Жития Бориса и Глеба
Жития́ Бори́са и Гле́ба. Борис и Глеб – одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью, младшие сыновья Владимира Святославича. Вскоре после смерти их отца в 1015 году они оба были убиты своим старшим братом Святополком. Борис погиб на реке Альте 24 июля, а Глеб 5 сентября близ Смоленска. В результате четырехлетней войны Святополк был побежден сыном Владимира – Ярославом Мудрым. Очевидно, при Ярославе и была предпринята первая попытка канонизации святых братьев. Тогда же начали складываться первые повествования об их гибели. Ко временам Ярослава относится возникновение местного культа Бориса и Глеба в Вышгороде, где они были похоронены. Перенесение мощей Бориса и Глеба в новый храм сыновьями Ярослава 20 мая 1072 года считается моментом их окончательной канонизации. Даты их памяти, 24 июля, а позднее и 2 мая (день второго перенесения мощей в 1115 году), становятся общерусскими праздниками. Первоначально их почитали как целителей, но очень скоро Борис и Глеб становятся покровителями всех русских князей как их святые сродники. Они – помощники в битвах, их именем призывают к единству Руси, прекращению междоусобных войн.
Жизни и мученической кончине Бориса и Глеба посвящен ряд древнерусских памятников. Это так называемая «Летописная повесть» – рассказ о гибели князей, читающийся в составе «Повести временных лет» (статья 1015 года), «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» Нестора и анонимное «Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба». О взаимоотношениях этих текстов в науке существуют различные суждения.

Убийство Бориса Прорись миниатюры из Сильвестровского сборника XIV в.
В литературном отношении наиболее совершенным является «Сказание». Оно открывается краткой исторической экспозицией, повествующей о киевском князе Владимире и его сыновьях. Перед смертью Владимир посылает «блаженного и скоропослушливого» сына своего Бориса против печенегов. Возвращавшегося в Киев Бориса встречает вестник, сообщающий о смерти отца Агиограф приводит пространный плач Бориса, исполненный самых высоких похвал умершему и горестных сетований о его кончине И тут же Борис, как бы предугадывая свою участь, с одной стороны, изъявляет готовность «горькую печаль» свою «прострети» к брату Святополку, с другой – констатирует, что он «о биении моемь помышляеть» Так создается типично агиографическая коллизия, не обманываясь в коварных намерениях Святополка, Борис оплакивает свою грядущую гибель, но ни в коей мере не помышляет о сопротивлении старшему брату. Побуждаемый дьяволом, Святополк посылает убийц к Борису, а тот в предвестии своей гибели вспоминает аналогии из житийной литературы, когда праведник бывал убит своими близкими. Бориса одолевают тяжелые предчувствия, он страстно молится, поет псалмы и, уже слыша шепот убийц, подошедших к шатру, лишь благодарит Бога, что он сподобил его принять смерть от брата. Аналогично описано и убийство Глеба. Но здесь агиограф вносит новый оттенок Глеб изображен им как совсем юный, едва ли не отрок, молящий убийц «Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого». Далее в «Сказании» повествуется о битве на Альте со Святополком Ярослава, о победе последнего и злой смерти Святополка «в пустыни межю Чехы и Ляхы». Завершает «Сказание» похвала святым. В старшем из известных списков – в Успенском сборнике XII–XIII веков – «Сказание» соединено со «Сказанием чудес» святых Оно содержит также историю строительства посвященных им храмов. Так как оба памятника – собственно «Сказание» и «Сказание о чудесах» – обычно переписывались вместе, то некоторые исследователи (например, Н. Н. Воронин) считали, что они написаны одновременно, и датировали время создания «Сказания» периодом после 1115 года. Этому выводу противоречат стилистические различия между памятниками, композиционная законченность как самого Ж., так и «Сказания чудес». Последнее имеет собственное предисловие и не имеет заключительной части, очевидно, потому что текст мыслился как открытая структура: к нему могли присоединяться новые рассказы о чудесах. Поэтому большинство исследователей считают, что «Сказание чудес» было составлено независимо от Ж., возможно, на основе записей, ведшихся при Вышегородской церкви.
Из всех произведений Борисо-Глебского цикла «Сказанию»«наиболее близок рассказ об убиении братьев в «Повести временных лет», который, очевидно, возник раньше «Сказания» и «Чтения». Само «Сказание» было, скорее всего, приурочено к торжественному перенесению мощей в 1072 году.
«Чтение», написанное Нестором, внешне более соответствует агиографическому канону (например, оно открывается пространным рассуждением о вечной борьбе добра со злом, что и является, по мысли агиографа, содержанием всемирной истории; изображение князей-мучеников более традиционно, лишено живых, естественных оттенков, присутствующих в «Сказании»). По словам Д. С. Лихачева, «Чтение» – публицистическое произведение, проникнутое стремлением «убедить князей прекратить губительные для русского народа усобицы» (Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.; Л., 1947. – С. 149). «Чтение» не получило в книжности широкого распространения, «Сказание» же, напротив, сохранилось почти в двух сотнях списков.
И «Сказание», и «Чтение» отличает необычайная для агиографии коллизия: по типу своему это жития-мартирии, но если в подобных житиях убийца обычно представитель иного вероисповедания или язычник, то Святополк – христианин, и конфликт приобретает совершенно иной, политический оттенок. «Поведением Бориса и Глеба, не поднявших руки на старшего брата даже в защиту своей жизни, освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии: князья, не нарушившие своей заповеди, стали святыми» (Дмитриев Л. А. Комментарий // ПЛДР: Начало русской литературы: XI – начало XII века. – Л., 1978. – С. 452).
Изд.: Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Подготовлено к печати Д. И. Абрамович – ПГР, 1916, Сказание о Борисе и Глебе / Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева // ПЛДР. Начало русской литературы XI начала XII века. – М., 1978 – С. 278–303, 451–456; Сказание о Борисе и Глебе Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвестровского сборника // Вступительная статья Л. А. Дмитриева – М., 1985.
Лит.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах – Санкт-Петербург, 1908 – С. 29–97; Серебрянский. Княжеские жития – С. 81–107; Воронин Н. Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор // ТОДРЛ. – 1957. – Т. 13 – С. 11–56. Еремин И. П. Сказание о Борисе и Глебе // Еремин И. П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики – М.; Л., 1966 – С. 18–27; Дмитриев Л. А. Сказание о Борисе и Глебе // Словарь книжников – Вып. 1 – С. 398–408.
Н. И. Милютенко