С.Е. Недумов

Источник

Месяц октябрь

7 октября

Св. мученик Иулиан пресвитер и Кесарий диакон

Император Клавдий так преследовал Христиан в Риме, что не пощадил родной своей матери, но предал ее смерти за веру Христову. В царствование этого государя пришел из страны Афронской в город Таракиний блаженный Кесарий, и увидев, как народ приносит жертвы идолам, плюнул на них. Тогда святого, взяв, заключили в темницу, и потом предали суду, как оскорбителя религии. Связанный по рукам, влеком был св. мученик воинами до капища Аполлонова. Когда святого влекли мимо храма, то пало здание по молитвам его, и всех бывших в нем задавило. В это время начальник языческий, именем Леонтий, уверовал во Христа, и немедленно принял св. крещение от руки св. Иулиана пресвитера, который приобщил новокрещенного Свв. Христовых Тайн. Соделавшись христианином, Леонтий вскоре скончался по молитвам св. мученика Kecapия. По приказанию мучителя пресвитер Иулиан вместе со св. Кесарием брошены были в море. На приговор свой свв. мученики ответствовали пророчеством, что мучитель их погибнет от лютого змия, что и исполнилось вскоре. Когда проходил мучитель их около моря, то внезапно напавшее на него чудовище обвилось вокруг тела его, разбив все члены его, и замертво пал мучитель на землю, и лежал распухши весь, пред взорами любопытной толпы. Между тем мощи святых мучеников всплыли на поверхность морскую, и взяты были верными почитателями их. Когда несшие тела Христовых угодников проходили мимо разбитого мучителя, то он, от угрызения ли своей проснувшейся совести, или от жестокости и ярости, сам поражал ударами себя самого. Когда свв. мощи страдальцев были вынесены из города и положены вне его, сын новопросвещенного мученика Леонтия отсек им головы и поверг в море. Наконец пресвитер Куарт, нашед, по наставлению Ангела, обезглавленные тела святых, положил оные в благоприличном месте, во славу Бога.

Св. мученик Полихроний

Сей святой угодник Христов происходил из страны Агафанидския, был сын земледельца, от коего получил первоначальное образование. Еще отроком, св. Полихроний имел дар чудотворения, однажды, за неимением воды, он молитвою извел оную из земли. По достижении совершенного возраста, он занялся садоводством, и работая вместе с другими, обращал на себя внимание хозяина как добросовестностью труда, так и иными многими добродетелями. По прошествии некоторого времени, хозяин-земледелец, вознаградив обильно святого угодника, отпустил от себя, прося его молитв. Употребив свои сокровища на построение Божия храма, св. Полихроний поступил чтецом в соборную церковь, где достиг сана священнического. Приверженцы еретика Aрия возложили наконец на угодника Христова венец мученический, внезапно напав на него в церкви, они заклали его у святого жертвенника.

Сказание об одном серебрянике, молитвою подвигнувшем гору

Появление настоящей истории в издании пролога не восходит далее ХVII века. В переводе русском ее содержание требует исправления, в виду необходимости критической ее оценки.

В Египетской Александрии жил один серебряных и золотых дел мастер, известный всему городу по искусству и добросовестности своих изделий. Раз пришла к нему одна женщина с тем, чтобы заказать головной убор для себя. Слово за слово, разговорились они между собою. Поняв из слов сей женщины, что она далека от целомудрия, серебряник внутренне прельстился ее образом. Но, прежде чем пасть окончательно, воспомянул серебряник слово Евангельское: если соблазняет тебя рука твоя правая или нога, отсеки ее, если глаз то избоди его. Лучше тебе убогому, с одним членом войти в царство Небесное, нежели имея все члены быть вверженному в огненное озеро.

Отойдя недалеко от женщины той, взял серебряник нож, показывая, что хочет ударить им в правый глаз свой, и сказал вслух жены той: видишь, Ты, Господи, я готов сделать вот что, только бы сохранить заповедь Твою. В трудных моих обстоятельствах, когда я буду призывать Тебя, не отступи Ты Своею помощью от раба Своего. Жена та полагая, что серебряник действительно хочет избости глаз свой, со страхом возвратилась в дом свой, не совершив падения на сей раз.

Страною Египетскою владычествовали тогда язычники. Они всякими способами теснили верующих во Христа, дабы заставить их отрещися веры святой. Особою ненавистью к верующим и лютостью преследования отличался тогда градоначальник Александрии. Призвал раз он к себе православного епископа и сказал ему: ваш Христос говорит, что если кто имеет веру в Меня и именем Моим скажет горе: иди, и вверзися в море, будет вам. Вот возле нашего города есть всем известная гора Адар, если Христос точно есть Бог, и вера христианская точно лучше есть всех вероучений, то пусть кто-нибудь из вас пойдет к горе той, и именем Христа скажет ей, чтобы она вверглась в реку Нил. Если гора та послушает вас, то спокойно будете вы служить Христу Богу вашему, и жители Александрии уверуют в Него, но если не послушает гора та приказания вашего, то все имущество ваше отобрано будет в казнохранилище царское, а вас самих подвергнем мы низким и тяжелым работам. Ответствовал епископ эпарху: трудноисполнимо предложение твое по виновности нашей пред Богом, но дабы обличить твое неверие мы веруем, что можно совершить то, что ты предлагаешь, только предоставь нам сроку восемь дней. Ибо написано: волю боящихся Его (Бога), сотворить, и молитву их услышит, и спасет их, ибо они надеются на Него. Услышав такой неожиданный ответ епископа, эпарх засмеялся на него, говоря: я думал, что вы христиане будете отказываться от такового предложения, и охотно отдадите в казну имущество свое, а ты решаешься исполнить то, что предлагаю я, невозможно исполнить cиe, сказал епископу эпарх, и рассердившись на него, отпустил его, определив ему восьмидневный срок.

Собрал епископ в храм Божий народ православный до трех тысяч человек, кроме жен и детей и возвестил всем предложение градоначальника, приглашая всех помолиться Господу целую ночь. Из среды собранного народа вышла тогда одна женщина и начала рассказывать епископу о том, как назад тому несколько времени один серебряник готов был лучше сделаться уродом, нежели совершить грех. Дивился епископ рассказу жены той, и, выслушав, начал искать человека того, о ком рассказывала жена, в числе собранного им народа, но не нашлось его там. Тогда послал епископ приглашение к серебрянику тому, дабы пришел он в храм Божий.

Когда пришел в Церковь серебряник и из уст епископа услышал рассказ о предложении градоначальника, то сказал: Владыко, нужно нам усердно молиться Богу и совершится то, что невозможно для человека.

Спустя три дня после сего вышел епископ с народом к горе той, и с крестным ходом трижды обошел вокруг ее. Когда шествие остановилось против горы, позвал к себе епископ серебряника и сказал ему: покажи ныне дело веры твоей на посрамление мучителя, хвалящегося идолами своими, на утверждение Церкви Христовой, к облегчению страданий Христиан. Тогда серебряник поклоняясь епископу, так молился ко Господу: Господи Иисусе Христе Боже наш, услыши молитву раб Твоих, и не предай на расхищение стада Твоего, лютым врагам нашим, да не возрадуются ненавидящие нас, говоря: где есть Бог наш, Ты бо есть Бог наш, Ты сказал Апостолам Твоим: если имеете веру как зерно горчичное и не усомнившись скажете горе сей: иди, и вверзися в море, будет вам и ныне. Господи, не нас ради, но ради славы имени Твоего покажи дело веры нашей. И когда серебряник произносил молитву сию, то затряслось место, где стояла гора, народ пал на землю от ужаса, в городе, поднялся вопль, потому что землетрясение разрушало целые здания. Вышли из города язычники тогда, умоляя христиан, чтобы они остановили своими молитвами дальнейшее разрушение, на что епископ ответствовал им: мы не сами по себе сделали то, что вы видите, но вы сами желали того, хуля Бога нашего и устрашая прещением нас. В испуге многие из язычников дали обещание принять св. крещение, а землетрясение между тем все продолжалось сильнее и сильнее, подвигая гору к реке Нилу, и только молитвою епископа было остановлено, и таким образом было прекращено дальнейшее разрушение. Некоторые из неверных, после сего, действительно сдержали слово свое, приняв веру христианскую, a прочие дали обещание впредь не притеснять верующих, утвердив оное клятвою.

Вот история, которая рассказана на пользу верующего, что Бог всегда исполняет прошения рабов Своих во славу Христа Своего, Которому слава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Слово Св. Антиоха о пьянстве

Пьянство хуже, чем объядение, и в священных книгах заповедуется удаляться от него всеми способами. Крайне нехорошо много упиваться, хотя и находятся иногда подобные безумцы, кои впоследствии приходят в нищету. Впрочем нужно сказать и то, что выпить мало, бывает иногда полезно. Как земля, если орошается водою не очень много и часто, дает вовремя хорошие плоды, а поливаемая слишком обильно теряет способность произрастать то, что в ней посеяно, а растить одну негодную траву, тоже самое бывает и с человеком, если он предается излишнему употреблению вина, глупые над ним смеются, а благоразумные скорбят. Вот что рассказано в священных книгах: Праведный Ной напился однажды по неосторожности виноградного вина, и уснул, обнажившись. Один из его сыновей Хам, дерзко ему смеялся, а другие сыновья покрыли наготу отца своего. Посему, братия, будем бегать от соблазняющих на пьянство, чтобы после не быть нам поруганными, будем постоянно трезвы, дабы душа наша была постоянно в своем виде. Так учит нас и приточник, говоря: не будь пьяницей, всякий пьяница будет со временем нищим. И еще: кто имеет больше горя, неприятностей, ссор, судебных преследований, и других бед? у кого подбиты очи? не тем ли все это бывает, кои постоянно пребывают в местах пьянства, только и думая о том, где бы провести время как можно попьянее и прибавляет приточник: не хвались, что тебя не споим, уже многие погибли от вина. А вот и еще изречения: пьющему чрезмерно вино, не приносят пользы ни пища, ни питье, так пьянство расстраивает весь телесный состав человека и всякий, сильно подверженный оному, не может, будучи пьяницею, оставаться мудрым. Пророк Исаия, обличая зараженных сим пороком, говорит: горе жаждущим вина, только и думающим, как бы поскорее напиться вечером, это погубит таковых. Пророк Иоиль так говорит: истрезвитесь упивающиеся и плачьте о бедствиях, коим подвергло вас пьянство, вы не видите положения своего. Можно прямо сказать, что веселье, соединенное с пьянством, достойно одних язычников. Посему тот, кто желает жить правильно, да удаляется вина, и да не будет подвергаться соблазнам. Слушайте, что говорит Апостол: не упивайся вином, оно удаляет от спасения, и еще: пьяницы Царствия Божия не наследуют. Посему не будьте не      разумны, но разумевайте, что есть воля Божия. Все разнообразные бедствия происходят большею частью от пьянства. Господь Иисус Христос всем заповедал: смотрите, остерегайтесь, чтоб не отягчились сердца ваши объядением и пьянством и печалями житейскими.

Память преподобного Сергия Обнорского, Вологодского чудотворца

Сей преподобный пришел со св. гор Афонских в Poссию, и поселился в пределах Радонежской области, в обители преподобного Сергия Радонежского, который тогда находился еще в живых. Долгое время жил сей преподобный у соименного себе преподобного, научаясь примером святой его жизни, показывая и собою пример другим. Когда стала распространяться, в народе слава о добродетельной жизни угодника Сергия Обнорского, тогда он, избегая славы человеческой, с благословения Серия Радонежского, отшел в пределы Вологды, поселясь в лесу, близ реки Нурмы, недалеко от пустыни св. Павла Обнорского, который проводил тогда уединенную жизнь, без братии. Выбрав в лесу удобное себе место, и водрузив на оном Св. Крест, сделал преподобный Сергий себе малую келлию, где и прожил в подвигах немалое время. Слава о преподобном скоро разнеслась по всем окрестностям, и начали посещать его многие, ища у него доброго совета, принося ему потребное для жизни телесной, а были и такие, кои желали жить и трудиться вместе с преподобным. Число его братии достигло по немного до 40 человек, и создалась мало по малу обитель с храмом во имя Спаса Всемилостивого. В трудах и спасительных беседах с св. Павлом Обнорским протекала жизнь преп. Сергия до глубокой старости. Пред исходом из жизни сей, преподал преподобный наставления братии в добродетели, и напутствован будучи Таинствами Церкви, почил о Господе. Мощи святого положены были близ созданного им храма.

30 октября

Память св. мученицы Анастасии Селунской

Св. Анастасия – дочь родителей христиан, из города Солуня, осталась по смерти отца и матери трехлетнею сиротою. Одна игуменья взяла ее в свой монастырь, где учила ее истинам христианским, приготовляя к принятию иночества. Когда Анастасии исполнилось 12 лет, было воздвигнуто гонение на христиан, однажды ворвались в монастырь тот, языческие воины, сломав ворота монастырские, все инокини, услышав шум, разбежались в страхе, куда кто мог, не успела скрыться одна святая Анастасия. Мучители-воины связали юную страдалицу и привели ее к своему начальнику. Не отвечала святая дерзкому начальнику на вопросы его, когда тот ее расспрашивал. Тогда мучитель велел раздрать одежду святой, и бить по лицу ее, дабы заставить отречься ее от веры Христовой, святая ответствовала обличениями мучителя в его безбожии. Тогда рассвирепевший язычник предал страдалицу ужасным мучениям, распростертая на железном одре, она вытерпела паления огнем, разведенным внизу, многократные удары по телу своему, постепенное отсечение членов, вращение на колесе, выбитие зубов, вырывание ногтей и другие муки, одно перечисление коих приводит в содрогание. Среди страданий, томимая жаждою, обратилась мученица к народу с просьбою, дабы ей дали воды, желание некоего Кирилла исполнить просьбу святой стоило ему жизни, а мученице – новых страданий, у нее отрезан был язык. Наконец, вне города усечена была святая мечем. Пришедшие ночью христиане собрали истерзанные части святого тела и перенесли их в Константинополь. По смерти тело мученицы сделалось невредимо, отсеченные, истерзанные члены явились опять целы и невредимы.

Сказание об одной святой старице, скончавшейся в пустыне

Два старца из монастыря Сапсол ходившие в Палестину на гору Синайскую для молитвы, рассказывали следующее:

Когда мы, помолившись, отправились в путь, то случилось, что мы заблудились, и долго скитались в пустыне, все равно как среди моря. Видим, наконец, вдали небольшая пещера и мы решили пойти туда. Когда близко подошли мы к пещере той, то увидели источник воды возле нее, и около оного следы ног человеческих. И сказали мы себе: верно тут есть раб Божий какой-нибудь. Когда вошли мы во внутренность пещеры той, то никого не могли встретить там, а услышали только какой-то стон. Осязая пещеру ту, мы нашли наконец, подобие яслей, в коих лежал человек. Подошедши к нему, мы стали спрашивать его, и поскольку он не отвечал нам, то мы прикоснулись к нему, тело его было еще теплое, но мертвое уже, тут мы догадались, что человек этот скончался в ту самую минуту, когда вошли мы в пещеру его. Приготовляя тело его на погребение, неожиданно узнали мы, что умерший был женщина и мы прославили тогда Бога, и с молитвами предали земле тело отшельницы.

Слово о подвигах монаха, св. Ефрема Сирина

Пока есть время, подвизайтесь, братия, как воины. Твердо мы уверены, что подвиги доставляют нам венец нетленный и очищая грехи, ведут нас в жизнь вечную. Во всех делах ваших пусть присутствует целомудрие, которое есть матерь послушания. Малодушие отжените от себя, облекшись верою, дабы Господь, видя ваши добродетели, укрепил вас, в добрых делах ваших. Ни в каком случае не допускайте себя до лености, злобы, зависти, ради Самого Господа, ради Коего многие из вас оставили своих родителей, некоторые друзей, иные свое имение. Если вначале дадите вы волю порочным наклонностям, то впоследствии борьба будет уже трудною, и, пожалуй, невозможною. Если нас и постигло какое-либо несчастье, не возропщем ради Самого Господа, ибо тот, кто ропщет, теряет все заслуги свои, показывая, что он не самостоятелен духом. Если ты мудр, не презирай малоумного. Не обращай внимания на живущих без страха Божия, пусть всякий твердо знает, что тот, кто совращается с пути добродетели, губит сам себя, а тот, кто стоит твердо, получает венец. А вот и еще, не гнушайся ближнего твоего, если страсть какая-либо обуяла его, тебе неизвестная, на тебя самого может напасть она, нужно снисходительнее судить о таковом и молитву творить за него, если бы даже он оскорбил нас, вообще нужно твердо и всецело подвизаться в добродетели. Узнай, куда и зачем пришел ты, тебе чрез служение братии даруется время собирать нетленное богатство. Так мой возлюбленный, если ты нечистоту выметаешь из келлии твоей, то и извнутри себя выметай мирские похоти. Воспомяни слово пророческое, я пепел, как хлеб вкушал, а питие мое растворял слезами. Имей же, мой возлюбленный, постоянно в виду то, что нетленно, и памятуй о вечном огне, имеющем попалить грешников. Плача о грехах своих, восплачи о мне, да простит и мне Христос грехи твои. Ему слава ныне и присно и во веки веков.

13 октября

Память преподобного отца нашего Никиты Патрикия и исповедника

Св. Никита родился в стране Пефлагонской от благочестивых родителей. Есть сказание, что он был родственником жены Феофила иконоборца, царицы Феодоры, будучи 17-ти лет, после того, как прошел уже многие науки, в царствование Ирины и Константина, св. Никита пришел в Царьград. И царица Ирина, и Константин сын ее, скоро обратили внимание свое на св. Никиту, вручив ему смотрение дворца своего. С получением должности полководца, достигнув высокого сана, св. Никита думал оставить мир и принять иноческий сан, но по настоянию самодержцев того времени (Никифора и сына его Ставрикия), вынужден был, до времени, оставить святое намерение свое.

В царствование Михаила Рагковея св. Никита решился окончательно посвятить себя уединению, дав обещание не выходить из города, он поместился в малой, особой келлии. 50-ти лет принял он, наконец, и образ монашеский, и такие приобрел себе, святою жизнью, любовь и уважение, что сам царь служил новопостриженному иноку.

Когда на царский престол вошел Лев Армянин, иконоборец, тогда преподобный, видя не почитание царя ко св. иконам, оставив город, поселился в одной из загородных обителей, где поступив в число братии, безустанно трудился, иногда забывая о пище, и претерпевал лишения разного рода. Недоброжелатели святого, по научению врага рода человеческого, донесли царю-иконоборцу, что св. Никита удаляясь, взял с собою икону Христа. Царь послал к преподобному строгое приказание – возвратить с посланным св. икону, святой ответствовал, что икона та принадлежит не ему, но Богу, так как находится в числе церковного имущества. Тогда посланец царя, пригласив с собою одного из монахов, чтоб найти, при его помощи требуемую икону, и нашед оную, с дерзким неуважением к святыне положил оную в свой дорожный чемодан, как вещь презренную. Видя такое поругание Святыни, угодник Божий принял это началом и предзнаменовавшем имеющих последовать бедствий, посланец царский между тем удалился, строго заповедав преподобному – не отлучаться никуда из настоящей обители. Новый царь иконоборец новое издал приказание – не поклоняться иконам, и к преподобному Никите новый явился посланец, объявив ему публично, что по указу царя для святого назначено одно из двух или немедленно явиться к зараженному иконоборством патриарху Антонию, и с ним иметь общение, или же удалиться немедленно в изгнание. На такое решительное определение царево, посланный получил такой решительный ответ от святого: Христу Богу моему никогда не престану покланяться я, никогда не престану чествовать святые иконы Его. Что же до Антония, то по моему и имени патриарха недостоин он, безнравственный и беззаконный человек он. Пусть будет со мною то, что угодно царю. После такого решительного ответа угоднику Христову назначено было изгнание. Приняв несчастье с благодарением Богу, святой удалился из монастыря, в сообществе трех, преданных ему иноков, и поселился в одном из отдаленных мест. Указ царя, между тем, преследовал всех иконопочитателей, было определено, дабы нигде не принимались лица, удалявшиеся из столицы, и не покоряющиеся велению царя. Ввиду сих обстоятельств преподобный искал пристанища на одном из островов моря, где от идолопоклонников жителей претерпел много бед и скорбей. По совету своего родственника, поселился было Христов угодник среди одной пустыни, но ревнители царских указов, изгнали его и оттуда. Наконец обрел св. Никита глухое место, где и поселился, соорудив храм во имя бесплотных, Небесных сил, и, в сообществе преданных ему лиц, прожил долгое время. Угодник Христов скончался 75 лет в одном из приморских монастырей, совершив при своей жизни много чудес, благословил пред смертью всех бывших. По смерти св. Никиты, от святого его тела было много знамений.

Память св. Вениамина, диакона

Св. диакон Вениамин пострадал в Персии от злочестивого царя Горорания. По проискам недоброжелателей, он оклеветан был, как злодей, и ввержен в темницу, где пробыл два года, между тем, как своими мудрыми речами он просветил многих персиян.

По ходатайству некоторых греков явилось к царю персидскому одно лицо, с просьбою освободить мученика из заключения. Царь согласился исполнить прошение под условием, если Вениамин даст обещание не проповедовать учения христианского народу. Когда ходатай дал царю ответ, который мог быть истолкован в смысле согласия, узнику Вениамину дана была свобода. Узнав условие своей свободы, святой сказал: Невозможно мне скрывать тот свет, коим просвещен я сам. Немалым мукам повинен будет тот, кто скрывает талант свой, или, зная истины Евангелия, умалчивает об них. Не могу исполнить я царево желание. Когда царь узнал, что освобожденный узник Вениамин снова проповедует Христово учение, то приказал подвергнуть его жестоким мучениям. Вбиты были страдальцу Христову под ногти рук и ног заостренные спицы, тело святого и в прочих частях подвержено было тем же жестокостям, наконец, святой был посажен на кол, в каковом состоянии и скончался.

Слово св. Антиоха о мздоимстве и сребролюбии

Мздоимец, резоимец, сребролюбец и грабитель – это колесница, четверня, управляемая гордым, отверженным от Бога возницею, сатаною. Сатана всех последователей влечет к погибели. Не следует, имеющим здравый смысл, так поддаваться врагу, чтобы он водил по своему произволу, дабы ввергнуть их в яму вечного огня. Следует же, что поистине прекрасно, обращать постоянное внимание на жизнь свою, как учит апостол: если имеем одежду и пищу, будем довольны сим, а те, кои только и думают, как бы разбогатеть, впадают в напасть и сети врага, не исполняют заповедей апостола и Самого Христа, Который говорит: не стяжите ни злата, ни сребра, не пецытеся, что ясти или пити, и во что облещися. Тот, кто чрезмерно заботится о собрании тленного богатства, не угоден Богу, и такового отвергает Бог. Хорошо и приточник говорит о мздоимцах: любящий серебро, не насытится им и еще: не отнимай у бедного его достояния, он беден, и жизнь свою проводит правильно. И апостол говорит: лучше отдавать, нежели брать. В законе (Моисеевом) сказано не оправдывай нечестивого (по суду), за деньги, или взятки, не бери мзды, ибо она ослепляет очи тех, кои видят. Самуил, исполнив заповеди закона, так говорит к народу: взял ли я когда либо от рук ваших что-либо, чтобы избавить кого-либо от наказания неправильно? Свидетельствуюсь Господом, что не было в руках моих взятки от вас. Пророк Амос с горечью отзывается о судьях неправедных: вы от нищих, говорит, брали определенную мзду. Также и Иcaиa Пророк обличает город: начальники твои, говорит, любят взятки, гоняясь за ними. Горе оправдывающим нечестивого за взятку, и от праведного взимающим то, что им вовсе не следует, и еще: мздоимец сам губит свою душу, а кто не любит мзды, будет жив. И еще: тот, кто берет то, что ему не следует, незаконное, не оправдится пред Богом, лучше добрая слава, нежели большое богатство. Царь Давид так молился Богу: не погуби с нечестивыми души моей, руки их (нечестивых) только и знают, что брать. Смотри, беззаконными мужами кровей, убийцами называет Давид мздоимцев, И Сам Господь говорит: безумный, в сию ночь душу твою возьмут от тебя, и то, что ты накопил, кому останется? Христос называет безумцем надеющегося на тленное богатство. А вот и еще говорит Давид: настрой мое сердце так, да стремится оно к тому, что Тебе (Богу) угодно, а не к лихоимству. Многострадальный Иов свидетельствуя чистоту своей совести, так говорит: когда моя рука, прикасалась ко взятке? И Сам Господь дал нам заповедь: остерегайтесь, храните себя от лихоимства, никому никогда не увеличивалось жизнь от богатства, но вот что пишется в священных книгах: Праведник верою жив будет.

14 октября

Память преподобной Параскевы

Преподобная Параскева, родом Сербка, родилась в городе Каллистратии от благочестивых родителей, не богатых, но и не бедных. Пришедши в совершенный возраст, она решилась принять монашество, оставив родителей и все, что привлекает к миру, преподобная удалилась в пустыню, где пребывала в трудах и безмолвии. Жизнь сей угодницы Христовой, по истине, была равноангельская, трудно было определить, когда и чем она питается, между тем, как непрестанная молитва и слезы постоянно были видимы. Провидя исход свой из временной жизни, оставила преподобная свое уединение, пришла в Царьград, где недолго пробыв и обшед святые места, достигла отечественного своего города, где и скончалась.

Об открытии св. мощей преподобной, дееписание рассказывает следующее: умер один корабельщик после лютой болезни, и погребен был близ одного столпа, на коем спасался один святой человек. Смрад от трупа покойного был настолько велик, что невозможно было проходить мимо места того, и даже столпник тот принужден был сойти с места своего, дабы злосмрадное тело зарыть как можно поглубже. Между тем, часто проходившие путем тем, чтобы избавиться от зловония, а быть может родные и знакомые усопшего корабельщика, из любви к нему и уважения вырыли труп его, и похоронили рядом с могилою преподобной. Хотя по открытии могилы тело святой оказалось цело и невредимо от тления, но видевшие сие усомнились в святости св. Параскевы, рассудив, что если бы Параскева была свята пред Господом, то Бог явил бы от ее тела знамения и чудеса. Таким образом открытая могила святой была опять зарыта. На следующую ночь, один из присутствовавших при открытии могилы преподобной и при похоронах корабельщика, видит сон: сидит Царица на престоле, и слуги предстоят окрест Ее. Когда видящий сие пал от страха на землю, то один из светоносных мужей, окружающих престол, за руку взял его, и поставив, сказал ему: неужели вы не боитесь Бога, положив гнилое и смрадное тело рядом с телом рабы Божьей Параскевы? Ступай и распорядись, дабы исправить ошибку. Если же не исполните сего, то будете наказаны. В ту же самую ночь таковое же сновидение повторилось еще одной женщине. Когда видевшие сны поведали оные всем прочим, то решено было открыть могилу преподобной и тело ее положить в церкви св. Апостол, что было исполнено. От мощей святой начались тогда чудеса, продолжающиеся до сего дня. Наконец по повелению царя мощи святой перенесены были в придворную церковь.

Слово св. Антиоха об ожидании будущих наград

Ожидание будущих благ затмевает все временные желания. При мысли о будущей жизни, нынешняя земная жизнь является только тенью, представляется столь непрочною, как паутина. Есть люди, живущие надеждою на будущее воздаяние и предвкушающие радость оного еще здесь, на земле. Те, кои желают Небесного Царства, желают разрушиться от телесной жизни, имея ввиду те радости, кои не может и представить ум человеческий. Посему, как можно строже храните сердце свое (от всего земного) ожидая того часа, когда вселимся в доме Владыки Нашего Христа Бога, нас ради обнищавшего, и для спасения нашего принявшего вольные страдания, да будем участниками в Его Царствии, и да насладимся славы Его. Возлюбив Христа, внидем мы в обитель, уготованную нам Отцом Его, и узрим свет неизреченный, там Отец, Сын и Святой Дух. Об этом и Павел Апостол пишет в послании к Римлянам: молю убо вас братие, щедротами Божьими представите телеса ваша, жертву живу, святу, благоугодну Богови. Ее сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божья, благая и угодна и совершена. И еще: нам убо откры Бог Духом Святым: Дух бо вся испытует и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человецех! Тако и Божия тайны никто же разум, но точию Дух Божий.

И еще: нынешнее наше есть служение пред Богом: тем и не прославляемся в веце сем преспевающие ради славы оныя. Праведных души в руках у Бога и мука не прикоснется им. Хотя праведные и живут в мире сем, но надеждою они полны бессмертия, мало претерпевшие здесь, много получать наград в будущем: Бог испытал их здесь, и нашел, что они достойны Его любви и милости. Как жертвы, всецело они Им приняты, и в день искушений и бед, они еще более покажут мужества и терпения. Об этом же говорит и Давид: вечером плач, а утром радость, и апостол: если вы воскресли со Христом, то взыскуйте вышних, где есть Христос, сидящий одесную Отца, о небесном думайте, а не о земном. И еще: освободившись от греха, сделались вы рабами Бога, вы имеете плод во святыне, смерть же ваша дарует вам вечную жизнь. Христос Спаситель так говорит: будьте по чреслам вашим опоясаны, и в руках своих имейте всегда зажженные светильники: будьте вы подобны людям, ждущим возвращения господина своего со свадебного пира, дабы, когда возвращается он, вы готовы были принять его. Блаженны рабы те, коих Господь обрящет бдящими: истинно говорю вам, Он Сам послужит им.

Память преподобной матери Анны

Преподобная Анна – дочь диакона Влахернской церкви, родилась в Константинополе. По смерти своего отца, она по настоянию своей бабушки, отдана была в замужество. Вскоре после сего, встретилась она с одним прозорливцем, который указал ей ее призвание в иночестве. Когда царский престол от Льва иконоборца, преследовавшего того прозорливца, перешел к правоверным – Ирине и Константину, старец вторично встретил преподобную, предсказав ей искушения, под общей истиной, что всем праведникам нужно претерпеть много скорбей и бед в жизни сей. Тогда же предсказал он ей, что прежде, чем родится у нее сын, она похоронит своего мужа, что действительно и исполнилось. Когда сын преподобной подрос, она передала его на попечение своего родственника, а сама, следуя внутреннему призванию, удалилась на пустынножительство. Вскоре вторично встретилась она с прозорливцем. Рассказав ему, как она устроила судьбу своего сына, со слезами просила святая его молитв. Благочестивый муж не вполне одобряя ее распоряжение о сыне, опять напомнил ей, что праведному надлежит много претерпеть, предсказав, что скоро будет свободна она от забот. Спустя после сего умер сын ее, и она, раздав одну часть своего имения нищим, и поручив другую верному слуге своему, для хранения и благоразумного употребления, отправилась вне мира искать путь спасения. Встретив на пути по промыслу Господа, одного монаха, она приняла от него пострижение под именем мужа, и одевшись ризою инока, пришла к настоятелю одной обители просить о зачислении ее в число братии, на что и получила согласие. Таким образом поступила святая в число монастырской братии под именем Евфимиана. Слуга, управлявший оставшимся именем святой Анны, беспокоясь за участь ее, решился ее разыскать, не зная между тем о ее местопребывании. На пути он встретился с тем монахом, который возложил на преподобную ангельский чин, и с ним вместе пришли они в мужской монастырь, где пребывала святая. По их настоянию препод. Анна перешла в лавру, где прославилась даром чудотворения, слава ее чудес привлекла такое множество желающих иночества, что для помещения братии нужно было распространить здания обители новыми постройками.

Враг рода человеческого начал свои козни, дабы подвергнуть бедам святую. По его подстрекательству один из братии заподозрил в Евфимиане не мужчину, и дабы нагляднее удостовериться в истине своего предположения, осмелился столкнуть преподобную с крутого места, в виду того что ее падение обличит ее пол, но расчет дерзости не имел успеха. Тогда преподобная, избегая дальнейших соблазнов, удалилась из монастыря, водворившись в одном селении, откуда возвратилась по прошествии некоторого времени опять в обитель, где и окончила земное свое поприще.

Память св. мучеников: Клавдия, Астерия, Неона и Неонилы и других

Cиe святые были дети одного отца, по смерти коего оставшееся наследство захватила в свои руки их мачеха, тогда обратились они к правосудию, дабы у него искать защиты. Но в те времена, во времена гонений на христиан, было достаточно исповедовать веру Христову, чтобы не только не получить законного, но и подвергнуться мучениям и даже смерти. Таков был мир языческий! Указав правительству, что предъявляющие свои права на наследство – все христиане, мачеха подала чрез то преследователям повод подвергнуть трех братьев и сестру жестоким мучениям, братья скончались, будучи пригвождены к дереву, а сестра умерла повешенною за свои власы.

Повесть об одном купце, именем Феодоре

Жил в Константинополе некогда купец, именем Феодор, человек богатый. Случилось с ним однажды несчастье, все его состояние погибло в море по случаю бури, разбившей корабль его. Несчастный обратился к своему знакомому еврею, прося у него заимообразно денег, чтобы поправить обстоятельства свои. Еврей согласился выдать требуемую сумму, но не иначе, как под залог какой-либо ценности, чего у бедного Феодора не было. Разговаривая между собою, шли они вместе, расстроенный Феодор обратился к еврею с такою речью, показывая на образ Христа Спасителя, находившийся над одними воротами, мимо коих они проходили, вот икона, Христа Бога моего. Христос Спаситель дороже всего мне, даже жизни моей, Его поставляю в свидетели верности моей, Еврей, зная о Феодоре, как о истинном христианине, согласился выдать требуемую сумму.

Дела купца поправились, но ненадолго, весь товар, какой накупил он на взятые деньги, вторично погиб в море. Еврей вторично снабдил несчастного Феодора нужною суммою, потребовав у него вторичного обещания пред тою же иконою. С забранными вторично у еврея деньгами, Феодора постигла опять беда, объехав многие города, со значительным барышом возвращался он уже домой, но морская буря опять потопила корабли его. Горько плакал Феодор о своем несчастье, но не терял веры и надежды на Господа. Озлобленный еврей, узнав о вторичном несчастье Феодора, начал дерзко выражаться о вере Христовой, тогда богобоязненный Феодор остановил хулителя, говоря: не хули Бога истинного, прошу тебя, снабди в третий раз меня деньгами, и верую я, что для посрамления хулы твоей, все твое получишь ты с лихвою. Согласился еврей оказать помощь купцу и на сей раз, и пришед к той же Спасовой иконе обратился к ней с такими словами? Опять прошу Тебя быть свидетелем и поручителем и если Ты Бог истинный, спаси его (купца имущество) и мое. IIроторговав на занятую в третий раз сумму весьма выгодно. Феодор счел то, что следует еврею, вложив сосчитанное в особый ковчег, вместе с письмом, и запечатав ковчег тот, бросил оный в море, с молитвой к Господу, дабы Христос доставил все по принадлежности.

Поднявшаяся на море большая буря заставила жителей Константинополя выйти на берег многих из любопытства видеть крушение кораблей, а иных из желания помочь погибающим. В числе народа явился на берег морской и еврей, дававший взаймы деньги Феодору. Вдруг поднявшаяся волна морская выбросила под ноги еврея ковчежец. Когда по пришествии домой еврей открыл ковчег тот, то нашел письмо Феодора в нем и на письме том написано по-еврейски: Я Иисус Христос, принес тебе золото от Феодора, раба Моего, с лихвою, иудей, не хули Меня, Я исполнил поручение, посему веруй в Меня. Чрез несколько времени после сего возвратился домой и Феодор здравым с богатством большим, и первым долгом счел явиться к заимодавцу своему с дарами, чтобы отблагодарить его. Взяв дары купца, еврей спросил его о долге его, Феодор ответствовал: я верую Христу Богу моему. Он отдал тебе золото посланное мною, которое теперь в дому твоем. Еврей же ответствовал, искушая его, нет у меня, я не получал ничего от тебя. Не стану спорить с тобою, отвечал Феодор ему, но верно знаю я, что все должное послал я к тебе, иди со мною к иконе той и перед нею клянись в истине слов твоих. Испуганный еврей показал тогда Феодору ковчег его и письмо его, в котором чудесно приписано от имени Господа Самого. И дивились оба они чуду сему и славили Господа, и уверовал еврей по случаю сему Господу, и крестился сам и весь дом его.

Слово монаха Петра к богатым и бедным

Ослепленные богачи, бедные правдою, изобильные грехами, собравшие сокровища свои трудами бедняков, и положившие их в домах своих, полных вечной тьмы! К вам будет слово и к вам, – грешные бедняки, терпящие на земле страдания от людей, земных своих мучителей, отчего вы не взыскуете Господа? Если теперь вы погибаете от тех, коим угождаете, то не лучше ли было бы для вас пострадать от них за не угождение им на земле, а угодить Единому Богу? Мы знаем верно, что труд ваш не будет напрасен. Бог знает немощь естества человеческого и ничего не требует от нас сверх сил наших, но Сам дарует всякому все, что нужно, помогая и начать и кончить всякую добродетель, даже более дарует, нежели чего мы достойны, милуя и храня нас и просвещая Своим светом Божественным. О, человек, ты руководишься своим безумием, забывая Бога, сам себя подвергаешь бедам, гонениям, обидам, мучениям, соблазнам. Веруя Господу, живешь ты не по вере, зная закон Христов, поступаешь, как не знающий, слышишь ты Христову заповедь, а не исполняешь, все видишь, но будто не видишь ничего. Так некогда говорил Господь устами Исаии пророка: одервянело сердце людей сих, и ушами своими они плохо слышат, и закрывают глаза свои. Трудна жизнь порочная и отвратительная, а жизнь богоугодная и легка, и приятна. Посему будем все стремиться к жизни сей, богоугодной, оставив все греховное, мирское: ложь, обиду, блуд, воровство, злобу, ненависть, тяжбу, всякую нечистоту, мздоимство. За мздоимство идет борьба между богатыми, один восстает против другого, готовый отнять у него и дом его, и честь, и славу его, чтобы быть одному больше всех на земле. Это стремление от лукавого есть, те, кои руководятся сими стремлениями, не достойны Сына Божия. Ему слава со Отцом и пресвятым, благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.


Источник: Москва. Издание книгопродавцев Леухина и Ермакова, 1884. От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать позволяется, Московская Духовная Академия. Декабря 2 дня 1882 года. Цензор Протоиерей Михаил Боголюбский. Типография Ф. Иогансон Покровка, Лялин пер., д. Преснова

Комментарии для сайта Cackle