Жизнь и апостольские труды Святых первоучителей славян Кирилла и Мефодия
Тропарь Св. Кириллу и Мефодию
Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодии богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенские утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
6-го Апреля 1885 года окончится 1000-летие со дня блаженной кончины святого первоучителя Славян Мефодия. Все мы, православные, читали и читаем псалтырь, евангелие и другие книги на Славянском языке, слышим каждый день утром и вечером совершаемое богослужение на том же языке, но не все знаем, кто позаботился и чьих рук было дело придумать и изобразить на бумаге славянские буквы и письмена и научить Христовой, православной вере, в то время темный и грубый Славянский народ.
В IX столетии почти все славяне – были язычники, науки между ними никакой не было. Промыслу Божию угодно было просветить этот народ христианскою верою и первыми избранниками этого дела были святые Кирилл и Мефодий. Эти два мужа родом были из города Солуня или Фессалоник, в Македонии, во владениях Греческого Императора. Отец их, по имени Лев, был человек богатый, добродетельный и занимал должность военно-начальника Македонии (друнгарий – по-гречески). Мать их называлась Марией и замечательна благочестивою жизнью. Хотя Македония и была Греческою страною, но в ней проживало много Славян, в особенности около города Солуня, говоривших своим славянским языком. Константин (до принятие схимы) и Мефодий, находясь в среде Славян, легко усвоили себе язык их и знание этого языка открыло им новый, до того неведомый путь, указанный им Промыслом. Мефодий воспитание получил в Солуни. По окончании школы, поступил в военную службу и был Правителем Струмской славянской области, но вскоре ему мирская жизнь надоела и он отправился на гору Олимп, в Фессалии, постригся в монахи и вел строгую подвижническую жизнь. Утром и вечером ходил в церковь на богослужение, а днем исполнял самые тяжелые работы в монастыре. Подвижническая жизнь его была замечена братиею и самим патриархом; его хотели видеть Митрополитом знаменитого места, может быть – Солуни, но блаженный Мефодий отказался, по своему смирению, от этого сана и в последствии был только Игуменом в Полихрониевом монастыре, близ Царьграда, на одном из островов Мраморного моря.
Брата же его Константина к Апостольскому служению Промысл приготовлял другим путем.
Еще в 7-ми летнем возрасте Константин отличался любовию к науке и быстрой памятью. В этом возрасте видел он сон, будто воевода города, собрав множество девиц, повелел ему избрать для себя красивейшую невесту. Константин сделал выбор и имя невесты было София, т.е. божественная премудрость. Тринадцати лет Константин лишился родителей. Родственник его Логофет Феоктист, будучи опекуном малолетняго Греческого Императора Михаила, зная блестящия способности Константина, взял его ко двору, чтобы воспитывать его вместе с малолетним Царем. Учился Константин у знаменитого Льва: начальника училища Вардина, а потом у Фотия, в последствии Патриарха, словесности, философии, астрономии, основательно изучил греческий, латинский и сирский языки. Успехи в науках были удивительные, но не менее того была в нем удивительна кротость, благочестие и смиренномудрие. Как будто бы с успехами в науках в нем развивались в такой же степени и эти редкие качества души.
Однажды Логофет спросил Константина, что такое философия? Константин отвечал: разумение вещей Божеских и человеческих по скольку может приблизиться к Богу; наука деятельная, которая учит человека жить достойно образа и подобия Творца своего.
Понравился такой ответ Логофету и так как он вообще любил Константина, то желал удержать его при себе. Он задумал женить его на своей богатой крестнице, но Константин отказался. Он искал теперь для себя только уединения, чтобы предаться пламенной молитве Богу и учению. Логофет назначил его библиотекарем при храме Св. Софии, но Константин отсюда тайно удалился в монастырь, близ Босфора. Логофет отыскал его и упросил возвратиться в Константинополь. Константин согласился. Живя в Константинополе, он преподавал Философию в тамошней школе, за что и получил имя Философа.
Константину было тогда 24-ре года. В 851 г. приходили в Константинополь послы от эмира (владельца Мелитинского, что близь реки Эфрата), и в беседах между прочим унижали веру христианскую, а восхваляли свою, магометанскую. Для государственных дел и вместе поддержания достоинства христианской веры Император отправил туда послом Константина, как мужа ученого. Опасно было идти туда, так как Сарацины ненавидели христиан, но надеясь на Бога, Константин принял предложение Царя и отправился. С почетом эмир встречает Константина, как посланника великого царя, но Сарацинские мудрецы, видя, что победить Константина не могут, возненавидели его и покушались даже на его жизнь, но Господь спас его. По возвращении в Константинополь, Константин стал жить с братом на горе Олимп. Находясь в уединении, он всецело предался изучению Христова закона и молитв. Опять новая деятельность ожидала их; новый подвиг предстояло совершить Константину. Между Азовским и Каспийским морями жили Хозары – язычники. Евреи и мусульмане, жившие с ними, нередко склоняли некоторых Хозар к принятию их веры. Князья Хозарские – (Ханы), находясь в частых сношениях с Греческим Императором, послали в 858-м году к нему послов с просьбою – прислать наставников веры. «Пришли нам мужей умных и сведущих, чтобы мы узнали какая вера лучшая» – говорили послы именем Хана. Царь и Патриарх опять поручили Константину это святое дело. Уговоривши своего брата Мефодия, Константин отправился к Хозарам. Путь им лежал чрез остров Крым и город Херсонес, находившийся там в близи Севастополя. Прибывши в этот город, святые братья останавливаются в нем и живут долго, изучая язык Хозар и Евреев. Здесь же они нашли также одного славянина, который читал им греческие книги с переводом на славянский язык.
Изучивши язык Хозарский, Константин и Мефодий отправились далее в путь. Прибывши к Хозарскому Хану, Константин имел несколько прений и вере с Иудеями и Магометанами и хотя сам Хан не крестился, но дал повеление «да иже может, крестить се верою волею», а жившим там грекам под смертною казнью запретил принимать Иудейство или Магометанство. Святыми мужами окрещено было до 200 человек. Прения свои Константин изложил на бумаге и оставил в память Хозарам, как победу над Иудейством и Магометанским вероучением Хазарский Хан, пред отъездом, хотел наградить св. мужей дарами, но они их не приняли, попросив отпустить на свободу греческих пленников, каковые и были отпущены. С радостью братья отправились в обратный путь. По пути они еще обратили к Христу одно языческое племя, жившее около Азовского моря. В Константинополь они возвратились в конце 861 года, принесли с собою из Херсона часть мощей свят. Климента, папы римского, сосланного туда и пострадавшего около сотого (100) года по Р.Хр. В Константинополе встретили их с почетом. Мефодий опять удалился в монастырь, а Константин остался в Константинополе при церкви св. Апостолов. Но скоро, именно в конце 862 года, Паннонские (Моравские) князья, чувствуя нужду слышать богослужение и учение о вере на родном, понятном языке ( а у них до того лет с двадцать были священники латинские), просили Греческого Царя и Патриарха прислать учителей, кои на народном языке могли бы учить их и народ святой вере. Это были князья Ростислав, Святополк и Коцел. По совещании с Патриархом Фотием и с духовным собором, царь послал туда св. братьев Константина и Мефодия. Сознавая всю важность этого поручения и желая положить прочное основание святому делу введения христианства в Славянской земле, Константин решился изобресть буквы и составить Славянскую азбуку, с тем чтобы славянскому народу оставить Божественныя писания на их родном языке. Углубившись в монастырскую келию, Константин предался молитве, прося Божией помощи совершить это трудное дело. С Божией помощью Славянская азбука была составлена и при посредстве учеников, данных ему в сопутствие, он перевел на славянский язык св. Евангелие. Первые слова его перевода были: «Искони бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Константин и Мефодий с изобретенными письменами отправились в Паннонскую страну. На пути туда посетили новопросвещенного Болгарского князя Бориса и утвердили его в решимости бороться с язычеством; в самой же Моравии с апостольскою ревностию совершили дело, на которое были посланы. «И ради были Словени, слышаще величья Божья своим языком». Не рады были этому только немецкие священники и бискупы, посланные Папою для распространения Христианской веры на Латинском языке. Они говорили, что Богослужение должно совершаться только на трех языках: Греческом, Римском, и Еврейском, приводя в основание сделанную Пилатом надпись на кресте Христовом на этих языках. Разве вы ученики Пилата? спросили св. мужи. Немецкие бискупы сделали донос Папе Николаю, в доносе сообщили, что Константин и Мефодий учат Славян неповиноваться Папе и Богослужение отправляют не на Латинском, а на Славянском языке. Папа потребовал их в Рим. До этого времени Греческая и Латинская церковь состояли в единении. Властолюбие Папы, давно проявлявшееся, учение об исхождении св. Духа, не согласное с постановлением Никейского собора, уже бросали тень раздора в Христовой церкви. Святые мужи, еще признавали Папу Патриархом Христовой церкви, повиновались его требованию и отправились в Рим, взяв с собою часть мощей св. Климента и перевод священных книг на Славянском языке. По дороге, в Венеции, они долго спорили с Латинским духовенством о правоте своего дела. Папа Николай помер. Преемники его, Адриан II, опасаясь потерять влияние на Моравию, по разсмотрении сделанного Константином перевода, оправдал их, о чем и дано было особое послание находящимся в славянских землях бискупам. Желая еще более доказать свое миролюбивое расположение и засвидетельствовать пред всеми равное достоинство Славянского языка с Латинским, Адриан приказал отслужить обедню на Славянском языке в церкви св. Петра и Павла, за исключением некоторых молитв, кои читались по Латыни. Долгое путешествие и тяжелые труды отразились на здоровье св. Константина. Он заболел, будучи в Риме. Чувствуя близкую кончину, он принял схиму и в схиме наречен был Кириллом. Сделавши все нужное для Славян в деле Христовой веры, ему все таки хотелось бы еще более потрудиться для святого дела, но находя это невозможным по состоянию своего здоровья, он упрашивает брата Мефодия потрудиться еще ради Христа в Славянской земле. Мы с тобой были как дружная пара волов, возделывающих одну ниву, говорил Кирилл и вот я падаю на бразде, рано кончая день свой. Не оставляй начатого дела, так как подвигом этим ты можешь более спастись. Благословив всех находящихся около него, Кирилл скончался, имея от роду 42 года, 14-го Февраля 869 года. Тело св. Кирилла погребено было Папою в Риме, в храме св. Климента, и там покоится и до ныне. Похоронив Кирилла, Мефодий отправился опять в Славянские земли, именно в Моравию. Обрадовался Ростислав, при виде святого учителя, но радость его была не долга. В войне с Немцами Ростислав был взят в плен и там лишен зрения. Престолом Моравии овладел племянник его Святополк, человек порочной жизни. По проискам тех же немецких бискупов, Святополк стал вредить Мефодию в деле Христовой веры и Мефодий удалился в Паннонию, область князя Коцела, в 870-м году. Коцел с любовию принял Мефодия в Масбурге. Любовь князя к Мефодию выразилась тем, что Папа по просьбе князя, посвятил Мефодия в сан Епископа Паннонии. Деятельность Мефодия теперь еще более усилилась. Священники теперь поставлялись только из славян, повсюду отправлялось Богослужение на их языке. Ненависть немецких бискупов к св. Мефодию проявилась еще более. Они оклеветали его пред Германским Императором и Моравским Князем, что будто бы деятельность и вообще нахождение Мефодия в Славянской земле приносит вред и смуту в народе. Не смотря на просьбы князя Коцела, святого сослали в заточение в Швабию, в Германии. Два года пробыл в этом заточении святой муж. Папа Иоанн, видя в этом оскорбление себя, писал Людвигу и Карломану, что Мефодий понапрасну содержится в заточении, что в его учении ничего нет противного христианской религии. При этом Папа Немецким бискупам запретил священнослужение, а Мефодию возвратил Иерархическую власть над Моравиею. Это было в 874 году. Князья узнавши всю низость немецких бискупов, удалили их из своего государства и объявили Мефодия Архиепископом всей Моравии. Четыре бискупа, по предсказанию св. Мефодия, умерли. Теперь настало время просветительной деятельности Мефодия. Евангелие быстро распространялось в Славянской земле и святое учение приносило обильные плоды. Язычество и суеверие исчезало и Государство святостию цвело.
Злобы своей к св. Мефодию не покидали его враги. Они писали к Греческому Императору и Патриарху, что Мефодий сблизился с Римским престолом. Греческий Император вызвал Мефодия в Константинополь для объяснения. Радовались было враги Мефодия успеху, но напрасно. Император встретил св. мужа торжественно и отпустил его обратно в Моравию с дарами, при чем даны были священные сосуды для церквей, облачения и другие предметы священного богослужения. Возвратясь в Моравию, Мефодий занялся переводом священных книг на славянский язык, коих не успел окончить его брат. Он перевел все книги ветхого завета, за исключением книги Маккавеев; набирал детей и обучал их славянскому языку. Следовательно он положил первое основание начальной школы в Моравии. От Хорватии и Далматии до границ Польши Славяне слушали слово Божие на родном своем языке. Вслед за сим Чешский князь Боривой и супруга его Людмила приняли св. крещение в древней столице Велеграде, а за ними и весь чешский народ. Доселе еще живы памятники чистой веры Богемии: храм св. Климента под Прагою и храм св. Георгия в замке, построены князем Боривоем и его супругою.
Шестьнадцать лет святой муж трудился, по кончине своего брата Кирилла, в Славянской земле. Как видно выше, много он перетерпел при распространении святого Христова учения в стране языческой, даже жизнь его в некоторых местах была в опасности, но доброе дело восторжествовало и теперь мы видим и пользуемся плодами св. мужей Кирилла и Мефодия и будем пользоваться этими плодами долго, долго… Чувствуя свою кончину, св. Мефодий дальнейшее ведение дела Христова препоручил ученику своему Горазду и о Бозе почил 6-го Апреля 885 года в Велеграде, древней столице Моравии, и похоронен в великой Моравской церкви, на левой сторону, за алтарем Св. Богородицы (этот Велеград разорен Венграми в 904 году; находился от нынешнего Велеграда в пяти верстах).
По кончине св. мужа, поднялась целая буря нападений на учеников его и его учение. Папа Иоанн X, по проискам немцев, объявил учение Кирилла и Мефодия ересью, запретил богослужение славянское и для совершения его запретил поставлять священников. Теснимые отовсюду ученики св. Мефодия удалились в Болгарию и там по примеру св. мужей служили святому делу Христа. Из Болгарии, при принятии Христовой веры в России, перешли к нам и Славянские письмена. Школы основанныя в Моравии и Болгарии св. мужами и их учениками были прародительницами школ, устроенных св. Князем Владимиром, Ярославом и теперешних церковно-приходских и народных школ.
Блажении, яже избрал и приял еси Господи, и память их в род и род.