Источник

Глава 5. Священство в церкви вечно и неодоленно

Беспрерывность существования епископов служит лучшим доказательством вечного пребывания их в созданной Христом церкви, о чём в писании сказано. «Прилежи ему, сказал Христос гостиннику: и еже аще прииждивеши, Аз, егда возвращуся, воздам ти».46 (Лук. 10:35). Он же говорит: «Куплю дейте, дóндеже прииду»47 (Лук. 19:13). Ещё Христос же говорит; «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века48 (Mф. 28:20). «Аз бо вем сие, говорит ап. Павел, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящие стада и от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе». (Деян. 20:29–30)49. «И той дал есть овы же... пастыри и учители... дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова»50 (Еф. 4:11, 13). «Ангелу Филадельфийские церкве напиши... Яко соблюл еси слово терпения, читаем в апокалипсисе, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущыя на земли51 (Апок. 3:7, 10); «Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущым в Филиппех, с епископы и диаконы... Надеявся на сие истое, яко начный дело благо в вас совершит е даже до дне Иисус Христова».52 (Филип, гл. I, ст. 1, 5). «Она (церковь) во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением писаний»,53 говорит св. Ириней Лион. (кн. IV, гл. 33, стр. 409, читай выше). «Никогда не обольстит он (диавол) церкви, говорит Августин, предназначенной и избранной до создания мира, о которой сказано: «позна Господь сущыя своя». (2Тим. 2:19). И, однако же, церковь эта будет здесь и в то время, когда получит свободу диавол (Апок. 20:3), как была здесь со времени своего учреждения и будет всё время в тех членах своих, которые, рождаясь, заступают место умирающих», (т. VI, кн. 20, гл. 8, стр. 196–7; – ещё его см. выше) – «Апостол говорит, что священство аароново, т. е. народа иудейского, говорит Иероним, имело и начало и конец, а священство Мелхиседеково, т. е, Христа и церкви, в отношении к прошедшему и будущему вечно, и не имело никакого основателя», (т. II, стр. 266.) Сих слов Иерон. объяснение см. ниже, прилож. VI. «(Бог) благоволил, говорит Феодорит, чтобы священство сие (новозаветное) было вечное, как сказано, поклялся, что не раскается» (ч. 3, пс. 109, стр. 259) Он же говорит: «Не думайте, что и сие священство, как и прежнее, прекратится, и вместо его опять будет иное. Таковое предположение отвергается бывшей клятвой», (ч. 7, стр. 605). «Но рекут еретицы, читаем в Кирилловой книге, яко уже иерейства и жертв в церкви Христовой несть потребы... Престало тогда (с пришествием Христовым) архиерейство аароново, яко временное, востало же Христово вечное54, иже из мертвых востав, апостолов своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А апостоли паки попов... се имаши иерейство Христово (разумеется не личное Христово иерейство, а данное Им церкви), иже не прииде разорити, но прежний закон, и его иерейство, в новый истинный вечный закон пременити... еже есть в место, по чину ааронову, предаст нам своих священников, по чину Мелхиседекову», (л. 76–78). «Господь не восхоте достояние свое оставити на земли не устроено отходя на небеса, читаем в кн. о Вере, но изем два сребренника, даде гостинником, се есть, старый и новый завет, кому же дал; кто гостинницы; апостоли и по них восприемницы их пастырие и учителие, архиепископи и епископи, иже служителие суть величеству смотрения его, им же и спребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по своему неложному обетованию благодатне избирает себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез патриархи архиепископы и епископы (л. 59).55 Там же: «Яко да всегда, исполняется обетование оно, еже врата адова не могут одолети церкви, ниже против его апостольским престолом». (л. 173 об.) А несколько выше на той же странице названы и самые апостольские престолы. «Константинопольский престол, со иными престолы (александрийским, антиохийским и иерусалимским), иже апостольскими вси древнии нарицали»56 (л. 173 об. и ещё 176 л.). Там же ещё: «Обаче помощию Господнею в восточней церкви, четырёх верховнейших пастырей, по подобию четырёх евангелистов имеем... и аще бы хотя один от них и низпал, и все еже подлежащее под паствою стадо его, в ту же яму вринул, единаче православную церковь ни в чем бы соблазнить мог, зане имеет во всем равные ему пастыри три, от того свободны падения... и аще бы и прилучилося когда таковое заражение, или не восхотел бы покаятися, то яко гнилый уд отъят, и прочь отвержен будет», (л. 185 об.). – «Церковь от времён самих апостолов, говорит Августин, через известнейшие преемства епископов, продолжающееся даже до наших дней, и имеющее продолжаться на все последующие времена». (Озер. 66 стр.) «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, которые весь день и всю ночь никогда не будут умолкать, напоминая о Господе». (Исаия 62 гл., 6 ст.) ... Под которыми мы можем понимать или ангелов, или апостолов и всех предстоятелей её (церкви) и учителей. Они охраняют стены церкви, чтобы противник наш диавол... не получил возможности опустошать стадо Господне». (Иерон. ч. IX, 149–150 стр.; ч. XIV. стр. 33–34; VI, 127) «Об иудейском священстве и царстве, говорит Августин, которые, хотя и называются установленными на веки, не сохранились; так что под ними разумеются другие священство и царство, которым обещается вечность... Мы видим, что священство это было отменено, и что нет даже надежды, чтобы обещанное тому дому когда-нибудь исполнилось; потому что то священство, которое по отвержении и отмене его заступало место его, ещё с большей силой провозглашается вечным... священство по чину Ааронову установлено в виде сени будущего вечного священства; а потому, когда ему обещана была вечность, она обещана была не сени или образу, а тому, что ею оттенялось или преобразовалось. Но чтобы о сени не думали, будто она имеет остаться, нужно было пророчество и об отмене её». (О град. Бож. кн. 17, гл. 6, 7. V, 242). «Ста и подвижеся земля. И растаяша холми вечнии. Шествия вечная за труд видеша» (прор. Аввак. 3 гл., ст. 6) «Он (пророк) необходимо ввёл в речь и предстоятелей синагоги иудейской, говорит св. Кирилл алекс., которых и называет холмами ради того, что они кажутся поднятыми высоко и превосходят других священством и соединённой с ним честью. Вечными же их называет вследствие непрерывности этого служения, ибо оно не прекращается ни в какое время. Если и прекратилось значение служения в тенях и образах, но сущность служения перешла в лучшее; ибо священнодействуют Богу ничуть не менее предстоятели святых церквей и приносят Ему бескровную жертву. Итак холмы вечны, ради постоянного и непрекращающегося служения»... (т. X, стр. 303–305). О вечности священства прот. Аввакум так учил: «Не прелагай пределы, яже положиша отцы, и держи преданное неизменно. Креститися подобает, яко прияхом, веровати же, яко крестихомся. А то возопи во уши твои, сопостат, священство упражняет, да и таинство люторски и кальвински. Забрела ты, друг, во глубину зол, воспряни: понеже ни сам диавол упразднити может священнотаинства, нежели антихрист с чады... аще изгнано будет священство, но не до конца погибнет». (Борозд., прилож., 14–15 стр.).

* * *

46

Из этих слов Христа видно, что забота о больном и лечение его гостинником будет продолжаться до пришествия Христова, и лечение будет постись беспрерывно одним и тем же гостинником. Конечно, сказанное нужно разуметь не в том смысле, что одно лицо будет жить так долго (ведь гостинников во вселенной много, а не один), а в смысле беспрерывного следования одного гостинника за другим, так что он представляется как бы одним и тем же лицом, живущим от начала и до конца. Да и слова: «гостиннику, прилежи, ти», поставленные в единственном числе, показывают, что конца или перерыва в существовании гостинников не будет; так как Христос, поручив больного гостиннику, ему же и говорит: «Аз, егда возвращуся, воздам ти. Все это доказывает вечность и непрерывность пребывания гостинника в церкви Христовой, без которого больной останется без помощи и обязательно погибнет. (См. выше стр. 47 № 5 и 48 № 6).

47

Что значит куплю деять? Значит продолжать исполнять дело Христово, порученное Им апостолам и их преемникам – епископам: учить или созидать тело Христово. (Еф. 4:12), священнодействовать или лечить больных (Лук. 10:35), (т. е. очищать их от грехов в т. крещения, покаяния, причащения и елеосвящения, сообщать им благодать Св. Духа в т. миропомазания и проч.), пасти верующих, т. е. приводить их к святости, к единству веры, к познанию Сына Божия, к совершенству (Еф. 4:12–13), чтобы они не были легковерны и легкомысленны, как младенцы (Еф. 4:14), разрешать покорных и кающихся во грехах, а противников связывать и совсем извергать из церкви, (Мф. 18:17–18; I Кор. 5:13–18). Так. обр. если купля состоит в учении, лечении и пасении верующих, то как же старообрядцы говорят, что в нашей церкви купля не делается, т. е. заповедь Христова не исполняется если епископы по-прежнему продолжают учить, лечить и пасти, т. е. делают, то же самое, что делали и раньше? (См. ниже в гл. 7). Да и из самой притчи видно, что купля не только не прекратится, но и не прервётся, и будет производиться всё время без перерыва, и именно теми же рабами, которым это дело поручил Христос, а не иными какими, потому что каким рабам Христос дал таланты, с тех же потребовал и отчёт, и из троих двое оказались исправными, так как порученное им дело исполнили в точности и правильно до самого конца т. е. до пришествия Христова и только один из них оказался нерадивым. А из этого видно, что только часть всех рабов – епископов, пресвитеров и диаконов окажется на суде Христовом не исправной, две же части будут куплю деять беспрерывно до пришествия Христова, когда и получат от Господа похвалу и награду. (Благов. Л. л. 206 об.). Так. обр. из притчи о мнасах или талантах видно, что все епископы никогда не впадут в заблуждение и не перестанут куплю деять, потому что дело Христово остановиться ни в каком случае не может и не остановится. И потом нельзя представлять сего дела так, как его представляет Усов, т. е. что будто бы сначала все рабы куплю деяли, потом все же перестали, а затем опять начали деять. На самом же деле, как в начале и в средине были рабы, исполнявшие повеление Господне, и были не исполнявшие одновременно, так и в конце будут одновременно же исполняющие и не исполняющие повеление Божие. (См. ниже в глав. 9).

48

Этими словами Христос опять говорит о вечном пребывании епископов в церкви, потому что обещается пребывать с ними до скончания века: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». (Мф. 28:20; Иоан. 14:16). На это как поповцы, так и безпоповцы возражают, что Христос обещался быть до скончания века не с одними только апостолами, но и со всеми верующими; и что Он пребывает только с теми, которые того желают, но удаляется от тех, которые того не желают (Зл. т. XI, 2 Сол., б. 5, стр. 612). Совершенно верно, что Христос обещался пребывать до скончания не с одними апостолами и епископами, и что Он с теми пребывать не будет, которые сами того не желают; но разве это исключает епископов из числа тех, с которыми Христос обещался всегда пребывать? Напротив, их то преимущественно, Христос и разумел, когда говорил эти слова, потому что учить, священнодействовать, т. е. совершать все 7 тайн и пасти Он не только простым верующим, но и 70 ученикам не поручил, а поручил только 12 апост. и их преемникам епископам, с которыми и обещался пребывать беспрерывно до кончины века. «Это обетование (Мф. 28:20) Он даровал не только им (т. е. апостолам), но и нам», говорят отцы VII вс. соб. (опред. соб. т. VII, стр. 589, деян. 7). Там же: «сказавши апостолам, что Он (Христос) пребудет с ними до скончания века, конечно, тоже обещал и тем, которые после них надзирают над церковью Его, потому что Он не имел намерения пребыть с апостолами до скончания настоящего века», (т. VII, стр. 164). Усов в своей книге: цер. вр. без еп. объяснению сих слов посвятил целую главу (18) и на 6 страницах толкует по поводу этих слов, но дельного и основательного ничего не сказал. Свидетельств в объяснение сих слов он привёл относящихся к делу только из Златоуста и Феофилакта, что ни с одними епископами Христос обещался быть, и что Он только с теми будет пребывать, которые сего желают; прочие же свидетельства из Августина, Иеронима и др. к делу совершенно не относятся, а приведены только для увеличения объёма книги, так как данных слов не объясняют и даже по поводу их ничего не говорят. Что же касается слов св. Златоуста, что Христос с теми не пребывает, которые того не хотят, то эти слова одинаково относятся как к епископам, так и к прочим членам церкви Христовой; и что как епископы заблуждались и могут заблуждаться, точно также заблуждались и могут заблуждаться и священники с мирянами; но как епископы, так и священники с мирянами никогда все не заблудятся, потому-то как между теми, так и между этими всегда найдутся верные, что и доказывается притчей о талантах. (Mф. 25:14–30). Слова св. Златоуста старообрядцы каждой секты понимают по своему, а потому и толкуют их неодинаково, так что, по мнению поповцев, Христос пребывает с священниками и мирянами, а с епископами не пребывает, потому что они впали в заблуждение; безпоповцы же говорят, что в заблуждение впали и священники, а потому Христос пребывает с одними мирянами, т. е. только с ними – безпоповцами. Кто из них говорит правду? Нет, никто, потому что как в предыдущих словах: «шедше убо научите» и пр. Христос даёт повеление только апостолам и их преемникам – епископам, так и в последующих словах: «се Аз с вами» ... Он под словом «с вами» разумел преимущественно епископов, которые больше нуждаются в помощи Христа, чем прочие, и которые служат посредниками между Богом и верующими, так что последние только через епископа входят в общение с Христом. (Читай выше Лук. 10:16; Евр. 8:17; Игн. бог. Трал. 7 л.) «Священство поставлено как бы в средине, говорит св. Исид. Пелус., между естеством божеским и человеческим, чтобы одному служить, а в другом производить перемену на лучшее». (т. II, стр. 93; Злат. т. VI, 213, Еф. 4:11–13). Усов в свою защиту говорит следующее, хотя приводимое им ни сколько его не защищает. Обетование Спасителя: «се Аз с вами есм во вся дни до скончания века», относится не к одним только апостолам и их наместникам – епископам, но и ко всем верующим, – что доказывается во 1-х тем, что при вознесении Его, когда дано это обетование, были не одни апостолы, но и другие лица, в том числе и женщины: во 2-х, св. Злат, толкует сие так; «Он (Христос) говорит ко всем верным, как бы к одному телу» (Mф. VII, стр. 883, б. 90; Благов. Мф. зач. 116; Усов. 89 стр.). На 1-е скажем: да, когда дано было это обетование, то при этом были не одни апостолы, но и другие лица, а между прочим, по словам еванг. Матфея, слова: «шедше убо научите»... Христос сказал только 11 ученикам. Неужели же, по Усову, кроме апостолов Христос повелел и другим лицам, а в том числе и женщинам, учить, священнодействовать и пасти верующих? Если нет, то и последующие слова сказаны Христом преимущественно апостолам. С прочими же верующими Христос пребывает через таинства, т. е. через посредство епископов, которые одни только могут совершать тайны, без которых не только нельзя иметь Христа в себе, но нельзя и христианином называться. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем». (Иоан. 6:56). «Та известна евхаристия да будет, говорит св. Игнатий бог., яже от епископа бывает, или ему же той повелит». (Смир. л. 27). «Не бо когда отцем возмнеся терпеливо день векий прейти, говорит Симеон Солун., и не зрети Господа чрез таинства, чрез яже рече и сам едино быти с нами, и еже, се Аз с вами есм во вся дни до скончания века... И одно бывает с нами таинствами своими», (от. 54) л. 414 об.). Ещё читай выше, Злат., Симеона солун. На 2-е ответим, что в словах: «ко всем верным, как бы к одному телу», он говорит и об епископах, что видно из его же слов выше приведённых (прим. 11), в которых он, сравнивая тело с церковью и перечисляя членов церкви, в ряду прочих членов ставит и епископов, да ещё на первом месте. А если исключить епископов, то выйдет, что Христос говорил не ко всем, а только к некоторым.

49

Слово «от вас» показывает, что не все будут говорить развращённое, но только некоторые из них, а это служит доказательством, что все епископы развращёнными не станут. Тоже говорит и св. Златоуст: «яко в вас восстанут некоторые» (Деян. т. IX, б. 44, стр. 387; срав. прит. о талант.)

50

«Да не без нас совершенство приимут», (т. е. будущую блаженную жизнь ветхозаветные праведники), говорит ап. Павел (Евр. 11:39–40). Он же говорит: «от части бо разумеваем, и от части пророчествуем (в этой жизни): егда же приидет совершенное (будущая жизнь), тогда, еже от части, упразднится». (1Кор. 13:9–10). «Совершенство – в будущем», говорит св. Златоуст (т. X, I Кор., б. 12, стр. 111). Он же говорит: «настоящая жизнь скоропреходяща, и мы здесь находимся: ещё в состоянии несовершенном... Когда мы достигнем зрелости мужа и в меру полного возраста и переселимся в жизнь нетленную, тогда Он и вручит нам это наследство» (т. е. совершенство или будущую жизнь). (Т. V, пс. 5, стр. 37). Совершенства же мы достигнем в будущей жизни, говорит Феодорит. Посему в настоящей жизни имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей"». (Ч. 7, стр. 437). Так. обр. из слов ап. Павла: «дондеже достигнем вси … в мужа совершенна» видно, что пастыри и учители будут существовать до тех пор, пока люди достигнут совершенства, а совершенства они достигнут только в будущей жизни. Ясно, что епископы, как начальники церкви, будут существовать до второго Христова пришествия.

51

Ангелу или епископу филадельфийской церкви Господь обещает вечное пребывание за то, что он соблюл слово Его и не отрёкся от имени Его (Апок. 3:8), и обещает сохранить его от годины искушения, имеющей прийти на всю вселенную, под которой разумеется время антихристово. (Толков, апок. св. Андрея Кесар., стр. 29). И св. Игнатии богон. в послании филадельфянам так писал: «Игнатий Богоносец, церкви Бога Отца и Господа Иисуса Христа, сущей в Филадельфии, в любви помилованной, и основанной во единомыслии Божии... юже целую в крови Иисуса Христа, яже есть радость вечная и твердая, наипаче тем, иже едино суть со епископом и со пресвитеры и со диаконы вчиненными волею Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа, иже по собственной воли утверди свою церковь твердо на камени назданием духовным и нерукотворенным: на нюже опрашася ветры и реки, и не возмогоша ю опровергнути, и ниже когда либо да возмогут то совершити лукавии дуси, но изнемогут силою Иисуса Христа Господа нашего». (Филад. лист. 18). Там же: «Елицы б о Христовы суть, сии со епископом суть»... (л. 19, выше 47 стр.). Ещё: «От уст человеческих не познах, но Дух поведа мне глаголя сия: без епископа ничтоже творите», (л. 22 об,). Ещё: смот. выше прим. 15.

52

Толкуя эти слова ап. Павла к филиппийцам, св. И. Златоуст говорит: «Так я думаю, говорит, не только об вас, но и о потомках ваших... Эти начатки производят во мне уверенность, что вы (т. е. филиппицы со епископом и диаконами) пребудете таковыми и до конца. Не может же быть, чтобы такое блистательное начало погасло и уничтожилось; напротив, оно будет иметь славный конец», (т. XI, Филип. бес, I, стр. 227, 229). Блаж. Феофилакта толкование этих же слов. «Благодарю, говорит, и радуюсь, в надежде, что Бог, начавший в вас доброе дело, сам и будет совершать его, потому что по прошедшему я заключаю и о будущем... «Даже до дне Иисус Христова». То есть до пришествия Господа. Таким образом, говорит, я верю, что не в одних вас Господь будет действовать, но и в тех, которые будут после вас, даже до скончания мира». (Филип, гл. 1, стр. 182). Блаж. Феодорита: «Апостол пишет послание всем в совокупности, и удостоившимся священства, и пасомым ими... Непрестанно вспоминая о вас, исполняюсь всякою радостью; песнословлю же и Бога всяческих, что и проповедь евангельскую вы приняли с усердием, и доныне пребыли непоколебимыми... Верую же, что даровавший вам сие доброе усердие соблюдёт оное невредимым до пришествия Спасителя нашего», (т. VII, гл. I, стр. 456–458). Таким образом как из слов божественного писания, так и из слов толкователей сего писания видно, что у филадельфян и у филиппийцев церковь со священством сохранится до самого пришествия Христова. А если священство сохранится у них, то оно сохранится и во всём мире, так как «есть и священство нужное, яко кроме сего таинства церковные не могут совершитися... есть бо священство в мире, якоже душа в теле, и солнце в сущих под луною рожденных и тленных». (Скриж. Гавр. Филадельф. – Озер. стр. 80). Из сказанного ясно видно, что священство для церкви (т. е. людей) так же необходимо, как душа для тела и солнце для мира, и как тело без души и мир без солнца не могут жить, так и церковь не может жить без священства, потому что священство есть душа церковного тела.

53

Во всей ли полноте и с неподдельным-ли писанием сохранилась у старообрядцев церковь? Нет, во 1-х не во всей полноте, потому что как у половцев, так и у безпоповцев нет священства и тайн, а беглые попы в счёт нейдут, так как от безпоповских наставников ничем не отличаются; во 2-х с поддельным писанием, потому что сообразно с состоянием своей церкви им пришлось правила соборные и чины богослужебные переделать. Напр. 8 пр. I соб.; 52 и 79 Карф. 4, IV, 48 Лаод. и мн. др. Отменили литургию, чины миропомазания, елеосвящения, водосвятия и проч. См. ниже заключен.

54

Здесь, возражают старообрядцы, как и в других местах, говорится о личном священстве Христа, которое одно только вечно, а не о трёхчинной иерархии и её вечности. Но такое их мнение неверно, потому что священство Христово называется вечным в смысле бесконечности. (Евр. 7:24); ,,Он (Спаситель) прежде денницы, т. е. прежде сложения мира принял от самого Бога бессмертное и неветшающее священство на бесконечные веки». (Цер. ист. Евсевия Панфила кн. I, гл. 3, стр. 18). А священство, установленное Христом в Своей церкви, вечным называется потому, что оно будет существовать «дондеже достигнем вси в соединение веры и познание Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4:13), т е. до кончины мира. (См. выше 50 прим.). Это подтверждается и дальнейшими словами сей книги, в которых говорится, что Христос пришёл не для того, чтобы прежний закон разорить, т. е. уничтожить аароново священство, а для того, чтобы это священство переменить в вечный новый закон, и дать своих священников уже не временных, каковы были, священники по чину ааронову, назначенные быть не до кончины мира, а только до 1-го Христова пришествия, а вечных, по чину Мелхиседекову, т. е. имеющих существовать уже до кончины мира. Так. обр. как в кн. Кирилловой, так и у Иеронима и Феодорита говорится о вечности именно трёхчинной иерархии, что и видно из их слов. Иероним ясно говорит, что священство Христа и церкви вечно (объяснение сего см. ниже Прил. VI). А Феодорит сопоставляет не Христово священство с прежним священством, а священство новозаветное – церковное с аароновым. И в Кирил. кн. тоже говорится не о личном священстве Христа, а о священстве церкви, которой Христос, вместо по чину ааронову, предаст своих священников по чину Мелхиседекову, т. е. таких, которые уже не прекратятся.

55

Это место из кн. о Вере Усов не только извращает, но и переделывает, заменяя одно слово другим для своей цели. «Вы, говорит он новообрядцу, неправильно разумеете и толкуете приведённые вами слова кн. о Вере. В ней совсем не то сказано, что Господь обещал, что епископы до скончания века будут пребывать в православии, а лишь то, что Господь будет пребывать с ними? (Неправда в кн. о Вере сказано: «имже», а не «с ними», что далеко не одно и тоже). Не сказано пребывать, а – съпребывать или сопребывать. А эти слова имеют различный смысл. Слово: пребывать, значит быть кому или чему-либо в продолжении известного времени; а съпребывать, значит пребывать, находиться кому-либо с кем-нибудь. (Т. е. епископам между собой, т. к. все они делают одно и тоже дело). В прочитанной же вами выдержке сказано не пребывать, а спребывать, т. е. Христос не епископам дал обещание пребывать постоянно в православной вере, а только о Себе сказал, что он будет с ними пребывать (опять неправда, потому что слово: «имже» показывает, что обещание дано спребывать до скончания века именно епископам и непременно в православной вере, потому что неправославные епископы не есть епископы и с ними Христос пребывать не будет). Подобно кн. о Вере и в стихире Евангельской воспевается: «имже и во веки спребывати неложный обещася Христос Бог и Спас душам нашим» (стих. I, гл. 1). А это выражение «имже спребывати», помещённое и в кн. о Вере, основано? на словах Спасителя, которые Он сказал бывшим при Его вознесении: «се Аз с вами есмь в вся дни до скончания века» (Мф., 28:20). Но ведь это показывает только то, что Христос будет пребывать с верующими в Него (как будто бы в кн. о Вере в этом месте говорится о верующих вообще, а не об епископах только), а не то, что епископы никогда не уклонятся в ересь. Таков смысл прочитанного вами из кн. о Вере» (Усов. стр. 88.) Вероятно, Усов или не понимает разницы в словах: «имже» и «с ними», если считает возможным первое слово заменить вторыми, как будто бы они имеют одинаковое значение, и потом этим словом доказывать свою ложную мысль, но тогда напрасно невежа взялся за толкование писания; или же он злонамеренно искажает смысл сказанного в кн. о Вере, думая обмануть доверчивых и легковерных людей, но тогда он должен помнить, что «злонамеренный толкователь по истине есть некоторый образ и подобие диавола». (Деян. вс. соб. т. I, 73; – у Усова 150 стр.). – Чтобы лучше уяснить приведённое место, сделаем грамматический разбор сего предложения. «Кто гостинницы: ... архиепископи и епископи... имже и спребывати даже до скончания века, обетование сотвори». Подлежащее здесь «Господь», а сказуемое – «сотвори» или дал. Что Господь сотвори? Обетование или обещание. Кому Господь дал обещание? Ниже, т. е. архиепископам и епископам. Какое обещание дал Господь епископам? Спребывати. Каковым словом писатель указывает на связь или сплочённость епископов между собой, потому что они делают одно и то же дело, которое им поручил Христос. «Епископство одно, разветвлённое в единодушном лике многих епископов», говорит св. Кипр. (ч. 1. пис. 43, 235; кн. о Вер. л. 179 об.). До каких пор Господь дал обещание епископам спребывати? До скончания века. Так. обр. получилось такое предложение: Господь дал обещание имже (т. е. епископам) спребывать до скончания века. О пребывании же Христа с апостолами в этом месте писатель кн. о Вере и не упоминает, да ему об этом говорить и надобности не было, потому что он говорит не о пребывании Христа с епископами, а о вечном пребывании епископов в церкви, что он дальнейшими словами и подтверждает: «по своему неложному обетованию благодатне избирает себе людей достойных (см. выше), и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез патриархи, архиепископы и епископы», каковое избрание и поставление и освящение рукоположением будет продолжаться до скончания века, как об этом говорится в этой же книге на 179 л. об.: «даже до скончания века из рук в руце подаючися». (читай выше). Та же самая мысль выражена и в стихире евангельской, потому что и в ней говорится о вечном пребывания епископов в церкви Христовой: «Имже, (т. е. епископам) неложный Христос Бог во веки спребывати обещался». Так. обр., как в кн. о Вере, так и в стихире евангельской говорится одно и тоже, т. е. что Христос дал обещание епископам, что они будут спребывать во веки или до скончания века.

56

Если ни церкви, ни апостольских престолов врата адова, т. е ереси, одолеть не могут, то как же старообрядцы уверяют, что апостольские престолы одолены ересями и на этих престолах нет истинных пастырей? Кто же теперь правду говорит: старообрядцы или кн. о Вере? А так как в кн. о Вере написано согласно с божественным писанием и писанием св. отцов, то понятно, что старообрядцы отстаивают ложь.


Источник: Приложение к "Саратовскому Духовному Вестнику“ за 1910 год. Саратов. Типография Союза Печатного Дела. 1910. Благословляется и разрешается напечатать. Гермоген Еп. Саратовский.

Комментарии для сайта Cackle