Без епископа нет церкви
Содержание
Глава 1. Что есть церковь Глава 2. Состав Церкви Глава 3. Для чего Христос установил Церковь со священством и таинствами Глава 4. О необходимости епископов в Церкви Христовой Глава 5. Священство в церкви вечно и неодоленно Глава 6. Почему раскольники упорствуют, признавая, что состав церкви Христовой может быть изменён? Глава 7. Церковь раскольническая не имеет признаков церкви Христовой Глава 8. Наименование епископов в священном писании Глава 9. Разбор Усовской лжи о падении всех епископов Приложения Глава I. Когда основана св. Церковь Глава II. Речи Усова о неверии апостолов Глава III. О запрещениях и извержениях священнослужителей Глава IV. О чиноприёме еретических клириков Глава V. О посланничестве вообще и Амвросия в частности Глава VI. Нельзя и на самое малое время церкви оставаться без священства Глава VII. О мире Глава VIII. Заключение Алфавитный указатель имён св. отцов и учителей церкви, церковных и светских писателей и книг, из которых сделаны извлечения
Предисловие
Намерение составить сию книгу явилось при чтении сочинения Усова под заглавием: «церковь Христова временно без епископа», в котором он усиленно старается доказать, что все епископы впали в ересь, так что во всём мире не осталось ни одного православного епископа; и что такое событие в церкви Христовой возможно и даже как-бы неизбежно, потому что об этом предсказано пророками («да сбудется реченное пророки» Mф. 2:23, 15; Иоанна 19:36 и мн. др.) и не пророками (кн. о Вере). Таким образом, по усовскому писанию, все епископы могут отпасть и всё-таки, несмотря на это, возможно и без них спастись; тогда как по божественному писанию без епископов нет ни церкви, ни тайн, ни христианства, и без них невозможно получить Духа Св., а без Духа Св. и спасения. Вследствие такой крайней нужды в епископах они никогда не могут все отпасть, а потому утверждающие противное говорят вопреки божественному писанию.
Сделав всех епископов еретиками, Усов старается доказать, что «епископов могут заменить пресвитеры, потому что они тоже есть наместники и наследники апостолов; что они так же могут связывать и разрешать, как и епископы, потому что тоже имеют ключи царства небесного; что священник, как и епископ, имеет на себе не часть священства (т. е., конечно, даров благодати, получаемых при рукоположении), а всё вполне». Одним словом, по Усову, пресвитеры вполне могут заменить епископов, почему, имея одних только священников, можно так же спасаться, как в былое время спасались и с епископами, так что верующие, лишившись их, будто бы от этого в деле спасения ничего не потеряли. «Церковь, – говорит Усов, и без епископов
православна» (кн. Усова, стр. 158). Затем Усов доказывает, что между рукоположением православного епископа и рукоположением еретического епископа нет никакой разницы и что запрещённые и изверженные священники (как напр. беглые попы) могут совершать тайны, которые Дух Св. освящает и принимающих оные удостаивает Своей благодати.
Вот эти-то усовские бредни я и старался разобрать и опровергнуть, доказывая, что церковь без епископа ни в каком случае и ни насколько времени не может быть, потому что епископ для церкви так же необходим, как голова для тела, без которой тело существовать не может; что у церкви без епископа не может быть детей, потому что она может их рождать только тогда, когда имеет епископа, который есть муж её. Вот потому-то без епископа нет церкви и христианства. Пресвитеры же есть только руки, которыми епископ содевает спасение вверенных ему, почему они самостоятельного значения в церкви не имеют, и без епископа есть ничто, как река без источника, которая тотчас же перестаёт существовать, как только источник перестанет изливать воду.
Главною целью написания сей книги было намерение опровергнуть не собственно книгу Усова в полном её составе, а идею его книги: возможность церкви быть без епископа. Вследствие сего сие сочинение не есть дословный разбор книги Усова, каковой сделан некоторыми другими раньше, а она только служила главным источником, из которого я брал возражения и доказательства австрийцев о возможности быть без епископа, что бы оные разобрать и опровергнуть, почему из некоторых глав его книги я взял немногое, а из некоторых и ничего, потому что брал только то, что подходило под заглавие книги.
Сознавая свою немощь, прошу людей опытных в миссионерском деле и хорошо знакомых с расколом не очень строго судить сей мой труд, а с любовью и с снисхождением указать существенные недостатки, которые и постараюсь исправить.
Автор