На сайте проводятся работы. Нашли ошибку - напишите нам: Обратная связь

16-е число

Пренесение нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Хрста от Едеса в Царь-град. Св. муч. Диомида врача. Пр. Херимона. Память человеколюбия Божия, егда возврати со студом безбожные агаряне при Льве Исавре.

(Нерукотворенного образа на Керамии. Истощание и снова наполнение св. воды в храме живоносного источника. Муч. Алкивиада. Память страшного труса. Св. преподобномуч. Никодима метеорского. Св. муч. Стаматия. Пp. Иоакима осоговского. Св. муч. Мемсамбия).

Пренесение нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Хрста от Едеса в Царь-град

В то время, когда Господь жил и проповедовал земле Иудейской, в сирийском городе Едесе жил князь и правитель Авгарь. Он впал в тяжкую болезнь: все тело его покрылось проказою, и врачи не могли найти средства для исцеления его. Потеряв всякую надежду на облегчение своей болезни, Авгарь услышал об Иисусе Христе, что Он одним словом Своим врачует всякие болезни. Князь возгорелся желанием видеть Господа, надеясь получить от Него себе исцеление. Но болезнь мешала ему предпринять путешествие в Иудею; поэтому он послал к Господу письмо, в котором просил Его прийти к нему в Едес. Однако сомневаясь, восхощет ли Господь прийти к нему, Авгарь послал искусного живописца Ананию, чтобы он на иконе изобразил лице Господа, надеясь видеть изображение Спасителя и иметь через это отраду в своей болезни. Посланные с этим поручением нашли Иисуса Христа в Иерусалиме, во время беседы Его с народом, о чем свидетельствует евангелист Иоанн: «из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею, а потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им: пришел час прославиться Сыну человеческому» (Ин.12:20–28). Послы вручили Иисусу письмо своего царя, который писал: «Авгарь, князь Едесский, Иисусу, Спасителю и Благотворителю, явившемуся в Иерусалимской земле, посылаю приветствие! Я слышал о Тебе и о славных чудесах Твоих, что Ты без лекарства исцеляешь болезни: слепым даешь зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, одним словом исцеляешь расслабленных и воскрешаешь мертвых. Услышав все это о Тебе, я теперь думаю одно из двух: или Ты – Бог, сшедший с небес, или Сын Божий, потому что творишь такие удивительные чудеса. Я посылаю Тебе это мое смиренное письмо; потрудись прийти ко мне, чтобы исцелить меня от неисцелимых болезней, от которых я страдаю много лет. Слышал я также, что евреи ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям: у меня есть небольшой, но красивый город, приходи ко мне и будешь жить со мною в моем городе, – его достаточно было бы для нас обоих». В то время, когда Господь читал это письмо, живописец Анания старался приблизиться к Господу, но никак не мог по причине народной тесноты. Дожидаясь времени, когда разойдется народ, он стал на камень и, смотря прилежно на лице Спасителя, старался изобразить Его, но ни как не мог: Божественное лице Господа чудесно изменялось и делалось совершенно не изобразимым, Анания трудился долго, но ничего не успел. Усердное старание живописца изобразить Божественный лик Спасителя обратило наконец на него внимание Самого всеведущего Сына Божия. Прочитав письмо, Господь велел св. апостолу Фоме привести стоящего на камне живописца. Когда он был приведен к Спасителю, то Господь назвал его по имени и по занятию – живописцем. Анания пришел в удивление и ужас от прозорливости Господа.

Спаситель, милостиво приняв послов Авгаря, не принял однако его приглашения, а удостоил его ответом, написанным апостолом Фомою, следующего содержания: «Счастлив ты, Авгарь, что, не видев Меня, уверовал в Меня, так как написано о Мне: видящие Меня не будут веровать, а не видящие Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает исполнить то, за чем Я послан и, сотворив это, возвратиться к пославшему Меня Отцу. Когда я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из Своих учеников, который совершенно исцелит тебя от болезней и даст тебе и другим, находящихся с тобою, жизнь вечную». Написав такое письмо Авгарю, Господь запечатал его печатью, на которой было написано по-еврейски: «Божие видение, Божественное чудо». Потом, исполняя желание Авгаря и его живописца, Спаситель велел принести воды, умыл пресвятое лице Свое и отер его поданным Ему четырехугольным полотенцем (убрусом), и тотчас на полотне изобразилось пресвятое подобие Божественного лица Господа. Господь, подавая его с письмом живописцу Анании, сказал: «неси и отдай пославшему тебя!» Это было в последние дни земной жизни Господа, не задолго до Его страданий. Ананий с своими товарищами, приняв от Иисуса Христа Его изображение и послание, с радостью оставили Иерусалим и отправились в Едес обрадовать и утешить царя. Получив послание Господа и Его изображение, Авгарь с великою радостью лобызал как то, так и другое и, поклонившись с благоговением и верою образу Христову, тотчас почувствовал большее облегчение в своем недуге и с нетерпением начал ожидать того дня, когда Бог удостоит его принять обещанного апостола. По вознесении Господа, в Едес пришел св. Фаддей, один из семидесяти апостолов. Он крестил Авгаря, весь дом его и всех жителей Едеса. На главных воротах города с давнего времени стоял идол, которому должен был поклоняться всякий, входивший в город. Авгарь велел сбросить идола и поставить на его месте нерукотворенный образ Спасителя с тем, чтобы каждый, проходящий чрез ворота, поклонялся уже не суетному и ничтожному идолу, но святой иконе Христа Спасителя. По воле Авгаря, нерукотворенный образ был украшен золотым окладом, внизу которого были начертаны следующие слова: «Христе Боже! всякий, надеющийся на Тебя, никогда не постыдится». Однако достопамятные распоряжения Авгаря сохранялись не долго. В царствование одного из правнуков Авгаря в Едесе возобновилось древнее нечестие; князь открыл капища и принял языческое богослужение, а чтобы скорее распространить его, вознамерился снять с главных ворот города нерукотворенный образ Спасителя и заменить его идолом. Однако это нечестивое его намерение не имело успеха: оно было открыто Богом в явлении епископу едесскому Аддею. Вследствие этого видения епископ ночью, в сопровождении нескольких человек, пошел к воротам, на которых находился нерукотворенный образ, зажег пред ним лампаду, заложил углубление и, сделав это место совершенно незаметным. удалился. Князь, не видя нерукотворенного образа Христа, позабыл о своем намерении уничтожить его. После того прошло много времени –около пяти столетий, так что из памяти жителей города Едеса изгладилось воспоминание о том, что у них сохраняется нерукотворенный образ Христа Спасителя, и он, может быть, навсегда остался бы неизвестным, если бы не помог следующий особенный случай. Между жителями Едеса хранилось предание, что город их никогда не будет покорен врагами. Но, к ужасу их, в 545 году персидский царь Хозрой осадил Едес с многочисленным войском. Он приказал своим воинам наносить как можно более деревьев, чтобы между ними и городом насыпать всякого рода вещество для насыпи. Когда наношены были деревья, Хозрой, построив из них стену около городской стены и насыпая в средину земли, шел прямо к городу. Таким образом надстраивая мало-по-малу стену, возвышая насыпь и подвигаясь к городу, он поднялся на такую высоту, что наконец стоял выше городской стены и сверху мог бросать стрелы в защитников города. Осажденные, видя, что насыпь приближается к городу – будто гора и что неприятели намерены сойти в город, решились ранним утром провести к насыпи подземный ход (подкоп) и там развести огонь, чтобы пламенем его истребить деревья, а насыпь обрушить на землю. Дело было сделано. Но, разведши огонь, они не достигли цели, потому что огонь не имел выхода, чтобы, вырвавшись на воздух, охватить деревья. Увидя эту неудачу, едесяне снова пришли в отчаяние и, поручив себя Богу, с горестным сердцем и со слезами начали призывать Его на помощь. Молитва их была услышана: в эту же ночь явилась в видении епископу города Едеса, Евлавию, Невеста в небесном величии и сказала ему: «иди достань нерукотворенный образ нашего Спасителя, находящийся на больших воротах вашего города, в круглом заделанном углублении, и обретете себе и городу спасение». Ободренный видением, епископ на другой же день пошел к указанным воротам, отыскал указанное место, снял камень и увидел Божественный образ во всем его величии совершенно целый, – и лампаду, засвеченную 500 лет тому назад епископом Аддеем, и продолжавшую гореть до сих пор. Но удивление его увеличилось, когда он увидел, что на камне, который был поставлен между образом и лампадою для безопасности, изобразился лик Спасителя совершенно такой же, какой был на нерукотворенном образе. С священным страхом и благоговением снял он икону и, держа ее в руках, пошел к тому месту, где был выкопан ров, бросил несколько капель из лампады, горевшей пред св. убрусом, в огонь и на дрова – и божественная сила тот-час же явилась на помощь верующим: пламень вдруг охватил деревья и уничтожил все неприятельские сооружения. После этого Хозрой, отказавшись от всякой надежды на овладение городом, удалился бесславно домой.

Нерукотворенный образ, явившись таким чудесным образом, сохранялся в продолжение еще нескольких веков в Едесе, куда со всех стран стекались для поклонения люди всякого звания; и слава о чудесах от этой иконы распространилась по всему востоку, так что в VIII веке христиане, по примеру Едесской церкви, во многих местах уже праздновали нерукотворенному образу Спасителя. Когда Едес и вся окрестная страна подпали власти магометан, христиане весьма скорбели о том, что великая и дорогая для них святыня находится в руках неверных. В Х веке греческие императоры Константин Богрянородный и Роман Лакапен предлагали за нее богатый выкуп владельцам Едеса. Последние долго не соглашались, но наконец отдали императорам нерукотворенный образ, выговорив у них взамен этого освобождение 200 сарацинских пленников, 12000 сребренников и обещание никогда не покушаться на овладение Едесом. В 944 году, 16 августа, нерукотворенный образ был принесен в Константинополь с великим торжеством. Подробное описание торжества перенесения нерукотворенного образа из Едеса в Константинополь так изображается Георгием Кедриным: «Для принятия божественного образа император Лакапен послал в Едес епископа самосатского, пребывавшего в то время в Византии. Шествие святой иконы сопровождалось славою многих чудес. В день Успения Богоматери, 15 августа, который императоры, по древнему обычаю, торжествуют во всечестном Ее храме Влахернском, рано утром собрались туда священнослужители и на горнем месте Влахернского храма поставили киот, вмещавший в себе образ и письмо Спасителя к Авгарю. Вскоре в храм прибыли императоры и с умилением, слезами и глубоким благоговнием поклонились до земли святыни и лобызали ее. Из Влахернского храма святая икона с торжеством была перенесена в Фаросскую церковь. На другой день, 16 августа, после молитвенно-благоговейных лобызаний и земных поклонов, весь освященный собор и императоры подняли киот со святынею при умилительно-торжественных песнопениях и тысячах возженных свечей и обратно поплыли в столицу. Достигнув берега, императоры и весь царский двор пешком и с открытыми головами, а также патриарх, епископы и все духовенство с изумительным великолепием, по особо-установленному для этого случая чину, сопровождали ковчег, заключавший в себе святейшие для христиан залоги. Когда подошли к золотым воротам и вступили в город, то псалмы и песнопения духовные увеличились, ослепительный блеск светильников еще более умножился, тысячи народа собирались со всех сторон, чтобы удостоиться счастья видеть и сопровождать священное шествие. В продолжение несения св. нерукотворенного образа Спасителя столько было пролито христианами радостных слез, столько вознесено к Господу горячих молитв, умилительных благодарений и заповедных обетов, что словами этого изобразить нельзя! По принесении иконы в знаменитый храм Премудрости Божией, ее поставили пред царскими вратами. Отсюда, после молебных песнопений с коленопреклонением, святую икону снова подняли всем церковным собором и отправились к царским чертогам. Во дворце святую икону Спасителя вознесли на царский трон, пред которым обыкновенно производились важнейшие государственные дела, весьма разумно и справедливо полагая, что непременно надобно освятить царственное седалище и через то сообщить восседающим на нем правду, истину и милосердие. По совершении молебна во дворце, св. образ был поднят и отнесен обратно в Фаросскую церковь. Там святая икона была поставлена на правой стороне к востоку, во славу верных, в соблюдение царей, в безопасность всего царства и заступление христиан». (Четьи-Минеи. Христ. Чтен. 1874 года. Декабрь).

Нерукотворенного образа давно уже нет в Константинополе. По одному сказанию, он около 1362 года был отдан императором Иоанном Палеологом генуэзскому генералу Леонардо-де-Монтальто за избавление Греческой империи от нападений сарацин; а Монтальто отдал его в монастырь св. Варфоломея в Генуе, где он находится и доныне. По другому, более вероятному, сказанию, он во время владычества крестоносцев в Царь-град (в 1204–1261) похищен венецианским дожем Дандоло; но корабль, на котором он находился вместе с другими священными предметами, потонул в Пропонтиде (Мраморном море). Греческие судовщики доселе с благоговением указывают место, где погиб корабль с нерукотворенною иконою Спасителя. (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2 замет. стр. 246).

Св. муч. Диомида врача

Св. Диомид был родом из Киликийского города Тарса, верою христианин; изучив врачебное искусство, он старался обращать его в средство к душевному спасению ближних: подавая пособие в болезни, он в тоже время убеждал болящих обратиться к Христовой вере, врачующей души. Он успел многих отвратить от идолопоклонства и просветить евангельским учением. С этою благою целью он странствовал по разным городам и пришел наконец в город Никею; здесь, по обычаю, врачуя народ, исцелял именем и крестом Христовым больных и обращал неверных. Диоклитиан, узнав о том, приказал взять его и везти из Никеи в Никомидию. Дорогою святой сошел с телеги, помолился и умер; воины рассудили представить царю одну голову мученика и отсекли ее. Но вдруг они сделались слепыми и, уже ведомые другими, принесли царю голову мученика. Увидя голову и слепых воинов, царь велел им отнести св. голову назад и приложить ее к телу. Когда воины исполнили это, то снова прозрели и уверовали в Христа, истинного Бога. Память св. муч. Диомида была издревле весьма славна в Царьграде. Сам Константин Великий построил во имя его храм, находившийся близ Златых ворот (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 246).

Преподобного Херимона

Преподобный Херимон подвизался в Египте, в Скитской пустыне. Пещера его отстояла от церкви на 40 поприщ, а от воды на 12. Кассиан, посещавший этого святого в своей молодости (около 390–397 г.), говорит, что ему было тогда более 100 лет. Палладий свидетельствует, что св. Херимон скончался с работою в руках во время пребывания его (Палладия) у египетских пустынников. Пр. Херимон скончался или в самом конце IV века, или в первых годах V века, так как путешествия Палладия продолжались от 388 до 404 года (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия. т. 2, зам, стр. 246).

Память человеколюбия Божия, егда возврати со студом безбожные агаряне при Льве Исавре

В царствование императора Льва исаврянина в 716 году сарацины обступили Константинополь, намереваясь взять его и, уничтожив христианство, заменить его магометанством. В страхе царь обещался платить им дань. Сарацины хотели поставить стражу у ворот города, но это им не удалось. Тогда один из военачальников сарацинских, Селим, испросил позволение войти в город и посмотреть, что там делается; но когда он подъехал на коне к городским воротам и намеревался пройти на Воловью площадь, то конь его не хотел идти в ворота, не смотря на то, что кони передовых всадников прошли беспрепятственно. Взглянув к верху, Селим увидел над воротами икону Богоматери и понял, что она запрещает ему въезд в город за его злословия на нее. Он пошел в город пешком, укоряя себя за свои грехи. Вскоре после этого Бог поразил сухопутные сарацинские войска мором и голодом, а флот их и морские силы погубил огненным градом, и как враги 15 августа осадили Царьград, так 15 же августа, ровно через год, и отступили от него (Пролог).

Нерукотворенного образа на керамии (на кирпиче или черепице)

Император Никифор Фока в 965 году принес в Царьград нерукотворенный образ Спасителя, отпечатавшийся на черепице в Иераполе, когда Анания, несший образ Авгарю, скрыл его вне Иераполя в черепицах (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2. стр. 215).

Муч. Алкивиад скончался в огне. – Св. преподобномуч. Никодим метеорский пострадал в 1551 году (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2, стр. 215).

Св. муч. Стаматий

Св. Стаматий родился в волынском округе, в селении св. Георгия. В их округ прибыл в 1680 году новый сборщик податей. Чиновник позволял себе вопиющие несправедливости в отношении христиан и сильно разорял их. Обиженные отправлялись искать суда и правды в Константинополь. Они явились в высшее присутственное место и принесли жалобу на притеснения сборщика самому визирю. Визирь, давний друг и покровитель корыстолюбивого чиновника, приказал выгнать челобитчиков. Слуги вытолкали с побоями и бесчестием христиан. В числе челобитчиков был и Стаматий. Друзья сборщика, заметив, что этот христианин настойчивее других, схватили его и представили визирю с ложным доносом, что он когда-то принял магометанство, а теперь опять стал христианином; Стаматий решительно отказался от гнусного отступничества. Визирь отослал обвиняемого к судье для исследования дела. Судья также допрашивал христианина, на что тот отвечал, что «все это – одна клевета, мне и на ум даже никогда не приходил такой поступок». «Если ты, прервал его судья, никогда не делался магометанином, то сделайся им теперь и прими наш закон». «Боже сохрани меня от такого безумия, воскликнул Стаматий, я никогда не отрекусь от Христа. Я лучше соглашусь умереть, чтобы жить со Христом, нежели благоденствовать в этом суетном мире». Судья не знал, что делать с обвиняемым, и отправил его к визирю с донесением, что подсудимый при всех его стараниях не соглашается оставить христианство. Визирь сам принялся убеждать исповедника к отступничеству, обещал сделать его первым человеком в своем доме, предлагал огромное жалованье и проч. «Bсe мое богатство, отвечал восторженный Стаматий, вся слава моя в Иисусе Христе, Который уготовал мне жилище на небесах, нетленную славу и жизнь вечную. Ваша же слава и почести суетны, – они гибнут вместе с ищущими их». Визирь отослал Стаматия в тюрьму, где ожидали его наказания. Через несколько дней его вывели из тюрьмы и снова представили визирю для выслушивания тех же убеждений и предложений. Сановник, видя безуспешность своих кротких убеждений, стал угрожать Стаматию жестокими мучениями, если он не исполнит его воли. Эти угрозы не устрашили твердого исповеднике. «Мучьте меня, отвечал он, убейте, если это необходимо, я готов все вытерпеть, но знайте, что я, доколе буду жив, не отрекусь от моего Господа!» Такое мужество христианина сильно раздражило визиря; в пылу гнева визирь передал его палачу, который привел мученика на площадь пред царским дворцом и мечетью св. Софии и там мечем отсек Стаматию голову (Христ. муч. на вост. свящ. П. Соловьева).

Память пp. Иоакима осоговского

Преподобный Иоаким был один из четырех великих отшельников болгарских, возбудивший своими подвигами сотни и тысячи болгар к христианскому подвижничеству. Этот преподобный жил и подвизался в последней половине XI века. Желая вести уединенную жизнь, Иоаким молил Господа указать ему уединенное место. После молитвы в малом храме с. Нового-Градца, он сел на церковной паперти. Добрый и богатый владелец того места вступил в разговор с ним. В разговоре Иоаким сказал, что желал бы вести уединенную подвижническую жизнь, но не знает удобного места для этого. Вникнув в желание молодого подвижника, владелец указал ему место, удобное для уединенной жизни. «С одного бока Осоговской горы, говорил владелец, при реке Скупище, в местности Бабин-дол, есть глубокая пещера, защищенная скалами: вот тебе место, спасайся там о Господе». Преподобный, возблагодарив Бога за открытие места, сообразного с его желаниями, просил владельца по временам вспоминать о его нищете своею милостью. Поселясь в пещере, пр. Иоаким подвизался здесь не мало времени в посте и молитве, незнаемый никем. Только уже перед кончиною его, по воле Божией, открыли место его уединения два зверолова. «Вы что-то печальны, сказал им старец при встрече». «На этой горе, отвечали они, мы всегда имели счастливый лов, но на этот раз ходили несколько дней и ничего не поймали». «Так как, дети мои, день близится уже к вечеру, то отдохните у меня эту ночь, а завтра утром ступайте вот в ту сторону и с вершины горы идите в дом свой». Охотники на утро встретили на вершине горы самый счастливый лов. Один из них пришел к старцу благодарить его за совет. «Божие благословение да будет с вами», сказал старец. С того времени в доме охотников появилось довольство. Через несколько времени охотники пришли посетить старца, но не нашли его в живых: он почил смертью праведника. Кончина его последовала в начале XII века. Благодарные охотники до самой своей смерти приносили свечи на могилу преподобного.

При императоре Мануиле (1143–1179) Бог благоволил прославить раба Своего. Священник Феодор села Осмидола, страны Овчепольской, овдовев, пожелал оставить мир и, услышав о месте подвигов препод. Иоакима, отправился к Осоговской горе с решимостью отшельнически подвизаться там. Когда он пришел туда, то ему в сонном видении является препод. Иоаким и спрашивает: «куда идешь ты?» Феодор сказал ему о своем желании. Преподобный благословил его и, вынув сосуд, отер водою ему голову, лице и руки и сказал: «иди, чадо, с миром!» Проснувшись, Феодор от радости прослезился. Приняв иночество с именем Феофана, он построил храм на месте подвигов преподобного. Через несколько времени, обретши гроб преподобного, по неоднократному явлению его, открыл мощи его в общее назидание (Свв. южн. славян Филирета, арх. Черн.).


Источник: Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местночтимых в России / Д.И. Протопопов. - Изд. книгопрод. Д.И. Преснова. – Москва: Тип. Ф. Иогансон, 1885-. / Месяц август. - 1885. - 506 с.

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное