прот. Николай Сахаров

Источник

Учение о Боге, как судьи и мздовоздаятеле

Смерть человека с христианской точки зрения. – Посмертное состояние души до страшного суда. Молитвы за усопших. Неосновательность протестантства в отвержении их

Смерть человека, с христианской точки зрения. Смерть есть неизбежный конец всякой органической жизни на земле, в том числе и человеческой. Но, с точки зрения христианской, она не есть явление нормальное, естественное, необходимое, как и болезнь, как и разрушительные явления в природе. Господь, создав человека, дал ему заповедь о невкушении плода древа познания добра и зла и предрек при этом, что если он нарушит эту заповедь, то «смертию умрет» (Быт. 2:17). Смерть, была результатом грехопадения человеческого или как выражается ап. Павел, «оброком греха» (Рим. 6:23). Таким образом, смерти могло и не быть и не должно было быть. С другой стороны, христианство учит, что смерть человека не есть полное уничтожение и исчезновение. У человека смерть есть разрушение лишь телесной оболочки, душа же остается бессмертной и реально существующей и после этой смерти тела. Именно в этом ограничительном смысле следует понимать слова Бога Адаму: «Земля еси и в землю итъидеши», а равно и все слова и выражения библейские о конце человеческого существования. Тело – взятое из земли, предается тлению и превращается в землю, а душа бессмертная идет в мир загробный, чтобы продолжать там свое, сначала обособленное от тела, существование.

Посмертное состояние души до страшного суда. – Что же совершается с душой человека непосредственно после разлучения ее с телом? По учению христианскому – кроме всеобщего суда, который Господь совершит в последний день над всем миром и за которым последует мздовоздаяние полное и решительное, – есть еще суд частный, который Господь совершает над каждым человеком после его смерти и за которым следует мздовоздаяние еще не полное и неокончательное. Ап. Павел говорит: «человекам положено однажды умереть, и потом суд» (Евр. 9:27; ср. Сир. 11:26–27). В евангельской притче о богатом и Лазаре говорится, что нищий тотчас после смерти несен был ангелами на лоно Авраама, а богатый по смерти мучился в аду. «Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово; умер и богач и похоронили его. И в аде будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на ложе его...» Ясно, что каждого из нас немедленно же после смерти ожидает справедливое и заслуженное, но еще не окончательное загробное воздаяние. (Лк. 16:22–23). Благоразумному разбойнику, покаявшемуся на кресте, Господь сказал: «ныне же будешь со мной в раю» (Лк. 23:43). Как совершится частный суд Божий над душами умерших, слово Божие определенно не указывает. Блаженство праведников состоит в лицезрении Бога, в общении с Ним: ап. Павел пишет христианам города Филиппы: «Не знаю, что мне избрать, – смерть или жизнь. Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23); а мучения грешников – в отдалении от Бога, в состоянии мучительной тоски (Лк. 16:24).

Молитвы за усопших. – Частный суд определяет лишь временную награду или временное наказание до суда всеобщего, окончательного, безповоротного, по воскресений тел, как имеющих принят участие в этом последнем воздаянии: «всем нам», пишет ап. Павел к Коринфянам: «явиться подобает пред судищем Христовым, да приметь каждый, что с телом соделал, или благое, или злое» (2Кор. 5:10); и потому грешникам до всеобщего суда остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от, ада. Такое облегчение и освобождение они подучают не по собственным каким-либо заслугам или через раскаяние (после смерти и частного суда нет места ни для покаяния, ни для заслуг: «во аде же кто исповесть», восклицал еще пророк Давид, – Пс. 6:6); но только по бесконечной благости Божией, через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые живыми за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, приносимой на литургии, как за отдельных христиан, так и за всех умерших.32 Учение о необходимости молитв за умерших основывается на постоянном предании Церкви, начала которого видны еще в Ветхом Завете (3Мак. 12:43–45; Иак. 5:16; 1Тим. 2:1; Еф. 7:18–19; 1Ин. 5:16 и др.).

Лютеране и наши русские сектанты отвергают молитвы за умерших на том основании, во первых, что в Св. Писании нет прямой заповеди о молитве за умерших, во- вторых, потому, что загробная участь человека зависит, будто бы, исключительно от того, каков он, был сам лично во время земной жизни и, наконец, потому, что у верующих есть един Ходатай, – Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос. Но, если в слове Божием, действительно, не говорится прямо о молитве за умерших, то этот долг наш по отношению к ним сам собой следует из обязанности христиан поддерживать между собою общение любви, которое в отношении к умершим и выражается в молитвах за них. Ап. Иаков убеждает нас молиться друг за друга (Иак. 5:16) и прибавляет, что «много может усиленная молитва праведного»; ап. Павел увещевает молиться за всех людей (1Тим. 2:1); св. Иоанн Богослов – особенно за грешников (Ин. 5:16); нельзя предполагать, чтобы эти увещания относились только к живым: умершие – такие же члены Церкви Христовой, как и мы, и смерть человека, с христианской точки зрения, не должна нарушать общения между ним и оставшимися в живых. «Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). «....Живем ли или умираем, всегда Господни» (Рим. 14:8). – Что же касается ссылок протестантов на места Св. Писания, где идет речь о воздаянии каждому по делам его (Пс. 6:6; Гал. 6:7; 2Кор. 5:10 и др.), то в этих местах говорится или о том, что умершие сами не могут изменить своей участи, или о состоянии умерших после страшного суда, но не отрицается польза, молитв за умерших. Наконец, совершенно верно, что Спаситель наш, Господь Иисус Христос есть «единый Ходатай Бога и человек». Так учит Православная Церковь, так говорится неоднократно в Св. Писании, особенно часто в посланиях ап. Павла (напр.. 1Тим. 2:5; Евр. 9:15 и пр.). Но, ведь, мы, православные, в своих заупокойных, молениях и обращаемся именно к Нему, вашему Спасителю, кань чада Его Церкви.

Поминовение усопших и церковные моления о ним изначальное, апостольское предание Церкви, свято сохраняемое ее на все века. Св. Кирилл Иерусалимский, участник 2 Вселенского Собора, объясняя вступавшим в его время в Церковь оглашенным строй богослужения и таинств, писал, между прочим, по поводу церковного поминовения усопших на литургии: «превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, когда Святая предложит и страшная жертва» (Тайноводств. поуч. 5. гл. 9). Св. Кирилл говорит об Освященных Дарах, – Тела и Крови Христовых (частицы, вынимаемые из просфор в поминовение живых и умерших, полагаются на дискосе у подножия Агнца, где и остаются до того момента, пока опускаются в чашу со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»).

Указанные признаки приближения кончины мира: а) проповедь Евангелия во всем мире; б) великое падение веры и нравственности: необычайные бедствия и соблазны; в) пришествие антихриста. – Учение об антихристе

Когда наступит последний день мира и всего человеческого рода, этого не знает никто из людей, ни даже ангелы Божии (Мф. 24:36)33 и потому надо быть всегда к тому готовым (Мф. 25:13).34 Но сокрыв от нас день и час Своего второго пришествия и кончины мира, Господь и Сам, и через Своих апостолов указал нам некоторые признаки его приближения. 1) Евангелие будет проповедано всем народам (Мф. 24:14; Мк. 13:10), и не останется ни одного уголка на земле, куда не проникла бы проповедь евангельская, ни одного народа, который не услышал бы слова спасения, и потому никто не оправдается в своем неверии и беззаконии тем, что не слыхал евангельской проповеди. Вместе с тем последует обращение ко Христу всего Израиля (Рим. 11:26–27) в его целом составе. 2) Но наряду с всемирным распространением евангелия, перед кончиной мира будут замечаться необычайные успехи и распространение зла в мире. Вера и любовь в людях оскудеют (Лк. 18:8: Мф. 24:12). Наступит время широкого, беспримерного распространения неверия и безбожия и разного рода пороков и беззакония. Прозревая в это ужасное время, Сам Господь сказал: «Сын человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли» (Лк. 18:8). По слонам ап. Павла, люди будут в это время «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, не любящие добра., предатели, наглы, папыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же ого отрекшиеся»... (2Тим. 3:2–5) ...«И тогда», говорит Господь: «соблазнятся многие и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга... И по причине умножения беззакония, во многих иссякнет любовь» (Мф. 24:10–12). Как следствие упадка веры и ослабления любви, усилятся и умножатся разные бедствия, которые будут поражать род человеческий и вызовут «скорбь велию»: междоусобные и международные войны, предательства, убийства, взаимная озлобленность, преследования. С войнами соединятся и другие внешние бедствия, частью как их естественнее следствие, частью как наказание Божие за нечестие и беззакония людей. «По скорби дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные»... «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную»... «Будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет (Мф. 24:7 и далее; Лк. 21:11 и далее). – В конце концов, падение веры и жизни христианской завершится полным вероотступничеством (2Сол. 2:3). Останутся верными Христу и Церкви Его лишь немногие «избранные». Сатана, в предчувствии и ожидании скорого конца своего владычества и окончательного осуждения, (Иуд. 1:6), с особенною силою восстанет против Церкви Христовой и против христиан. «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Апок. 12:12–17). По его внушению, восстанут лжехристы и лжепророки п произведут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить даже и избранных (Мф. 24:5,11; 2Пет. 2:1–2). 3). Великое вероотступничество подготовит пришествие в мир антихриста. Как спасение людей возвещалось и подготовлялось пророками и праведниками ветхозаветными, но во всей полноте и совершенстве Свет и Разум Божий воплотились в Единой Личности сошедшего на землю Сына Божия; так, и противоположный процесс развития и нарастания лжи, злобы и нечестия так же имеет и своих подготовителей и «предтеч», а затем и свое полное, персональное и ярко-типичное воплощение в лице антихриста, в котором, по св. Иринею, «соединится и сосредоточится вся сила нечестия и богоотступничества.».

О лице антихриста, его свойствах и действиях есть в слове Божием учение прямое, и ясное и есть только намеки и таинственные предсказания, которые понимаются различно. 1) Из ясного учения об антихристе, изложенного преимущественно во второй главе второго послания ап. Павла к Солунянам и в Апокалипсисе, видно, что он – человек беззаконный, находящийся под особенным действием сатаны, что по характеру своему он будет отличаться необыкновенною гордостью и выдавать себя за Бога, будет проповедовать учение ложное н обольстительное, которым и увлечет многих слабых и недостойных, в подтверждение своего учении будет совершать ложные знамении и чудеса. «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонилась дракону, который дал власть зверю, и поклонилась зверю... И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом и языком и племенем ... И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих в небе»... (Апок. 13:3–6). «День тот не придет», пишет ап. Павел: «доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... беззаконник... которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих – за то, что они не приняли любви истины для своего спасения»... (2Сол. 2:3–10).

Наряду со зверем-антихристом будет действовать другой зверь, помощник его, лжепророк, цель деятельности которого будет состоять в том, чтобы приводить всю землю на поклонение зверю и служение ему; для этого диаволом дана будет ему сила «творить великие знамения, так, что и огонь низводить с неба на землю перед людьми»; по его распоряжению, люди сделают образы антихристовы, в которые он вложить дух, чтобы «образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Для отличия «своих» и приведения всех к почитанию и подчинению антихристу, дало будет особое «начертание» на правую руку или на чело злодей, и без того «нельзя будет ни покупать, ни продавать» ничего (число «начертания» – 666, Апок. 13:11–17). 2) На основании некоторых намеков в слове Божием, издревле существовали об антихристе следующие мысли: он произойдет от колена Данова (Быт. 49:17; Иер. 8:16; Апок. 7:4–8. – не упоминание одного этого колена, среди запечатленных ангелом), будет могущественный властелин, который похитит себе власть насильно и распространит свою власть на все народы (Дан. 11:36; Апок. 13:2,7), воздвигнет сильное гонение на христиан, будет требовать себе от всех поклонения божеского, многих увлечет, а тех, которые не последуют ему, будет предавать смерти (Дан. 7:21; Апок. 13:7–15; «И поклонятся антихристу все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца закланного от создания мира» (Апок. 13:8). Многие и добровольно «будут верить лжи» и будут хулить Бoгa и не раскаются в делах своих. Для противодействия антихристу Бог пошлет с неба «двух свидетелей» (Еноха и Илию), которые будут проповедовать истину и творить чудеса, будут умерщвлены змием, воскреснут и вознесутся на небеса (Апок. 11:3–12); владычество антихриста будет продолжаться три с половиной года (Дан. 7:25; Апок. 11:2; 13:5). Он погибнет мгновенно при пришествии Спасителя. Господь Иисус Христос «убьет его духом уст Своих (т. е. с необычайною легкостью, как бы одним дуновением) и упразднит явлением пришествия Своего» (2Сол. 2:8).

Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение мертвых и изменение живых. Страшный суд. Вечные мучения грешных. Несостоятельность сюда относящихся возражений. Вечная жизнь праведных в Царстве славы или Церкви торжествующей

Второе пришествие Господа Иисуса Христа будет отлично от первого; первый раз Он пришел для спасения людей, второй для суда над ними. Пострадать за людей Он приходил в смирении и уничижении, а судить их Он придет во славе Своей, и все снятые ангелы с Ним (Мф. 15:31; 16:27). Он придет в той светозарной и прославленной плоти, в какой Он восстал из гроба и вознесся на небо, и явление Его будет быстрое и внезапное, подобно молнии, мгновенно рассекающей небо (Мф. 24:27). Перед пришествием Христа появится на небе – видимо для всех – знамение Его, т. е. Крест (Мф. 24:30).

Одновременно с славным пришествием Сына Божия последует воскресение мертвых и изменение живых; тела умерших вновь соединятся со своими душами и оживут, но оживут нетленными и бессмертными, подобно телу воскресшего Господа (1Кор. 15:44–53; Флп. 3:21; Ин. 5:28); точно также и тела тех, которые до времени общего воскресения останутся в живых, превратятся мгновенно из грубых, мертвенных и тленных в духовные и нетленные. «Не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, в мгновение ока, в последней трубе; ибо вострубят, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся» (1Кор. 15:51–52).

Истина всеобщего воскресения мертвых открыта была Духом Божиим еще в Ветхом Завете. Так, пророк Исаия возвещает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис. 25:19). Многострадальный Иов взывал среди своих мучений: «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам: мои глаза, не глаза другого, увидят Его! (Иов. 19:25–27). Еще яснее у пр. Иезекииля: «И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и вложу в вас дух Мой, и помещу вас на земле вашей» (Иез. 37:13–14). В Новом Завете много указаний на будущее воскресение мертвых, более подробно в 1 посл. ап. Павла к Коринфянам – вся 15-ая глава: ср. Мф. 22:31–32; Мк. 12:26–27; Ин. 5:28–29; 1Сол. 4:14–17 и пр. Равно и окружающая человека природа, которая находится в настоящее время в ненормальном, расстроенном состоянии, обновится с восстановлением человека, она «стенает, мучается теперь под бременем суеты, которой подверглась не добровольно, а по вине человека, но освобождена будет от работа тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20). Еще царь Давид предсказал это будущее изменение, обновление мира (Пс. 110:26–27; ср. Евр. 1:10–12).

Последний, заключительный акт, для которого совершится второе пришествие Спасителя, есть всеобщий суд над людьми. Судить будет Сам Сын Божий с ангелами и святыми (Мф. 13:41–42; 24:31). Предстанут на суд все люди, живые и мертвые (Мф. 25:32; 2Кор. 5:10), и совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела, какие он сделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления (1Кор. 4:5; Мф. 25:34–41). Праведники услышать призыв Судии: «приидите., благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34); грешникам возвещено будет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (ст. 41).

Мучения грешников будут состоять в том, что они будут отвергнуты Богом, удалены от лица Его. Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13:27). Отчужденные от источника духовного света и жизни, грешники будут испытывать самое мучительное, угнетенное, безотрадное состояние, и такому тяжелому состоянию будет соответствовать и все то, что будет окружать их в определенном для них мрачном жилище ада: вместо Бога и ангельских ликов с ними будет виновник греха и смерти – диавол, вместо избранных Богом святых они будут находиться в общении с подобными себе отвергнутыми Богом (Мф. 8:12; Апок. 22:15). – При всей своей тяжести, мучения грешников не будут вполне одинаковы, но соразмерно с их виною будут иметь различные виды и степени (Лк. 12:48).

Адские мучения не будут иметь конца; о вечности их много раз говорится в Св. Писании (Мф. 25:41–46; Мк. 9:43–48; 2Сол. 1:9; Апок. 14:11; 20:10), и эту истину торжественно исповедала Церковь на 5-ом Вселенском соборе, осудив лжеучение Оригена, будто демоны и злые люди будут страдать в аду лишь до определенного срока. Так строго будут наказаны грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они, как говорить ап. Павел, сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» (2Сол. 2:10).

Учение христианской Церкви о вечности мучений грешников всегда смущало и до сих пор смущает многих. Прежде всего, видят яркое противоречие между этим учением и бесконечной благостью Божией: Бог, бесконечная Любовь и Милость, не может допустить столь жестокого наказания, не может в конце концов лишить Своего милосердия человека, Свое создание, как бы низко он ни пал; если во время земного существования человека Бог «не хотел смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему», то нельзя представить себе, чтобы Он не дал грешнику возможности и за гробом избежать вечной духовной смерти. Кроме того, в учении Церкви видят глубокую несправедливость, противоречащую правде Божией, так как наказание далеко не соответствует преступлению: какого бы ужасного, закоснелого и не раскаянного грешника мы ни могли себе представить и как бы ни были тяжки и многочисленны его грехи, все же это – ничто в сравнении с ожидающими его вечными, т. е. бесконечными мучениями. Между тем учение Церкви непоколебимо и основывается на совершенно ясных, не допускающих, по-видимому, иного толкования, словах Св. Писания. Поэтому издавна делаются попытки примирить слова Библии с разумом человеческим и уничтожить или, по крайней мере, смягчить то смущение, которое вызывается учением о вечных муках.

Знаменитый Ориген, великий христианский ученый и писатель 3-го века, выдвинул известную теорию апокатастасиса (т. е. восстановления). По его мнению, души всех людей были созданы и жили задолго до творения материального мира, а затем пали вместе с бесами; в наказание за это и для очищения от такого падения они и посланы были в тела людские, как в темницу; освобождению из этой темницы и служит вера христианская; развитие мира, по Оригену, закончится именно тем, что все падшие духи восстанут и вернутся в чистое изначальное свое духовное существование. Таким образом, все будут, «восстановлены» и прощены, не исключая и самого диавола. – Другая попытка принадлежит Арнобию Африканскому, который учил, что грешники, осужденные Правдой Божией, погибнут в смысле полного прекращения их личного бытия – или путем внешнего уничтожения их и телесного, и духовного существа, по воле Правосудного Бога, или через внутреннее разложение их природы, так как к продолжению бытия и развитию способно только истинное и доброе, а все ложное и злое само лишает себя жизненного начала и подвергает себя самоугасанию и исчезновению, подобно светильнику, к которому нет доступа воздуха, или лампаде, в которой не хватает масла (притча о 10 девах). – Наконец, некоторые .понимают библейскую «вечность» в ограничительном смысле, т. е. в смысле лишь долгого периода времени, но не в смысле бесконечности; по истечении этого периода, Господь помилует грешника, и мучения его прекратятся...

В действительности, никакого противоречия в учении Церкви, конечно, нет, и быть не может. И если оно нас смущает, то в основе лежит, несомненно, какая либо ошибка, какое либо недоразумение с нашей стороны. И ошибка, по-видимому, в самой постановке вопроса: он рассматривается обычно не в плоскости нравственно-психологической, как бы следовало, а в плоскости внешне-юридической. Хотя мы и христиане, но мы никак не можем отрешиться от языческого и частию ветхозаветного представления о Боге, как гневном, грозном, но и праведном Судии, с неумолимою последовательностью карающем наши проступки, и о наших человеческих бедствиях, как справедливых наказаниях за наши грехи, подобно тому, как и добродетели наши должны сопровождаться соответствующими наградами (особенно ярко этот крайний взгляд выражается в католичестве). С этой точки зрения вечные мучения являются, действительно, непонятными, так как не соответствуют грехам человеческим и расходятся не только с благостью Божией, но и с правдой Его. Но стоит нам изменить постановку вопроса, и посмотреть с точки зрения чисто христианской, – как недоумение начинает рассеиваться. Бог в христианстве, прежде всего и главным образом, – бесконечная Любовь. Милостивый, Добрый Отец, любящий Своих чад и всеми способами ведущий их ко благу, ко спасению; слова «гнев», «наказание», «отмщение» и пр. не приложимы к Нему (они употребляются лишь применительно к человеческим понятиям); даже бедствия, лишения, страдания, попускаемые Им, являются не наказаниями, а такими же способами исправления и спасения человека, как и радости, и счастье, т. е. такими же проявлениями все той же Благости Божией. Но благость Божия действует и может действовать только тогда, когда она находит хотя малейший отклик в душе человека – грешника. Не надо забывать, что человек создан разумно-свободным существом, для которого имеют значения лишь свободно разумные действия. Господь «стучит в двери нашего сердца», но не отворяет их насильно, а ждет, пока человек сам, хотя немного приотворит их.35 Точно также и прощение грехов без малейшей тени соответствующей настроенности со, стороны прощаемого не имеет ни малейшего нравственного смысла и значения, как прощение, можно сказать, насильственное, механическое. Такого прощения мы не можем ожидать от Бога. Милость Божия, конечно, бесконечна; для нее самый слабый, едва заметный добрый порыв грешной души, самое слабое движение совести достаточно для полного прощения и спасения, и здесь не может быть никакой мерки, никакого внешнего соответствия. Несколько слов, произнесенных благоразумным разбойником, перевесили в глазах Божиих все его многочисленные и тяжкие злодейства, и сознание блудным сыном своей вины перед отцом побудило последнего забыть все обиды и преступления, совершенные этим сыном. И, наоборот, одно лишь вкушение от запрещенного плода погубило на веки Адама и его потомство. – Таким образом, вопрос надо ставить не о том, справедливы или несправедливы вечные мучения грешников, а о том, может ли душа человеческая достигнуть такой глубины падения, талого ожесточения, такого омертвения, такой злобы против Бога,36 чтобы уже не в состоянии быть подняться и ответить на непрекращающиеся призывы Всеблагого Господа, как, по-видимому, уже не способен к этому павший ангел. Библия, очевидно, отвечает на этот вопрос утвердительно и потому говорит о вечных мучениях грешников, но устанавливает лишь принцип, не открывая нам никаких реальных подробностей, кроме разве намека на то, что как среди праведников, так и среди грешников будут многочисленные степени или градации, подобно различию между звездами: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых»... (1Кор. 15:41–42).

Высшее благо, уготованное праведникам, – непосредственное созерцание Господа и ближайшее общение с Ним. Праведники будут так близки к Богу, как дети к своему отцу. Они будут жить вместе с ангелами и святыми, соединенные с ними любовью, как члены одной и той же торжествующей Церкви (Мф. 13:43; 1Кор. 2:9; 13:12; Евр. 12:22–23). Вместе с душою праведника будет блаженствовать и тело его, прославленное светом Божиим, подобно телу Иисуса Христа во время Преображения (1Кор. 16:43,49). Степени блаженства праведников будут различны, в зависимости от их нравственного достоинства и заслуг перед Богом (1Кор. 15:41–42).

* * *

32

По римско-католическому учению, существует в загробной жизни так, называемое «чистилище», особенное, между раем и адом, состояние, в котором находятся души умерших с раскаянием в грехах, но не успевших на земле принести Богу удовлетворение за грехи, а также почему-либо не покаявшихся в маловажных грехах, за которые было бы жестоко посылать на вечность в ад, но нельзя также допускать и прямо в рай. Здесь в течение известного срока, смотря по важности и количеству грехов, души умерших терпят разнообразные муки и этими мучениями платят за совершенные на земле, но еще не оплаченные грехи. Когда срок мучений оканчивается, когда уплачен долг правосудию Божию сполна, душа переходит из чистилища в рай. Срок мучений в чистилище может быть сокращен, по учению католиков, и путем папских индульгенций, раздаваемых обычно за пожертвования в пользу церкви и папы. Само собой разумеется, это средневековое учение о чистилище, совершенно неизвестное в древней, неразделенной Церкви, неприемлемо для нас, так как противоречит всему духу Православия.

33

Наука также предполагает будущий конец существования нынешней земли, – или в виде медленного охлаждения ее, при котором всякая органическая жизнь станет невозможной, или в виде неожиданной катастрофы, столкновения с другим небесным телом, причем, разовьется столь высокая температура, что все живое погибнет и все изменится. Нечто в этом роде говорит и Библия; вот, напр., как пишет об этом в своем послании ап. Петр; «нынешние небеса и земля, содержимые Словом Божиим, сберегаются огню, на день суда и погибели нечестивых человек... и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же (т. е. все материальные элементы нашего земного мира) разгоревшись разрушатся и все дела на ней сгорят» (2Петр. 3:5–7,10).

34

Поэтому нелепыми являются все древние и новейшие попытки установит точно время конца мира. Известно, что при окончании 1.000 лет от Рождества Христова христианский мир, особенно западный, напряженно ожидал конца мира и воцарения антихриста, на основании слов Апокалипсиса: «взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет... после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Апок. 20:2–3). Другие в 1054 г., официальной дате отделения западного христианства или, точнее, папства, от Единой Православной Церкви, – видели срок наступления последних времен. В русской истории ожидание второго пришествия приурочено было к 1492 году, так как это 7.000-ый сод с сотворения человека (5508 ÷ 1492). Наконец, современные сектанты – адвентисты уже неоднократно предсказывали год кончины мира и, когда предсказание не исполнялось, переносили на несколько десятков лет вперед. – Но если бессмысленно и вредно увлекаться подобными вычислениями, то еще более опасно настроение противоположного характера, – когда вовсе перестают считаться с предсказаниями Библии о последних временах, совершенно игнорируют их, как нечто не важное. К борьбе с таким холодным, равнодушным настроением призывал Господь Своих учеников: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, чтобы сподобиться избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк.. 21:24–26).

35

«Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему»».... (Апок. 3:20).

36

Το, что в Евангелии называется «хулой на Духа Святаго» (Мф. 12:31–32).


Источник: Христианская вера и христианская жизнь / Николай Сахаров. - Париж : Сахаров, 1939-. / Ч. 1: Христианская вера : (очерки догматического богословия). - 1939. - 137, [7] с.

Комментарии для сайта Cackle