17-е число
Св. муч. Мирона пресвитера. Свв. мучч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана. Свв. мучч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их. Мучч. Павла и Иулиании сестры его. Муч. Патрокла. Собор Пресв. Богородицы в Арматиевых. Пр. Алипия, иконописца печерского. Иконы Пресв. Богородицы Свенские.
(Пр. Филиппа янковского).
Св. муч. Мирона пресвитера
Св. муч. Мирон родился в Ахайи от богатых и благочестивых родителей. Отличаясь кротким нравом, любовью к Богу и богоугодною жизнью, он, в царствование императора Декия и в правление Ахаиею Антипатра, был сделан пресвитером. Однажды в праздник Рождества Христова Антипатр вошел в храм христианский, чтобы захватить собравшихся в нем христиан. Находившийся в храме пресвитер Мирон укорил правителя за такой его поступок и безбоязненно обличил его в идолопоклонстве. За это он был схвачен и предан мучениям: его повесили на дереве, строгали железными гребнями и жгли огнем. Когда же растопили печь и бросили туда мученика, то огонь выпахнул из печи, сжег стоящих вокруг слуг, святой же остался невредим. После этого правитель принуждал св. мученика поклониться идолам, но святой отказался; за это Антипатр приказал резать из его тела ремни. В это время мученик, оторвавши один ремень, бросил его в лице мучителя; разгневанный таким поступком, мучитель велел снова строгать по ободранному телу мученика и потом отдать на съедение зверям; но звери не тронули мученика. Видя такую твердость св. Мирона, Антипатр в ярости убил самого себя. Святой же мученик был отведен в город Кизику и усечен там мечем (Четьи-Минеи).
Свв. мучч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана
Эти святые, живя в Никомидии, ходили на народные зрелища и учили там народ христианской вере. Действуя так, они многих успели отвратить от язычества и сделать христианами, вследствие чего народные зрелища мало-по-малу пустели. Однажды правитель, явившись на зрелища, был сильно удивлен малочисленностью зрителей; ему объяснили, что это сделали святые: Стратон, Филипп. Евтихиан и Киприан, которые учат народ пренебрегать отеческими обычаями, не посещать зрелищ, а вести жизнь совсем иную. Правитель приказал привести святых, которые, явившись к нему, твердо исповедали себя христианами. За это их отдали на съедение зверям, но когда звери не тронули святых исповедников, то их бросили в огонь, где святые и скончались (Пролог).
О свв. мучч. Фирсе, Левкии. Коронате и дружине их смотр. 14 декабря.
О свв. мучч. Павле и Иулиании, сестре его, см. 4 марта.
Муч. Патрокла
В царствование Аврелиана было гонение на христиан. В то время в Галлии, в городе Трикассине15 жил в своем доме один богатый гражданин, по имени Патрокл. Он жил благочестиво, любил заниматься чтением священного писания и прилежно молился Богу; при этом он строго соблюдал воздержание, так что вкушал пищу только однажды в день, а имея достаточные средства, помогал бедным и нуждающимся, в особенности же христианам. За такую благочестивую и богоугодную жизнь Господь сподобил его дара исцелений, и он многих исцелял от различных недугов и болезней. Аврелиан, прибыв в Трикассину и слыша о св. Патрокле, приказал привести его к себе. Когда святого привели, то император спрашивал его о его имени и о вере и принуждал его отречься от христианства и поклониться идолам, обещая за это различные почести и богатство. Но святой отвечал, что он не знает ни какого другого Бога, кроме Того, Который сотворил небо и землю. Император принуждал его, но праведник отказывался. «Огню тебя предам, наконец в гневе сказал Аврелиан, – если не принесешь жертвы нашим богам!». На это святой Патрокл ответил: «я жертву хвалы и самого себя приношу Богу моему, Который благоволил призвать меня к мученичеству за имя Свое!» Тогда царь приказал сковать ноги праведника раскаленным железом, а руки связать сзади раскаленною цепью и заключить его в темницу. Через три дня Аврелиан снова приказал привести к себе св. Патрокла и снова перед народом принуждал его принести жертву идолам. Но святой и теперь отказался и обличил царя в нечестии, предложив ему, если он желает, свои сокровища, «так как вижу тебя – прибавил святой – нищим». «Как ты называешь меня, царя, нищим?» спросил Аврелиан. – «Действительно – отвечал святой – ты имеешь большое земное богатство, но не имеешь сокровища вечного, небесного; потому что не веруешь в Господа Иисуса, за что и будешь осужден на вечные мучения!» – «Ты уже слишком много досаждаешь мне – отвечал царь, не могу быть милосерд к тебе!» и осудил святого на усечение мечем. При этом Аврелиан приказал воинам убить св. мученика не на сухой земле, но в болоте, чтобы не удостоить его погребения, но чтобы его съели птицы, гады и звери. Воины повели св. мученика к берегу реки Секвана (Сены), чтобы в прибрежном болоте совершить казнь. Во время пути св. мученик молился Господу, чтобы Он не попустил его телу остаться в болоте, но повелел идти ему через реку и там на сухой земле излить кровь свою. Вдруг очи воинов помрачились, так что они не могли видеть мученика; он же в это время перешел через глубокую реку на сухой берег, взошел на гору и благодарил Господа. Воины же, не видя св. мученика, удивились и пришли в ужас. Боясь царского гнева. Они стояли в недоумении и рассуждали между собою о праведнике: «велик Бог того человека, Который невидимо избавил его от нас» – говорили одни; «нет, это был не человек, а привидение» – говорили другие. В это время одна женщина, переплывшая реку, услышав разговор воинов и их печаль, указала им место, где был св. мученик. Воины переплыли на лодке реку и стали принуждать св. мученика к идольским жертвам; но святой ответил им: «я не поклоняюсь бесам, а только единому истинному Богу, и не боюсь смерти, потому что мы – христиане ожидаем получить вечную жизнь от Христа, Бога нашего, и с любовью и усердием умираем за Него». Воины обнажили мечи; св. мученик помолился Господу и был усечен. Воины далеко бросили голову св. мученика от его тела и удалились. В то время на той горе жили два престарелых нищих христиан; они, увидя кончину св. мученика, скрыли св. тело и главу мученика, потом вечером сказали пресвитеру Евсевию, который, пришедши с диаконом Ливерием, взял тело мученика и похоронил его по христианскому обычаю. Мощи св. Патрокла находятся в Соесте, в Вестфалии (Четьи-Минеи).
Пр. Алипия, иконописца печерского
В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича, при игумене Никоне, в Киев прибыли греческие иконописцы, чтобы украсить печерскую церковь. Родители Алипия отдали его учиться иконописанию этим константинопольским художникам; св. Алипий учился иконописанию и помогал мастерам. Когда окончена была настенная живопись в печерской церкви, Алипий был пострижен Никоном в иночество. Он трудился и писал свв. иконы игумену и братии, ничего не принимая за свой труд. Алипий сам просил извещать его, если где-либо в церкви видели обветшавшие иконы; он брал их к себе и поправлял, не требуя за это платы. Пр. Алипий никогда не оставался праздным, так что по трудолюбию уподоблялся древним отцам: днем он занимался иконописанием, а большую часть ночи проводил в молитве и пении псалмов; только божественная служба, которой он не оставлял ни для какого дела, отвлекала его от обычных занятий. Если случалось ему получать плату за свой труд, то одну часть он употреблял на покупку материалов для иконописания, другую на милостыню нищим, а третью на свои нужды. Так трудился пр. Алипий в течение многих лет. Игумен лавры, уважая его великие добродетели и чистую жизнь, возвел его в сан священства; с этого времени пр. Алипий просиял еще большею краcoтой добродетелей, как иноческих, так и иерейских, так что благодать Божия видимо почила на нем, обнаружившись даром чудотворений.
Один киевлянин страдал такою сильною проказою, что ему не могли помочь никакие лекарства. По совету своих друзей, но без собственной веры в возможность выздоровления, он пришел в печерский монастырь просить себе молитвы преподобных отцов. Игумен приказал напоить его водою из колодезя пр. Феодосия и тою же водою намочить голову. Но лишь только больной напился воды, как внезапно же за свое неверие покрылся смрадными струпьями, так что люди стали бегать его. С горестью он возвратился домой, не смея никому показаться и ожидая себе смерти. Но вот однажды пришло ему на мысль идти снова в обитель и покаяться в своих прегрешениях. Он пришел в монастырь и искренно исповедал пред Алипием свои грехи, как и свою скорбь. Алипий покрыл все его струпья красками, приготовленными для святых икон; за тем привел в церковь, приобщил св. Тайн, обмыл струпья его водою, принесенною для литургии, – и он весь стал здоровым.
Набожный киевлянин, построив храм, захотел для его украшения приобрести икону деисус16 и еще несколько других. Он поручил двум печерским инокам заказать Алипию иконы, какой бы цены тот ни потребовал, и дал доски и часть денег. Иноки два раза брали у него деньги и после того, но Алипию не говорили ни слова. Долго ждав икон, киевлянин настойчиво потребовал их у иноков, и те отвечали, что Алипий, взяв деньги, не хочет писать икон. Тот явился с жалобою к игумену. Призванный Алипий отвечал, что ни слова не слыхал о поручении и не видал денег. Послали за иноками и досками. Доски оказались с превосходными ликами святых. Игумен Никон выгнал корыстолюбивых и лживых иноков из монастыря. В пожар церковь, в которую были поставлены иконы, сгорела, а те иконы найдены целыми. Великий князь Владимир Мономах, узнав обо всем этом, прибыл на место, благоговейно взял себе одну икону – Богоматери и отослал ее в Ростов для построенного им храма. В Ростове она еще два раза чудесным образом была сохраняема от пожара. – Другой благочестивый человек заказал Алипию написать икону Богоматери к празднику Успения Богоматери. Алипий захворал и не мог взяться за кисть. Заказчик не раз приходил за иконою; Алипий отвечал: «положись на Бога, Он все выполнит». Заказавший пришел накануне праздника, а икона еще не была готова. «Зачем ты не сказал мне о твоей болезни?» говорил с досадою заказавший икону, «я поручил бы написать икону другому иконописцу. А теперь ее не будет к празднику Успения». Преподобный отвечал: «не гневайся брат! Господь утешит тебя». По удалении этого человека, взошел к Алипию в келью юноша и начал писать заказанную икону. Алипий сперва думал, что заказчик, прогневавшийся на него, прислал своего иконописца для довершения работы, но скорость и простота дела показывали, что пришелец – не простой иконописец, так как, по прошествии трех часов, он написал весьма благолепную икону. Окончив живопись, он спросил: «доволен ли ты, отче? не допущено ли ошибки в иконе?» Алипий отвечал: «хорошо написано, Бог помог тебе». К вечеру исчез из его кельи дивный иконописец. Между тем заказчик всю ночь не спал от слез, горюя о том, что к празднику не готова праздничная икона. Встав с постели, он первый пришел в храм и в изумлении едва не упал: он увидел дорогую для него икону, стоящую на приготовленном для нее месте. Благочестивый человек поспешил известить о случившемся игумена, который со всею братиею пошел в келью к преподобному и застали его уже при последних минутах жизни. Однако игумен успел еще спросить его: «кто и как написал чудную икону?» – «Был у меня, отвечал Алипий, юноша, но думаю, что это – ангел: так скоро написал и исчез; вот он теперь предстоит предо мною». С этими словами преподобный скончался. Полагают, что преподобный дожил до 1114 года; мощи его открыто почивают в Антониевых пещерах. У правой руки его три первые перста сложены совершенно ровно, а два последние пригнуты к ладони. Одна икона, писанная преп. Алипием и известная под именем: «предста царица одесную тебе», ныне находится в иконостасе Московского Успенского собора, – одеяние Царицы небесной отделано роскошно, раскраска похожа на мозаику. Икона Божией Матери, перенесенная Владимиром Мономахом в Ростов, ныне стоит в иконостасе каменного Ростовского собора (Четьи-Минеи. Русс. свв. Филарета, арх. черн. Жит. свв. Муравьева)
Иконы Пресв. Богородицы Свенские
Празднование в честь Свенской иконы Богоматери 17 августа установлено в память избавления г. Брянска от нашествия французов в 1812 году. Когда войска французские стремились к Брянску, жители его и окрестных селений устроили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, прося Ее о заступлении города. Вскоре они были утешены вестью, что войска, шедшие на Брянск, поворотили назад. В 1815 году жители Брянска устроили на Свенскую икону Богоматери золотую ризу с венцами, и установлен ежегодный крестный ход вокруг города со св. иконою 17 августа. (Слава Богоматери, ч. 3, отд. 2 стр. 98. Дебольского Дни богослуж. ч. 1, стр. 186)
Пр. Филиппа янковского
Пр. Филипп несколько лет подвизался отшельнически на Янковой горе, в 2 верстах от Устюга. Набожные устюжане, уважая его жизнь и желая видеть вблизи города обитель иноков, выпросили дозволение построить на месте его пребывания обитель. В 1654 году был построен храм в честь иконы Знамения Богоматери с приделом во имя вновь прославленного святителя Филиппа, митрополита московского. Под руководством опытного в духовной жизни отшельника собрались ревнители благочестия, но преподобный не принял сана игумена и скончался иноком около 1662 года (Русс. свв. Филарета, арх. черн. Ист. Росс. Иер. ч. 6, стр. 593. Слов. ист. о свв. стр. 268).
* * *
Примечания
Трикассина или Треки ныне – город Труа во Франции.
Моление Богоматери и Иоанна Предтечи пред Спасителем называлось по гречески деисис, а у поздних русских деисус.
