М.В. Корогодина

Источник

Глава 5. Клевета и принесение клятвы

Вопросы, касающиеся принесения клятвы, клеветы и ложного послушества, достаточно устойчивы. Существует относительно большое количество статей (около 10), которые традиционно вносятся редакторами в исповедные тексты. Вопросов, которые известны по единичным или малому числу текстов, немного. Иными словами, тема клеветы мало разрабатывалась составителями покаянных текстов, несмотря на то, что практически в каждом вопроснике присутствовал хотя бы один вопрос на эту тему.

1. Ложь

«Солгал еси что?» – статья, встречающаяся в ряде исповедных текстов, обращённых как к мужчинам, так и к женщинам. Она имеет устойчивую краткую форму; сопутствующие обстоятельства (кому и в чём солгал человек) не уточняются. Епитимью в размере 12 дней или недели поста мы находим только в двух текстах.627 Епитимья весьма незначительна; очевидно, вопрос подразумевал обычную «бытовую» ложь, а не обман, имеющий решающее значение для судеб других людей, – о таком обмане речь идёт в других статьях.

2. Клевета и взяточничество

«Оклеветал кого?» – одна из наиболее распространённых статей на тему клеветы в исповедных вопросниках. Наравне с глаголом «оклеветал» используется глагол «поклепал», которые выступают как синонимы, без каких-либо смысловых оттенков, позволяющих разделить эти статьи, в зависимости от того, какой из глаголов употреблён. Однако при чтении текстов синонимичность статей не сразу становится очевидной, так как в одном вопроснике могут встретиться две статьи с разными глаголами. Несмотря на это, контекст, в котором читаются эти статьи, не позволяет придавать им разные смысловые оценки, и составители словарей древнерусского языка также рассматривают оба слова как синонимы.628 Таким образом, присутствие в одном тексте статей с разными глаголами приходится рассматривать как повтор, неизбежный в больших текстах, которые последовательно пополнялись разными редакторами. Так, в одном исповедном вопроснике записано целые три подобные статьи, причём две из них дословно повторяют друг друга.629 Такие повторы свидетельствуют об этапах формирования текста, а не о смысловых различиях приведённых выше статей. Наконец, помимо синонимического ряда «оклеветал – поклепал» в качестве замены употребляются другие глаголы: «клял», «свадил», «продал».630

Статьи о клевете обычно носят обобщённый характер и предлагают мало дополнений или уточнений. В отдельных текстах спрашивается, клеветал ли человек «на друга или на сусида» «напрасно», «на криве».631 Интересная статья читается в вопроснике для женщин Ж-O.I. 100: «Блудя с братом ли или в племени с ким, а на иного говорила страха ради отча, и матерня, и мужня?»632 Статья представляет собой яркий пример «бытовой» клеветы, характерный для жизни людей того времени.

Епитимья встречается лишь в отдельных текстах и колеблется от 12 дней поста (по тексту второй половины XV в.) до 70 дней поста (текст второй половины ХѴІ в.)633

«Продал кого поклепом?»634 – статья, нередко встречающаяся в вопросниках, обращённых к мужчинам. Порой приведённая выше формулировка статьи заменяется другой: «Взимал что поклёпом?»635 В одном из текстов уточняется, был ли человек «продан по праву или на криве», и назначается епитимья в размере 40 дневного поста.636 Эта статья говорит об умышленной клевете, цель которой – получение материальной выгоды. Несколько интересных статей на ту же тему мы находим в отдельных вопросниках, например: «Обаживал на кого или подвел на суседа мзду взем?»,637 причем в одном из текстов уточняется, что «обадил» человек соседа «к судьям».638 В вопроснике М-Соф. 1101 записана статья, показывающая того, кто подкупает, а не того, кто берет мзду: «Или посулил еси?»639 Немалое количество аналогичных статей читается в текстах, предназначенных для исповеди вельмож.

3. Крестное целование

«Целовал крест на криве или на правде?» – распространённая статья, касающаяся принесения клятвы – крестного целования. Она открывает собой целую серию статей, посвящённых ложной клятве, присяге и имевших юридическое, а не просто бытовое значение. Статьи, посвящённые принесению клятвы: целованию креста или роте, занимают немаловажное место в вопросниках, особенно в тех, которые предназначены для исповеди мужчин. Принесение клятвы играло огромную роль в жизни русского средневекового общества. Согласно Судебникам 1497 и 1551 гг., клятва часто была основным и решающим доказательством виновности или невиновности подозреваемого: «А на кого взмолвят детей боярскых человек пять или шесть добрых, по великого князя по крестному целованию, или черных человек пять-шесть добрых христиан целовалников, что он тать, а довода на него в прежнем деле не будет, у кого крал или кому гыбель плачивал, ино на том взяти исцеву гыбель бес суда»640 и др.

Между тем в приведённой выше статье запрещается целовать крест не только «на криве», но и «на правде». Хотя последние слова присутствуют далеко не во всех текстах, они показывают, что церковью порицалась любая клятва, приносимая как крестное целование. Возможно, речь идёт о таком целовании креста или вообще клятве, которая не освящена церковью. В богослужебных рукописях сохранились специальные молитвы, читавшиеся над человеком, «аще сам ся закляст»: существовали разрешительные молитвы не только от запрещения священника, но и от клятвы. В нескольких исповедных текстах встречается статья, запрещающая давать обещание поститься без благословения духовника: «Пост держивала ли еси не благословився у попа?»641 В вопроснике для женщин Ж-Соф. 875 записан вопрос: «Зарьклася чего творити, да то ж опять творила?»,642 – совершенный грех усугублен данным зароком. Иными словами, только иерей может объективно оценить размер и необходимость обязательств, которые берет на себя человек. Мы полагаем, что в разбираемых статьях речь идёт не о запрете принесения клятвы вообще, а о запрете принесения клятвы по простой договорённости двух или более человек, без участия церкви.

Целование креста как способ принесения присяги действительно могло осуждаться. Так, в 1410 г. по случаю чудесного обнаружения воров, свершившегося у иконы святых мучеников Гурия, Самона и Авива, новгородский архиепископ Иоанн дал «благословение» и «указ» прихожанам собора святой Софии больше не целовать крест в спорных вопросах, а ходить к указанной иконе и брать от священников просфору. Приведём выдержку из текста «Благословения архиепископа Новгороцкаго Иоанна к христианом святыа Софии»: «Слышю зде, што у вас о великои и о малой гибели ходят ко кресту; ино то деете не по Божию закону. Зде нам дал Бог знамение святых исповедник – Гурья, и Самона, и Авива дьякона; ино Божиею милостию мнози правии прави бывают, а виноватии в казни. И мы к вам послали икону святых исповедник в церковь Божию; а што ходите к кресту, ино то в вас отнимаем; но ходите к знамению святых исповедник. Поп служит святую литургию, и пишет имя Божие на хлебци, и даст всем приходящим ко имени Божию; а хто изъяст хлебец со именем Божиим, тот прав бывает; а хто не снест хлебца, тот по Божию суду виноват будет; а хто не пойдет к хлебцу, тот без Божиа суда и без мирьскаго виноват будет. И о вам о нашои гибели и о вашей писано, што нами ся корыстуют, а ся грамота дала вам впрок. <...> А вы, попове, опроче хлеба Божиа, к роте не пущаите».643 В «Указе о проскурьнисании святым трем исповедником – Гурию, Самону и Авиву» архиепископ Иоанн уточняет, в каких случаях применялись подобные правила: «Егда у кого что будет украдено, или на кого ти будет непот».644 Крупнейшему исследователю истории русской церкви, митрополиту Макарию, были неизвестны другие свидетельства того, чтобы подобные правила употреблялись.645 Однако в одной из рукописей третьей четверти XVI в. записана большая подборка правил, осуждающих принесение крестного целования по разным поводам: в плену и во время посольства в чужие земли, при принесении присяги, вельможами и простыми людьми, «на криво» и «на праве».646 Покаянные тексты служат доказательством того, что «бытовое» целование креста осуждалось церковью.

Из добавлений, которые встречаются в разных исповедных текстах в цитированной выше статье, мы узнаем, что целовать могли не только крест, но икону Богородицы и вообще иконы.647 В некоторых текстах в качестве альтернативы словам «целовала крест» предлагается глагол «божилась».648 В некоторых случаях крест или икона вообще не упоминаются, например: «Ли клялъся еси именем Божиим во лжу?»649 В вопроснике, вошедшем в состав печатного требника, сохранилась статья: «Подимал еси икону на руки, божася?»; в другом тексте: «Или за кого божился?»650 Колоритную зарисовку из жизни того времени мы находим в тексте середины XVI в. М-Петр. 94: «А образ целовал или по рукам бивал еси, или у креста кому кладывал, сам бирал, а на виновати?»651 Подобная формулировка «у креста положить» встречается в Псковской Судной грамоте.652 А. А. Зимин считал, что это выражение означает «возвратить на суде то, что является предметом иска».653 Таким образом, в статье спрашивается, не пытался ли человек в качестве истца или ответчика обмануть во время судебной присяги.

В исповедных вопросниках для мужчин встречается ещё одна распространённая формулировка статьи о ложной клятве: «Клялся на криве?»654 Эту статью необходимо рассматривать в контексте остальных вопросов о клятве. Как и в приведённых выше вопросах, здесь в равной степени осуждается клятва «на криве» и «на праве». В такой статье уточнения о том, как именно была закреплена клятва, редкость. Так, в некоторых вопросниках упоминается, что человек клялся «именем Господним», «именем Божиим, и Пречистою Богородицею, и церквою, и крестом честным, небом и землею, и всеми святыми, своею душею, и телом, и животом, и смертию, и жизнию вечною, и мукою», «своею главою»; сохранилась также необычная формулировка: «Или клятву воздавал еси?»655 Епитимья, зафиксированная только в одном тексте XV в., измеряется 40 днями поста.656

4. Измена крестному целованию

«Крест целовав, изменил к кому?» – статья, имевшая широкое распространение в вопросниках, предназначенных как для мужчин, так и для женщин. В ней говорится о принесении клятвы верности или обещании сделать что-либо, в залог чего целуется крест. В сознании любого православного человека, знакомого с литургическими текстами, такое целование ассоциируется со стихами, читающимися перед причащением: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Таким образом, человек, целуя крест, фактически обещал хранить верность тому, в чем он клялся, так же, как он хранит верность Христу.

Как варианты к глаголу «изменил» выступают слона «преступил», «солгал». В некоторых текстах помимо креста упоминается целование иконы или уточняется, что было содержанием клятвы: «о заветех добрых», «заклятье о добре и обещание».657 В одном из вопросников духовник спрашивает, было ли нарушение клятвы сотворено «волею или нужею».658 Подобное уточнение фигурирует при выяснении самых разных тем. Показательно для понимания мировоззрения средневекового человека то, что в исповедных текстах признается: каковы бы ни были «добрые заветы» и «заклятья о добре», жизнь порой предлагает такие ситуации, когда человек вынужден отказаться от своих обетов

Однако нарушение крестного целования было тяжким грехом, епитимья за него назначалась неизменно тяжёлая, а некоторые составители покаянных текстов считали этот грех непростительным. Так, в тексте XVI в. М-Соф. 839 предлагается епитимья 20 лет поста.659 Столь продолжительные епитимьи назначались за «вольное» убийство или за блуд с кем-либо из близких родственников. Однако изначально, вероятно, епитимья была ещё более тяжкой. В Покаянье исповедном тексте XIV в. – за измену крестному целованию положено «до смерти плакатися».660 В то же время в тексте, созданном в XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре, за нарушение крестного целования назначалась епитимья всего два года поста.661 Это тоже достаточно тяжёлое покаяние, но в сравнении с приведёнными выше епитимьями видно, насколько сократил традиционную епитимью составитель текстов, насколько более реалистично он подошёл к решению данного вопроса.

В одном из текстов наравне с крестным целованием упоминаются «рукобитье»662 и «рота» (так назывался языческий обряд принесения клятвы) В цитировавшемся выше «Благословении...» архиепископ Иоанн также отождествляет целование креста и роту. В некоторых исповедных вопросниках говорится о том, что крест целуется «в роте».663 Это яркий пример того, как древние дохристианские обычаи становятся реликтами, и хотя сохраняется их название как обозначение тех или иных понятий, иногда сохраняется даже форма древнего обычая, смысловое наполнение становится новым. Не только название (рота), но и форма принесения клятвы (битье рук) не воспринимается как языческая и непозволительная, а рассматривается как традиционный способ принесения клятвы. Ниже рота будет рассматриваться подробнее; но независимо от того, какая мировоззренческая философия лежала в основе того или иного обычая приносить присягу – христианская или языческая, для людей, живших в XIV–XVI вв., все формы принесения присяги были равноценны. Рукобитье и рота связывали человека не менее крепко, чем целование креста.

«Или водил к кресту на криво и к роте?»664 – статья, имевшая немалое распространение в вопросниках, предназначенных для мужчин. Вместо креста и роты могла упоминаться «церковь»665 – ещё одно доказательство того, что присяга чаще всего приносилась в церкви. В тексте М-Петр. 94 помимо крестного целования упоминается «хлебьно»,666 т е. принесение клятвы «на хлебе» – на Евхаристии. Это любопытная деталь, которой мы не находим в других текстах; очевидно, клятва на Евхаристии практиковалась не так часто, как целование креста или икон. В некоторых текстах спрашивается, был ли приведён человек к присяге «на виновати или по сердцу на кого», в других вопросниках что к присяге приведён был «друг».667 Епитимии за этот грех в текстах не встречается.

5. Рота

«К роте ходил неправо?» – одна из наиболее распространённых в исповедных вопросниках статей. Какой же смысл вкладывали в слово «рота» люди, жившие в XV–XVI вв., когда первоначальное, языческое наполнение этого понятия уже ушло в прошлое? Посмотрим прежде всего, какие уточнения к данной статье предлагаются в покаянных текстах. «На роту», как и ко кресту, можно приводить кого- либо, «в роте» можно целовать крест. Обычно в исповедных вопросах по отношению к роте употребляется глагол «ходить» (также и ко кресту «ходили»); на роте можно «божиться», «присягать»; существует глагол, производный от слова рота, – «ротиться».668 В разных списках одного текста, где присутствует статья про роту, в одном случае употреблён глагол «ротилась», в другом – «клялась».669 В некоторых текстах говорится, что к роте ходят «к церкви».670 Епитимьи за роту встречаются в текстах редко; в одном вопроснике наказание измеряется 50–80 днями поста (по разным спискам), в другом – годом поста.671

Из приведённого материала видно, что слово «рота» синонимично слову «клятва». Между тем обращение к словарям древнерусского языка не даёт однозначного ответа, что же имеется в виду в исповедных текстах, поскольку словари предлагают переводить это слово и как клятву вообще, и как особый, дохристианский обычай принесения клятвы.672 Оставалась ли рота в XV–XVI вв. языческим способом принесения клятвы? Обращение к летописному материалу показывает, что рота на самых ранних этапах русской истории могла означать как языческий обряд принесения клятвы, так и принесение присяги целованием креста в христианской церкви. Так, в Ипатьевской летописи под 6453 г., при описании заключения договора князя Игоря с византийским императором Романом I, рота упоминается достаточно часто: христиане клянутся в церкви, а нехристиане приносят присягу языческим богам, причём слово «рота» употребляется по отношению к обоим видам клятвы.673 В XIV–ХѴII вв. приведение к роте предписывается княжескими уставами для клятвы свидетелей, и рота официально выступает в качестве способа принесения присяги, в котором нет ничего предосудительного.674 В вопроснике МСоф. 875 особенно ясно проступает взаимозаменяемость, синонимичность понятий «рота» и «крест»: «Или к роте приводил или сам крест целовал?»675 Мы полагаем, что в данном контексте слово «рота» означает не определённый языческий обычай, а принесение клятвы вообще, в то время как целование креста, образа и т. п. более конкретно описывает действия, долженствующие закрепить и подтвердить принесение клятвы.

6. Ложное послушество

«Опослуховал ли кого на криве?» – также одна из широко распространённых в исповедных вопросниках статей, напрямую обращающая нас к русской средневековой юрисдикции. Послухи упоминаются уже в Пространной редакции «Русской Правды»: «А ис своего города в чюжю землю свода нетуть, но такоже вывести ему послухи любо мытника, перед кем же купивше...».676 Согласно Судебникам Ивана III (1197 г.) и Ивана IV (1551 г.), послухи играли огромную роль в отправлении суда.677 Послухом могла быть женщина, поэтому аналогичные статьи встречаются также в вопросниках для женщин. Та же статья могла быть сформулирована иначе: «Во лживом послушестве не бывал ли?»678 К статьям о «послушестве», как и к статьям о целовании креста и о роте, порой добавляется упоминание о божбе.

Разбирая причины «лживого послушества», составитель исповедного текста предусматривает разные варианты: «по сердцю или нужею».679 Подробно мотивы, под влиянием которых человек мог пойти на обман при отправлении суда, разбираются в вопросах, обращеішых к вельможам и судьям. В них фигурируют как подкуп, взяточничество, так и протежирование или месть тем, кто оказался в зависимом положении от судьи или послуха. Тот же смысл имеет и цитированная выше статья.

* * *

627

Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-Соф. 848: Волок. 85, л. 263–265. Вят. 157, л. 236–237, Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28, Соф. 716, л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848, л. 243 об.– 246а об., Соф. 1062, л. 207–211, Q.I. 729. л. 171 об.–173, 33.4.32. л. 91 об.–94.

628

Оклеветати клеветать, порочить; ложно обвинять, наговаривать, доносить (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1987. Вып. 12. С. 326; Срезневский И.И. Материалы для Словаря. Т 2. ч. 1. С. 641–642). Поклепати – ложно обвинять, клеветать (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1990. Вып. 16. С. 157; Срезневский И. И. Материалы для Словаря... Т. 2. ч. 2. С. 1106).

629

М-КДА 174: КДА 174л, л 262–265, О.I.100, л. 37 об.–40 об.

630

Вадити на кого – клеветать на кого-либо, ложно обвиняя (Сл.РЯ XI–ХѴII вв. М., 1975. Вып. 2. С. 10).

631

М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74. Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42. Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191. Соф. 1062, л. 185–189, Q.I.851, л. 153 об.–157 об.

632

ЖО.І. 100: О.І. 100, л. 46 об.–49.

633

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; М-Соф. 839: Соф. 839, л. 195 об.–197, Соф. 1088, л. 358–360.

634

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; М-Соф. 839: Соф. 839, л. 195 об.–197, Соф. 1088, л. 358–360.

635

М-КБ 530/787: Кир.-Бел. 530/787, л. 147 об.–149 об.; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об-191, Соф. 1062, л. 185–189, Q.I.851, л. 153 об.–157 об.; М-Мих. Q 9 КДА 174л, л. 296–298, Мих. Q 9, л. 165 об.–167, Соф. 1090, л. 460–472, Типогр. 385. л. 47 об.–48.

636

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

637

МПетр. 94: П.І.А 94, л. 225–228; М-КДЛ 174: КДА 174л, л. 262 265, О.I.100, л 37 об.–40 об.

638

Обадити оклеветать, оговорить, обвинить (Сл.РЯ XI–XVII вв. Вып. 12. С. 10).

639

М-Соф. 1101: Соф. 1101, л. 182–85 об.

640

Российское законодательство X–XX веков: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Отв. ред. А. Д. Горский. М., 1985. Т. 2. С. 55–56 (Судебник 1497 г.) Аналогичные статьи имеются в Судебнике 1550 г.: Там же. С. 97–120.

641

МПетр. 94: П.І. А 94, л. 225–228; ЖО.I.473: П.I.А 94, л. 228–230; Ж-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 240 об.–242 об., КДА 174л, л. 299–301, Соф. 890, л. 172 об.–174 об., Ж-Вдов-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 415 об.–418; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.

642

Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.

643

Макарий. митр. История русской церкви М,. 1995. Т. 3. С. 457; см. также: Соф. 836. л. 114–116.

644

Макарий, митр. История русской церкви. Т. 3. С. 457.

645

Там же, С. 177–178.

646

Соф. 890, л. 250 об.–253 об. Отношение церкви к крестному целованию в XI–XIV вв. подробно рассматривается в статье П.С. Стефановича. Автор считает, что в Древней Руси различались клятва вообще и крестоцелование и осуждалось нарушение крестного целования, а не принесение его; см Стефанович П. С. Крестоцелование и отношение к нему церкви в Древней Руси // Средневековая Русь М., 2004. Вып. 5. С. 86–113.

647

М-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 239 об.–240 об.; МАрханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42. Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191. Q.I.851, л. 153 об.–157 об.; Ж-Q.I. 235 Q.I. 235, л. 12–12об.; М-Соф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168.

648

Ж-Соф. 1101: Соф 1101, л. 185 об.–188. Ж-Q.I. 235: Q.I. 235, л. 12–12 об.

649

М-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370.

650

М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.

651

М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228.

652

Памятники права феодально-раздробленной Руси XII–XV вв. / Сост. А.А. Зимин М., 1953. Вып. 2. С. 286–301. Статьи 17, 18, 20, 28, 29, 91, 92, 107.

653

Там же, С. 342.

654

М-КДА 174: КДА 174л. л. 262–265, О.I.100, л. 37 об.– 40 об.; М-Соф. 839: Соф. 839, л. 181 об.–182 об., Соф. 1061, л. 191–193 об.; М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.; М-Соф. 1073: Соф. 1073, л. 18–19; М Соф. 1101: Соф 1101, л. 182–185 об.; М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72. л. 46–50, Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191., Q.1.851, л. 153 об.–157 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Ж-Калик. 1: Калик. 1, л. 17 об.–19 об.

655

М-Соф. 839: Соф. 1061, л. 191–193 об.; М-Соф. 838: Соф. 838. л. 191–191 об., Ж-Калик. 1: Калик. 1, л. 17 об.–19 об.; М-Мих. Q 9: КДА 174л, л. 296–298, Соф. 1090, л. 460–472; М-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370.

656

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.

657

М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98, 130 об.–135, 236–237 об.; Ж-Погод. 310: Погод 310, л. 98–101 об., 135 об.–138.

658

М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228.

659

М-Соф. 839: Соф. 1088, л. 358–360.

660

Покаянье: Синод (ГИМ) 3. л. 293 об.–294.

661

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–133 об.

662

М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228.

663

М-Калик. 1: Кир.-Бел. 530/787, л. 152 об.–156, Соф. 1102, л. 28–30, Калик 1, л. 10–12, Ж-Калик. 1: Калик. 1, л. 17 об.–19 об.

664

М-Соф. 839: Соф. 1061, л. 1910–193 об.; М-Соф. 1101: Соф 1101, л. 182–185 об.; М-Петр. 94: П.I. А 94, л. 225–228; М-Свир 91: Ал.-Св. 91, л. 239 об.–240 об.; М-Калик. 1: Калик. 1, л. 10–12, Кир-Бел. 530787, л. 152 об.–156. Соф. 1102, л. 28–30, М-КБ 530/787: Кир.-Бел. 530/787, л. 147 об.–149 об.; М-Печ.тр.: Синод (ГИМ) 898, л. 215 об. 218–219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; 81 Колоб. 176: Колоб. 176, л. 8 об.–9 об.; 81-Арханг. 38: Арханг. Д. 38. л. 71–74. Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42. Солов. 1092/1201, л. 187 об-191. Соф. 1062, л. 185–189, Q.I.851, л 153 об.–157 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; М-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370, МСоф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168.

665

М-Соф. 1101: Соф. 1101, л. 182–185 об.

666

М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225–228.

667

М-Калик. 1: Калик. 1, л. 10–12. Кир.-Бел. 530/787, л. 152 об.–156. Соф. 1102, л. 28–30; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.

668

М-Соф. 839: Соф. 839, л. 181 об.–182 об.; МСоф. 890: Соф. 890, л. 165 об.–168; Ж-Типогр. 385: Типогр. 385, л. 48–49.

669

Ж-Соф. 848: Арханг. Д. 163, л. 172 об.–174, Волок. 85, л. 265–266. Вят. 157, л. 237–238. Кир –Бел. 528/785, л. 232 об.–234. Соф. 716, л. 108 об.–109 об., Соф. 845, л. 221 об.–223, Соф. 818, л. 246а об.–249, Соф. 1062, л. 211–213, Q.I 729, л. 173–174 об., 33.4.32, л. 94 об.–96.

670

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–81 об., Кир.–Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; М-Соф. 1073: Соф. 1073, л. 18–19.

671

ЖСоф. 848: Арханг. Д. 163, л. 172 об.–174. Волок. 85, л. 265–266, Вят. 157, л. 237–238, Кир.-Бел. 528/785, л. 232 об –234. Соф.716, л. 108 об.–109 об., Соф. 845, л. 221 об.–223, Соф. 848, л. 246а об.–249, Соф. 1062, л. 211–213, Q.I. 729, л. 173–171 об. 33.4.32, л. 94 об.–96; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

672

Срезневский И. И. Материалы для Словаря... Т. 3. ч. 1. С. 176–178; Сл.РЯ XI–ХѴII вв. М., 2004. Вып. 22. С. 220–221.

673

Ипатьевская летопись // ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. С. 35–42.

674

Приведение к роте как к присяге упоминается в Краткой и Пространной редакциях Русской Правды, в Псковской судной грамоте. См.: Законодательство Древней Руси // Российское законодательство X–XX веков / Отв. ред. В.Л. Янин М., 1981. Т. 1 С. 47–49, 64–80 , 331–344.

675

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.

676

Законодательство Древней Руси Т. 1. С. 64–73.

677

Послух свидетель на суде, в тяжбе, при заключении сделки (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1991 Вып. 17. С. 188.

678

М-Соф. 839: Соф. 1061, л. 191–193 об., Соф. 1088, л. 358–360; М-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370.

679

М-Петр. 91: П.І. А 94 л. 225–228.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle