам Господь наш Иисус Христос, нас ради смирившийся даже до смерти, смерти же крестной. Будем и мы подобны Ему, и таким образом своим смирением победим гордость диавола. Господь о смирении говорит: кто хочет из вас большим быть, да будет всем слуга, возвышающий себя смирится, а смирявшийся вознесется, и все злое не прикоснется смиренному. Гордый идет в бездну адскую. Молю вас, братия, имейте послушание без противоречия, ибо послушание есть матерь вечной жизни, а противление – погибели, и мы чрез послушание внидем в царство небесное и жизнь вечную наследуем.

Слово на похвалу милостивым

Велик пред Господом человек милосердый. Истинная милостыня всегда сопровождается любовью, начинаясь добровольно. Не думай, что подавая милостыню, ты ничего чрез то не приобретаешь, ты получаешь превеликую пользу, а не подавая, идешь к погибели. Следует заметить, что лучше не творить милостыни, нежели сотворив, скорбеть и тужить о ней. Но для чего скорбеть? Надейся на Господа, Он воздаст тебе на небеси преизобильно. Если хочешь воздаяния в здешней жизни, знай, что многие на земле прославлены за милосердие, но мы не ублажаем их, ибо не получаем более воздания те, кои желают на земле прославления. Посему не оставляя раздавать милостыню, заповеданное от Господа совершай со всевозможным тщанием, помогая особенно достигнутым несчастием. Если бы разбойник просил у тебя, подай ему, ибо достоверно известно, что вменится тебе то в добродетель. Господь сияет свое солнце равно для всех, как же ты можешь признать его недостойным пропитания? Если ты избираешь для своих благотворений кого либо одного, оставляя всех прочих, то этим ничего не делаешь хорошего. Хорошо помочь всякому бедняку, страдальцу, несчастному. Милостыня останется всегда прекрасною, хотя попадает в руки недостойного. Но если будем отвергать недостойных, не найдем и достойных, то кому подадим тогда? Если ты будешь разбирать, кто достоин милости и кто нет, то и Господь будет судить о тебе, как о недостойном Его милосердия. Посему, где бы ты не встретил несчастного, кто бы ни был он, помоги ему. Имей в виду – он человек, и с тобою одинакового свойства. Сообрази, ты заботишься о своих прислужниках, одевая и кормя их, за то, что они на земле служат тебе, а нищий более их послужить тебе, в день суда он избавит тебя ада. Чья же услуга более Милосердного же человека любят не те только, кои им облагодетельствованы, но и прочие, слыша и зная о милостивых делах его. Истинная милость определяется не только ценностью подаваемого, сколько расположением подающего. Так жена упоминается в Евангелии, подавшая в храм две лепты, была восхвалена Господом более всех, ибо принесла Богу в дар последнее. Бедняк, верующий Господу, ничего не потеряет от своего убожества для вечной жизни, точно так, как богач ничего не приобретет для неба от своего имения. Богатые, не оказавшие милостыни, будут жестоко наказаны, если же и подают таковые без любви, не избегнут муки. Примем братия к сердцу мысли сии, во имя Господа Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом слава, ныне и присно и во веки веков.

* * *

3

Приведенные стихи взяты нз книги „Премудрости Соло­мона»; хотя в подлиннике озаглавлены взятыми из книги Премудрости Ииcyca Сына Сирахова. В подлиннике между сти­хами находятся вставленные мысли неизвестного автора, кои здесь исключены.


Источник: Москва. Издание книгопродавцев Леухина и Ермакова, 1884. От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать позволяется, Московская Духовная Академия. Декабря 2 дня 1882 года. Цензор Протоиерей Михаил Боголюбский. Типография Ф. Иогансон Покровка, Лялин пер., д. Преснова

Комментарии для сайта Cackle