Л.Ф. Шеховцова

Источник

Глава 2. Преодоление гнева и агрессии

Как правило, и в педагогике, и в психологии, и в православной аскетике гнев, агрессия и агрессивность оцениваются негативно, и каждое из этих направлений работы с человеком имеет свой арсенал средств нейтрализации или борьбы с этим нежелательным состоянием, свойством человека.

2.1. Педагогические методы

Педагогическое воздействие с целью коррекции агрессии осуществляется в двух направлениях:

– воспитание личности с отсутствием установок на насильственное достижение своих целей, формирование у ребенка нравственных ценностей, дружелюбия и доброжелательности;

– воспитание у ребенка таких черт характера, как самообладание и выдержка (профилактика и формирование умений управлять своими эмоциями).

Для решения этих задач педагогика предлагает систему методов внешнего воздействия на человека (создание определенных условий, формирующих ситуаций, группового воздействия, убеждения, примера, наказаний и поощрений). Не следует при этом забывать о принципах благоразумия и справедливости, предлагаемых православной аскетикой, дабы у педагога не было рвения не в меру.

Таким образом, можно сказать, что педагогика – это стратегия изменения другого человека.

2.2. Аскетическая практика

Эти же задачи на языке духовной аскетической практики формулируются таким образом: приобретение добродетелей кротости, смирения, смиренномудрия; владение своими страстями, в частности брань со страстным состоянием гнева.

Если педагогика предлагает систему внешних воздействий или в лучшем случае мотивирует личность на «самовоспитание», то православная аскетика ориентирована прежде всего на внутреннее делание , на активность самого человека по изменению самого себя.

В аскетическом делании выделяют два основных направления: первое – брань со страстями , второе – стяжание добродетелей.

Для оказания помощи человеку, ведущему внутреннюю брань, в аскетической литературе, как уже говорилось, описаны стадии развития страстного состояния и, соответственно, способы борьбы с ним.

1-я стадия: прилог – когда греховный помысл приходит из внешнего мира и входит во внутренний мир;

2-я стадия: сочетание – принятие помысла, добровольное размышление о нем;

3-я стадия: сложение – услаждения помыслом, уступка ему;

4-я стадия: пленение – погруженность в страстное состояние, потеря покоя, рабство греху.

Для преодоления страсти гнева тоже можно воспользоваться этим алгоритмом.

Попробуем по этим стадиям рассмотреть, как происходит пленение гневом и что человек в какие моменты может сделать для того, чтобы как можно раньше купировать это состояние.

Святые отцы говорят, что гнев – это разрушение внутреннего мира. С чего начинается это разрушение внутреннего мира и чем оно может закончиться?

На 1-й стадии первыми сигналами появления прилога могут стать изменение настроения, появление неприятного чувства, ощущений (пересыхание в горле, учащение сердцебиения). В этом случае лучше сразу же помолиться , и помысл должен уйти – в результате человек сохраняет в себе покой.

Если этого не произошло, то человек может оказаться на 2-й стадии сочетания с прилогом – признаком этого будет появление раздражительности в мимике, интонации, жестах, словах.

Остановиться на этой стадии, не переходя на следующую, можно, если противопоставить наступающей раздражительности мысль: «надо потерпеть немощь ближнего своего». Либо посмотреть на себя со стороны с юмором: «Какое у меня сердитое, смешное лицо, какие “петушиные” нотки появляются в моем голосе».

Результатом усилий на этой стадии должно стать переложение помысла на благое (например, улыбнемся нашему собеседнику, доброжелательной шуткой разрядим нарастающее напряжение, или можно «погневаться» на себя, что уже «беседуешь» с прилогом).

Если же человек не смог этого сделать, если не смог сосредоточиться и помолиться и гнев продолжает нарастать, то он может оказаться на 3-й стадии принятия – сложения с грехом.

При этом можно увидеть нарастание возмущения, гнева, что сопровождается побледнением или покраснением щек, появлением потливости, сжиманием губ и кулаков, дрожанием рук и голоса, прерыванием речи, изменением скорости речи и тембра голоса. Наблюдается также потеря концентрации внимания, рассеивание внимания, провалы в памяти – человек забывает, что хотел сказать, прерывается цепь его размышлений.

Человек «склонился» к гневу: глаза застилает туман, ничего не слышит, что говорят ему, понять не может, хочет поскорее выплеснуть свою обиду – «отомстить другому».

Но… смолчал, сжав зубы и сцепив кулаки.

«Корень ума» – в глубине сердца – твердо стоит в том, чтобы делом не согрешить и беззакония не совершить. Это результат борьбы на 3-й стадии.

Если же человек «не смолчал», то оказался в плену греховного помысла. 4-я стадия – пленения, совокупления с гневом. Происходит разрядка гнева вовне – оскорбление словом, словесная агрессия либо действие – рукоприкладство. В состоянии аффекта может произойти и убийство.

Очевидно, что легче справиться с гневным помыслом на 1-й стадии, не приняв его, если же произошло принятие помысла, то на каждой последующей стадии справиться с ним оказывается труднее.

Признаками победы над гневом, которые можно использовать как средства самоконтроля, во внешнем плане являются отсутствие злой гримасы, улыбка, разжатие кулаков, вербальная сдержанность; во внутреннем – самообладание, волевая собранность, сосредоточенность, возвращение спокойного состояния, хотя бы частично.

Разные люди обладают разными уровнями умения управлять своим гневным, агрессивным состоянием. Преподобный Иоанн Лествичник описал трех иноков, терпящих бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал, другой порадовался ради себя, но опечалился об укорявшем его; третий, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. В них преподобный Иоанн Лествичник увидел делателей страха, мздовоздаяния, любви [см.: 10, с. 103]. Для нас эта притча может служить своеобразным тестом, диагностирующим наше умение справиться с гневом. Признаками полной победы над гневом преподобный Иоанн называл такие: начало безгневия – молчание уст при смущении сердца, конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.

А еще он говорил, что венцы за победу над гневом стяжают те, кто имел к нему природную склонность (на психологическом языке – холерики), те же, кто от природы не имел такой склонности к гневу (флегматики), венцов при этом не стяжают.

Второе направление внутреннего делания – стяжание добродетелей. Мало справиться с гневом в одной-двух ситуациях, гораздо важнее и надежнее приобрести безгневие – добродетель кротости (короткий гнев, стремящийся исчезнуть). Как советует святитель Феофан Затворник, надо потрудиться для этого во внутреннем плане одухотворения души – стяжать добродетели смирения и кротости. Святитель Феофан выделяет пять стадий этой внутренней работы [см.: 16, с. 264].

Чтобы желать и мочь было одно и то же, надо появившийся помысл о необходимости преодоления страсти принять (совершить выбор, решиться), облечь в желание (придать ему силу, энергию, телесное подкрепление), желание затем перевести в стремление, стремление – в действие (целенаправленная регуляция), действие облечь волевым усилием и перевести во внешний план телесного исполнения.

Подробный алгоритм стяжания добродетели кротости.

На 1-й стадии надо представить преимущество победы над страстью – решиться (подумайте, как хорошо будет вам и вашим близким, если вы перестанете проявлять свой гнев и агрессивность).

На 2-й стадии надо снять защиты и оправдания страсти: придайте своему желанию силу, сняв с него путы оправдания (подумайте, может быть, гнев вам дает что-то хорошее, преимущество в чем-то и тем самым вы оправдываете его для себя?).

На 3-й стадии проанализируйте последствия развития постоянства страстного гневного состояния (если вы представите, что будет происходить с вашими близкими или окружающими вас людьми, когда вы будете часто позволять себе гневаться и проявлять по отношению к ним агрессию, то не превратится ли ваше желание преодолеть гнев в стремление это сделать ?!).

На 4-й стадии необходимо мобилизовать свою волю-стремление преодолеть свой гнев, облечь, подкрепить волевым усилием (спросите себя, действительно ли, сильно ли вы хотите избавиться от своей агрессивности, твердо ли вы решаетесь не обрушивать больше ваш гнев на ваших близких?).

На 5-й стадии надо принять решение и взять на себя ответственность за это решение – перевести во внешний план телесного исполнения. Если вы утвердились в мысли побороть ваш гнев, мобилизовали свою волю, то не забудьте еще при этом и попросить помощи у Бога.

Если человек предпринимает усилия внутреннего плана, выходит на «невидимую брань», то на этом пути встречается с помощью Божией, без которой усилия его могут оказаться напрасными. Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5), – сказал Спаситель. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13), – утверждает апостол Павел.

Таким образом, аскетика предлагает метод, алгоритм внутренней работы по изменению себя, своего поведения, то есть стратегию коррекции себя – своего состояния и своей личности.

2.3. Психологические приемы

Как же психология может помочь человеку справиться с агрессией?

Во-первых, психология может предложить помощь педагогам (в форме описания закономерностей развития агрессивности личности, стадий и причин ее формирования, а также показа ресурсов преодоления агрессии ребенком).

Во-вторых, если психологию рассматривать в аспекте сотериологии, она может предложить помощь людям, ведущим духовную брань с гневной страстью: дать детальное описание состояния гнева, душевных движений и признаков усиления гнева, экспрессии гнева, поведенческих признаков гнева других людей, сопутствующих гневу чувств и динамики других психических процессов – памяти, внимания, мышления.

Кроме этого, практическая психология имеет и свои методы снятия агрессивных состояний самим человеком как у самого себя (работа внутреннего плана), так и внешних агрессивных воздействий (регуляция состояния другого человека), а также изменения поведения и ценностей личности в ситуациях взаимодействия людей друг с другом. Для коррекции агрессивности личности широко используются различные психологические практикумы.

Для снятия своего агрессивного состояния психология рекомендует человеку ряд приемов:

– переключить внимание со стимула, вызывающего агрессию, на что-нибудь нейтральное или приятное;

– спеть припев любимой песни;

– мысленно сосчитать от 1 до 10;

– глубоко подышать;

– выпить холодной воды;

– сделать двигательную разрядку;

– разжать кулаки и зубы;

– выразить словами свое состояние – рассказать партнеру о том, что вы чувствуете.

В отличие от педагогики и аскетики психология наиболее пристальное внимание уделила внешнему процессу партнерского взаимодействия . Как правильно вести себя, если на тебя направлена агрессия со стороны партнера?

Первое правило гласит: не отвечать агрессией на агрессию партнера, проявить дружелюбие.

Второе правило: не заразиться эмоциональной агрессией партнера.

Третье правило: снизить агрессию партнера. Для этого следует:

– дать партнеру выговориться;

– найти что-то общее, что может вас объединить;

– подчеркнуть то, в чем вы с партнером согласны;

– показать понимание состояния и озабоченности партнера;

– проявить выдержку и терпение;

– проявить интерес к партнеру и его проблеме;

– подчеркнуть значимость его и его мнения в ваших глазах;

– предложить конкретный выход из сложившейся ситуации;

– обратиться к фактам;

– использовать юмор для разрядки напряжения;

– придумать какую-нибудь хитрость или неожиданность (заговорить на чужом, может быть, даже выдуманном языке, громко крикнуть что-нибудь);

– если вы неправы – немедленно признать свою неправоту;

– не быть категоричным и не употреблять слов «всегда», «никогда», «ни за что», «вечно», «ни одного раза» и т. д.;

– оказать внимание партнеру, если беседа происходит в вашем кабинете или в вашем доме, выйти к нему навстречу, усадить его за стол. Сидящему человеку труднее сохранять свой гнев.

Итак, в борьбе с гневом и агрессивностью личности педагогика, психология и православная аскетика предлагают свои методы, которые дополняют друг друга и все вместе помогают человеку достичь более совершенного поведения и состояния. Педагогика через создание условий внешнего воздействия приводит человека к пониманию необходимости развития у себя добродетелей смирения, кротости, послушания, выдержки, самообладания.

Психология развивает у человека умение регулировать как свое состояние, так и состояние другого человека, описывает правильное поведение, приводящее к снижению или исчезновению агрессивности в конфликтных ситуациях. Психотерапевтическая работа в экзистенциальном направлении может подвести человека к осознанию необходимости переосмысления своих ценностей и стиля жизни, к решимости изменения своего поведения.

Православная аскетика предлагает человеку средства внутренней работы с состоянием гнева или агрессии и помощь на пути стяжания добродетелей кротости и смирения.

Плод такой внутренней работы по преодолению гнева и агрессии: уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью, терпение и терпимость к другому человеку, мир сердечный, тишина ума, твердость в сохранении спокойствия и незлобия, когда тебя оскорбляют.

Если педагогика «стратегически» изменяет другого человека, психология – «тактически» другого и себя , то аскетика – это прежде всего изменение себя и «тактически», и «стратегически».


Источник: Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами [Текст] / [Л. Ф. Шеховцова и др.] ; под ред. Л. Ф. Шеховцовой ; О-во православных психологов Санкт-Петербурга памяти свт. Феофана Затворника. – Москва: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2014. – 351 с.; 22 см.; ISBN 978–5-7789–0284–8

Комментарии для сайта Cackle