под ред. О.В. Творогова

Источник

Житие Варлаама Хутынского

ЖИТИЕ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО. Варлаам Хутынский, в миру Алексеи Михалевич. (ум. 1194), основал Хутынский монастырь в 10 км севернее Новгорода, на правом берегу Волхова. В Новгороде и Хутынском монастыре бытовало много легендарных преданий, связанных С. его именем. Все они вошли в его Ж., литературная история которого охватывает период времени С. XIII по XVIII в. включительно. В легендарных рассказах Ж. отразились исторические и бытовые события, происходившие в монастыре и в Новгороде как при жизни Варлаама, так и после его смерти в течение нескольких столетии. Некоторые рассказы о чудесах Варлаама в древнерусской рукописной традиции бытовали как самостоятельные повести: рассказ о двух осужденных, которых должны были сбросить С. Волховского моста в реку, «Пророчество Варлаама о снеге и мразе в Петров пост» (Петров пост бывает в начале лета), «Видение Хутынского пономаря Тарасия (Прохора) » (в основе «видения» – моровое поветрие в Новгороде в 1506 – 1508 гг. и катастрофический пожар города в 1508 г.). Вместе С. тем в Ж. на одном из этапов его литературной жизни включается «Сказание о Тумгане», написанное митрополичьим дьяком Родионом Кожухом. (В 1460 г., во время посещения Новгорода московским князем Василием II, умер постельничий князя Родион Кожух, когда его привезли к гробнице Варлаама Хутынского, то он воскрес.)

Ж. сохранилось более чем в 10 редакциях, подразделяющихся, в свою очередь, на ряд вариантов и групп.

Первая редакция Ж. – короткий рассказ проложного типа, в котором сообщается о рождении будущего святого от благоверных родителей, о его уходе в пустынное место, борьбе С. бесовскими наваждениями, построении церкви, создании монастыря, о кончине и погребении святого. Эта редакция Ж. была написана в период С. сер. XIII по нач. XIV в. Вторая редакция, составленная в 20-е гг. XV в., помимо повествования о жизни Варлаама, содержит рассказы о 6 чудесах. К этой редакции Ж. часто присоединяются «Слово похвальное Варлааму» и «Сказание о Тумгане». Следующую по времени редакцию написал Пахомий Серб. Он использовал текст 2-й редакции, добавил 4 рассказа о посмертных чудесах Варлаама и предварил текст риторическим вступлением, в котором размышляет о величии подвигов святых и оправдывает перед читателем свою решимость написать Ж. русского святого. Это Ж. Пахомий написал во время своего первого пребывания в Новгороде в 1429 – 1440 гг., позже, в 70-х гг., он присоединяет к этому тексту свою переработку «Сказания о Тумгане» Родиона Кожуха. В XVI в. создаются Распространенная и Особая редакции Ж. – это основные, наиболее интересные в литературном отношении редакции памятника.

Первоначальный вариант Распространенной редакции Ж. был составлен в 1526 г. Он до наС. не дошел. К нему восходит 2-й вариант этой редакции и Особая редакция. В Распространенной редакции Пахомиевская редакция Ж. объединена С. возникшими уже после ее написания новгородскими и монастырскими легендами о Варлааме. В текст, общий С. Пахомиевской редакцией, внесен дополнительный рассказ об искушении Варлаама «снедию» и добавлено 26 новых эпизодов-чудес. 13 из них – рассказы об исцелениях, 8 – рассказы о чудесах С. монахами (обычно речь идет о наказаниях тех, кто нарушает правила монастырского быта и монастырского устава) Остальные 5 чудеС. делятся на три группы: 1) чудеса общеновгородские – «Пророчество Варлаама о снеге и мразе в Петров пост», «Видение Хутынского пономаря Тарасия», 2) два рассказа о мощах Варлаама – об осмотре его останков новгородским архиепископом Евфимием II (в 1440 г ) и о наказании великого князя московского Ивана III Васильевича (в 1471 г), захотевшего вскрыть гробницу Варлаама, 3) московские чудеса – чудо о Тумгане и явление Варлаама великому князю московскому Василию Ивановичу (в 1517 г ). В Особой редакции Ж. по сравнению С. Распространенной на 12 эпизодов меньше. Все эпизоды Особой редакции, параллельные оригинальным эпизодам Распространенной, следуют в хронологическом порядке (в Распространенной редакции его нет), и все они относятся ко времени не позже 1-й четв – 30-х гг XVI в. Это отражает состав и последовательность не дошедшего до наС. первоначального варианта Распространенной редакции. В Особую редакцию вставлена заимствованная из летописи краткая повесть о наводнении и буре в Новгороде в апреле и мае 1421 г., переработан рассказ о попытке великого князя московского открыть мощи Варлаама, сделана вставка о новгородском архиепископе Феофиле (был архиепископом в 1470 – 1480 гг), в ином варианте дан рассказ о видении хутынского пономаря Характер изменений в Особой редакции свидетельствует о составлении ее новгородцем, хорошо знавшим местные предания и легенды, а также новгородские летописи Составитель являлся сторонником единения Новгорода С. Москвой и великокняжеской власти в Новгороде, он принадлежал, видимо, к церковной среде.

Одновременно С. созданием Распространенной и Особой редакций и в более позднее время составлялись и другие редакции Ж. Последняя из них была написана по-гречески в 1706 – 1707 гг. братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. С. греческого текста был сделан перевод на русский язык. В последовательности эпизодов и по сюжетному содержанию сочинение Лихудов полностью соответствует 2-му варианту Распространенной редакции. За счет риторических вставок, теологических рассуждений и стилистических украшений Ж. Варлаама Хутынского братьев Лихудов по объему в несколько раз превосходит свой источник.

Изд.: Житие Варлаама Хутынского. В двух списках – СПб. 1881 (ОЛДП, вып 41); ВМЧ: Ноябрь, дни 1–12 – СПб., 1897. – С. 198–222; Никольский А. Житие преподобного Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции // Вестник археологии и истории, издаваемый Археологи ческим институтом – СПб., 1911. – Вып. 21; Видение Хутынского пономаря Тарасия / Подг. текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева // ПЛДР: Конец XV – первая половина XVI века – М., 1984. – С. 416–421, 724–725.

Лит.: Ключевский Древнерусские жития – С. 58–64, 140–146; Житие преподобного Варлаама Хутынского // ПДП: Отчет о деятельности Общества С. 25 Х. 1. 1879 г. по 1. IV. 1880 г. – СПб., 1880. – Вып. 2 – С. 59–70; Яблонcкий В. Пахомий Серб и его агиографические писания – СПб., 1908. – С. 21–37, 114–119, 130–136, 144–151; Дмитриев Л. А.; 1) Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. – Л., 1973. – С. 13–95, 271–281; 2) Житие Варлаама Хутынского // Словарь книжников – Вып. 1 – С. 138–142; 3) Видение Хутынского пономаря Тарасия (Прохора) // Словарь книжников – Вып. 2, ч. I – С. 135–138.

Дмитриев Л. А. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.


Источник: Литература Древней Руси : Биобиблиографический словарь / [Составитель Л.В. Соколова]; Под ред. О.В. Творогова. - Москва : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 238, [1] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle