Мучение Никиты
Мучение Никиты относится к апокрифическим переводным житиям, или, вернее, мартириям первых христианских мучеников, погибших за веру. Память его отмечается церковью 15 (28) сентября. Упоминание о М. встречается в индексе отреченных книг (см. Списки отреченных книг) начиная с XIV в. (Погодинский Номоканон, ГПБ, собр. Погодина, № 31), оно вошло в «Правило 69 Лаодикийского собора» наряду с «Обходами апостольскими», «Георгиевым мучением». Славяно-русские списки индекса комментируют это сочинение: «Никитине мучение, именующе его яко царев сын, еже не бысть тако» (Погодинский Номоканон), «Никитине мучение, что сын царев Максимианов и беса мучил» (ГИМ, Синод. собр., № 491, кон. XVI в.). В названиях некоторых списков самого М. слова: «иже беса мучил» превратились в «иже бе сам мучил». Славяно-русские списки М. известны с конца XV в. (ЦНБ УССР, собр. Муз., IV, № 208, Минея 1489 г., список Афонского Хиландарского м-ря, № 75), они изданы В. М. Истриным («Апокрифическое Мучение Никиты». Одесса, 1898, там же перечень других русских списков).
Название текста: «Месяца сентября 15 день мучение (или: страсть) святого мученика Никиты» (нач.: «Во время оно бысть нехто воин храбр именем Никита сын царев нарицаемого Максимьяна» (Минея 1489 г., л. 29)); «Въ она времена бысть мужь богомудрь именем Никита боляринь сын цесарев нарицаемому Максимиану» (собр. Хиланд., № 75, л. 99); «Въ родъ бысть мученъ богомудрый именем Никита сын цесаря Максимиана» (ГБЛ, собр. Ундольского, № 1296, л. 37, XVI в.).
Издавший греческие и русские списки М. В. М. Истрин считал, что и в византийской, и в славянской письменности было два разных произведения, оба приуроченные к 15 сентября. Это приурочение есть уже в греческих списках, греческие и славянские списки М. во многом сходны между собой, различия заключаются в порядке изложения содержания. Основные части М. такие, как например история уверования Никитой в истинного бога, перечисление мучений святого, эпизод с диаволом в темнице, сказание о смерти Никиты, сохраняются и в оригинале, и в переводе. В. М. Истрин отметил наличие «общих мест», в частности, в рассказе об уничтожении Никитой идолов и обличении нечестия царя. Ни один список, по мнению исследователя, не сохранил полностью первоначального текста, но все они представляют собой независимые друг от друга переделки. Все известные ему русские списки В. М. Истрин отнес к одной редакции, за исключением списка в Минее 1489 г., редакцию которого считал особой. На начало этого текста повлияло каноническое Житие Никиты Готского. Дошедший в списке Минеи текст перевода был выполнен, по мнению Н. С. Тихонравова (его разделяет и В. М. Истрин) в конце XII в. в Южной Руси.
Наряду с каноническим Житием Никиты Готского М. читается в Прологах (см. Пролог) и в Четьих Минеях. Уже на греческой почве, полагал В. М. Истрин, началось смешение обоих мучений с именем Никита: «При переходе византийской агиографической и мартироложной письменности к южным славянам явилось два описания мученической кончины Никиты, оба приуроченные к одному и тому же дню и, следовательно, в глазах славянина относящиеся к одному лицу». В Прологах и Четьях Минеях чаще однако встречается Житие Никиты Готского. В апокрифическом М. говорится, что Никита был сыном царя Максимилиана, в этом особенность М. В нем больше, чем в каноническом Житии, элементов чуда, благодаря чему оно, вероятно, и стало впоследствии сочинением отреченным. Текст оказал влияние на изображение, в частности, на иконопись, где Никита предстает, как правило, попирающим беса и бьющим его цепью.
Н. С. Тихонравов усматривал в М. определенную сюжетную зависимость от апокрифического Мучения Георгия, указывая на некоторые совпадения этих текстов. Составитель Мучения, по мнению Н. С. Тихонравова, был духовным лицом, «судя по апологии священнического сана, вставленной в этот апокриф» (Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898, т. 1, Примеч., № 4, с. 79).
С именем Никиты связаны две заклинательные молитвы. Одна из них читается перед сном, другая приписывается самому Н. перед смертью. В этих молитвах проявилось отношение древнерусского человека к мученику Н. как к главному защитнику от демонов.
Изд.: ПЛ, т. 1, с. 146–149; Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 112–120; Истрин В. М. Апокрифическое мучение Никиты, Одесса, 1899 (там же исследование); Франко. Апокрифы, т. 5, с. 119–137.