Житие митрополита Филиппа
Житие Филиппа митрополита (Колычева) – памятник агиографии кон. XVI – нач. XVII в., посвященный соловецкому игумену, ставшему митрополитом, яркой и сильной личности с трагической судьбой. Изложение биографии митрополита Филиппа в житийном повествовании облечено в форму, соответствующую агиографическому канону. Менее всего конкретного материала содержится в описании детского и юношеского периода жизни героя. Сопоставление основного содержания Ж., посвященного деятельности Филиппа на Соловках, обстоятельств избрания в митрополиты и гибели его в условиях опричнины, с другими дошедшими письменными источниками свидетельствует об умении агиографа передать главные черты биографии героя в заданном ему жанре.
Ж. дошло в большом количестве списков и представлено несколькими редакциями. Ключевский говорит о двух редакциях: первой, сохранившейся в большом количестве списков, и второй, известной по списку XVII в. (ГБЛ, собр. Ундольского, № 380). Современная исследовательница Ж. Г. Г. Латышева определяет эти две редакции как «основные», к которым восходят все остальные. Текстологические наблюдения над основными редакциями (к сожалению, оставшиеся неопубликованными) привели ее к выводу, противоположному выводу Ключевского. По ее мнению, первой надо считать редакцию, известную по списку собр. Ундольского, условно названной ею Колычевской (список собр. Ундольского в свое время принадлежал Михаилу Дмитриевичу Колычеву; редакция, дошедшая в большом числе списков (около 150), является второй, условное название ее – Тулуповская (по списку в сборнике Германа Тулупова 1633 г.). В серьезно аргументированном исследовании Г. Г. Латышевой, посвященном датировке Ж., приводятся веские доводы, опровергающие мнения, высказанные в предшествующих работах, и дается достаточно ясное представление об истории создания этого произведения.
Различия между Колычевской и Тулуповской редакциями свидетельствуют о целенаправленной и значительной переработке содержания Ж. при создании второй (Тулуповской) редакции. В Колычевской редакции обстоятельно описана строительная и иная деятельность Филиппа, как игумена монастыря, в Тулуповской редакции этому уделено значительно меньше внимания; в то же время о конфликте между митрополитом Филиппом и Иваном Грозным в Колычевской рассказано сравнительно кратко, а в Тулуповской эти события даны в виде пространного повествования, особенно пространными оказались речи митрополита за счет включения в них отдельных глав из «Поучения благого царства» византийского писателя VI века Агапита (см. Поучение Агапита).
Время создания Колычевской редакции определяется как анализом самого содержания Ж., так и из сопоставления его с текстами произведений, посвященных в основном описанию строительных работ на Соловках («Сказание о Филиппове строении», «Сказание о Соловецком монастыре», «Написание о Соловецкой обители») и «Повестью о Филиппе Колычеве». Это условное название дано Г. Г. Латышевой тексту, состоящему из статей «О взятии к Москве игумена Филиппа», «Об изгнании блаженного Филиппа в Тверь», «О преставлении святого», «О пронесении мощей блаженного Филиппа из Твери на Соловецкий остров». В конце приведено описание нескольких чудес. Из названия этих статей следует, что Повесть не содержит описания жизни Филиппа до избрания его митрополитом. Этот текст известен по двум рукописям: ГБЛ, ф. 178, собр. Музейное, № 1837 и ГПБ. О.XVII.15. Перед «Повестью» в обоих списках помещена статья, рассказывающая о строительной деятельности Филиппа на Соловках (названа условно исследователем «О строениях»). По мнению Г. Г. Латышевой, данное произведение по своему жанру и композиции не может считаться житием, поэтому она называет его «Повестью». Почти без изменений статьи «Повести» включены в Колычевскую редакцию Ж.
Сопоставление Колычевской редакции Ж. и «Повести» показало некоторую отрывочность изложения в последней, зависимость ее от текста Колычевской редакции, т. е. вторичность ее. Колычевская редакция может датироваться временем между годом перенесения мощей Филиппа из Тверского Отроча в Соловецкий монастырь и годом смерти царя Федора Иоанновича (о нем в Житии говорится как о живом), т. е. между 1591–1598 гг. Исходя из некоторых авторских замечаний, следует считать, что Житие Филиппа было написано или лицом, проживавшим на Соловках постоянно, или на какое-то время приезжавшим туда. Как сообщается в предисловии к Житию, источниками для написания его служили устные рассказы очевидцев. Первая редакция Ж. написана в Соловецком монастыре, где Филиппа хорошо помнили как настоятеля и рачительного хозяина, а о деятельности его как митрополита знали только понаслышке. Это и отразилось на содержании первой редакции. И тем не менее в Житии передаются достаточно достоверные фактические сведения об избрании Филиппа на митрополию и о последующих трагических событиях в его судьбе.
Вторая (Тулуповская) редакция представляет собой уже дальнейшее осмысление значения деятельности Филиппа как митрополита, что должно было в еще большей степени обосновывать причисление его к лику святых. Поэтому, видимо, и было произведено сокращение в описании пребывания Филиппа на Соловках, а акцентировано внимание на конфликтной ситуации пребывания его в митрополичьем сане. Следует отметить наблюдение Ключевского, который пишет, что предисловие и начало Тулуповской (по терминологии Ключевского «первой») редакции составлено по Житию Герасима Болдинского, автором которого был Антоний. Яхонтов, считая составителя Ж. искушенным в использовании приемов агиографического жанра, приводит примеры близких чтений между Житием Зосимы и Савватия Соловецких в редакции с предисловием Максима Грека и Ж. Тулуповской редакции. Время создания Тулуповской редакции Г. Г. Латышева определяет наличием списков этой редакции, относящихся к 20-м г. XVII в., а также характером обработки ее содержания в духе приоритета духовной власти, такого рода тенденциозность произведения могла возникнуть после 1618 г. в правление царя Михаила Федоровича при патриархе Филарете.
Колычевская и Тулуповская редакции в своем полном виде не издавались. Краткая редакция Ж. издана И. Яхонтовым, а проложная – А. И. Пономаревым. О других агиографических памятниках, посвященных митрополиту Филиппу см. в статьях Сергей Шелонин, Герасим Фирсов.
Изд.: Жития святых российской церкви: Месяц январь. СПб., 1857, с. 50–150 (пересказ); Начертание Жития, подвигов и изречений святителя Филиппа II, митрополита Московского и всея России чудотворца. М., 1800 (пересказ с извлечениями некоторых отрывков) (рец.: Коялович М. – Странник, 1861, февраль, с. 25–28); Яхонтов Ив. Жития св. северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с. 135–154, 376–377; Пономарев А. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. 4. Славяно-русский Пролог, СПб., 1898, ч. 2, с. 9–13.
Лит.: Леонид. Жизнь св. Филиппа, митр. Московского и всея России // Душеполезное чтение. М., 1861, ч. 2, с. 21–83, 128–134; Ключевский. Древнерусские жития, с. 311–312; Барсуков. Источники агиографии, стб. 566–575; Знаменский П. В. Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности св. Филиппа митрополита // ПО, 1883, № 4 (апрель), с. 768–785; Приклонский А. Житие митрополита Филиппа XII в. <так!)> // Соловецкие острова, 1926 (Матер. Солов. отд. Археол. о-ва краеведения. Соловки, 1926, вып. 1), № 2–3, с. 127–128; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964, с. 221–223; Латышева Г. Г. Публицистический источник по истории опричнины: (К вопросу о датировании) // Вопр. историогр. и источниковед. отеч. ист.: Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1974, с. 30–62.
Р. П. Дмитриева