М.В. Корогодина

Источник

Глава 13. Чревоугодие

Статей, говорящих о чревоугодии, насчитывается в исповедных вопросниках всего несколько, и, как правило, они не отличаются большим разнообразием. Их можно разделить на две части: статьи, касающиеся соблюдения поста, и статьи, касающиеся пищевых табу или излишеств (чревоугодия как такового).

1. Несоблюдение постов

Как и остальные вопросы, посвящённые нарушению церковных правил, статьи на эту тему пестрят разночтениями. Существуют два широко распространённых вопроса (об употреблении скоромной пищи в пост и о раннем вкушении пищи в праздничные дни); но помимо них есть ряд вопросов, известных в единичных списках. Таким образом, статьи, касающиеся соблюдения постов (и вообще церкви), продолжали оставаться полем для творчества духовников как в XIV, так и в ХVII в.

1.1. Употребление скоромного в пост

«В говеина мясо или молоко едал?» – вопрос, в равной мере широко распространённый в текстах, предназначенных для мужчин и для женщин. Однако статья не обладала устойчивым текстом и допускала большое разнообразие разночтений. Так, для обозначения поста могли быть употреблены слова: «говение», «пост», «постныя дни», «в среду или в пяток», «в Воздвиженье день, и во Иванов день Усекновения».1019 Последнее, наиболее необычное указание на пост читается в тексте начала ХѴII в. М-Погод. 310 и не характерно для исповедных вопросников. Помимо мяса и молока могло упоминаться «скоромное», «мясные яди», «мирские брашна», «крови животных и молозива или ино что скверно», «сыр», «рыба».1020 Запрет на рыбу встречается только в упоминавшемся выше тексте М-Погод. 310: и является безусловным нововведением в исповедных вопросниках. В более ранних текстах XIV–XVI вв. рыба не входит в число скоромных блюд, которые мирянам нельзя есть в постные дни. По епитимийным правилам мирянам в пост предлагалось отказываться от мяса и молочных продуктов, а монахам – от мяса, молока и рыбы. Таким образом, мы видим явное ужесточение по сравнению с существовавшими ранее предписаниями. Процесс ужесточения церковных правил, в том числе касающихся постов, шёл постоянно, и исповедные вопросники позволяют наглядно продемонстрировать это.

Встречаются и другие наименования скоромных блюд: «кровь животных и молозиво», «мясные яди» и «сыр». Такие указания призваны продемонстрировать собирательность запрета на мясо или молоко: нельзя есть не только мясо и молоко в чистом виде, но вообще мясные и молочные продукты. В одном из текстов ХѴII в. упоминаются «мирские брашна».1021 Это выражение, наравне с приведёнными выше примерами, свидетельствует об ужесточении церковных правил. Перифраз «мирские брашна» вместо «мяса и молока» подразумевает, что эти продукты вообще не употребляются в пищу монахами.

В некоторых текстах уточняются обстоятельства нарушения поста. Так, в отдельных вопросниках говорится, что кающийся вкушал скоромную пищу «нощию и поутру без воздержаниа», «хотением или в забытии», «неразумьством или не видая», «волею или неволею».1022 Слова «ночью и поутру» свидетельствуют о совмещении в одном вопросе двух разных статей: о нарушении поста и о вкушении пищи перед причастием (подобные вопросы разбираются ниже). Составители стремятся соблюсти основной принцип: не только зафиксировать факт нарушения заповеди, а выяснить сопутствующие обстоятельства и степень виновности кающегося в совершенном грехе. Было ли нарушение поста сознательным или случайным поступком – вот главный вопрос.

1.2. Употребление пищи до окончания обедни

«В праздники Господьскыя или в воскресение без времени рано до обеда пила еси и ела?».1023 Статья подразумевает употребление пищи перед причастием: «до обеда» означает перед литургией, которая в просторечии называлась «обедней». Посещение литургии на большие церковные праздники и по воскресеньям считалось обязательным: столь же обязательным было требование ничего не есть и не пить перед причастием. Решить вопрос, сколько раз в год средневековый человек причащался и исповедовался, сложно. В различных поучениях предписывается исповедоваться и причащаться как можно чаще, но обязательной, по всей видимости, считалась исповедь и причащение раз в год, в первую или последнюю неделю Великого поста.1024

Интересно, что вопрос о «раноядении» гораздо чаще встречается в текстах, обращённых к женщинам, чем к мужчинам. В вопросниках для мужчин статья встречается только в том случае, если парный вопросник для женщин также её содержит. Выше приведён наиболее полный вариант статьи: в большинстве текстов вопрос был короче. Разбираемая статья не отличается разнообразием; только в одном тексте добавляется, что кающаяся ела «втаи» (тайно).

1.3. Единичные статьи

Как видим, разбиравшиеся выше статьи имели широкое распространение и присутствовали во многих текстах. Помимо них встречается ещё несколько статей, касающихся соблюдения поста, которые читаются в текстах из одной рукописи – их единственного списка.1025 Ни в одной из других известных рукописей нет дополнительных статей о посте. По всей видимости, перечисленные ниже статьи принадлежат одному автору. Так, в вопроснике М-Соф. 875 записано подряд два вопроса: «Дары святыя взял и не стерпел до конца говения? Или Великого Поста не сохранил?»1026 Эти статьи могут подразумевать нарушение не только пищевых, но и других правил и запретов (половое воздержание, запрет на веселье: пиры, песни, игры и др.), актуальных во время поста.

В вопроснике Ж-Соф. 875 находим ещё одну статью: «Детя сосила на третье говение?»1027 Считалось, что младенцы соблюдают пост через постящуюся мать или кормилицу. Так, в «Вопрошании Кирика» разрешается кормить младенца перед причащением, но мать или кормилица должна соблюдать положенный пост, – таким образом, младенец постится через постящуюся мать: «Пакы прашах сего: коли крестять детя, егда же есть не раздрешено, даже не принесут его ни на вечерню, ни на заутреню, ли роботою, или убожьствомь, или како хотяци, и дома ничтоже не пели ему, дати ли ему причащение на литургии? – И повеле дати: даи, рече. То кто, рече, кормить детя, или родная мати, или кормилица, да не ясть до обеда; аще ли ясть, то не дай детяти причащения. А на обеде не ясти еи мяса, ни молока до осмаго дни, ни единои».1028 Согласно «Вопрошанию Кирика», здорового ребенка полагалось кормить грудью только на протяжении первого поста; затем младенец считался достаточно большим, чтобы соблюдать пост и не вкушать молока. Однако и в этом случае составители сохраняют гуманность и учитывают самые разные обстоятельства, не считая главным соблюдение буквы правила. Так, в «Вопрошании Кирика» разрешается кормить больного ребёнка не только на второй пост, но даже пять лет подряд: «Достоит ли, рече, другое говение молоду детяти обаче молоко ести, аже будет болно? – Ци луче уморити? Аще ли матерь одину, то хотяче 3 лета, или 4, или 5, аже не будет другаго детяти по нем».1029 Заметим, что в XII в., когда правило было зафиксировано в «Вопрошании Кирика», в русской православной церкви было три больших поста: Великий, Петров (Апостольский) и Филиппов (Рождественский). Учитывая относительно равномерное распределение постов в течение года, младенца, самое раннее, переставали кормить грудным молоком в возрасте четырёх месяцев (если ребёнок рождался в ноябре, перед Филипповым постом, то отнимать его надо было к марту, перед Великим постом) Однако с XIV в. на Руси начинает соблюдаться Успенский пост,1030 и ситуация меняется. Теперь если ребёнок рождался в июне, то, согласно прежним правилам, его следовало полностью переводить на постную пищу уже к августу. Однако одновременно меняются и церковные правила относительно поста для младенцев. Исповедные вопросники свидетельствуют о том, что в XVII в. общепринято было переводить младенцев на постную пищу не со второго, а с третьего поста. С уверенностью можно сказать, что такой обычай был принят намного раньше XVII в. Таким образом, младенцев стали переводить на постную пищу в шесть-восемь месяцев.

2. Пищевые запреты и излишества

Вопросов, касающихся невоздержанности в пище и употребления запретных («нечистых») продуктов, не так уж много, и они достаточно устойчивы. Практически в каждом тексте встречается хотя бы один, а часто несколько вопросов, затрагивающих тему чревоугодия.

2.1. Употребление «скверной» пищи

«Едала ли еси скверно что и давленину?» – статья, известная по большинству вопросников для мужчин и женщин. Перечень запретных продуктов разнится в отдельных текстах, но в целом составляет чёткую систему запретов. В основном упоминается мясо «нечистых» животных: «бобровина», «векшина», «медведина», «кровь животных или молозиво и давленные зайцы и тетерева», «конина в погани».1031 Кроме того, запрещалось есть «звероядину» и «давленину». Чаще всего упоминаются медведина, бобровина, векшина (от векша – белка), так что в некоторых текстах составитель считал возможным привести одно из наименований и отказаться от дальнейшего перечня, закончив вопрос словами: «или иных скверных мяс не едал ли?». Термины, употребляемые в статьях, свидетельствуют о том, что составлялись они на Руси, хотя сама тема «скверноядення» намного древнее русских исповедных текстов. Пищевые запреты восходят к ветхозаветным текстам, в которых скрупулёзно перечисляются «нечистые» животные, а также запрещается вкушать кровь животных, поскольку кровь считается материальным вместилищем души живого существа. В момент смерти необходимо позволить стечь крови убитого животного на землю, только в этом случае его потом можно употреблять в пищу. Если же кровь осталась в теле животного, то его нельзя есть, даже если животное относится к разряду «чистых». Отсюда запрет употреблять в пищу погибших от удушения («давленных») животных. Поэтому нельзя есть «звероядину», т. е. добычу, пойманную и убитую (задавленную) хищниками и по какой-то причине недоеденную ими; поэтому порицалось увлечение охотой.1032

Обратим внимание на упоминание конины, которую кающийся мог есть «в погани». Это чтение известно по тексту XIV в. М-Соф. 1056, причём вопрос в такой формулировке читается только в тексте, обращённом к мужчинам. В парном тексте для женщин, записанном в той же рукописи на соседних листах, мы видим традиционный вопрос о бобровине и векшине. В вопросниках XV–XVII вв. статей о «конине в погани» не встречается. Этот пример показывает, насколько точно соответствовали исповедные вопросники реалиям того времени, когда они были составлены. Вопрос, подразумевающий долгое пребывание мужчины среди «поганых», основу пищи которых составляла конина, запретная для христианина, теряет актуальность в XV–XVII вв., но полностью сохраняет её в XIV в.

2.2. Пьянство

«Упился без памяти?»1033 вопрос, хотя и не был настолько распространён, как предыдущий, тоже встречается в текстах, обращённых к мужчинам и к женщинам. В статье редко появляются разночтения. Лишь в одном тексте сохранилось интересное выражение: «Или пила еси в чаши и блевала еси?»1034 В вопроснике женщинам указывается на последствия пьянства: «Или будешь напилася бес памяти и блуд створил некто с тобою?»1035 В двух парных текстах для мужчин и для женщин прибавлена епитимья 7 дней поста, в духовническом поучении первой трети XVI в. – 8 дней.1036 Во всех остальных текстах епитимья отсутствует. Впрочем, питие не всегда осуждалось: жития святых сохранили примеры чудес, прославляющих Бога, происшедших с человеком в состоянии опьянения.1037

2.3. Рвота

«Блевал, обьядся или упився?» – статья встречается в большинстве вопросников, обращённых как к мужчинам, так и к женщинам. В некоторых текстах подчёркивается пьяное состояние человека: «упився допьяна».1038 В других вопросниках слова об объедении или пьянстве вообще опускаются. Епитимья, назначаемая за этот грех, составляет 40, 30 или 20 дней поста1039 – достаточно суровые епитимьи, учитывая, что интересы других людей не были задеты.

С предыдущей статьёй сходен вопрос, затрагивающий христианские святыни: «Дору ед, блевал?», одинаково часто встречающийся в текстах как для мужчин, так и для женщин. Вопрос подразумевает не просто чревоугодие, но осквернение святыни, которая таким образом оказывается в грязи, где её могут растоптать ногами или съесть псы. Подобное описание часто встречается в поновлениях, предназначенных для священников: «Согреших, всю нощь пиях, и заутра правил не отправя, ни вечерни, ни нефимона, ни полунощницы, ни заутрени, ни часов, ни канонав, а обедню служих, и паки в пиянство впадохся и блевах вечере, а иногда нощию, и наутрие литургисах, и того дни в запоистве блевах, и блеваное пси поядоша, и сам по тому месту хоих, и инии мнози».1040 Время считается сутками: святыня будет осквернена, если несчастье произойдёт меньше, чем спустя сутки после причастия. Так, в некоторых текстах уточняется: «блевала <...> того дни или тое нощи».1041 Понятие святыни раскрывается по-разному: помимо «даров» и «причащения» упоминаются «хлебец Богородичен», «просфира», «святые тайны». Часто добавляются слова о том, что казус произошёл в результате пьянства или объедения «по грехам того дни». Обычно епитимья составляет 40 дней поста,1042 но в некоторых текстах наказание значительно отличается. Епитимья колеблется от года до 7 и даже 3 дней поста.1043

В более поздних текстах предусматривается и обратная ситуация: «Или блевав дору или просвиру ела еси?»1044 Таким образом, рвота сама по себе считалась нечистой и оскверняла человека, так что он уже не мог приступать к причастию. То, что главным во всех приведённых статьях является осквернение святыни, показывает ещё один вопрос: «Просвири не ядал еси, крохи не уронил еси?»1045 Статья, хотя и не говорит о чревоугодии, приводится здесь, поскольку наглядно демонстрирует трепетное отношение даже к крошкам освящённого хлеба, упавшим в грязь.

2.4. Лакомство тайком

«Или лакомовал еси и таиноядение держал еси?»1046 – редкая статья, встречающаяся всего в двух парных текстах для мужчин и женщин, известных по единственному списку. Ещё в одном тексте присутствует краткий вариант вопроса на ту же тему: «Или втаи ял?»1047 Возможно, статья появилась в мирских вопросниках под влиянием монашеских, поскольку в основной редакции вопросника для иноков, присутствовавшей практически в каждом требнике, имелись вопросы: «Не ял ли еси отаи в кельи своей? Не пил ли еси отаи без спрощения игуменова?». Учитывая, что эти вопросы постоянно были перед глазами у составителей и переписчиков чинов исповеди, неудивительно, если разные редакторы независимо друг от друга вносили ту же статью в вопросники для мирян.

* * *

1019

М-Соф. 1101: Соф. 1101, л. 182–185 об.; Ж-Соф. 1101: Соф. 1101, л. 185 об.–188; Ж-Q.I. 235: Q.I. 235, л. 12–12 об.; М-Соф. 839: Соф. 839, л. 181 об.–182 об.; M-Mих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; М-Погод. 310: Погод 310, л. 95 об.–98. 130 об.–135, 236–237 об.

1020

ЧЖПеч.тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об.; ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.; Ж-Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод (ГИМ) 898, л 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; Ж-Q.I.235: Q.I. 235, л. 12–12 об., М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98, 130 об.–135, 236– 237 об.

1021

ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.

1022

ЧЖПогод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.; М-Петр. 94: П.І. А 94, л. 225–228.

1023

М-КДА 174: КДА 174л, л. 262–265, О.I.100, л. 37 об.–40 об.; Ж-О.I.100: О.I.100, л. 46 об.–49; ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804, л. 42–44 об., Ж-О.I. 473: КДА 174л, л. 265 об.–268, Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99, П.І.А 94, л. 228–230, ЖПогод. 139: Погод. 439, л. 179 об.–181; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.

1024

Смирнов С.П. Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта М., 1913. С. 166–167. Там же см. библиографию поучений, говорящих о говении, регулярности причащения к исповеди.

1026

М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.

1027

Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.

1028

РИБ. Т. 6. С. 39.

1029

Там же. С. 57.

1030

Мансветов И. О постах Православной восточной церкви М., 1886. С. 81–82.

1031

М-КДА 174: КДА 174л, л. 262–265. О.I. 100, л. 37 об.–40 об.; М-Соф. 839: Соф. 839, л. 181 об.– 182 об.; М-КБ 530/787: Кир.-Бел. 530/787, л. 147 об.–149 об.; М-Колоб. 176: Колоб. 176, л. 8 об.–9 об.; М-Соф. 836: Соф. 836, л. 185 об.–186 об., М-Соф. 1056: Соф. 1056, л. 100 об.–101 об.; М-Соф. 1073: Соф. 1073, л. 18–19; М-Мих. Q 9: Мих. Q 9, л. 165 об.–167, Соф. 1090, л. 460–472 и 529–531. Типогр. 385, л. 47 об.–48; М Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72. л. 46–50, Арханг. Д. 73. л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062, л. 185–189, Q.I. 851, л. 153 об.–157 об.; MПогод. 314: Арханг. Д. 71, л. 164–165 и 170 об.–171, Погод. 314, л. 179 об.–181, Солов. 1099/1208, л. 179–180. Соф. 1089, л. 103–104; М-Печ.тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218. 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

1032

О других причинах осуждения охоты говорится в Главе 10, посвящённой развлечениям.

1033

М-КДА 174: КДА 174л, л. 262–265, О.I.100, л. 37 об.–40 об.; М-Соф. 839: Соф. 839, л. 181 об.–182 об., 195 об.–197 и 197–198, Соф. 1061, л. 191–193 об., Соф. 1088, л. 358–360 и 360–361 об.; Ж-Соф. 849: Соф. 849, л. 148 об.–149 об., Ж Печ. тр.; В 5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 261 об.–270, М-Погод. 310: Погод, 310, л. 95 об.–98, 238–238 об. и 130об.–135, 236–237 об.; Ж-Соф. 836: Соф. 836, л. 187–188; Ж-Q.I.235: Q.I.235, л. 12–12 об.; ЖО .I.473: КДА 174л, л. 265 об.–268, ПІА 94, л. 228–230; М-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370; Ж-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 382 об.–385.

1034

Ж-Соф. 849: Соф. 849, л. 148 об.–149 об.

1035

Ж-О.I.473: Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99.

1036

В-5636/35 (ВСМЗ), л. 113–115 об.; М-Соф. 839: Соф. 839,. л. 195 об.–197, Соф. 1088, л. 358–360; Ж-Соф. 839: Соф. 839, л. 197–198. Соф. 1088, л. 360–361 об.

1037

Левин И. Чудеса пьянства: «хмельное питие» в русской агиографии и чудесах святых ХѴII века // Двоеверие и народная религия в истории России. М., 2004. С. 110–121.

1038

ЧЖПогод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об.; Ж-Соф. 875: Соф. 875, л. 133–134 об.

1039

М-Соф. 839: Соф. 83, л. 195 об.–197, Соф. 1088, л. 358–360; Ж-Соф. 839: Соф. 839, л. 197–198. Соф 1088, л. 360–361 об.; М-Соф. 848: Волок. 85, л. 263–265. Вят. 157, л. 236–237. Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28, Соф. 716, л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848, л. 243 об.–246а об., Соф. 1062, л. 207–211, Q.I.729, л. 174 об.–173, 33.4.32, л. 91 об.–94; М-К Б 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

1040

1.2.23, л. 139–139 об.

1041

ЧЖ.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, О.I.100, л. 30 об.–32 об.; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.

1042

Жих. Q 9: Мих. Q 9, л. 167 об.–168 об., Соф. 839, л. 182 об.–184; Ж-Соф. 839: Соф. 1088, л. 360–361 об.; М-Соф. 848: Вят. 157, л. 236–237, Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28. Соф. 716, л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848, л. 243 об.–246а об., Соф. 1062, л. 207–211, Q.I. 729, л. 171 об.–173, 33.4.32, л. 91 об.–94.

1043

Ж-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 240 об.–242 об., Арханг. Д. 168, л. 9 об.–12, КДА 174л, л. 299–301, Колоб. 176, л. 6 об.–8 об., Погод. 306, л. 27–29, Соф. 1061, л. 193 об.–195 об.; ТСЛ 232, л. 35–36 об., ТСЛ 235, л. 22–23 об., F.I.100, л. 156–157; М-Соф. 839: Соф. 839, л. 195 об.–197.

1044

ЖПеч. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

1045

М-Соф. 838: Соф. 838, л. 191–191 об.

1046

М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482 и 531–532 об.

1047

МСоф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle