Кирилл, епископ Туровский
Кирилл (ум. до 1182 г.) – епископ Туровский, церковный деятель, автор поучений, торжественных слов и молитв. Сведения о жизни К. крайне скупы. Согласно проложному сказанию, составленному, как полагают, в XIII в. и изданному в 1858 г. М. И. Сухомлиновым, К. родился в г. Турове в состоятельной семье. Он постригся в монахи и некоторое время был «затворником»; труды К. над «изложением божественных писаний» принесли ему известность, и по требованию князя и горожан он был поставлен епископом в г. Турове (Летопись Ипатьевская именует его епископом в 1169 г.). Сказание упоминает о полемике К. с епископом-еретиком Феодором (Федорцом), о переписке с князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, и многочисленных произведениях – «словах» на церковные праздники, канонах, молитвах, похвалах святым. В 1182 г. Ипатьевская летопись называет Туровским епископом Лаврентия, следовательно, к этому времени К. либо оставил епископский стол, либо уже умер.
Из большого числа произведений, приписываемых К., несомненно ему принадлежат «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и о мнишестве», «Сказание о черноризцем чине», восемь слов на церковные праздники, тридцать молитв и два канона. «Кирила мниха притча о человечестей души и о телеси, и о преступлении божия заповеди, и о воскресении телесе человеча, и о будущемь суде и о муце» написана, по мнению И. П. Еремина, между 1160–1169 гг. и является обличительным памфлетом против ростовского епископа Федора (Федорца), а возможно и против князя Андрея Боголюбского. Притча использует сюжет аполога о слепце и хромце: слепой сторож (аллегория души) носил на плечах хромого (аллегория тела), и совместно они смогли обокрасть сад своего господина. Несмотря на взаимные обвинения в подстрекательстве оба были признаны виновными и казнены. И. П. Еремину было известно 24 списка притчи, старшие из которых восходят к XIV в.
«Повесть Кирилла многогрешнаго мниха к Василию игумену Печерьскому о белоризце человеце и о мнишьстве, и о души и о покаянии» рассматривалась как послание к игумену Киево-Печерского монастыря Василию, но Василий стал игуменом в 1182 г., когда К., возможно, уже не было в живых. Полагают, что имя Василия попало в заглавие Повести случайно, в списках XVI в. По мнению М. И. Сухомлинова, сюжет повести восходит к одному из апологов Повести о Варлааме и Иосафе. И. П. Еремину было известно 9 списков повести и два отрывка из нее.
Сказание «о черноризском чине» (в рукописи: «Кюрила епископа Туровьскаго сказание о черноризьчьстемь чину, от вьтхаго закона и новаго: онаго образ носяща, а сего делы съвьршающа») известно в 29 списках начиная с XIII в., встречаются также отрывки из сказания.
Наибольшую известность приобрели торжественные слова К., написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла. Бесспорно принадлежат К. следующие слова: «В неделю цветную о сказании евангельстемь святаго Кирила», «Слово Кюрила недостойнаго мниха на святую Паску во светоносный день воскресения Христова от пророческих сказаньи», «о Фомине испытании ребр господень» («Слово Кирила недостойнаго мниха по Пасце, похваление въскресения, и о арътусе, и о Фомине испытаньи ребр господних»), «Святого Кюрила мниха слово о сънятии тела Христова с креста, и о мюроносицах, от сказания евангельского, и похвала Иосифу в неделю 3-ю по Пасце», «Того же грешнаго мниха слово о раслабленемь, от Бытия и от сказания евангелскаго, в неделю 4 по Пасце», «Кюрила мниха слово о слепьци и о зависти жидов, от сказания евангельскаго, в неделю 6-ю по Пасце», «Кюрила недостойнаго мниха слово на възнесение господне в четверток 6 недели по Пасце, от пророчьскых указаний, и о въскрешении всеродьна Адама из ада» и «Кюрила грешнаго мниха слово на сбор святых отець 300 и 18, от святых книг указание о Христе, сыне божий, и похвала отцем святаго Никейскаго събора, в неделю преже пянтикостия».
Принадлежность некоторых слов и поучений К. остается спорной. М. И. Сухомлинов, помимо изданных И. П. Ереминым, публикует следующие произведения, приписывавшиеся К.: 1) «В неделю пятидесятую поучение на пришествие святаго духа и на святыя апостолы»; 2) «того же Кюрила наказанье», 3) «В неделю пятую по Пасхе слово о поучении церковном», 4) «В неделю 23-ю поучение некоего человека верна к духовному брату», 5) «В неделю 19, слово святаго Кирила философа о исходе души и восходе на небо», 6) «В неделю 28 слово святаго Кирила о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли», 7) «Слово святаго отца Кирила о страсе божий», 8) «Слово святаго отца Кирила, архиепископа Александрейскаго о страсе божий», 9) «Слово святаго Курила епископа о том, яко не забывати учителей своих», 10) «Кирила мниха о преступлении и изгнании и заповеди божиа Одамле из раю», 11) «Слово святого Кирила отца о первозданнем».
Наиболее спорна принадлежность К. текстов 2, 4–7, 9 и 11 (см. работы Е. Петухова, Н. Никольского, Антония, Л. В. Стояновича и С. Г. Вилинского). Притча, повесть, сказание и слова Кирилла издавались К. Ф. Калайдовичем, М. И. Сухомлиновым, А. И. Пономаревым; лучшее издание осуществлено в 1955–1958 гг. И. П. Ереминым. К. приписывают также около тридцати молитв и два канона («канон молебен» и канон «на успение преподобныя княгини Ольги, бабы Владимеря»), изданные неоднократно (Макарием в 1856 и 1857 гг. и в «Истории русской церкви», И. И. Срезневским в 1856 г.; в «Православном собеседнике»; в «Творениях… Кирилла Туровского» и др.).
Слова К. встречаются в древнерусских сборниках начиная с XIII в. Древнейшими из них являются сборники ГПБ, F.n.I.39 (XIII в.), ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 9 и № 11, ГИМ, собр. Уварова, № 589/1770 и Чуд. собр., № 20 (все – XIV в.). Существовавшее ранее мнение, что слова К. входят в состав «Златоуста» не подтверждаются: они встречаются лишь в отдельных списках, представляющих переработку традиционного состава «Златоуста», Помимо списков, учтенных И. П. Ереминым в его издании сочинений К., укажем список Ярославского Музея заповедника № 15433, XV в. (в нем читаются 6 слов), и списки XV в., выявленные в рукописных собраниях Москвы Т. А. Алексеевой. Древнейший сборник, содержащий молитвы К., находится в собрании Ярославского музея заповедника, № 15481 (2-й пол. XIII в.).
Литературное мастерство принесло ему прочную и долгую славу; его слова постоянно входят в состав сборников (в том числе в Торжественник) наряду с произведениями знаменитых византийских проповедников и богословов. К. хорошо знал и умело использовал литературные традиции Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, Епифания Кипрского, Феофилакта Болгарского, Симеона Логофета, Тита Бострийского. Тем не менее К. не компилятор; он подражает совершенным образцам, как того требовал литературный этикет средневековья, но сам поднимается на их уровень, придавая особое значение литературному совершенству своих произведений. Слова К. отличает продуманность композиции, умелое введение элементов живого диалога, обилие риторических приемов (амплификация, антитеза, сравнения разных типов, яркие метафоры). Творчество К. явилось одним из наивысших достижений литературы XII в.
Изд.: Памятники российской словесности XII в., изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. М., 1821, с. X–XII, 3–152; Срезневский И. И. 1) Новые списки поучений Кирилла Туровского. – Исторические чтения о языке и словесности за 1854 и 1855 гг. СПб., 1855, с. 137–153; 2) Еще одно поучение Кирилла Туровского по неизданным спискам. – Там же, с. 221–231; 3) Еще заметки в творениях Кирилла Туровского. – Исторические чтения о языке и словесности в заседаниях II отд. имп. АН за 1856 и 1857 гг. СПб., 1857, с. 175–186; Макарий. Св. Кирилл, епископ Туровский как писатель. – Там же, с. 119–174; Молитвы на всю седмицу св. Кирилла, епископа Туровского. – ПС, 1857, с. 212–260, 273–351 (репринт: KirillvonTurov. Gebete. München, 1965 (Slavische Propyläen, Bd 6)); Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского. – В кн.: Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858, т. 2 (текст вступительной статьи переиздан в его кн.: Исследования по древней русской литературе. – СОРЯС, СПб., 1908, т. 85, с. 273–349); Евгений. Творения отца нашего Кирилла епископа Туровского. Киев, 1880; Попов. Библиографические материалы, № 20, с. 127–146; Пономарев А. И. Св. Кирилл епископ Туровский и его поучения. – В кн.: Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под ред. проф. А. И. Пономарева. – СПб., 1894, вып. 1, с. 88–198; М.; Л., 1955, т. 2, с. 342–367; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. – ТОДРЛ, 1955, т. 11, с. 342; 1956, т. 12, с. 340; 1957, т. 13, с. 409; 1958, т. 15, с. 331–348 (см. репринт: KirillvonTurov. Zwei Erzählungen. München, 1964 (Slavische Propyläen, Bd 5)); Из «Притч» и «Слов» Кирилла Туровского (Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова). – ПЛДР. XII век. 1980, с. 290–323, 660–669.
Лит.: Вадковский А. Древнерусская проповедь и проповедники в период домонгольский: (Критико-библиографическая заметка). – Православное обозрение, 1881, сентябрь, с. 75–96; Петухов Е. К вопросу о Кириллах – авторах в древней русской литературе. – СОРЯС, СПб., 1887, т. 97, № 3; Барсов Е. В. Харатейный список XIV в. молитв Кирилла Туровского. – Тр. VII археол. съезда в Ярославле 1887. М., 1892, т. 3, с. 46–51; Соколов М. И. Некоторые произведения Кирилла Туровского в сербских списках. – Древности: Тр. славян. ком. Моск. археол. о-ва. М., 1902, т. 3, с. 223–238; Стоянович Л. В. Новые слова Климента Словенского. – СОРЯС, 1905, т. 80, № 1; Яцимирский А. И. Из истории славянской письменности в Молдавии и Валахии XV–XVII вв – ПДП, № 152, СПб., 1906, с. 147–150; Сухомлинов М. И. 1) Два семитические сказания, встречающиеся в памятниках русской литературы. – В кн.: Сухомлинов М. И. Исследования по древней русской литературе. – СОРЯС, т. 85. СПб., 1908, с. 672–677; 2) О псевдонимах в древней русской словесности. – Там же, с. 441–493; Сушицкий Т. До питання про лiтературну школу XII в. – Зап. Укр. науков. товариства в Киевi, 1909, кн. 4, с. 3–19; Виноградов В. П. Уставные чтения: Очерки по истории греко-славянской церковно-учительной литературы. Сергиев Посад, 1915, вып. 3, с. 97–178; Сперанский М. Н. 1) К истории взаимоотношений русской и югославянских литератур. – ИОРЯС, 1921, т. 26, с. 169–171; 2) Ярославський сбiрник XIII в. – Наук. зб. за рiк 1924. Киiв, 1925, с. 29–36; Еремин И. П. 1) Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности. – ИОРЯС, 1925, т. 30, с. 323–352; 2) Ораторское искусстве Кирилла Туровского. – ТОДРЛ, 1962, т. 18, с. 50–58 (переизд. в кн.: Еремин И. П. Литература древней Руси: (Этюды и характеристики). М.; Л., 1968, с. 132–143); Vaillant A. Cyrille de Turov et Grégoire de Nazianze. – Revue des études slaves, 1950, t. 26, p. 34–50; Алексеева Т. А. 1) К лингвотекстологическому изучению произведений Кирилла Туровского. – В кн.: Памятники русского языка: Вопросы исследования и издания. М., 1974, с. 157–170; 2) Сборники постоянного и варьирующегося состава со словами Кирилла Туровского. – В кн.: Методические рекомендации по описанию славянорусских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976, вып. 2, ч. 1, с. 236–247; 3) «Слова» Кирилла Туровского как источник для исторической лексикологии. – В кн.: Источники по истории русского языка. М., 1976, с. 80–90; Прокофьев Н. И. К литературной эволюции весеннего пейзажа: (Кирилл Туровский, И. М. Катырев-Ростовский и В. К. Тредиаковский). – В кн.: Новые черты в русской литературе и искусстве: (XVII – нач. XVIII в.). М., 1976, с. 231–242; Антонова М. Ф. Кирилл Туровский и Епифаний Премудрый. – ТОДРЛ, 1981, с. 36, с. 223–227; Колесов В. В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского. – Там же, с. 37–49.
Доп.: Черторицкая Т. В. Стилистическая симметрия и архитектоника торжественных слов Кирилла Туровского. – В кн.: Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1984, с. 20–25; Козлов С. В. Символика «духовных сокровищ» в сочинениях Кирилла Туровского. – В кн.: Жанровое своеобразие и стиль. М., 1985, с. 95–109.
О. В. Творогов